68. Мой отчет о проделанной научной работе

Весь год мы с Юрием Владимировичем Костылевым сначала готовили, а потом проводили эксперименты в камере высокого давления. Тонкостенные цилиндрические пересекающиеся оболочки из оргстекла мы заделывали с торцов заглушками. Эти заглушки были тоже из оргстекла, и склейка их с оболочками велась специальным клеем – дихлорэтаном. Соединение проверялось на герметичность, в противном случае весь эксперимент пошел бы насмарку.

Затем в определенных сечениях на наружной поверхности труб и вблизи контура их соединения наклеивались миниатюрные датчики, за которыми я специально ездил в Москву к разработчикам они только-только появились. Сама приклейка была чрезвычайно ответственным делом, но Юрий Владимирович обладал замечательными качествами умельца, все, что он делал, было всегда отменного качества. Я не помню ни одного случая некачественной приклейки датчиков. Их тестирование перед экспериментом всегда показывало практически полную идентичность статических характеристик.

Каждый датчик, а их одновременно приклеивалось к одному образцу до сотни, соединялся проводами с тензометрической станцией. Провода выводились из камеры через специальную заглушку, обеспечивающую герметичность выводов.

Кроме того в камере было окно из толстого оргстекла для визуального наблюдения за процессом. Внутри камеры была смонтирована специальное подсвечивающее устройство, выдерживающее высокое давление.

Камера заполнялась по трубопроводам водой и герметично закрывалась. После чего начиналось постепенное сжатие воды, обеспечивающее нагрузку на пересекающиеся оболочки. Возникающие при этом деформации фиксировались датчиками, а напряжения, возникающие в оболочках, рассчитывались по простым формулам. Тензостанция обеспечивала быстрый опрос и автоматическую запись поступающей информации. Одновременно велась и высокоскоростная киносъемка процесса с помощью камеры СКС, приобретенной нашим институтом по моей просьбе на выставке ГДР.

В конце года к нам зачастили гости с адмиральскими погонами, – Георгий Сергеевич Мигиренко был весьма впечатлен как самой техникой эксперимента, так и полученными результатами. Поэтому мне пришлось добрый десяток раз рассказывать подробно и об экспериментах, и о самой задаче, ее приложениях и получаемых возможностях для расчетов прочности подводных лодок на больших глубинах в областях соединения их прочного корпуса с рубкой или торпедным аппаратом.

В последние три месяца мы также начали динамические эксперименты, воздействуя на оболочки взрывом небольших зарядов в воде, заполнявшей камеру. Это были довольно опасные эксперименты, поскольку вода представляет собой несжимаемую жидкость, и взрыв мог привести к разрушению камеры. Но мы действовали с осторожностью, нащупывая необходимые параметры взрыва, чтобы впоследствии перейти к масштабным экспериментам. Эти опыты должны были имитировать взрывы глубинных бомб и их воздействие на прочность корпусов подводных лодок и, в особенности, прочности их сочленений с рубкой и торпедным аппаратом.

Отчет о проделанной работе – о проектировании и изготовлении оборудования, об обосновании экспериментов, о проведении экспериментальных исследований, их сравнении и об интерпретации выводов был нашим первым отделом с самого начала засекречен. Я его своевременно закончил и сдал, и он был утвержден моими научными руководителями – членом-корреспондентом Э.И. Григолюком и профессором Мигиренко.

Я на всякий случай включил в него и уже давно сделанный мню теоретический расчет напряженного состояния тонкостенной оболочки в области отверстия (с помощью функций Матье), в т.ч. и в случае, когда отверстие подкреплено кольцами различной жесткости, что имитировало наличие присоединенной оболочки, т.е. фактически решало задачу о пересекающихся оболочках. Расчет был довольно трудоемкий, но я в будущем предполагал производить расчеты численным методом, что чрезвычайно упрощало задачу.

Я полагал, что этот отчет фактически является моей диссертацией. По крайней мере, после написания автореферата и, возможно, некоторой шлифовки положений о научной ценности результатов и практических выводов, которые были очевидны.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/02/02/425]


Рецензии