Статист

Жаркая июньская ночь медленно опускалась на древний нетронутый лес, во многом сохранивший свой первозданный лик. Люди редко в него захаживали, так как на протяжении многих километров вокруг не было ни единого поселка. Поэтому здешняя природа еще не научилась испытывать страх перед человеком.

Прямо посреди леса разлилось небольшое озеро, в котором было полным-полно рыбы. Об этом озере почти никто не знал, а кто знал - предпочитал помалкивать, чтобы вездесущие отдыхающие и браконьеры не загадили это место, превратив его в очередную свалку.

Марк, Ольга и Сергей сидели на берегу, любуясь дикой пляской огоньков пламени костра. В котелке, закрепленном на треноге, потихоньку закипала вода. Разделанная рыба лежала рядом на полиэтиленовой клеенке.

- Хороший улов сегодня. Уха будет что надо, - нарушил молчание Сергей. - Может искупаемся?
- Так ведь солнце зашло, кто же купается ночью? - удивилась Ольга.
- Тот, кто воды не боится, - рассмеялся Сергей, стаскивая с себя футболку. - Марк, ты со мной?
- Пожалуй, воздержусь. Вдруг прийдется тебя спасать, Олька сама не справится.
- Вот типун тебе! Смотрите и завидуйте, - Сергей разделся до плавок и уверенно вошел в прохладную воду.
- Было б чему завидовать, - Марк поднял с песка длинную палку и принялся ворошить сучья в костре. Огонь обрадованно зашипел и жадно набросился на них, разгораясь с новой силой.
- А где соль? Воду пора солить.
- Ой, а соль в палатке, наверное, - встрепенулась Ольга. - Сейчас схожу принесу.
- Пошли вместе, я тебе посвечу, - Марк взял фонарик и они с Ольгой направились к палатке.

- Эх, ребята, зря вы со мной не пошли, - довольный Сергей вышел из воды и, прыгая на одной ноге, подошел к костру, чтобы немного согреться и обсохнуть. - Ребята, вы где?
- Мы сейчас, - прокричал Марк из палатки, - соль никак не можем найти.
- Конечно не можете. Я ее тут, около себя положил и немного песком присыпал, чтоб не упала.
- Ну тогда мы сейчас, - рассмеялась Ольга в ответ. - Посоли воду пока.
- Вот еще сладкая парочка, - обиженно проворчал Сергей, бросая в котелок щепотку соли, и принялся мешать кипящую воду ложкой. - Я так и знал, что никакого толку от нее на рыбалке не будет.
Тем временем над верхушками деревьев показалась луна и нарисовала ровную яркую дорожку на сонной водной глади. Сергей присел рядом с костром и, подперев голову ладонью, закрыл глаза, позволяя тихому шелесту волн подхватить его мысли и увести за собой...

- Простите, не помешаю? - раздался вдруг позади незнакомый голос. Сергей вздрогнул от неожиданности и обернулся.
- Вы кто? Что вам нужно?
Перед ним стоял рослый мужчина в плаще и темных очках, несмотря на невероятно жаркий день и на то, что солнце уже давно скрылось за горизонтом.
- Нет-нет, не бойтесь. Простите, если я вас испугал, - поспешил извиниться мужчина. - Просто сегодня моя ночь, а здесь - мое обычное место. Я, как и вы, прихожу сюда отдохнуть. Позвольте посидеть рядом. Обещаю не есть вашу уху и не вмешиваться в разговор.
- Уважаемый, вы случайно не заметили, что берег как бы широк, а лес - огромен? - разозлился Сергей. - Портить другим отдых невежливо.
- Но у вас уже есть костер. Неразумно отравлять здешний воздух еще одним, - незнакомец снял плащ и постелил его на песок. Затем уселся и достал из нагрудного кармана блокнот и огрызок карандаша.
- Я совершенно не буду вас стеснять, - сказал он и принялся медленно листать страницы. Вдруг остановился, взял карандаш и что-то зачеркнул уверенным движением руки.

- Сергей, кто это? - спросил Марк. Они с Ольгой наконец вернулись, захватив с собой пластиковые стаканы и начатую бутылку кагора.
- А я почем знаю, он сам подсел, - Сергей явно был расстроен. “Сначала Олька со своими ахами да охами, “как же я без моего котика”. Теперь этот”, - думал он, чувствуя, что отдых потихоньку становился безнадежно испорченным.
- Дорогой, а не пошел бы ты? - поинтересовался Марк и легонько толкнул незнакомца. - Что-то не нравится мне, как ты обнаглел.
- Красный шарфик, маечка в горошек. А ведь зима, - произнес незнакомец, не отрываясь от записей. - Да вы не бойтесь, я скоро уйду.
Марк побледнел, сделал шаг назад и застыл с широко открытыми глазами.
- Ты чего? - испугалась Ольга, схватив его за руку. - Тебе плохо?
- Нет, все нормально, не переживай, - ответил Марк и, легонько отстранив ее от себя, сел на свое прежнее место. - Что у нас с ухой?

