СуперСтарость или Старание к Старению. Анонс

Уважаемый Человек!

Перед Вами небольшой анонс моей книги. Это большой труд. Я писала её 7 лет. Сейчас я предлагаю её для рассмотрения Издателям и Смелым Читателям.

Книга издана с помощью издательской платформы Ридеро и доступна здесь: https://ridero.ru/books/staranie_k_stareniyu/

Книга о старости.
О смыслах этого слова и возраста, о страхах, стереотипах, о задачах и делах, об осмысленном старении. Я рассматриваю старость без общепринятых предрассудков, просто как возраст, наступающий у всех в определённое время. Я считаю весьма вредным общепринятый разрыв между паспортным, физическим и «возрастом души». Вредным для личности, семьи, общества. Нужна определённая смелость, чтобы захотеть посмотреть на себя открытыми глазами, осознать страхи и подумать о задачах и смыслах возраста, который занимает большое (1/3) и важное (финальное) место нашей жизни.
Собственно анонс из Оглавления книги и нескольких случайно выбранных глав
С надеждой и почтением, Ю.Же.
04.2016, Милое.


 
Ю.Же               

СУПЕР СТАР-ОСТЬ.
или
Старание к Старению

Некоторые экологии старения для тех, кто боится не как все.


Как мало на свете стариков,
 владеющих искусством быть стариками.
  (Франсуа Ларошфуко)

Я верю, что человек по своей сути разумен, и то,
 что вам предстоит прочесть, - дань этой вере.
(Джон Фаулз «Аристос»)


Оглавление
Предисловие                7
Цитаты                10

Часть 1.  ВВЕДЕНИЕ                11
Старость – будущее 40-летних и настоящее 60-летних          11
Табу?                12
Искажённые нормы.                14
Определения, обозначения                16
Имидж  (крысы и хомячки) и Названия                21
Когда. Отрезки и дроби. Или с чего начинается...          24
Старение или подготовка к старости.                29

Часть2. ТЕМЫ                32
Время и отношения с ним                32
Топология                39
Восток и Запад, традиции и современность                41
Вера и Религия                48
Отношения с детьми.                51
Что нужно Отцу?                57
Король Лир                59
Благодарность детей (и детям)                62
Квартирный вопрос и о Доме                66
СТРАХИ                69
Страх старения                70
Страх близости смерти.                70
Страх неопределённости,                72
Страх потерь                73
Страх голода, бедности                73
Страх отстать.                75
Страх потери привлекательности                76
Тело. Физическое тело.                78
Суставы. Неторопливость                80
Неважная проходимость сосудов                80
Дряблость кожи.                81
Мимические морщины.                82
Седина.                82
Зрение                82
Болезни                83
Возрастной разрыв.                87
Признаки, символы, смыслы. (Анкеты)                90
Психологические акцентуации характера и пограничные состояния 92
Грустные сценарии                94
Одиночество                101
Ответственность и Контроль                106
Власть                108
Обделённость?                110
Пресыщение                113
Богатство / бедность                115
Занятость                118
Нужность                122
Нет будущего?                125
Слабость                126
Мудрость в зависимости                128
Потребности                131
Бессонница                133
Профилактика старости                135
Сверстники                138
Дряхлики                141
«Естественный отбор» и Эволюция                144
Едоз                148
Износ и вечность                156
Одежда. Наряды и хруньи                158
Бессмертие                160
Секс                166
Смерть                168
Самая сложная глава                173

Часть 3. ОТНОШЕНИЯ                175
Любовь                175
Радость                177
Забота                179
Счастье                181
Праздность                182
Воодушевление Старости                184
Смирение и Умиротворение                185
Неуверенность. Неопределенность                187
Учить или не учить. Занудство                189
Любопытство                193
Опыт                194
Отсутствие Ожиданий                195
Сосредоточение                196
Энергии старости                197
Уважение. Значимость. Почтение                200
Эгоизм                202
Благородство                204
Часть 4. РОЛИ И ДЕЛА СТАРОСТИ                208
Огонь                210
Хлебопечение                212
Подпитка                215
Земля                216
Старость и Экология                218
Врачевание                219
Сказки и семейные истории                221
Были, Былины, Былички                223
Слушать                224
Символический уровень                225
Кощей и Яга                227
Грайи и старики Олимпа                229
Пространство                232
Магия                237
Культура или Производство бессознательного                240
Бабушка и Дедушка                242
Внуки                245
Присматривать                246
Думать                248
Воспоминания... и Мемуары                251
Путешествия, Странствия                254

