Большая семёрка делит мир

"Большая семёрка" делит мир:
Запад пытается сохранить контроль над расползающимся миром

Игорь Шевырёв

США – устремились в Pacific, Франция – увязнет в Мали, Турция и Израиль – увязли в Сирии, Япония – присматривается к российским Курилам, Британия – мечтает о возрождении империи, а Германия – станет экономическим «полюсом» Европы. Рассмотрим как страны «золотого миллиарда» готовятся встретить новый миропорядок.

Крах однополярной системы мироустройства, подорванной глобальным кризисом в 2007\2008 годах, закономерно актуализировал проблему сохранения наследия Pax Americana.
Страны Запада (США, Британия, ЕС, Япония, Израиль) с тех пор по-прежнему находятся в глубоком экономическом упадке, стремительно накапливая долги. В то время как БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) наоборот, динамично растут. При таком раскладе складывающаяся многополярность в один прекрасный момент имеет все шансы выйти из-под контроля «Большой семерки». Но главное – новые лидеры экономического роста могут получить под контроль наиболее лакомые ресурсы.

США больше не способны контролировать мир. Де-факто проигранные военные кампании в Ираке и Афганистане являются яркими подтверждениями этого. Чтоб удержать влияние в стремительно расползающемся мире, Вашингтону без союзников не обойтись. Разумеется, речь о наиболее проверенных и надежных союзниках, традиционно собравшихся в G7 (Россия для Запада всегда воспринималась как чужая). Условно хозяев уходящего миропорядка также называют «золотым миллиардом».
Ну а с учетом готовящегося обрушения экономики США, на подготовку к которому уйдет вторая президентская каденция Барака Обамы, значение союзников особенно возрастает. Сумеют они сыграть синхронно уже распределенные роли – старый «контролируемый миропорядок» сохранится. Если же не сумеют – мир ждет закат Запада. Если же не сумеет (не успеет) кто-то один – того и перемелют жернова нового миропорядка.
Рассмотрим, как страны Запада распределили между собой сферы влияния.
США оставили за собой Азиатско-Тихоокеанский регион. Американский президент Барак Обама уже однажды объявил США Pacific-нацией и пообещал вернуться в Азию. В будущем внимание американцев к «азиатским тиграм» еще более усилится. Военные кампании в Ираке и Афганистане четко показали – за всем миром из Вашингтиона не усмотришь. Геополитические аппетиты приходится уменьшить. Стратегический интерес для США составят только два региона: 1) Ближний Восток (где уже развернута Персидская ПРО с прицелом против Ирана) и 2) Азиатско-Тихоокеанский регион (с попытками выстроить очередной «антикитайский альянс»).
Американцы занялись выстраиванием Транстихоокеанского партнерства. Связка Япония-Южная Корея-Австралия-Филиппины-Индонезия-Сингапур является костяком этого ТПП. А по сути, ТПП сводится преимущественно, к накачке американской экономики военными контрактами. Так, Америка уже анонсировала крупные военные поставки в Японию, Австралию, на Филиппины, Тайвань. Под формальным надуманным предлогом «китайской угрозы» маховик оружейных поставок и дальше будет раскручиваться.
Кстати, усиленная милитаризация экономики вовсе не означает, что это когда-либо приведет к некоей «Большой войне». Для США главное – бизнес, а милитари-экономика – это очень крупный бизнес. Да, скопление оружия в регионе потенциально может повысить риски конфликтов. Но вполне может и ограничиться «гонкой вооружений». А далее – «глобальной разрядкой», как уже однажды показал крах биполярной советско-американской системы.
Следует обратить внимание еще на один нюанс: США только наращивают свой пакет военных заказов. В то время как расходы на собственную нацбезопасность и оборону, наоборот, сокращаются. Это является еще одним показателем, что непосредственно Вашингтон участвовать в войнах не намерен.

Британия, в отличие от США, имеет более скромные возможности для глобального контроля. Вообще-то, Лондон давно пытается (мечтает) возродить Британскую Империю (хотя бы в формате нынешнего Британского Содружества), где, разумеется, основное внимание традиционно приковано к Индии.
Однако, на практике «возрождение» Британской Империи окажется возможным ровно настолько, насколько это позволит Лондону его «старший брат» Вашингтон. Как ни крути, Геополитические линии США и Британии в нескольких звеньях тесно переплетаются. А США для надежности альянса сдерживают Британию по нескольким линиям: и через Ирландию, и через пытающуюся самоопределиться Шотландию, а также через евробюрократов из Брюсселя.
Несомненно, одно: Британия сохранит роль «смотрящей» за Евросоюзом. И будет продолжать конкурировать за роль одного из мировых центров финансовых потоков.

Германия укрепит влияние в Евросоюзе, став его главным экономическим донором. Здесь у нее сразу три конкурента: «европатриарх» Франция (у которой, впрочем, несколько иная геополитическая линия), Австрия (стремящаяся взять под контроль всю Центральную и Восточную Европу) и «смотрящая» Британия (имеющая влияние на страны Северной Европы).

Франция – устремилась в Африку. Конфликт в Мали для французов станет «вторым Афганистаном». Это будет затяжной конфликт, который охватит всю Северную, Западную и Центральную Африку (Мали, Алжир, Мавританию, Кот Д'Ивуар, Нигер, Чад и ЦАР).
Здесь также переплетены интересы с соседними странами: Суданом, Ливией, Нигерией, а также в Конго и Зимбабве. Но в этих странах французы не смогут чувствовать себя монопольными хозяевами, придется поступиться влиянием с другими западными союзниками.
В целом, Париж, раскручивая африканскую кампанию, пытается возродить свою колониальную политику, а заодно – самому выкарабкаться из тяжелого экономического кризиса.

Турция ведет уникальную геополитическую игру. В силу своего уникального расположения на карте мира Анкара стремится доминировать в трех стратегических регионах: 1) над Евросоюзом (пытаясь стать монопольным транзитером энергоресурсов в ЕС и выстроить «Новый Шелковый путь»); 2) в Евразии (являясь тем самым, прямым конкурентом по отношению к Украине и России) И 3) на Ближнем Востоке (по отношению к лояльным Западу арабским союзникам).

Израиль и Саудовская Аравия сосредоточены, преимущественно, на отражении «угрозы» Ирана.
Самодостаточный и богатый на природные ресурсы Тегеран способен стать реальным лидером Ближнего и Среднего Востока. Тем самым, нивелировав соответствующие гегемонистские планы как Анкары, так и Тель-Авива.
Нынешняя кампания в Сирии – это преимущественно, «головная боль» для Турции и Израиля. Как видим, сирийский «орешек» оказался очень крепким. Падение «режима Башира Асада» прогнозируют уже многие месяцы. Никак не складывается также сценарий военного конфликта. И более того, у сирийской «пружины» вполне есть все шансы благополучно разжаться и разыграв «курдскую карту», еще и сдетонировать по самой Турции.

Таким образом, Мир на стыке «старого» и «нового» миропорядков погружается в период затяжной турбулентности. «Хозяева» старого миропорядка пытаются хотя бы при помощи грубой военной силы удержать свое убывающее влияние.

23 января 2013 года


Рецензии