Некоторое время они сидели молча, уставившись в костер и нерешительно поглядывая друг на друга. Напряженную тишину лишь изредка нарушал громкий треск горящих веток да тихое шуршание карандаша. Незнакомец то и дело что-то вычеркивал, уставившись в блокнот, и был полностью поглощен этим занятием.
- Все-таки у некоторых людей напрочь отсутствует совесть, - наконец произнесла Ольга. - Вот у меня бы и в мыслях не было припереться в чужую компанию и нахально занять место без приглашения.
- И не говори, - поддержал ее Сергей. - В кои-то веки выберешься на отдых с близкими друзьями, желая побыть с ними наедине.
Марк угрюмо молчал, не отрывая взгляда от огня.
- Хорошая сегодня ночь, - вдруг сказал незнакомец, продолжая листать блокнот. - Тихая, спокойная. Ясная. А посмотрите на небо, где еще вы увидите сразу столько прекрасных звезд?
- А мы не на звезды смотреть приехали, а отдохнуть, поболтать и весело провести время, - рассержено ответила Ольга. - Да что вы там все время вычеркиваете? Достало уже.
- Людей он вычеркивает, - вдруг отчеканил Марк. - В блокноте у него имена. И как только кто-то умрет - он его тут же вычеркивает.
- Что за глупости? Не выдумывай, - возмутилась Ольга.
- Я не выдумываю. Красный шарфик, майка в горошек... Брат у меня пропал, младший. Когда я еще малой был. Вот таким его и нашли. Зимой, в лесу. Мать каждый день ревела. Милиция днем и ночью приходила с вопросами. А сразу после похорон мать не выдержала - и в петлю. Но не умерла, успели вытащить. Рассказывала мне потом, что этот к ней приходил, да все уточнял, вычеркивать или не вычеркивать. Она просила вычеркнуть, но он ответил, мол, у тебя еще один ребенок есть, пропадет без тебя. И исчез. Тут ее из петли и вытащили. Мать его демоном называла.
Сергей вдруг почувствовал неясный страх. Незнакомец молча усмехнулся.

- Кому еще твоя мать об этом рассказывала? - спросила Ольга.
- Да вся деревня знала.
- Ясно. Вам не стыдно? - обратилась Ольга к незнакомцу. - По-моему, это очень глупая шутка.
- Шутка, совпадение. А может намерение? Вы, Ольга, ведь тоже о многом предпочитаете молчать, пытаясь подыскать отца своему ребенку.
- Ну знаете! - выдавила из себя Ольга, внезапно покраснев. Затем налила полный стакан вина и залпом осушила его.
- Какого ребенка? - удивленно переспросил Марк.
- Я ищу хорошего отца своему будущему ребенку, - Ольга подсела к нему и обняла за плечи.
- А ребенок сейчас у бабушки, - сказал незнакомец. - Все капризничает, не желает ложиться спать. Тянет ручки, требует маму.
- Да кто ты такой! - Ольга вскочила с места и подбежала к незнакомцу, пытаясь вырвать блокнот у него из рук. Но он предусмотрительно успел его спрятать в нагрудный карман.
- Дура ты, - произнес незнакомец с укором в голосе. - Считаешь его помехой, пытаешься вычеркнуть из своей жизни. Мужчина непостоянен, а ребенок будет при тебе до самой смерти.
- А ты пробовал растить детей без денег, без поддержи? Ты знаешь, как это трудно? - Ольга разревелась и обессиленно упала на песок, закрыв глаза руками и содрогаясь от слез. Марк прилег рядом, нежно ее обнял и принялся гладить по голове и что-то тихо шептать ей на ухо.
- Да уж, ночь сюрпризов и откровений получается, - глубокомысленно изрек Сергей, внимательно разглядывая незнакомца.
Тот снова достал блокнот и принялся его перелистывать.
- К лучшему, все к лучшему.
Произнеся эти слова, он вдруг вырвал целую страницу, смял и забросил прямиком в костер. Сергей лишь успел заметить, что она исписана предельно мелким почерком. Он смотрел, как вырванная страница постепенно обугливается и рассыпается черной золой. И ему вдруг стало страшно.
- Неужели сразу так много? - спросил он. Незнакомец молча кивнул.