Часть 5. О САМОМ ВАЖНОМ                257
В Старости много смешного, забавного                257
ЧЮ                259
А.С. Пушкин и др. сказки                260
Жажда жизни                263
Пороки старости                264
Благодушие и т.п.                265
Общение                267
Пессимизм                272
Зачем три высших?                273
Мудрость                275
Милосердие                278
Благодарность                280
Инициации                281
Старание                284
Часть 6. ДОЛГОЛЕТИЕ                288
Долгожители                288
Образ жизни                291
Старость как пример                295
КОНЕЦ                297

Часть 7. ДОПОЛНЕНИЯ                298
Ода Юнгианству. Анима и Анимус                298
Моя краткая автобиография                300
Старение женщины                307
Япония. Почему они живут так долго                309

Цитируемая и рекомендуемая ЛИТЕРАТУРА и Кино                313
Статьи:                322
Фильмы                322
Мультфильмы, аниме                323
Анкеты                324

Часть 7. Которая могла бы быть отдельно книгой-сборником, собравшимся параллельно…
Литературные иллюстрации                325
Дмитрий Киршин.   Старость                325
Ахмадуллина Белла.  По улице моей                326
А.Твардовский.  Мать и сын                327
Иосиф Бродский.  1972 год                329
Н. Заболоцкий.  Простые, тихие, седые…                332
Ф.И. Тютчев                333
Герман Гессе.  О старости                334
Юлия Аракелова . Кащей                342
Лирика. Стихи, сказки                343
Привет, Старушка.                343
Чужой дед                343
Внук                344
 

Табу? (часть 1 Введение)

 «В шестидесятые годы был снят запрет на обсуждение таких тем, как сексуальность, пол и духовность. Благодаря роддомам и хосписам даже рождение и смерть были извлечены из темноты на свет. Последним табу в нашей культуре осталось старение. Судя потому как старость представлена (вернее не представлена) в средствах массовой информации, мы живём в обществе, которое делает вид, что старых людей не существует». (Рам Дасс)

Сейчас это уже не совсем так, ситуация не однозначна и она меняется. ....

Ситуация изменилась, но по мне так пока стало хуже (вот, уже получается стариковское ворчание). Перелом произошёл примерно в 2010 году. Стариков видимо набралась уже критическая масса. Утвердился день Пожилых людей – 1октября, появилась куча программ, тема стала входить в моду. Всякий уважающий себя таблоид стал регулярно писать о старении. Но в каком ключе? Даже наука Геронтология звучит как «наука о старости и преодолении старения».

Издаётся журнал с названием «60 лет – не возраст» (а что тогда?). Все заняты поисками средств для продления жизни, молодости и отрицанием старости. Пишется и говорится об увеличении пенсий, возврате стариков к активному потреблению, старость лишается своих смыслов, и ищутся пути включения её как дополнительного ресурса в поддержание нынешней абсурдной экономики и цивилизации в целом. (Об этом подробнее далее в гл. Социальные роли и у Ж.Бодрийара).

О старости говориться в СМИ. Говориться и много. Обычно это тема «проблемы старых людей». Часто происходит так. 40-50 летние женщины обсуждают и решают проблемы стариков (дряхлых, беспомощных, одиноких). Это, безусловно, благородное и полезное дело позволяет им отделиться психологически от старости по принципу «это они, а это мы».

Никто не будет утверждать, что старости не существует, но она всегда не про нас, а про кого-то.

Назвать себя старым можно с некоторым заигрыванием, жалуясь на забывчивость или боль в спине или усталость, и ожиданием, что тебя будут отговаривать и разубеждать.

Постепенно прихожу к тому, что настоящая старость табуирована, как настоящая любовь или вообще счастье. Это утверждает меня в мысли, что лишь на поверхности мы, возможно, боимся (избегаем) старости как немощности и т.п..  Это лишь передний очевидный уровень защиты. На самом деле старость пугающа огромностью перспектив, непонятностью задач и возможностей.… Да просто непознанностью.

