Украина между Европой и Россией

Украина между Европой и Россией:
противопоставление ЕС и ЕАС является надуманным

Игорь Шевырёв

Украина стоит на перепутье. Ради получения европерспективы Киев по-прежнему медлит со вступлением в Таможенный союз. В то время как такое промедление с евразийской интеграцией ослабляет украинскую экономику и сужает возможности для переговоров по евроинтеграции. Как результат, европерспектива становится еще более отдаленной. Брюссель жонглирует ослабленным Киевом и пытается разменять его на более глобальные преимущества в геополитической игре с Москвой. Противопоставление Европейского и Евразийского союзов является полностью искусственным. А ключевым критерием выбора для Киева может быть, прежде всего, экономическая выгода.
Министр иностранных дел Украины Леонид Кожара и его российский коллега Сергей ЛавровЕвротупик. За три года президентства Виктора Януковича Украина заметно активизировала переговоры с Евросоюзом. На данный момент по всем ключевым вопросам – упрощение виз, евроассоциация и ЗСТ – осталось сделать последний шаг. Тем не менее, именно этот решающий шаг вряд ли, в конечном итоге, будет сделан. В силу множества разных факторов.
Другими словами, украинская евроинтеграция оказалась в патовой ситуации. А Брюссель поставил Киев в режим вечного ожидания.
В начале 2012 года Евросоюз обещал подписать соглашение об евроассоциации с Киевом в ноябре – декабре. Но к означенному сроку не только не было выполнено обещанное – даже саммит «Украина-ЕС» не был проведен. А перспектива получения Украиной ассоциативного членства была снова передвинута на один год, на ноябрь 2013 года. Более того, на будущее тоже высока вероятность, что евроассоциацию снова перенесут. Так может тянуться до бесконечности.
На данный момент соглашение об евроассоциации лишь парафировано в политической части. Это весьма скромное достижение. С учетом того, что вслед за парафированием должна пройти стадия ратификации, а это довольно растянутый по времени процесс. Киеву придется заручиться поддержкой всех 27 национальных парламентов стран ЕС. Но без решения главного вопроса – согласования «экономической составляющей» евроассоциации, т.е. создания зоны свободной торговли с ЕС, это будет сделать проблематично. Для Брюсселя именно экономика, а не политика имеет первостепенную важность. Евросоюз – не политический проект, а прежде всего, либеральный рынок. Европейцы сами хотят заработать на открытии украинского рынка. В то время как украинцы, естественно, стремятся отстоять в переговорах свой национальный прагматизм.
Кстати, это одна из причин, почему европейцы также медлят с упрощением визового режима для украинцев. Например, несколько недель назад Петр Порошенко высказал предположение, что соглашение по визам Киев и Брюссель подпишут уже на предстоящем саммите, 25 февраля. Но в Еврокомиссии сразу же прямо опровергли подобные «планы».
Нет ничего удивительного в такой жесткой и бескомпромиссной реакции ЕС. Войдет ли Украина в единый европейский рынок – от этого зависит вся ее дальнейшая евроинтеграция. Не войдет – не будет никаких преимуществ: ни по визам, квотам, торговле и даже в евроассоциации.
Однако, ЗСТ с ЕС – это весьма чувствительный шаг и для украинской экономики, существенно бьющий по ее «карману».
Если Киев пойдет на создание ЗСТ ЕС – это приведет к серьезным структурным трансформациям в украинской экономике. Разумеется, не без соответствующих социальных последствий, что вполне может послужить и политическим детонатором, ударив по позициям нынешней правящей команды.
Если Киев пойдет на создание ЗСТ ЕС – это также нивелирует всю его работу по евразийской интеграции. Таможенный союз будет вынужден пересмотреть политику по отношению к Украине, вплоть до того, чтоб отгородиться от нее стеной. Результат – Украина превратится в евротупик и сырьевой придаток ЕС, пытающийся сдерживать Россию ценой русофобии и различных надуманных конфликтов.
Если же смотреть по выгодам, создание ЗСТ ЕС сулит больше материальных благ Брюсселю. В то время как Киев получает минимальную выгоду. Кстати, возможно, по этой причине евроинтеграторы до сих пор старательно избегают предоставлять на суд широкой общественности детальные расчеты эффекта от ЗСТ ЕС.
Если же соглашения о ЗСТ «Украина – ЕС» подписано не будет, высока вероятность того, что Киев не получит и «ассоциативное членство» в ЕС. Соответственно, не будет никаких шансов получить формальную европерспективу и перейти к следующему этапу евроинтеграции – к подготовке (вечной) к вступлению в Евросоюз.
Таким образом, евроинтеграция Украины останавливается на самых первых подступах. Перспектива вступления в Евросоюз так и останется светлой мечтой. Но может, в таких условиях европейского «тормоза» есть поводы для радости евразийской интеграции? Как ни странно, нет. «Крутой поворот» в Евразию не меньшим образом тормозится, как и евроинтеграция.