Перевалило далеко за полночь. Ольга уже успокоилась. Они с Марком сидели рядом, прислонившись друг к другу. Одной рукой она обнимала его за шею, а другой мешала уху.
- Доставайте тарелки, мальчики, - ласково сказала она, и Сергей поразился резкой перемене. Будто тяжелый груз, невероятно сильно давивший на нее все это время, наконец свалился с плеч.
- А тарелки в палатке, наверное. Сейчас пойду принесу.
- Сиди, мы сами, - ответил Марк. - Заодно немного развеемся. Такая жара тут, у костра.
- Хотите мы и вам тарелку возьмем? - спросила Ольга у незнакомца. Тот отрицательно кивнул.
Ольга и Марк не спеша направились к палатке и Сергей снова остался с незнакомцем наедине. Он вдруг осознал, как много вопросов накопилось у него за всю жизнь. Но совершенно не представлял откуда начать.
- А жизнь после смерти существует? - наконец решился Сергей.
- Понятия не имею, - пожал плечами незнакомец. - Я ведь еще жив.
- И вы не знаете, что происходит с душами тех, кого вычеркиваете?
- Нет. Я статист, - незнакомец старательно что-то зачеркнул. - Веду учет, не более.
- А про Олькиного ребенка откуда узнали?
- В записях подсмотрел, - незнакомец снова вырвал страницу и вздохнул. - Какая беспокойная ночь.
- А Бога вы видели?
- Сергей, ну что вы пристали, как банный лист. Интересуют вопросы бытия - почитайте Канта, - незнакомец захлопнул блокнот и открыл его с самого начала. - В свое время сами все увидите и узнаете.
- Так я ведь понять хочу, все ли делаю в жизни правильно.
- Лично я к вам претензий не имею, - незнакомец вычеркнул очередную строчку и перевернул страницу.
- А вы, случайно, не знаете? - Сергей вдруг запнулся от сильного волнения. - Знаете, когда я умру?
Незнакомец на минуту оторвался от блокнота и пристально посмотрел на Сергея.
- Желаете запланировать определенную дату?
- Нет, наверное, - тихо произнес Сергей, почувствовав, что у него сильно пересохло во рту.
- Ну, нет, - так нет, - незнакомец снова углубился в блокнот.
Сергей загрустил и уставился на огонь, весело облизывающий котелок.
- Сергей, - тихо окликнул его незнакомец. Он нехотя повернулся.
- А ведь ты пережил сегодняшний день. Значит, все-таки, приносишь какую-то пользу, - сказал незнакомец и подмигнул.
- Да ладно, великое дело - день пережить.
- Как видишь, не у всех получается, - незнакомец снова что-то вычеркнул. - Засиделся я с вами. Жаль, ухи не попробуете. Знатная вышла.
- Это почему не попробуем? - удивился Сергей.
Незнакомец лишь улыбнулся в ответ - и исчез вместе с плащом, на котором сидел, оставив после себя лишь небольшое углубление на песке.

В тот же миг в нос ударил резкий запах гари. От неожиданности Сергей закашлялся и вдруг с ужасом обнаружил вокруг себя обгорелые головешки там, где мгновенье назад стояли вековые сосны.
- Боже, что это? - испуганно вскричала Ольга, подбежав к нему. Она была бледна как мел. Следом за ней показался Марк. Он оглядывался вокруг, не проронив ни слова и лишь широко раскрыв рот от удивления.
- Сюда, тут кто-то есть! - вдруг раздался крик где-то вблизи и в лицо Сергея ударил яркий свет фонаря. Послышались грузные шаги и перед ними появился какой-то мужчина в защитном комбинезоне.
- Что вы тут делаете? Вы что, не видите, что лес горит? Бегом за мной, а то задохнетесь к чертовой матери.
Мужчина крепко схватил Ольгу за руку и потащил за собой. Сергей и Марк последовали за ним.
Оглянувшись на прощанье, Сергей увидел огромное зарево, которое длинной пылающей нитью тянулось на фоне ночного неба.
- Ветер, - сказал пожарный, указывая пальцем в сторону зарева. - Погнал огонь в эту сторону с бешеной скоростью. Жар, удушливый дым везде. А как вам удалось пережить этот ад?
- Наверное, мы просто очень кому-то нужны, - пожал плечами Сергей и на душе у него стало радостно и спокойно.