«Третий возраст» - сайт в сети, (подобными интернет наполняется постепенно, идут публикации и ТВ-программы). Лозунги: «Живи с удовольствием!», «Стареть не модно!»...  Про первый потом поговорим. А вот «не модно» - это да, это хорошо. Ни в коем случае я не хочу делать старение модным, важно и хорошо, что оно не модное. Я скорее за то, чтобы допустимым было то, что не модно.
Пожалуй, я бы оставила за старостью Стильность. Стиль может быть довольно высоким, разнообразным, индивидуальным. (Об этом хорошо у Жванецкого, у модельера Васильева).

Стоит ли хотеть, чтобы о Старости говорилось? Нуждается ли она в рекламе? Думаю, опять, то же что и с любовью. Хотелось бы, чтобы она выглядела привлекательно загадочно и перспективно, собственно мне кажется, она такая и есть.

Написала это и вспомнилась почему-то чудесная шутка Бернара Вербера в «Танатонавтах» - реклама жизни.

Моя книга – не реклама старости. Если старость начнут рекламировать, она может стать модной как любовь и также превратиться в порно. Старость, как Счастье, Любовь, Смерть, Одиночество… экзистенциальна и потому очень индивидуальна и важна. Потому и разговор мой только лично с Вами, Читатель. Изменить общую ситуацию может только один человек, просто честный и думающий, не идущий в очереди через турникет…


Время и отношения с ним  (Часть2. ТЕМЫ)

- Простите, Вы не скажете, который час?
- Хаим, живи проще!
(Одесский анекдот)

Время за прошедшие десятилетия заметно подпортилось и пожелтело.
(В.Тихоновец «Пассажир Окрыленного»)


 Время старости.
«- Когда ты поедешь в город? Говорила, что надо в больницу и в администрацию….
- Надо-надо.
- Давай в понедельник?
- Серёж, милый, мне надо пока корова не отелилась. Но когда речка встанет. А тогда ведь гололёд будет… И внуки должны приехать.
- Так когда. Баб Мань?
- Скажу, Милый. Скажу.»

Время существует не безусловно, как наивно полагают многие. Оно в пространстве. Природе и окружении. Когда внука заберут. Когда дочка деньги привезёт. До половодья, после картошки, и уж конечно засветло или затемно… . Остальной социум с его понедельниками, приёмными днями и договорённостями по часам – он тоже лишь часть «окружающего мира», самая суетливая порой часть и сложная для взаимодействия.

Время старости другое – порой кажется долгим, растянутым. Зато оно реально зациклено. Ритмично, связано с тем, отчего изначально бралось – ритмом земли и пространством. Всё то, в чём только начинают убеждать квантовые физики вроде стивена Хоккинга.

Старость имеет весьма серьёзное отношение ко времени. Вполне можно сказать, что она ответственна за него.

Пожалуй, бесспорно, что все ранние возраста нацелены во времени вперёд на ожидания и планирование.

Старикам присуща фраза: «мне ждать нечего». В (-)аспекте – это ворчливая безнадёжность и пессимизм. В (+) – открытость, любопытство и приятие в сторону будущего. Это предполагаемое всеми религиями безусловное приятие заранее(!) всего «что Бог пошлёт». Базой для этого служит опыт прожитой до того части жизни. У меня, например, около 40 лет появилось ощущение накопленного опыта выживания. «Как было видели, как будет – посмотрим» - чудесная формула жизни от Татьяны Ивановны Афанасовой. Для стариков это обозначение себя во времени. «Время в котором стоим» (выражение абхазских стариков, подаренное Фазилем Искандером).

Дама в 45 говорит: «у меня еще все впереди» и подразумевает, что она ещё собирается соблазнять, влюбляться, сексуально развлекаться, м.б. рожать, м.б. ... – всё про то, что было или должно было быть у неё в 35-35,т.е. сзади.

Конечно, у неё всё или многое впереди – старость с её новыми ощущениями, задачами, кайфами и трудностями. Но об этом она говорить не хочет и думать от страха отказывается. Она говорит «у меня всё впереди», пытаясь вывернуться и двинуться в хвост времени, назад. Зачастую получается. Героически и глупо как всякий героизм. Фраза кусает себя за хвост, а человек, пытающийся её осуществить, попадает в ловушку.