Таможенный шанс. На данный момент евразийская интеграция оказалась в еще более тупиковом положении. «На данный момент вопрос о вступлении Украины в Таможенный союз не стоит», - констатировал президент РФ Владимир Путин 20 декабря 2012 года. А по словам Петра Порошенко, сейчас вообще нет никаких возможностей для вступления Киева в ТС. Во-первых, Украине необходимо подать официальную заявку на вступление в ТС. Во-вторых, через парламент – провести стратегически важные для евразийской интеграции законопроекты.
Результат сложившегося евразийского тупика больше всего приходится расхлебывать украинской экономике. «Россия не пересмотрит цены на газ, если Украина не вступит в Таможенный союз», - открытым текстом предупреждает замглавы МИД РФ Александр Горбань. А речь в данном случае идет о более, чем троекратном снижении цены на газ. Кроме того, евразийская интеграция позволит Киеву развить со всеми своими восточными партнерами стратегические совместные проекты. Что также позволит существенно расширить экономические возможности Украины.
Украине и России в столь непростых условиях остается выжать максимум из тех возможностей для сотрудничества, которые хоть сейчас имеются.
Во-первых, по итогам недавней встречи министров иностранных дел Леонида Кожары и Сергея Лаврова, Киев и Москва установили постоянный диалог на уровне МИДов двух стран. Что уже само по себе немало: ранее украинский МИД упрямо двигал односторонне евроинтеграционную линию. Сейчас же украинские и российские дипломаты налаживают совместное международное сотрудничество.
Во-вторых, между Киевом и Москвой также наблюдается взаимопонимание на уровне правительств. «Берегите нынешнее правительство», - советовал в сентябре 2012 года премьер РФ Дмитрий Медведев. Украинцы словно к совету прислушались: правительство Николая Азарова сохранилось после выборов. Хотя могло быть хуже, если б в Кабмин вошла прозападная русофобская оппозиция.
В-третьих, между Киевом и Москвой прекратились торговые войны. До Нового года закончилась «сырная война». А 19 января «Газпром» признал выполнение обязательств Украины по закупке 33 млрд. куб.м. газа. «Газовой войны» тоже не будет. К тому же, украинский суд признал справедливость требований России по погашению Украиной долгов тимошенковской корпорации ЕЭСУ.
Однако, наряду с имеющимися позитивами, в украинско-российских отношениях одна из основных загвоздок – в парламенте, превратившемся скорее в арену драк, скандалов и склок, чем в нормально функционирующий законодательный орган. Понятно, через русофобские вопли «Свободы» будет очень сложно пропустить законопроекты, предполагающие евразийскую интеграцию.
Еще одна загвоздка упирается в высокий уровень Президента, который продолжает медлить с присоединением к Таможенному союзу. По всей видимости, из опасений, что такой шаг вспугнет евроинтеграцию.
Например, 18 декабря 2012 года в последний момент сорвался визит президента Виктора Януковича в Москву, во время которого планировались подписание рамочных документов о присоединении Киева к ТС. Правда, президент Виктор Янукович после этого сразу же пообещал осуществить государственный визит в РФ. Но сроки визита неопределенные. Вряд ли визит состоится в феврале. Причина – Киев выжидает до саммита «Украина – ЕС». Чего выжидает – не понятно. Боится вспугнуть евроинтеграцию? Но на саммите все равно не планируется подписание значимых для евроинтеграции документов. Статус евроассоциации снова придется ждать до ноября, а по созданию ЗСТ с ЕС стороны по-прежнему не пришли к консенсусу.
Таким образом, евразийская интеграция стала заложницей евроинтеграции. Получается порочный замкнутый круг: чтоб вступить в Евросоюз – Украина медлит со вступлением в Таможенный союз. И так вполне может затянуться до бесконечности. С учетом того, что сама евроинтеграция – это и есть бесконечность, предполагающая сеть множества стадий.
Евроассоциация – одна из таких стадий евроинтеграции. Как видим, Брюссель уже на этой стадии категорично ставит вопрос «или – или». Можно даже не сомневаться, что если б евроассоциация и была подписана, Брюссель снова принялся б каждый год шантажировать бы Киев: хотите в ЕС – не вступайте в ТС. Аналогичным образом можно экстраполировать и на последующую стадию – «зону евро» и т.д., и т.п.
Другими словами, если Киев и впредь продолжит строго следовать таким еврорекомендациям, вступать в Таможенный союз вообще не придется. Так что, усидеть на двух стульях, действительно, никак не получится.
Брюссель при помощи такого шантажа преследует сразу несколько целей: 1) сдержать Россию; 2) переформатировать Украину и 3) дробление любых монополий и скупка по дешевке всех ресурсов Украины и России на едином европейском рынке. Для Брюсселя важно сохранять конкуренцию между Украиной и Россией, не допуская их блокирования друг с другом. При таком варианте ЕС легче склонить к уступкам и Россию, и Украину.
Однако, может ли Украина, находясь на пересечении путей Евразии, пренебречь одним из векторов в пользу другого? И как в таком случае поступить Киеву, исходя из своих нацинтересов?

