Наверное

Я, потихоньку, продолжаю публиковать рассказы из своей первой, изданной четверть века назад, книги  «Впереди был новый день».
 К предлагаемому  рассказу  я решил написать предисловие поскольку он, на мой взгляд, никак не потерял актуальности и сегодня. Разве что вместо секретарей обкомов теперь фигурируют губернаторы.
Герой рассказа, в основе которого лежат подлинные события,   пришел к выводу, что коррупция непобедима и решил отстраниться от дальнейших попыток добиваться законности и правосудия. Видимо он, был прав – он не смог бы победить ее в те годы, поскольку она не побеждена и сейчас.   Это при том, что с того дня, когда я впервые улышал эту историю,  прошла четверть века. Так было при Гоголе, было в СССР, так есть и теперь.
  Эту историю мне  рассказал Светлой Памяти  Шамиль Хасбулатович Хасбулатов(Дала гечдойла цуна), полковник советской милиции. Он умер в Чечне в 1996, кажется, году, от тяжелой, неизлечимой болезни. Многие считают, что причиной смерти послужило болезненное перенесение Шамилем Хасбулатовичем ситуации, сложившееся в то время в стране.
Чту его память и горжусь тем, что был близко с ним знаком.

НАВЕРНОЕ
Рассказ

Чемодан был обыкновенный, такой, знаешь, с никелированными железками по углам, потертый, из коричневого дерматина. Эти люди, которые пришли с ним ко мне домой, молча поставили его на стол и откинули крышку, - смотри, мол.
Чемодан был доверху наполнен тугими, аккуратно  уложенные пачками. Они лежали вроде кирпичиков.
Жена нет-нет да напомнит мне тот вечер:  люди, мол, на такой должности, как твоя, миллионы имеют,а ты до седых волос дожил и все рубли до зарплаты считаешь. Ну, это она в сердцах,  а на самом деле – понимает меня.
Соседки опять-таки доводят ее,  подначивают.Она рассказывала, одна, как-то, спрашивает: "А у вас дома сейф есть?"
 Жена ответила, что нет, конечно, откуда ему быть и зачем он нужен. А та "Как? А где же твой муж деньги хранит? Моему,- говорит, - тоже скоро на пенсию, он кое что припрятал на старость." У нее, у соседки, тоже муж в органах работает, понимаешь о чем речь?
Да, вот  такое сейчас время... Наливай себе еще чайку. .. Хороший чаек индийский. Это, я, знаешь, на базарчике покупал, в микрорайоне.  Раньше пачка два рубля была, а сейчас два с полтиной. ..
Что? Да нет, я же в гражданском хожу покупать- то, а куда деваться. Ну, другие... мне до других дела нет. Мало ли что им там домой ящиками приносят...
Я вот думаю,  - все человеческое, что в людях было, потихоньку в деньги ушло. Только и слышишь кругом – деньги, деньги. А ведь не бы раньше таким народ.
Посуди сам, когда  где-то заводят разговор  о прославившихся людях о тех, которые сотни лет назад жили, но люди помнят их имена, - разве говорит кто нибудь  какие были у них дома,или сколько драгоценностей имели их жены и дочери. Не тем они прославились, а мужеством, чистой совестью,  или великими делами.
Я все думаю, что человек  обнищал душой, если он гордится суммой, которую стоит его обувь..  Надо быть беспросветной серостью, чтобы только достатком и гордиться.
Ну вот,чемодан, значит, доверху бы набит деньгами, а поверх денег, поверх аккуратных этих кирпичиков,  лежал техпаспорт на машину и ключи.
Я этот техпаспорт открыл для интереса. Все, как положено, только строка, где фамилия владельца пишется – пустая. Более чем понятно, да?
А машина, естественно двадцать четверка в экспортном исполнении, и цвет, конечно, черный.
