Сказка Берт и Берта

Вечер накатился приливной волной на Приморье. Первый прохладный ветерок потянулся легкой струйкой со стороны моря по усталым от жары улочкам города. Брусчатка все еще отдавала накопленное за день тепло и оставалась теплой. Солнце медленно погружалось в морские глубины, окрашивая город в багровые отблески и блики. Дышать становилось легче. Вот уже загорелись сигнальные огоньки и фонари на мачтах кораблей и рыбацких лодок, зажглись своим желтым мерцающим светом свечи, в окнах и дверных проемах трактиров. Отовсюду потянула ароматом близившегося ужина. Ничего не нарушало обыкновенный вечерний пейзаж Приморья, и даже Бедняжка Берта как обычно сидела на большем валуне, около портового трактира и смотрела в море, кормя при этом скопившихся у ее ног голубей хлебными крошками.

 - Что это с девчонкой, Фью? Ты ее знаешь? Ты же местный?

 - А.. Не тронь ее Грего, оставь... конечно я ее знаю, тут все ее знают, это Бедняжка Берта. Несчастное дитя...

 Два матроса с трубками в зубах вывалились походкой, которой могут ходить только бывалые моряки, из трактира, и теперь присев на его пороге говорили  вполголоса что бы сама Берта не услышала их.

 - А почему Бедняжка? Сирота она, что-ли?

 - Да нет, живы у нее и отец и мать, правда стары, но вполне здоровы, отец еще и теперь работает на шахте и форы дает молодым.

 - Ума стало быть лишилась? или не здорова?

 - Да слушай ты, не перебивай! Ум-то при ней, и здоровья хоть за борт сливай. Тут судьба, друг Грего, судьба, понимаешь... ну и трусость. Только судить ее ненужно. Слышишь? Не за что...

 -Ладно-ладно уж... что мне ее судить-то? Или я в судьи записывался? Расскажи толком!

 - Ну так-то все началось еще лет 10 назад, она тогда совсем еще девочкой была, лет этак 12-13 ей было.