Выбирай выгодой. Выбирая между ЗСТ ЕС и ТС, лучше всего исходить из принципа бОльшей экономической выгоды. При таком варианте вступление в Таможенный союз, как ни крути, Украине гарантирует гораздо больше преимуществ, чем подписание ЗСТ с ЕС. Во-первых, гарантировано снижение цены на газ. Более чем в три раза. Во-вторых, это позволит запустить ряд совместных экономических проектов. В конечном итоге, вступление Украины в Таможенный союз (а в перспективе – в ЕАС) позволит укрепить экономику.
Да, сделав выбор в пользу ТС и отказавшись от евроЗСТ, Киев теряет номинальный шанс стать «ассоциативным членом» ЕС и утрачивает европерспективу. Однако, сама по себе евроассоциация – еще не гарантия вступления в ЕС, этот момент придется ждать годами и даже десятилетиями (как Турция). Причем данные евроожидания будут компенсированы ничтожно малой экономической выгодой. Гораздо больше будет потерь и упущенных возможностей от блокирования связей с Таможенным союзом.
Посмотрим на ситуацию с еще одной стороны. Вступление в ТС нисколько не изменит украинскую географию. Украина, в любом случае, останется непосредственным соседом Евросоюза. Никуда не исчезнет географический центр Европы, находящийся на территории Украины. Украинская история также по-прежнему будет связана с Европой. Киев и Брюссель, в любом случае, будут торговать, развивать совместные проекты, работать над наращиванием товарооборота. А украинцы будут продолжать ездить в Европу. Равно как и европейцы будут стремиться освоить украинский рынок.
Евросоюзу не менее интереснее будет попасть на рынок Таможенного (Евразийского) союза через территорию Украину. Одно дело – двусторонние переговоры по линии Брюссель-Москва, но значение переговоров с Киевом для европейцев отнюдь не снизится.
Украина, в свою очередь, развив за счет евразийских связей свой экономический потенциал, сможет гораздо свободнее вести диалог с Брюсселем. И в частности, стать одним из влиятельных игроков за влияние в Центральной, Восточной Европе и на Балканах.
В ближайшие годы Евросоюз будет полностью погружен в свои внутренние проблемы, ему точно будет не до расширений и, тем более, не до Украины. Экономика ЕС, по прогнозам многих аналитических центров, все равно останется пребывать Внутри «зоны евро» неизбежно перераспределение сфер влияния, где Западная Европа успешно компенсирует свои кризисные риски за счет своих бывших колоний (как Франция это делает сейчас в Мали) и восточноевропейских «новых членов» (поляков, чехов, словаков, румынов, венгров и т.д.) (как это делает Германия, проводя свою «Ост Политик). Украина такой внутриевропейской паузой может воспользоваться для средоточения сил и рывка. На ослабленную Центральную Европу, на Балканы.
По большому счету, евроинтеграция Украины больше всего выгодна, прежде всего, восточноевропейским членам ЕС. Сдерживая интеграцию с Россией, Украина вынужденно подпадает под одностороннюю зависимость от Польши (Румынии, Венгрии, Словакии, Литвы). Как результат, «линия фронта» от искусственно нагнетаемого украинско-российского конфликта передвигает к Днепру и проходит через всю территорию Украины.
Если же Украина становится полноправным участником Евразийского союза, Киев наоборот получает реальную возможность конкурировать на равных за влияние в Центральной Европе. По отношению к Польше, Венгрии, Румынии, Болгарии, балканским странам.

