Улисс ослепительный

   





Юбилейный творческий вечер Константина Кедрова. 05.12.12. Фото © A. Stepanenko (ugolzreniia), 2012
Юбилейный творческий вечер Константина Кедрова. 05.12.12. Фото © A. Stepanenko (ugolzreniia), 2012


Портрет Джойса выполненный моим двоюродным дедушкой Павликом ЧелИщевым




Литературоведы, пишущие о нем, не очень-то цитируют его прозу. Слишком велик риск утонуть в океане пародий, самопародий, иронии, самоиронии и чистейшего сюра. А если напрямую, то можно и схлопотать: "Я вам заявляю, что Бог это самый потрясающий бизнес и все по-честному. Он есть самая сверхвеличайшая хреновина..." Это Джойс, господа, с ним не соскучишься. Джойса запрещали не только в СССР, но и в США. Понадобилось специальное судебное решение, что "Улисс" не является порнографией, а там ведь при желании можно еще и богохульство узреть, и узрели.

Многие слишком доверчиво прильнули к литскрижалям гениального выпускника иезуитского колледжа и поверили, что ирландский еврей Блум на самом деле современный Улисс. Одиссей, конечно, просвечивает в похождениях по Дублину, но все сочится библейским эросом Соломона, обложившего себя на смертном одре голыми девственницами. Правда, вместо гарема тут библиотека, но посудите сами: "Сегодня в библиотеке, дипломницы. Блаженны стулья под ними". "Улисс" еще и роман о молодости, которая не умещается в плоти и изливается новыми и новыми текстами, каждый из которых по-своему неожидан, прежде всего - для самого Джойса. На протяжении романа и даже после его прочтения мы пытаемся завершить путешествие. И не можем. Поэтому вместо финала у него некая католическая иезуитская аллегория: "Пуговицы на одежде алмазные и рубиновые. В левой руке он держит тонкую палочку слоновой кости с лиловым бантиком. Белый агнец выглядывает из его жилетного кармана". Вас интересует, что хотел сказать автор? Автора тоже это очень интересует.

Дублинцы бережно хранят память об этом романе. Башня, с которой начинается путешествие, превращена в музей. Воссоздана вся обстановка, даже гамак висит. Для дублинцев "Улисс" - как для нас "Мастер и Маргарита". Дублин стал всемирной литературной меккой, туда съезжаются отовсюду и бродят по джойсовским местам - башня, библиотека, пивная... Одновременно, по замыслу писателя, это органы тела. Все их я не в силах вспомнить, но твердо знаю, что библиотека - голова. Не рискую перечислять более интимные части тела. А Джойс рискнул. Так что историки литературы напрасно пытаются навести здесь порядок. Это все равно что ворваться в спальню к молодоженам и вести оттуда документальный репортаж. Тут взглядом со стороны ровным счетом ничего не увидишь. Джойс узнаваем разве что в кинематографе ХХ века. Кокто, Хичкок, Годар, Антониони, Феллини, Висконти под его несомненным обаянием и влиянием. Он утверждал, что после прямого взгляда на солнце ботинок покажется лишь желтым пятном. Вот из таких солнечных пятен вся его писательская палитра. Жизнь ослепительна, если смотреть на нее глазами автора "Портрета художника в юности", "Улисса" и "Поминок по Финнегану".

Воспользовавшись приемом самого Джойса, спросим: что нового принес в этот мир писатель, проживший всего-то почти 59 лет? В "Портрете художника" мальчик замирает от ужаса потому, что так и не знает толком, где кончается Вселенная. Скорее всего нигде, как и вся проза Джойса, уходящая и уводящая в бесконечность..
В


Рецензии