Ты, конечно, и сам понимаешь, что пришли ко мне не кто попало, а люди, которых я уважал. С ними старики, с бородами до пояса, и человек,  которого я до того вечера считал другом, вместе с ним рос и учился.
Нелепость какая – кругом люди, а я иной раз чувствую себя, как в вакууме. Посмотришь на человека – вроде порядочный, честный, но лишь до тех пор, пока дело не коснется денег, взятки.  Такие живут по присказке: «Кого нельзя купить за деньги, того можно купить за большие деньги»
Мы с ним в тот вечер крепко поговорили. Как ты думаешь, что он мне сказал?
Тебе, говорит, сейчас под пятьдесят. Чего ты добился в жизни? Что у тебя есть, кроме звездочек на погонах?. Думаешь, у тебя нет денег оттого, что ты честный человек? Это далеко не так. Их нет, потому, что ты не выручал людей в трудную для них минуту.
Или, может быть, тебе мало того, что в чемодане? Тогда скажи. Через час мы принесем сумму, которую ты назовешь.
«Разница между мной и тобой,  сказал я ему тогда, - в том и заключается,  что тебя можно купить за эти или еще большие деньги,  меня – нет.  Уходи,  – сказал я -  уходи и никогда  больше не переступай порог этого дома. Я запрещаю тебе придти на  мои похороны, когда я умру.»
Да. С того вечера прошло  почти пять лет,  пройдет еще двадцать пять – не прощу его.  Не прощу, что он смел подумать, что я могу взять грязные деньги.
Пей чай-то. Остынет. Знаешь способ заваривать чай по-сингапурски? Не знаешь? Это, брат, непростительный пробел. Я тебя научу при случае.  Получается такой чай, какого ты себе представить не можешь...
Конечно, в одном он был прав, в том, что у меня нет и никогда не будет такиих денег. Я считаю, в нашей жизни все взаимосвязано. Где-то в самом начале жизнь раздвоилась на настоящую и фальшивую. Чем хуже правда, тем  пышнее фальшь.  Эта последняя расцвела до такой степени, что партбилет стал продаваться за деньги. Уже год-два назад стало можно вступить в партию за деньги. Потому, что многие в нее для того и вступали, чтобы обеспечить себе гладкую карьеру и сытое житье. Тоже самое и с милицией.  Взять хотя бы историю с срежантом ГАИ, который написал заявление начальнику, в котором просил, в связи с тяжелым материальным положением, перевести его на более выгодный пост.
Таких денег у меня нет и не будет. Взятка – страшная вещь. Представь себе, сыновей женить надо, дочек замуж выдавать надо.  Они, к тому, же,  еще и развращены друзьями и подружками, родители которых уяснили что и почем в этой жизни.
 Они одеваются и шикуют  так, что в сравнении с их расходами зарплата академика кажется нищенской.
Концы с концами не сходятся, жена пилит. 
И вдруг – приносят кучу денег, а от тебя всего и требуется подписать одну –единственную бумажку...
Подожди-ка, я тебе покажу один, так сказать документ... Вот она, эта записка. Она попала ко мне случайно, я ее сохранил.  Слушай, что тут написано: «Ты, козел! Бабки взял, а дело не сделал, думаешь, это тебе сойдет с рук? Думаешь, выше тебя начальства нет, или в нашем роду перевелись мужчины? Завтра, понял, завтра в шесть утра, принесешь деньги, как мы принесли их к тебе .»
Получить эту записку должен был ни больше ни меньше, майор милиции.Даже не говоря обо всем остальном, какие деньги стоят того, чтобы жить, зная, что можешь получить такую записку,  продался, скоррумпировался...
Так вот, с тем чемоданом. Вся  эта история была завязана в клубок, конец которого  вел очень далеко и очень высоко.
Мне удалось нащупать этот конец.
Я решился сделать обыск в доме человека, имеющего большие чины и награды. 