Таким образом, выбор между европейской и евразийской интеграциями для Украины является полностью искусственным и надуманным. Одно направление не противоречит другому и наоборот, только взаимодополняют друг друга. Наиболее оптимальный критерий в этой ситуации – действовать по принципу большей экономической выгоды. Вступление в Таможенный (Евразийский) союз предоставляет Украине несоизмеримо больше выгод, чем подписание зоны свободной торговли с ЕС. А укрепление евразийских связей гарантирует Киеву усиление своих позиций в Европе и возможность разыграть партию на пару с Брюсселем за влияние над Центральной и Юго-Восточной Европой.

23 января 2013 года


Рецензии
«Уважение» — оптимальная реакция на референдумы. Заняв умеренную позицию, Москва сняла с себя возможную ответственность за дальнейший развал и дезинтеграцию Украины. Судьба страны полностью в руках киевских властей. И несмотря на то, что идея о федерализации с каждым днем становится все более актуальной, и. о. президента Александр Турчинов продолжает с упорством обреченного от нее отказываться, тем самым способствуя делу независимости Донбасса куда больше, чем если бы эту независимость признала Россия.

Единственный альтернативный федерализации вариант — «антитеррористическая операция по подавлению федералистов»8 — фактически зашел в тупик. Александр Турчинов уверяет, что операция проводится «не так быстро, как хотелось бы» лишь «потому, что мы защищаем людей, потому, что мы не можем атаковать людей, когда они прикрывают террористов», однако на самом деле непрофессиональные и радикальные шаги путчистов не только сорвали ее проведение, но и привели к укреплению сил сопротивления. Так, после расстрела мариупольских милиционеров к силам сопротивления на юго-востоке фактически присоединились и местные правоохранители. Киев полностью потерял контроль над местными силовиками. «Саботаж и предательство в их рядах имеют глобальный масштаб. Это одна из самых актуальных проблем, очевидных путей решения которой на данный момент нет, — заявил сторонник Майдана Дмитрий Тымчук, который в последние недели фактически на общественных началах исполняет роль неофициального пресс-секретаря украинского минобороны. — В случае продолжения службы в рядах МВД Украины эти предатели представляют собой огромную угрозу для интересов страны. Вместе с тем в случае их массового увольнения мы прогнозируем моментальное пополнение этими предателями террористических группировок, где они продолжат свою антиукраинскую деятельность, теперь уже на деньги Москвы». Кроме того, вооруженные силы ДНР и ЛНР крепнут с каждым днем (в армию республик записываются десятки и сотни ополченцев) и уже переходят от обороны к атакам на позиции Национальной гвардии. А устроенная в районе Краматорска засада, в которой погибли десятки украинских военных, демонстрирует и качественный рост — ополчение научилось воевать (или его научили), а также получило весьма неплохое оружие. Местные чиновники уже открыто говорят, что Киев регион уже не контролирует. «Центральная власть сегодня потеряла нити управления на востоке. И местная оставлена один на один с проблемой, потому что сегодня не работает СБУ, не работает милиция, деморализована прокуратура», — говорит мэр Донецка Александр Лукьянченко.

В связи с этим все чаще раздаются призывы о необходимости перехода к реальному диалогу с сопротивлением юго-востока, а также об изменении конституции и федерализации страны. Однако киевская власть их не слышит — термин «федерализация» остается запретным словом у путчистов, а разговаривать с лидерами Донецка и Луганска они не хотят, поскольку считают их нелегитимными даже в глазах населения этих регионов. По данным киевских чиновников, в Донбассе 70% населения выступает за единое государство, и лишь 18% хотят отделения (забавная манипуляция цифрами, поскольку в эти пресловутые 70% чиновники поместили и тех, кто хочет федерализации). При этом от самого диалога Украина (стремящаяся продемонстрировать ОБСЕ приверженность соблюдению Женевских соглашений) не отказывается. Просто тщательно выбирает участников подобных дискуссий. Так, Киев объявил о проведении «круглых столов национального единства», однако при этом отказывается вести переговоры с «террористами, задачей которых является уничтожение страны, задачей, которую поставили перед ними их хозяева». А поскольку в «террористы» записаны де-факто все лидеры Донецка и Луганска, а также мирные жители, которые стали жертвами расстрелов боевиков Национальной гвардии, вряд ли эти круглые столы приведут к деэскалации ситуации. Первый «стол» уже признали полностью провальным.