Сначала нас победило «иметь, а не быть», потом мы стали «иметь» время. «Время есть?». Теперь не быть, а быть где и когда. Жизнь подменяется расписаниями и планами. Старость – пора выйти из этого в настоящее время.

Ну и конечно Старики помнят. Помнят за других. Помнят вас маленькими. Помнят для вас историю рода и те времена, когда… Они, их жизни и память – ткань времени.

Настоящие качественные старики смотрят во времени не вперёд, ни назад, а вокруг, во всей многомерности пространства. Многим приходилось наблюдать, когда с приходом слабоумия старики путают настоящее с прошлым, ждут давно случившегося, видят покойников среди живых и т.п.. Начинается это с простой путаницы во временных связях. Людей привыкших жить в узкой реальности логической матрицы такое пугает или смешит (что тоже в общем –страх). Но если приглядеться, то это взгляд! Не обязательно дожидаться слабости ума, чтобы увидеть многомерность.

Время жизни. Это великолепная тема для индивидуальной и групповой работы.
Время – некая данность, договорённость, возведённая людьми в ранг закона. В большинстве своём люди чувствуют и принимают относительность и неопределённость времени, но оно крепко держит нас как привычная карта территории. И даже отрицание времени есть зацепка за него.

Проще всего оттолкнуться от Дней рождения. Люди делятся на тех, кто их любит, равнодушен, не любит.

«Дни рождения меня никогда не травмировали – в основном потому что я старался их игнорировать.» (Р.Дасс)

В основном считается, что дни рождения отмеряют наше взросление, наше Время жизни. И потому в детстве они радуют – мы же торопимся! Потом напрягают – мы уже вроде не торопимся, а потом и вовсе – расстраивают.

Ну, игнорировать мне, например, тоже не нравится. Я вижу такую историю. Вот Галактика, Солнце, далеко-далеко от него наша Земля летит по большой орбите вокруг. И вот в какой-то точке этой орбиты, точке которую никак не пометить, не назвать, только очень условно, и всё же она есть наверное. В этой точке-моменте моё тело отделилось от материнского и началась Моя жизнь. И вот когда Земля пролетает где-то примерно в этом месте (ооочень примерно!) можно этот момент рождения вспомнить и порадоваться. Порадоваться, что это случилось, что здесь, с этими людьми… Вот и всё. Сколько раз уже Земля прошла это место, сколько ещё… Я люблю свои Дни рождения и отмеряемые числа – ведь это жизнь, моя жизнь. Кроме того мы с детьми и друзьями весело празднуем….

Время удобная координата, если вы наполняете её смыслом.

Фильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна»(2003) Корейского режиссёра Ким Ки Дук наверное четче всего передает эту ситуацию.
Старики существуют вне времени? Да, они создают и поддерживают пространство.
Хотя...

Во времени они конечно тоже существуют. Но не в том оцифрованном ритме цивилизации. А в безмерном, космическом и физическом времени, «том в котором стоим». Том, которое обусловлено вращением земли и сменой времен года, сменой ландшафтов, разрушением гор, ростом лесов. Они участвуют в этом времени, являясь им, его тканью, стоят в нем как стоят деревья.
Переход в старость это во многом переход во времени и в другое время. Раньше оно шло, бежало, тянулось где-то рядом. Теперь мы становимся им и оказываемся внутри.

Диалог:
- Время – поезд, он сначала трогается и едет, а потом проносится мимо. Если повезет – сможешь ненадолго запрыгнуть на подножку и прокатиться.
- А теперь что? Мы, старики, что сидим в поезде у окошка? или может стали машинистами? Как у Макаревича, да? «Один говорил, мол, мы машинисты, другой говорил – пассажиры».
- Нет... ;.  Мы не пассажиры и не машинисты, и не поезд. Поезд – несется в своем искусственном времени. Мы – полотно дороги, деревья по сторонам и речка рядом. Мы то, по чему, от чего и к чему едут.
- Сложно... И немного страшно.
- Да, никто и не говорил, что будет легко. Хотя трудно, пока не поймешь и не примешь. Трудно почувствовать, что, как у Пелевина в «Желтой стреле», есть что-то кроме мчащегося поезда.
- Похоже на Дао.
- Может быть...

