***

Я не люблю Горохова, он крайне однобоко,неполно и фрагментарно анализирует музыку. Да и вообще он сферический,эпический и клинический сноб в терминальной стадии. Но конкретно этот текст - идеальное попадание в десятку.ППКС и мое почтение.

Rock

Рок тоже базируется на песнях, которые поет живой человек. И рок-певец
делает вид, что раскрывает миру свою душу, как правило, всем недовольную и
бунтующую. Боль - а также радость - души лучше всего выражается луженой
глоткой, тремя гитарными аккордами и малоизобретательным барабанным стуком.
Рок, вообще говоря, - разновидность поп-музыки, ведь главное для попа -
это самоидентификация слушателя с песней, уверенность, что песня обращается
непосредственно к нему. Поп эротичен, манерен, провокационен. И Элвис Пресли
- это поп, и The Beatles, и АВВА, и Black Sabbath, и The Clash.
Поп предлагает народонаселению не столько задушевные тексты и
прилипчивые мелодии, сколько систему ценностей, Эрзац мировоззрения.
Поп-музыка - прежде всего социальное явление. Собственно музыка
занимает в нем довольно незначительное место: грубо говоря, подростки живут
под свою музыку, что-то чувствуют, надеются, ненавидят, делят себя на своих
и чужих в зависимости от стиля музыки, даже часто ее слушают, но они ее не
слышат. В равной степени это относится и к гитарному скрежету, и к
задушевным песням, и к звукам, извлеченным из ритм-машины и синтезатора. И
то, и другое, и третье - часть молодежной культуры.
Употребляя выражение "молодежная культура", надо делать поправку на
инфантилизм потребителей поп-продукции. Великовозрастные поклонники музыки
60-х-70-х годов: хард-рока, джаз-рока, арт-рока -высокомерно ухмыляются,
когда речь заходит о электронной(к примеру) музыке, поскольку уверены, что это
музыка для безмозглых тинейджеров, не способных оценить настоящее качество.
Но все эти бесконечные The Beatles, Rolling Stones, Pink Floyd, Doors,
Queen, Uriah Heep, Genesis, Yes, Rainbow, Led Zeppelin, Grateful Dead... - и
какие там еще есть "легенды и звезды" хиппи-рока? - и есть самая настоящая
музыка для безмозглых тинейджеров, по уши утонувших в своей молодежной
культуре. Если кто-то, как дитя малое, никак не может отлепиться душой от
набившей оскомину подростковой музыки тридцатилетней давности, то это не
дает ему повод утверждать, что именно в ней скрыты подлинные сокровища.
Чуждая всякой критичности влюбленность в хиппи-музон наполняет душу
великовозрастного инфантила непомерными восторгом и пафосом: "Классический
рок!" Да ведь он не менее примитивен, вторичен и убог, чем вся остальная
поп-продукция! И точно так же рассчитан на самый массовый вкус.
Рок откровенно любуется своими бицепсами, высокой потенцией, обнаженной
мускулистой грудью, красивыми волосами, демоническими глазами и загорелыми
скулами (все это - следствия повышенного содержания мужского гормона
тестостерона). Рок омерзительно патетичен и театрально-мужествен. Все это
относится и к Doors, и к Death: если уж петь, то не иначе как о вечных и
вневременных проблемах добра и зла, жизни и смерти, веры и предательства, о
вечном проклятии, о трагедиях и катастрофах; если уж брать аккорд, то не
иначе как в до-мажоре. Если притягивать за уши какую-то иную музыку, то не
иначе как что-нибудь симфонически-струнное и надсадно-трагическое, называя
этот хлам классикой (голливудские кинокомпозиторы тоже так поступают).
Слушая рок, его потребители приходят в восторг от того, что они -
крепкие, сильные, жестокие, а главное красивые, мужчины, лишенные иллюзий.
Все это, разумеется, не что иное, как ницшеанско-вагнерианский комплекс. Но
одного взгляда на лица металло-музы-кантов достаточно, чтобы увидеть: все
эти нордические одинокие герои - слюняво-сопливые участники деревенской
самодеятельности.
Металлорок - акустический эквивалент комиксов-страшилок. Не только
внешний вид музыкантов и оформление их альбомов, но и их музыка - чистой
воды клоунада.
Разговоры о том, что рок дик - полная чушь. Металл - это исключительно
строгая и чопорная музыка, помешанная на идее высокого исполнительского
мастерства. Но и разговорам о технических сложностях рока и о виртуозах в
кожаных штанах верить никак нельзя. Действительно, существует гиперсложная в
техническом отношении музыка, есть даже и такая, которую вовсе невозможно
исполнить в соответствии с нотами - это выше человеческих сил. В качестве
примера могут служить некоторые произведения таких композиторов, как Джон
Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен или Янис Ксенакис. Их пьесы берутся исполнять
очень немногие музыканты, а внятно это получается у единиц. Но, во-первых,
это далеко не рок, а во-вторых, действительно виртуозное исполнение вовсе не
стремится натужно демонстрировать свою техничность, музыка звучит легко и
естественно. Кроме того, неспециалист часто не в состоянии оценить, что
является технически сложным, а что - простым.
Рок, который не гордится своей повышенной потенцией, называется
альтернативным. Его делают пугливые сутулые юноши или хамского вида девицы.
Альтернативный рок - это студенческо-героиновый балаган: крестьянская война
с шоу-бизнесом, восстание силезских ткачей.
Наличие мелодии в рок-песне - дело необязательное, куда важнее
прилипчивый гитарный рифф. Но все это - вещи второстепенные и с течением
времени подвергшиеся изрядной инфляции: самое главное в роке -это громкость
звука.
Впрочем, Джастин Броадрик (Godflesh) уверен, что и этого про рок
сказать нельзя: "Рок-музыка вообще не имеет отношения ни к жестокости, ни к
реальности. Рок-музыка интересуется исключительно сбережением своих старых
клише и стереотипов. Заниматься роком - то же самое, что работать на
консервной фабрике: доставать селедку из одних жестяных банок и тут же
закатывать ее в новые".
В любом случае, поп (и его частный случай - рок) должен "цеплять", то
есть не оставлять равнодушным. Только неравнодушный человек отправится в
магазин и купит звуконоситель. Звуконоситель хранят дома и дома же слушают.