ГАЗОВЫЙ ВОПРОС

Пока украинская власть в полном соответствии с интересами Соединенных Штатов продолжает планомерный развал и атомизацию страны, Россия (все еще надеющаяся на федерализацию, но трезво оценивающая реальность) пытается сделать все возможное для того, чтобы демпфировать этот процесс и сократить возможные для себя потери. В частности, не допустить срыва поставок газа в Европу.

Как известно, Киев отказывается оплачивать долги за газ, и в полном соответствии с условиями контракта Россия перевела Украину на режим предоплаты. И если в мае деньги не поступят, то в начале июня поставки газа на Украину будут прекращены. Сами украинские власти подобного исхода не очень-то и опасаются. «По нашим подсчетам, с марта по конец октября прошлого года Украина закупила всего лишь 3,5 миллиарда кубов российского газа. Таким образом, летом она вполне может обойтись без дополнительных закупок, — поясняет “Эксперту” генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. — Однако при этом топливо не будет закачиваться в подземные хранилища, что серьезно угрожает зимним поставкам в Евросоюз. И вполне вероятно, что юго-восток Европы снова будет замерзать, как во время российско-украинского газового конфликта зимой 2009 года». Однако несмотря на грядущие проблемы, Еврокомиссия, по словам Константина Симонова, не намерена помогать России спасать Европу от холодов. По крайней мере, нынешний ее состав. «Им это не надо. Осенью будет новый состав Европейской комиссии, так что сейчас судьбу ЕС фактически решают люди, которые в ноябре будут писать мемуары. Зачем в таком случае председателю Еврокомиссии Жозе Мануэлю Баррозу сейчас напрягаться и ломать голову над решением украинской проблемы?» — поясняет эксперт.

Москва предлагает компромиссное решение: Украина оплачивает хотя бы часть долга, а Россия не закручивает вентиль. Однако украинские власти согласны прекратить шантаж и начать платить за уже поставленный газ лишь в том случае, если Украине вернут прежнюю «справедливую» цену на газ (268 долларов) или сделают ее среднеевропейской. Говорить о «справедливой» среднеевропейской цене на газ для Украины нельзя как минимум по двум причинам. Во-первых, современный бизнес строится не на справедливости, а на контрактах. А в контракте, который украинская власть подписала (и легитимность которого путчисты фактически подтвердили, сняв с Юлии Тимошенко обвинения в превышении служебных полномочий), указана четкая формула цены на поставляемый газ. На сегодня она составляет 485 долларов за тысячу кубометров. Обе стодолларовые скидки, предоставленные Украине, перестали действовать. Первая — после денонсации харьковских соглашений, а вторая — после нарушения Украиной ряда условий, при которых эта скидка действовала (прежде всего неспособность оплачивать вовремя газовые поставки). Во-вторых, по правилам ведения бизнеса скидка может предоставляться тем, кто добросовестно выполняет условия контракта. То есть платит вовремя. Европейские страны выполняют свои обязательства, а Украина — недобросовестный клиент, с которым постоянно возникают проблемы. Для таких клиентов обслуживание всегда будет более дорогостоящим, поскольку в него должна быть заложена надбавка за риск. Более того, у «Газпрома» нет гарантий, что находящаяся на грани дефолта страна будет платить за потребленный газ даже 268 долларов.

Отказ Киева от платежей за уже поставленный газ серьезно снижает его шансы в международном арбитраже, куда украинские власти намерены обратиться для обуздания аппетитов «Газпрома». «Суд — это место, куда обращаются добросовестные плательщики по контрактам, а не жулики. Когда европейские клиенты “Газпрома” шли в суд, у них аргументы были простые: мы являемся добросовестными клиентами, исправно платили деньги и с учетом изменения ситуации на рынке хотим скидок. Украина же таким клиентом не является — она не выполняет условия контракта, не платит за газ. С чем она пойдет в суд? С тремя с половиной миллиардами долларов долга?» — вопрошает Константин Симонов.

http://expert.ru/2014/05/17/razvalyatsya-sami_1/

Юрий Казаков   30.05.2014 08:54     Заявить о нарушении