 Лето стояло на дворе жаркое, как это, и только вечером баловало море прохладой. Так вот в один из таких вечеров, пошла эта самая Берта гулять за город, на дикие пляжи, пошла не сама, с братом, брат тогда был у нее, звали его Берт. Так вот значится пошли Берт и Берта за город. Дошли до диких пляжей, когда глядь - а на самом берегу сидит старуха, вся в серых одеждах, с длинными косами седыми, вруках клюка, а за спиной котомка дорожная. Древняя-древняя старуха. Испугались Берт и Берта, застыли на месте и не шевелятся, хотели были убежать сразу же, да ноги не несут, закричать - язык не слушается, так и стояли на месте. Старуха встала, опираясь на клюку подошла к ним медленно, посмотрела в глаза Берте и Берту, и скрипучим голосом прокряхтела:
 - Заберу я одного из вас, в слуги мне, на веки-вечные, в самые дальние чащи. Только не знаю кого выбрать.
 И тогда маленькая Берта упала на колени и зарыдала обнимая тонкие ноги старухи.
 - Меня, меня забирай! Только не тронь младшего брата, оставь его, он мал совсем, не тронь Берта, меня забери вместо него, я буду служить тебе как ты захочешь, только отпусти его.
 А старая ведьма рассмеялась и оттолкнув Берту клюкой сказала:
 - Я обоих вас отпущу, да только твой брат все равно моим будет, потому как один раз себя отдать за кого-то не сложность, а всю жизнь прожить рядом и сохранить любовь в мелочах, вот задача. Ты, Берта, что пожертвовать хотела собой ради своего маленького брата, за три дня предашь его трижды! Жестоко предашь, и не заметишь!
 - Никогда я не придам брата! Никогда!
 - Ну-ну...да только если предашь, я заберу его с собой. И не увидится вам боле.
 Рассмеялась еще раз старуха, да и пошла прямо в море, как по сухой тропинке, все дальше и все глубже в пучину, вскоре и совсем исчезла.
 А Барт с Бертой домой тогда побежали. Уснули и забыли все как страшный сон, на утро и не говорили об этом что бы не ворошить страшного. Только проспали оба, устали же накануне, вот и проспали. И Берта опоздала в класс. Никогда не опаздывала, говорят, девчонка, а тут на тебе, и так ей стало стыдно, покраснела вся при учителе, и не смогла ничего выдумать кроме как только сказать, что задержалась, потому как брат ее Берт, утром затеял истерику, мол мал, не смышлен совсем, а что с малого дитя взять, и ей пришлось его утешать да одежду ему сменять, вот и опоздала. Учитель поверил, класс добродушно посмеялся над малышом Бертом, тем и кончилось. Вечером никто о истории и не вспомнил, а уж Берта так точно. Другого дня, у Берты было с утра хорошее настроение. Даже больше. Так бывает у девочек, перед первым свиданием. Так и у нее было! Сегодня после школы, к ней на дерево около ее окна, должен был прийти одноклассник Корк Макоил, самый смелый из мальчишек в Приморье! Берта ждала этого дня месяц, она не могла показать Макоилу что тоже не равнодушна... и вот случилось - мама с утра должна была идти на рынок продавать рыбу и взять с собой маленького Берта, папа, как всегда уходил в море на рыболовлю, и она была совершенно одна и могла встретить гостя. Но с утра, малыш Берт приболел, и мать не взяла его с собой. Берте пришлось сидеть с ним. Но не могла же она сказать Корку что свидание отменяется, потому что она сидит с сопливым братишкой? Тогда Берта пошла на хитрость и сказала Берту, что это такая игра, он должен запрятаться как можно лучше, а она будет его искать, и если до захода солнца Берта не найдет его, то он победил и получит за это большущую конфету, которой, я думаю, у Берты и не было-то. План сработал, она до вечера провела время со своим другом, а Берт просидел под крышей сарая думая что выигрывает игру. Когда родители вернулись, все было в полном порядке, к тому же Корк как раз к стати, подарил Берте большего лединцевого петушка, которого и получил Берт за свою победу, чему был чрезвычайно рад.
 А на третий день, как раз припало день рожденье малыша Берта, это было воскресенье, и вся семья была дома. Мать готовила с самого утра, разные вкусности и строго приказала до вечера их не есть, но в час обеденного отдыха,когда все разбрелись по тени и прохладным уголкам, малыш Берт отчего-то совсем загрустил. Берте стало жалко своего брата, вот она и украла с кухни кусок пирога, свежего, с яблоками, и отнесла его Берту. Такой пирог должен был поднять настроение имениннику! Но как на зло, в то время когда Берт почти доел его, мимо проходила мать, и увидев подобную картину разгневалась,