Ну а теперь поскольку времени у нас много, давайте пофилософствуем о времени? Предлагаю тем, кому интересно.

О самом понятии Время. Весьма рекомендую  прочитать книги Стивена Хоккинга. Этот Человек – один из умнейших наших современников. Вот его чудесная шутка: «Мне повезло, что я занимаюсь теоретической физикой, потому что она вся умещается в голове». Каково, а? Представляете какая голова у Стивена. Лично  я, наверное, никогда бы не осмелилась сказать, что в моей умещается больше 1/10 (это я себе льщу) теоретической физики, мои знакомые наверное тоже. Так вот этот очень умный физик написал очень хорошую книгу о Вселенной и Времени в том числе и ещё терпеливо переписывал её десятки раз, чтобы она была понятна всем у кого голова поменьше или забита чем другим. Если Вы её читали или собираетесь, то мои потуги можете смело пропустить. И всё же.

Когда Вам кажется, что время – штука ничуть не загадочная, а простая, банальная и однозначная, то скорее всего Вы как большинство из нас путаете время с его измерением. Так происходит с множеством важных понятий. Сначала мы думаем, как поймать их в ловушку определений и измерений, а потом забываем сами понятия, путая их с символами. Так время для нас превратилось в стрелки, а потом и цифры на часах и календарях, даты и т.п..
.........

ДУМАТЬ (часть4 Роли и Дела Старости)

«Жизнь ничего не означает, пока нет мыслящего человека, который мог бы истолковать её явления». (Карл Густав Юнг)

«Мы настроены на действие, а не на размышление, поэтому наша жизнь, как правило слепа по отношению к самой себе. Как будто некое табу говорит нам: «знать о знании запрещается». В действительности не знать, что представляет собой наш мир опыта, ближайший к нам мир, - вопиюще постыдно. В мире есть много такого, чего следует стыдиться, но подобное невежество хуже всего». (Умберто Р.Матурана и Франико Х.Варела «Дерево познания»)

«Когда он, что случалось не всегда, выходил в беседе из рамок условностей и как бы вырвавшись из своей отчуждённости, говорил что-нибудь от себя лично, нашему брату ничего не оставалось как подчиниться ему, он думал больше, чем другие, и в вопросах духовных обладал той почти холодной объективностью, тем продуманным знанием, что свойственны людям действительно духовной жизни, лишённым какого бы то ни было честолюбия, не стремящимся блистать, или убедить другого, или оказаться правым». (Г.Гессе  «Степной волк»)

Я выросла в интеллектуальной среде. Дедушка думал. Отец думает. И кажется, я начинаю понимать что это :).

Думать трудно. Величайший парадокс нашего вида состоит в том, что называясь разумными, мы едва ли научились пользоваться этим органом. Не хочу говорить банальности, сами знаете «до чего мы докатились». Но конкретно о каждом.

Самое печальное, пожалуй – школьная система. При сколько-нибудь внимательном взгляде на неё обнаруживается то, что попадающий туда, не только не учится думать, но скорее отучается. Для того чтобы убедиться в этом не обязательно читать и слушать критиков системы, можно почитать её авторитетов, хотя бы того же Слободчикова. Мы потеряли учение как процесс поиска и интеграции знаний и навыков и получили систему почти абсолютной учёбы – дрессировки, запоминания и исполнения алгоритмов, действия в рамках. За первую половину жизни мы продираемся через невероятное количество «знаний», которые в нас пихают, трамбуют, которые мы заучиваем,  чтобы забыть при первой возможности…. При этом стремительно падает грамотность, умность, как наличие реальных знаний. Я многократно пробовала задавать людям простые вопросы: «В какую сторону крутится Земля?», «С чем связано земное притяжение?». Ответы более чем удивляют. Люди, чья работа не связанна с употреблением конкретных знаний, не в состоянии решить простую математическую задачу, не помнят законов Ньютона…. Да что там люди. Учителя. Предложите в школе ротацию учителей с учениками. Пусть физик спонтанно попробует написать тест по истории, а историк решит контрольную по математике хотя бы класс за 8-ой и т.п. Один раз я предложила такой эксперимент, ответ был: «зачем же унижать учителей».

