Моя сталинградская мама

В общем и целом папа после смерти мамы женился несколько раз…На пути в оставшееся ему попадались разные женщины – и молодые и пожившие, честные и не очень, чаще авантюрного склада и корысть была написана им на лице…

Анну Кирилловну папа привез  из Волгограда.Она отличалась от местных женщин каким-то налетом легкого русского обаяния, и мы сдружились.

Она была невысокая и ладненькая и источала домашний уют и комфорт рюшечек, горшочков  с жаркое и …неожиданное - шляпок парижской богемы. В разговорах она не упоминала родственников – их у нее уже не было. Весь свой пыл неустроенного материнства и женского инстинктивного поиска счастья она перенесла на нас, и я впервые после смерти мамы услышала: - Любочка…

Это было так необходимо мне, ожесточившейся от нашествия мачех на единицу квадратной площади квартирки отца и я приняла это ощущение ее присутствия без реакции отторжения…

Как и папа, Анна Кирилловна была 1934 года рождения и когда наступила Великая Отечественная война ей было 7 лет. Отца ее взяли на фронт в 1941 и он сразу же погиб. Мама маленьких девочек, а у Ани была еще сестра – погодок, работала на военном предприятии. Они сами спускались в бомбоубежище и там коротали все свое время. Когда началась Сталинградская эпопея, девочки совсем обессилели и тяжело ходили…Есть было нечего и ели все, что можно было прожевать, но женщины в бомбоубежище им внушили, что нельзя есть всухомятку – можно умереть от заворота кишок.

- Бомба попала в наш дом, когда мы бежали в укрытие – он сложился как карточный домик и стало темно и жарко. Я попала между плит, и меня придавило, но не сильно. Отчетливо помню, что хотелось пить. Все время хотелось пить.…Пошевелить могла только головой и вдруг нашла губами что-то холодное и пососала. Время шло и я не помню сколько там пролежала…Потом пришли какие-то люди и приподняли плиту. Оказалось, я сосала пальчик моей сестры, которая была мертва и лежала рядом. Меня увезли в детский дом, а сестру в морг или на кладбище? Даже не знаю. О маме я так же ничего не узнала.…Наверное, она погибла при авианалетах немцев на наш Сталинград…

С тех пор у Ани было маленькое больное сердце и она всегда носила с собой нитроглицерин.
 Однажды она уснула и не проснулась, моя сталинградская мама.


Рецензии