Честно говоря, я чувствовал, что могу расшибить лоб о стену, которую пытался пробить. 
Потому, что кирпичами в этой стене были руководители не ниже районных, а раствор замешивался в обкмовских кабинетах.
Когда опергруппа предъявила ордер на обыск, началось такое, что старший группы позвонил мне и отказался выполнять задание. 
Заявил, что опасается за свой завтрашний день.
Как бы то ни было, обыск был доведен до конца.  Того, что я искал, мы не нашли. Зато нашли на чердаке два ящика уголовных дел. В самом прямом смысле, это были были два фанерных ящика из под печенья,  заполненных папками.
До сих пор не могу понять, почему он их не уничтожил.  Может быть, хотел подстраховаться от чего-то. Не знаю. 
В общем, на чердаке были ящики, а в ящиках папки, а в папках – нигде не зарегистрированные и похороненные уголовные дела, каждое из которых тянуло на долгие года тюремного срока.
Тот, кто спрятал папки, сначала старался меня запугать. По всем правилам, в традициях итальянских фильмов.
 Потом он прислал ко мне людей с чемоданом денег.
 «Послушай, -сказал мне человек, которого я считал другом, - не будь глупцом, возьми деньги и закрой это дело. Этого вполне достаточно, чтобы спокойно дожить жизнь. За все те годы, что ты растрачивал здоровье и рисковал жизнью, работая на государство, оно не дало тебе и небольшой части того, что сейчас лежит перед тобой. Ты отдал все, что мог, а взамен  не получил ничего, кроме этой квартиры и трехсот рублей на книжке. Возьми деньги и выручи человека.»
Напрасно ты кладешь сахар в чай. Чай имеет свой вкус, а сахар его отбивает.
Я на днях был в селе,  так мой двоюродный дед , ему за сто лет, травный чай пьет. Сам собирает травы, сушит, и пьет.  Зверобой в этот чай входит, мята, еще что-то... У меня есть немного, хочешь, заварю?... Как тебе сказать.. Мне, честно говоря, не очень нравится. Пьешь вроде не чай, а кой-нибудь аптечный настой от печени. Хотя для здоровья, наверное, полезно. Дед, видишь, сколько лет прожил, а ничем, можно сказать, не болел.
Мне, как-то, приятель с Дальнего Востока привез травный сбор, исключительно, говорит, полезно для здоровья, любые болячки вылечиваются.
Я что-то в это не верю. Мне кажется, трава, выросшая у черта на куличках, на Дальнем Востоке,  для тех   кто на той земле живет, и  полезна.  А меня надо лечить здешними травами. Я думаю, для меня даже наша черемша полезнее тамошнего женьшеня...
Конечно, я их выставил за дверь с этим чемоданом.
Закончил, как положено, дело, и передал дальше. 
Что потом? Что потом... Ничего. Вся беда в том, что я – обычный человек,не герой, с обыкновенными человеческими возможностями.Не было никакого суда.
Ну, почему...  Потому, что деньги, от которых я отказался, взял кто-то другой, посильнее меня.
Говоришь, надо было добиваться?
Наверное надо было... Наверное.

1989
Грозный


Рецензии
"Знаешь способ заваривать чай по-сингапурски?" Салам, Альберт!
Поделись секретом заварки по-сингапурски. Лерамца,

Ибрагимов Лёма   21.12.2013 22:53     Заявить о нарушении
Ва алейкум ассалам. Вот, как мне это было показано - в стакан насыпается заварка, заливается кипятком. Потом стакан опрокидывается на блюдце, так, чтобы ничего не вылилось. Точно как в опыте по физике, когда стакан с водой накрывают листком бумаги и переворачивают.
Когда чай заварится, стакан слегка сдвигается и по блюдцу заварка сливается в стакан.
Правда, не знаю, действительно ли в Сингапуре так заваривают.
Удачи, не обожгись))))
Ларамца!

Альберт Магомедов   22.12.2013 17:44   Заявить о нарушении