По справедливости

Быль
Около одного абхазского селения в камнях жили змеи. Люди и змеи занимались своими делами, растили детей, и с незапамятных времен установился настоящий, хотя и неписанный закон: уважать друг друга и территорию, на которой жили. Люди обходили стороной каменные жилища змей, даже если торопились и хотели сократить путь в соседние селения. А змеи никогда не заползали на территорию людей, даже когда их увлекала охота за добычей.
Но однажды напали на селение враги. Храбро защищались жители. И хотя много их погибло, врагов изгнали. Но, убегая, захватчики успели поджечь несколько домов на окраине аула. А огонь — лето было жаркое — по сухой траве добрался до змеиных гнезд. Немногие из большого змеиного семейства спаслись. Но и эти спасенные были обречены. Горные речки высохли, трава тоже и охотиться было не на кого. Огонь врагов истребил лягушек, насекомых, всякую мелкую живность.
Старейшина аула первый увидел, какая беда пришла к змеям. Он собрал всех жителей и сказал:
 —  Много поколений мы жили как добрые соседи. Людям есть чем помочь змеям.
 —  Чем? — удивились люди. — У нас у самих нет ничего — враги отобрали все.
— А наши козы, что пасутся высоко в горах? Молоком станем спасать соседей.
И вот каждое утро и каждый вечер у камней, где жили змеи, в плошках, мисках, пиалах появлялось козье молоко. Люди делились со змеями единственным, что у них было.
Змеи выжили. А когда наступила зима, появилась вода и змеи уже сами добывали себе пищу, начало появляться у них и потомство. Снова воцарились мир и покой.
Прошло несколько лет. И вот однажды приехал в аул новый человек — на жительство. Очень ему понравился этот красивый уголок земли. Был он еще не женат, хотя и не очень молод. Встретили его радушно и с надеждой. В горном селе всегда рады сильным мужским рукам.
Человек был умелым, рукастым, смекалистым, со всеми вежливым. Но не легли к нему души людские. Если делал что-то — даже для соседа — не забывал сказать, сколько это стоит. Как бы шуткой. Никогда не торопился с помощью кому-то. И в дом к себе неохотно пускал — и то не всегда. Не потому что был богатеем и боялся за свои «сокровища». Он просто не доверял никому и не любил никого. И скоро оказалось, что он как бы в стороне от всех.
В один из дней он отправился в соседний аул — и пошел через змеиную территорию. Донельзя удивленные змеи выползли из-под камней и стали с изумлением его разглядывать. А он, увидев змеиное семейство, решил, что они изготовились напасть на него. Он начал хватать камни и бросать в змей. Те, растерявшись от неожиданности, не успевали заползать под камни и погибали. Этому человеку удалось ранить и главу змеиного семейства. Но змея была так велика и такой гнев ее почувствовал человек, что решил: она бросится сейчас на него и укусит. Уже замахнувшись новым камнем, он не бросил его, а пустился бежать обратно, в село.
Когда старейшина узнал о побоище, снова собрал жителей аула. Привели и этого человека.
— Много поколений мы жили со змеями как добрые соседи, — повторил он фразу, сказанную в тот засушливый печальный год, когда напали враги. — Ты единственный, кто нарушил закон добрососедства. И не только добрососедства. Ты нарушил Божий закон, что гласит: «Да любите друг друга». Ты нарушил священный закон дружбы. Нам не нужен такой сосед. Иди с миром, чужак, из нашего аула. Мы не сделаем тебе зла, как ты змеям. Н если сегодняшняя ночь застанет тебя здесь, змеи ответят за зло злом.
Человек ушел, оставив свой дом. И все, что в нем было. Поошло несколько лет. Люди по-прежнему жили в мире со змеями, и на их общей земле царил покой. Никто не вспоминал об этом человеке, не видел и не слышал о нем. И в дом его не заглядывал никто.
И вот однажды он снова появился в ауле. Какой-то важный документ оставил он тогда в доме. Хотя он привез подарки и угощение сельчанам, никто не пришел на его званый вечер. Ос собрался наутро уехать обратно.
Старейшина аула, встававший всегда раньше всех, очень удивился, что близился полдень, а чужак все не уезжал. Он подошел к его дому. Было тихо. Дверь не заперта. Старейшина вошел и с изумлением увидел: человек, сидел за столом, руки его лежали на столе, а между его руками сидела, свернувшись кольцом, большая змея и спокойно смотрела на старейшину.
Тот все понял: убив убийцу своих детей, мать змеиного семейства хотела, чтобы все люди аула знали: это сделала она, и это по справедливости.
— Как же она его узнала через столько лет? — удивился старейшина.
Змея, глядя ему в глаза, будто ответила:
— Я его помнила всегда!
 Поговорив глазами со старейшиной, Змея-мать неторопливо раскрутилась, и прежде чем она исчезла, старейшина увидел глубокую вмятину на ее красивом, отливающем серебром длинном теле — отметину бессмысленной злобы человека.


Рецензии