(с) Андрей Горохов.

P.S.
Цитаты.Сабж говорит о себе:
Смысл рок-н-ролла в том,чтобы, когда ты выходишь на сцену,все телки в зале тебя хотели.
(с) Мик Джаггер
Не ищите в роке искусства.Рок - это никакое не искусство,это самовыражение простых парней.
(с) Игги Поп.
Когда мне было 17,я думал,что рок - это протест.Когда мне было 23,я думал,что рок - это творчество.Теперь мне 39,и я прекрасно понимаю,что рок - это просто хороший бизнес.
(с) Джон Лорд.
Когда я начал заниматься музыкой,главным мотивом для меня было доказать ******** ,в которую я был безответно влюблен,что я чего-то могу добиться в жизни и что я вообще чего-то стою.
(с)Роберт Смит
Рок-музыкант - это существо,движимое только гормонами и инстинктами,здоровый юный зверь. Иначе не бывает.Осмысленность наступает лишь после 32-35 - у тех,кто дожил.
(с) Брайан Молко.
Большинство людей - это плоская равнина.Как прерия.А я возвышаюсь над ними,как гора.Мне нравится быть вершиной.
(с) Джаред Лето.

Вот,сами о себе всю правду-матушку и режут. Всё честно названо своими именами.
Это только у нас рокеры считают себя жрецами музыкального искусства.
Надо все таки понимать,что существует СЕРЬЕЗНАЯ МУЗЫКА и хорошие песенки для НЕВЗЫСКАТЕЛЬНЫХ МАСС. В нашей стране слишком занижены планки ввиду того,что эта страна остается страной балалаек и пьяных медведей. Поэтому ко всему,кроме того,что сутками крутится по зомбоящику, относятся как к неебически сурьезному музлу.В тех же западных странах мейнстримовый рок никто как МУЗЫКУ в сколь бы то ни было серьезном смысле слова не воспринимает и никогда не воспринимал...Так - клоуны с гитарами зарабатывают себе на "астон-мартины" и бонус в виде рвущихся в ихние койки дурочек-фанаток.
Традиция воспринимать рок как заслуживающую серьезного отношения музыку - это наследие совковых времен,когда все было под запретом и любая прорвавшаяся сюда музыка ,(неважно,по-своему умный,хотя и попсово-стадионный Пинк Флойд или дебильный Моторхед),воспринималась как глоточек какой-то свободы.А кроме рока ничего и не прорывалось,за редчайшим исключением.Слушание рока было тогда своего рода фигой в кармане и заявкой на причастность к цивилизованному миру.Потом перестройка 80х - рок тогда был не столько музыкальным,сколько социальным явлением - "ветер перемен" и т.д.
Но это все давно в прошлом.Сейчас пора уже понимать,что рок - это примитивные песенные аранжировки,с которых,за редким исключением ,ничего,кроме анализа мочи,не возьмешь.Что это,в общем-то,просто еще одна грань музыкальной поп-культуры. Для тех,кто не будет слушать обычную попсу.Не потому,что они умнее - отнюдь нет.А всего лишь потому,что не всех на сладкое тянет,кому-то соленого или горького подавай.Рок(от старичков 60-70х до совр. брутал-хардкоров и инди-бритроков) - это простенькое энергичное музлишко для раскачивания пьяных толп на стадионах, лабаемое амбициозными мальчиками,которым хочется дорогих машин,дорогих наркотиков,фанатских ****ёнок и восторженных дифирамбов в масс-медиа.Рок ни на капельку не стоит того,чтобы серьезно к нему относиться. Он был,есть и будет апологией зашкаливающей амбициозности,мерзкого позерства,самовлюбленного павлиньего нарциссизма,жадности до благ земных и использования собственно музыки как средства реализации всего вышеперечисленного.Настоящая же Музыка и настоящие Музыканты- это совсем другая история.
Бывает, что музыка становится исключительно средством заработка денег и реализации амбиций – и это раздражает. Бывает, что музыку используют в качестве инструмента пропаганды – и это заставляет усомниться в ее истинной ценности. Бывает, что человек дни и ночи напролет мучает гитару только для того, чтобы научиться играть быстрее и сложнее всех – и это вызывает недоумение и сочувствие. Но иногда – реже,чем хотелось бы, к сожалению, – люди делают музыку просто потому, что не могут ее не делать.Не могут жить без того,чтобы вкладывать в звуковые формулы некие смысловые коды.
Они и есть Музыканты.
Остальные пусть возьмут в кучу все свои амбиции,свои разбухшие"эго",свои гормоны и инстинкты,лягут в ванны с горячей водой и перережут себе вены.Только вдоль,а не поперек - иначе не получится.

Пора выходить на другие уровни восприятия.Пора прекращать смаковать,подобно швейцарскому шоколаду,любое дерьмо,вывалившееся из задниц долбоебов,при упоминании которых более-менее умные люди в цивилизованном мире иронически улыбаются.Иначе наши попытки приблизиться к уровню культуры Европы и Америки обречены на бесконечную неудачу.


Рецензии