Рецензии
Здравствуйте, Костя! Подкупает, что Вы, как автор, очень требовательны к себе. В океане Прозы.ру трудно сориентироваться, тем более, что Вы не афишируете свое творчество. Многие просто не знают о существовании Вашей странички, допустим, какая-то часть читателей не очень интересуется жанром, в котором пишете Вы. Читательские вкусы разные: кто-то любит закрученные сюжеты, кто-то медитативные размышления… Я, например, не смогла осилить «Гарри Поттера» более 10 страниц. Это не мое. А другие зачитываются и, возможно, правильно делают. Поверите ли, что «Филиппок» Л. Толстого оставил в моей душе неизгладимый след, и в детстве я любила его не меньше, чем сейчас «Войну и мир». А кто читал «Войну и мир» целиком? Как Вы понимаете, это выбор каждого. Я обожаю Н. Гоголя, но когда-то с удовольствием прочитала филатовскую «Сказку про Федота-стрельца». Это не одно и то же, но и настроение у нас бывает разное, поэтому хочется разной духовной (а порой и не очень духовной) пищи. Наши вкусы формируются постепенно. Вы заметили, что в больших жанрах сейчас мало пишут? Это не 19 век, когда скрипишь пером потихоньку, когда много уединения, времени для размышлений. Наш век динамичен, мы все спешим, мозг загружен, поэтому малые жанры более востребованы.
Перейдем к Вашему творчеству. У Вас интересное и глубокое мышление, Ваша интерпретация жизни очень поучительна. Вы смешиваете реальность с фантастикой, мистикой, чтобы в итоге Ваши герои смогли лучше понять себя, окружающий мир. Задумываешься о мироздании, о тайнах человеческих судеб. У вас замечательный юмор. Вообще писать в юмористическом ключе довольно тяжело, а Вам и это удается. Не раз Вам писала, что, побывав у Вас на странице, я замечала, как ко мне приходит умиротворение, потому что поневоле погружаешься в тему, начинаешь размышлять, что все не так уж плохо в жизни, или просто улыбаешься, прочитав какую-нибудь из Ваших сказок. Усталость уходит, появляется спокойствие, но все еще долго думаешь о прочитанном, потому что «глубоко» и потому что это о нас, людях.
Ваша лексика довольно хороша для нашего времени, Вы умело сочетаете глубинные слова истины с современным языком (высокое и низкое), а иногда уж такое завернете… Я уже не говорю о специальной терминологии… Вобщем, читаешь –и наслаждаешься и словом, и слогом, и смыслом, и оригинальностью изложения. Это я к тому, что Вам надо писать, не бросайте клавиатуру… Не ждите мгновенного признания (хотя я вижу, вас уже приглашают на конкурсы). Участвуйте. Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть. Ваши неудачи – это тоже часть Вашего литературного опыта. Редкий писатель был известен при жизни, заметьте. История изобилует такими примерами. Вы сами себе строгий цензор. Но, бывает и так: у Вас есть свои любимые произведения, а у читателя – свои (из Вашего творчества). Вот поэзия – несколько не Ваше, тут вам еще работать и работать над техникой, рифмовкой, но идеи все равно хороши.
Костя, Вы обязательно найдете свою нишу в литературе. Обязательно. Но кому приходится рассчитывать на быстрый успех… Пишите, выносите на читательский суд. В каждое новое произведение Вы привнесете новое качество… Творите, но и не сжигайте свой второй том «Мертвых душ»… Время все расставит по своим местам. С глубоким уважением к Вам и Вашему творчеству.

Ли -Монада Татьяна Рубцова   30.03.2013 07:45     Заявить о нарушении
Ох, Ли-Монада...
Так много хорошего написали. Да еще и под произведением, которое мне в пух и прах разнесли. Не знаю что сказать вам даже, кроме Спасибо.
Но проблему вскрыли верно. Я действительно часто ковыряюсь в человеке, совершенно забыв, что рассказчик прежде всего должен повествовать об интересных событиях, развивая сюжет. И в результате получается много банальной "воды".

Решился я все-таки снять часть произведений, дабы не отпугнуть читателя окончательно. Часть из них, думаю, восстановлю после того, как перепишу. Части же на прозе делать нечего.

А что касается "места под солнцем"... Так это ведь не главное. Главное - знать, что то, что ты пишешь, кому-то нужно. Иначе это просто бесполезная графомания :)

Константин Тетерин   03.04.2013 04:29   Заявить о нарушении
Костя, верьте в свои силы. Уже можно говорить об авторской манере, у Вас особый стиль, свой, неповторимый, взгляд на проблему, хороший слог.Конечно, Вы вправе поступать со своими "детками" по своему усмотрению, потому как нет предела совершенству... И прислушиваться нужно к дельным рецензиям, если Вы доверяете этим людям. А если ко всем подряд прислушиваться будете, то просто разрушите себя.

Ли -Монада Татьяна Рубцова   03.04.2013 06:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.