 Когда Берт, будучи совсем малым постарался объяснить что не брал пирог, и что его ему принесла Берта, мать разгневалась еще больше и пристально посмотрела на дочь, та опустила глаза и сказала что не знает откуда взялся пирог у брата, и что прекрасно помнит запрет не есть сладкого до вечера. Так как у Берта был День Рожденья, мать быстро простила его, и решила не наказывать, по крайней мере сегодня, а скажем, перенести лишения его сладкого на завтра. Да только так и не наказала она Берта. Утром его не оказалось в комнате.
 Я помню тогда, был как раз на берегу, мы собрались всем городом, двое суток искали малыша по всем окрестностям и в море, перевернули чуть не каждый камень на пляжах и заглянули чуть не под каждое дерево и куст в лесу.Ничего. Ни следа! Как испарился малый. Берта же тогда все и рассказала. С начала родителям, а потом и нам.
 Она с утра, когда узнала что брат пропал, сразу вспомнила старуху, почуяло сердце неладное. И побежала сломя голову на дикие пляжи, прибегает – а старуха тут как тут. Упала к ногам старухи девочка во второй раз, и заплакала пуще прежнего.
 - Верни – говорит – брата, верни! Я его не предавала, верни!
 А ведьма наклоняясь над плачущей девочкой снова рассмеялась и говорит:
 - Как же так? Как же не предала – три дня, три предательства. Разных! Как я и говорила – в классе ты его ни за что оклеветала? Спасая свою шкуру от стыда? На следующий день, его, больного обманула? Что б тебе не мешал? А вчера и вовсе свою вину на него сбросила, не признавшись что украла пирог? Три дня – три раза предала. Я его и забрала – как договаривались Берта. Не нужен тебе брат – не умеешь ты его любить!
 - Я люблю его, люблю, люблю – плакала Берта. Но старуха молча смотрела на нее.
 - Я все что угодно сделаю что бы вернуть брата – забери меня вместо него! Его верни!
 - Ну это уже я слыхала, и ты слышала мой ответ – пожертвовать собой ради кого-то – еще не подвиг, подвиг суметь ради него прожить!
 Ты вот что, Берта, научись-ка любить по настоящему, а как только научишься, брат к тебе и вернется, ты его сразу узнаешь – он в гавань вашу зайдет под вечер, на судне с белыми парусами и красными полосами на них. Но это будет только если научишься любить других!
 Сказала так – и исчезла вовсе. Долго плакала Берта на берегу, а вечером все рассказала. Не сразу и не все ей поверили, но только с того самого дня, добрее ее не найти во всем Приморье, с утра до ночи помогает она горожанам, подает нищим, кормит птиц, работает без отдыха и чуть не все деньги раздает голодным. И каждый вечер приходит суда и смотрит, бедняжка, на море,ждет корабля под белыми парусами с красными полосами. Все ждет-ждет, а его все нет и нет, уже много лет как ждет.
 - Да… вот так рассказ… а ты сам-то ей веришь? Фью?
 Оба матроса все так же сидели и курили на пороге таверны, вечер становился уже совсем густой, Бедняжка Берта, тоже оставалась там, где и была до этого – на валуне у самой воды.
 - Так веришь, ты ей или нет?
 - Верю Грего, верю… не может девчонка такая врать… хотя кто его знает.
 - Фью? Фью? Сколько мы выпили?
 - Да по пинте, не больше, а что?
 - Фью, я один вижу корабль под белым парусом в красную полоску? Вон там – с северо-востока в свете маяка?
 - Сорок фунтов осьминогов! Да пусть меня на этом самом месте съест Нептун, да пусть мне морские иглы выколет глаза мои если ты один его видишь! Да это же он!
 - Вот это чудеса….
 - Чудеса… не то слово…
 Берта уже прыгнула в воду и крича во весь голос и маша платком бежала уже по пояс в воде по направлению к кораблю, она все поняла.
 - Видит море – это ей заслуженно… она заслужила вернуть себе брата.
 - Интересно только что же она такого сделала что 10 лет старуха его не отдавала, и не считала ее добрые дела, а теперь вот решила.
 - Пес ее умер сегодня.
 Оба моряка обернулись как завороженные – это сказал скрипучий старый голос, а обернувшись они увидали старуху скрывавшуюся за темным углом трактира. Оба моряка так и осели.
 - Да вы не бойтесь – с улыбкой проскрипела старуха – я пришла на девчонку посмотреть. Так вот говорю – собака у нее была, ты Фью чай, помнишь – дворняга за ней бегала серая?
 - П..Помню.. от чего же не помню, она с ней суда и п..приходила, а сегодня вот.. нет
 - Так вот, этого пса она сразу после пропажи брата подобрала, одно из первых добрых дел… он бы замерз в воде, в канаве, с перебитой лапой, а она его отогрела и все 10 лет он еще прожил вместе с ней. А так бы издох еще тогда.
 - Но почему только сейчас, она-то его еще десять лет назад подобрала и спасла?
 - Ничего вы не поняли Грего и Фью, бравые матросы. Сделать добро однажды – еще не добро, а делать добро постоянно, каждый день, до самого конца – вот это и есть – любовь. Девчонка справилась. И брата я ей возвращаю.


Рецензии