Это большая тема. Вопрос о результате. Сейчас чтобы выжить в социуме надо знать и уметь. Уметь делать, но не думать. Думать умеют единицы. И тем мешают обычно. Ведь все должны быть заняты чем-то. Думать же – занятием не считается.
Дальше то же.

Г.С. Шаталова пишет о медиках: «Порочна в своей основе сама система их подготовки, поскольку не приучает их мыслить самостоятельно, творчески, а напротив, втискивает их мышление в тесные рамки врачебного ремесла, базирующегося на представлении, будто достаточно изучить малейшие элементы, из которых построена система нашего организма, чтобы воздействуя на те или иные из них, привести весь организм в норму».
Нас всех поразила идея Девида Шора с Доктором Хаусом. Доктор, состоящий из одних недостатков, однако, думал над диагнозами! Кто-нибудь видел таких? Да конечно они где-то есть, та же Г.С. была ярчайшим примером, но каким редким…
Послушайте любого старого профессора – во всех специальностях одно и то же. Не хотят, не умеют, не привыкли думать. Инженеры, строители, дизайнеры, спасатели… Или кто-то отучил…

Сын предложил заменить корявый лозунг на стене в школе «Россия наш дом и мы отвечаем за порядок в нём» на вариант: «Россия наш дом и мы хозяева в нём». Администрация школы, посовещавшись, сказала: «пусть будет как раньше». Отучают? И приучают к пище затрудняющей работу мозга… Ворчу.

Во время работы над книгой прочитала Айн Ренд «Атлант расправил плечи». Книга вся об этом, хоть цитируй тут все 3 тома. Для меня результатом стала тяжёлая депрессия, просто наслоилось очень на прожитое. Однако, парадоксально повергает в действие мозгами.
 «Чтобы поддерживать в себе жизнь, существо любого биологического вида должно осуществлять четкую программу, предопределенную его природой. Деятельность, необходимая для поддержания жизни в человеке, преимущественно интеллектуальна: все, что человеку нужно, он должен изобрести с помощью разума и произвести с участием мыслительных усилий»…

Айн Рэнд писала в своих статьях:
«Разумность — основное достоинство человека, источник прочих его достоинств. Основной наш порок, источник всех наших зол — сознательное отключение разума, добровольный отказ от сосредоточенности сознания. Это не слепота, а нежелание видеть, не неведение, а нежелание ведать…. То, что противостоит сознанию, противостоит жизни».

От думанья устаёшь больше чем от физической работы. Может это связано с физиологией, с эволюционной непривычностью пока этого процесса, может с тренированностью… В любом случае скажу по себе, я устаю быстрее, ем больше. Однако ведь и эффект… Кроме того исследования и просто наблюдения подтверждают, что так как думанье связано с эволюцией, думающие люди значительно чаще других являются долгожителями.

Можно ли в старости научиться думать? Можно. Медведей в цирке можно на коньках научить кататься. Но нужна воля конечно. Зато какую пользу роду можно принести. «Мы живём пока нужны эволюции» (Юнг). Есть ли у кого-то кроме стариков мужество и свобода, чтобы научиться думать, помочь увидеть, что это, внукам…

Думать хорошо помогают книги. Читать – тоже одно из больших дел старости. Ведь большинство книг, великих книг написано стариками и отнюдь не для молодёжи, которой эту литературу насильно пихают в школе. Паустовский и Толстой, Герцен и Маркес как приятно читать их, когда прожил много, размышляя вместе. Не анализируя, не для сочинения на оценку и не развлечения ради, а думая.

Мой любимый Р.Уилсон со своим чудесным юмором сделал в своё время такой подарок. На 190-й странице «Психологии Эволюции», там, где соображать, не отставая от его мыслей, становится всё труднее и труднее, после одной умной фразы стоит звёздочка. И какое Вы думаете пояснение в сноске? Вот оно: «Пожалуйста, прочитайте это предложение ещё раз и хорошо подумайте над ним». Ну каково? Я-то ждала подсказки. Так и подсказано – где искать…

Есть книги – для чувств, книги для мозгов, интеллекта. Одни развлекают интеллект как другие – психику. Они подбрасываю задачки от математических до детективных, тренируя и оживляя, как спорт. Но есть книги предлагающие думать.
Помните, тот же Уилсон говорит: «вы никогда не сможете понять что-либо, просто прочитав об этом книгу». Шутка не в том, что Вы должны обязательно увидеть или пережить…, можно ещё Думать.

