Храните память

Общеизвестно  высказывание: «Человек жив, пока жива о нём память». Церковь в селе Солдатское была отстроена в 1995 году, строительство завершилось 10 августа. Именно в этот день сельчане ждут приезда священников из других приходов, поэтому в этот день на службу собирается много людей. Мы с дочерью пошли на утреннюю службу. В 2011 году дата была  не юбилейная,  и почётный гость был всего один, но служение прошло замечательно, я отговела и причастилась. После причастия я всегда чувствую себя легче,  и это не самовнушение, будто тяжёлый камень спал с души.
Пришла домой, и захотелось мне сходить на кладбище к маме на могилку. На кладбище  так тихо, мёртвые никуда не торопятся, птицы им поют вечную колыбельную. Люблю посидеть, подумать, так хочется, чтобы усопшие родные слышали тебя, их души витают рядом. Мысли о том, что «все мы в этом мире тленны», не пугают, ведь это жизнь.
Мой крестник Саша погиб год назад в автомобильной катастрофе, такая беда, чем могла я помочь его матери? И я написала стих в память о прекрасном парне, ему было всего 27 лет. Мать Саши просто обезумела от горя, бросила дом в деревне ( а надо сказать, что долго строили они  этот прекрасный дом, вот только муж Коля погиб трагически очень рано, а тут и сын) и уехала к дочери в Днепропетровск. Жила до аварии дружная семья, да горе всех разлучило, рассорило.
Прошёл год, Валя (мать Саши) приехала на лето к свекрови, которая « мыкала своё горе» в деревне, а люди злы: старались за этот период ещё больше рассорить Валю с тетей Таней. Обе женщины трудолюбивые, аккуратные, некогда работавшие заодно для достижения общего благополучия, стали копить обиду друг на друга, а «доброжелатели» лишь «подливали  масло в огонь».
Целый год  мать мечтала поставить достойный памятник сыну и сделала это, да ещё  мужу и свёкру обновила, вокруг могилок уложила брусчатку, чтоб бурьян не рос. Пошла и я, посмотреть на памятники, да так и ахнула: на памятнике у Саши были выгравированы  мои стихи. Вечные заботы обременяют нас, мы всегда торопимся, и у нас не хватает времени, даже на близких,  пока мы живы. Как научиться ценить и любить человека при жизни? Всё просто: надо научиться милосердию и состраданию.
Мои дети: сын Игорь и дочь Марина стали замечать, что дедушка Коля не такой бодрый как раньше, ему 73 года. Возраст даёт о себе знать, а весной, вдобавок ко всему, мой папа приболел.  Когда пошёл на поправку, то стал много спать, так организм устал от болезни. Дочь Марина сильно переживала за дедушку, она ведь будущий доктор. Кажется, что жизнь такая долгая, а не успеешь оглянуться, как она пробежала и ты стал старым и слабым, так случилось и с моим папой. Помню, что мой отец всегда работал, любил труд и до самой ночи не знал устали, куда девалась былая прыть? Папа заботился о нас, детях, дал нам хорошее образование, благодаря чему мы имеем  работу и обеспечиваем своих детей. Живём  все под этим небом, радуемся солнцу, а время утекает сквозь пальцы как вода.
В конце августа засобиралась соседка Валя снова в город к дочери,  и так ей тоскливо стало, столько лет связывает её с этими местами. Я уже  давно уехала из  дома, с 1986 года я живу на Севере, и каждое лето езжу в отпуск домой в Украину, к папе. Жаль, что мама умерла так рано, теперь, когда мы стали такие взрослые,  то смогли бы по – настоящему её пожалеть и отблагодарить за её бессонные  ночи, за нежность и ласку.
 По родным местам я скучаю: по майским цветущим садам, по осени с шуршащими кленовыми листьями. Теперь представлю себе соседку Валю, и станет  её жаль,  она вынуждена была уехать, прожив в селе Солдатском до 48 лет, как тяжело  расстаться  в такие годы  с домом родным. А вот если  представить её свекровь, тётю  Таню, как ей тоскливо одной зимой.  Каждый день думала она об ушедших близких, молилась, и слегла с инфарктом. Приехала дочь Тоня (мы с ней учились в одном классе) и выходила мать. Видимо, присутствие дочери  помогло больше, чем лекарства, на которые Тоня денег не жалела. Почему так всё в жизни происходит, ничего не пойму. Попробую предположить, что многое в жизни познаётся через страдание и терпение.
Вернусь к тому, с чего начинала: в церкви люди часто плачут, это душа очищается. Священники такие спокойные, они знают, что их слово доходит до Бога. Побывав в церкви, сам наполняешься спокойствием, спишь замечательно, хочется одарить добром близких. Боже, дай счастья моим детям, пусть проявят они себя как люди только с положительной стороны. Пусть всё будет так легко, словно воды напиться. А какая вкусная вода в колодце у моего папы, вкуснее сока и лимонада, у  моих детей такое же мнение.
Обстоятельства заставили меня уехать раньше, пришло время работать, а Игорь с Мариной (сын и дочь) остались помочь дедушке выкопать картошку. Приходит время ровесников моих детей, теперь они должны помогать взрослым.  Будучи  физически крепкими, дети легко справляются с работой, и это укрепляет кости и мышцы, способствует сохранению здоровья.  Важно формировать в сознании детей благодарность за доброе отношение к ним, они вырастают, набираются сил, а взрослые стареют, так устроен мир. Печальна судьба человека, если он не может рассчитывать на помощь близких и детей. «Для  человека нет ничего хуже печали»,- сказал Менандр. Трудно не согласиться с данным высказыванием.  Радость окрыляет человека и продлевает жизнь, весёлому человеку легче найти друзей, с ним легче общаться.


Рецензии