Ещё хочу процитировать автобиографию Ч.Дарвина: (написанную в конце 73-х летней жизни): «Я не заметил никакого изменения в складе моего ума за последние 30 лет, за исключением одного пункта, о котором сейчас упомяну (речь о потере интереса к поэзии); да такая перемена едва ли и могла иметь место, кроме разве что общего упадка сил. Но мой отец дожил до 83х лет, сохранив обычную живость ума и всех своих способностей; я надеюсь, что и я умру прежде, чем мой ум заметно одряхлеет. Мне кажется, что с годами я достиг большого искусства в угадывании верных объяснений и придумывании экспериментальных проверок; но может это только результат большой практики более обширного запаса знаний. Как и всегда, я затрудняюсь выражать свои мысли ясно и сжато, и это затруднение было для меня причиной  большой траты времени, но оно имеет и ту искупающую выгоду, что заставляет меня долго и упорно обдумывать каждую фразу, благодаря чему я мог находить ошибки как в своих, так и в чужих наблюдениях».

Теперь про другое думанье. Думать, как медитировать, как молиться. Думать о жизни, и думать о ком-то.

«Говорят, что молитва – это когда ты говоришь с Богом, а медитация – когда слушаешь Бога. Угадайте, что лучше даётся мне?»
«Стоит попросить мой ум сидеть спокойно, на него немедленно находит: 1) скука, 2) злость, 3) тоска, 4) беспокойство и 5) всё вышеперечисленное одновременно».
«Как и большинству гуманоидов, мне в нагрузку досталось то, что буддисты называют ум-обезьяна. Мысли перескакивают с ветки на ветку, задерживаясь лишь для того, чтобы почесаться, плюнуть и заверещать». (Элизабет Гилберт «Есть, Молиться, Любить»)

 «Когда то мне удалось поговорить с одним из лучших футболистов Европы того времени, обладателем различных наград и призов, настоящим гением в своем деле. В ту пору я не был еще так хорошо обеспечен, как сейчас, и мне хотелось выяснить, в чем залог его успешной спортивной карьеры. Он рассказал, что ему помогают не только любовь к футболу и настойчивые тренировки, но еще и его бабушка. Я был удивлен и даже переспросил, что он имеет в виду. Тогда этот парень, не стесняясь и ничего не скрывая, поведал о том, что сразу же после его появления на свет женщина удалилась в монастырь, чтобы до конца своих дней молиться за успех и здоровье внука. Фактически, она принесла в жертву свою жизнь ради внука. Речь сейчас не о том, чем он заслужил такую судьбу и насколько истинно любящим и просветленным человеком является его бабушка. Я хочу обратить твое внимание на факт постоянной энергетической подпитки этого футболиста, благодаря которой стали возможны все эти достижения. Его бабушка, со всей дарованной ей верой и искренностью, по несколько раз в день создает в поле жизни внука энергетический след успеха. (Игорь Ларсон «Самая большая иллюзия»)

Психологи часто говорят, что рай (утраченный и ищимый в фантазиях и снах) это утроба. А вот у Айн Ренд другая красивая идея…
«Обратите внимание, с какой настойчивостью в человеческой мифологии повторяется тема рая, который некогда принадлежал людям, Антлантиды, райских садов или какого-то идеального государства, но это всегда находится в прошлом. Корень этой легенды существует, но в прошлом не человечества, а каждого человека. Вы всё ещё сохраняете чувство, не определённое, как  воспоминание, а рассеянное, как мука безнадёжного желания, что где-то в ранние годы детства, до того, как научились подчиняться, постигать ужас неразумного и сомневаться в ценности своего разума, вы знали некое великолепное состояние существования, знали независимость разумного сознания, обращенного к открытой вселенной. Это и есть тот рай, который вы утратили, который ищете и легко можете обрести». (Джон Голт/ Айн Ренд).

Слово «легко» вызывает некоторое сомнение, но постараться-то стоит?

............
другие главы в книге))))


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.