а 6

Волхв молча смотрел на Марка, глядя ему прямо в глаза. От этого взгляда холодело в душе, казалось, Волхв читает его мысли. Но и отвести взгляд не было никакой возможности. Наконец, Филин прервал молчание:
 - Ну что молчишь, говори
 - Что?
 - Все, что знаешь.
 - Земля плоская, стоит на трех китах, - выпалил почему-то Марк. В голове возникли картины средневековой инквизиции. На костер жутко не хотелось.
 - Ты китов то видел? – спросил Волхв улыбнувшись. – Хоть и большая, а рыба как рыба. Как же на них Земля стоять может. – Хотя, ты не так глуп, как пытаешься казаться. Да, ты прав, две тысячи лет назад наши волхвы поняли, что Земля не бесконечна, что она находится в чем-то гораздо большем. И хочешь знать почему?
 - Да,- неуверенно ответил Марк, выбитый из колеи несоответствием данных о познаниях предков.
 - Солнце и Луна ходят по кругу вокруг Земли, так?
 - Так, - кивнул Макс. Образ Джордано Бруно все еще стоял перед глазами.
 - Стало быть, как бы ни велика была Земля, она должна быть меньше того круга, чтобы в нем помещаться. Теперь смотри.
 Волхв взял кувшин, обхватив горлышко широкой ладонью, так, что неприкрытая часть выглядела как глиняный шарик.
 - Если бы кувшин светился, он бы выглядел как шар, так? – Не дожидаясь ответов от оторопевшего Марка Волхв продолжал.
 - Стало быть, Солнце это шар. Луна тоже шар, но смотри, если солнце освещает его так – Волхв повернул кувшин, чтобы была видна освещенная сторона, - то мы видим круг, если так, то полкруга, если так, то тонкий серпик. Кук у Луны. Стало быть, Луна сама не светится, она ходит по меньшему кругу, чем солнце, а Солнце ее освещает. Теперь заметь, Луна иногда затемняется, и это происходит всегда, когда Луна полная, то есть Солнце и Луна по разные стороны от Земли находятся. Значит, затеняется она, от того, что тень от Земли на Луну падает. И тень эта какая? Круглая. Стало быть, Солнце – шар, Луна – шар и Земля тоже – шар. Усек.
 - Угу,- кивнул Марк. Надежды стать просветителем в этом обществе таяли на глазах.
 - Почему Земля никуда не падает, хочешь знать? – Волхв подкинул камушек. - Куда он упал?
 - На Землю.
 - А Земле куда падать, если она и есть Земля? Вот и висит.
 От такой трактовки закона всемирного тяготения Марк впал в полный ступор. Возразить было решительно нечего. Как последнюю спасительную соломинку он выдавил из себя:
 - Вообще-то не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца.
 - Э, хитрец, это как посмотреть. Если ты плывешь в лодке, то лодка тебе кажется неподвижной, а берега движутся. Тот же, кто на берегу, считает, что неподвижен он. Так и здесь. Ярило видит Землю, которая вокруг него вращается, Макошь же считает, что Солнце круги описывает. Кто из них прав? Оба, вот в чем суть. Конечно, если описывать блуждающие звезды, то их пути с точки зрения Ярило проще будут. Это такие же круги как и Земля описывает. Не совсем круги, а вытянутые такие, как вода в наклоненной чашке. Но, кто знает, относительно других звезд, может и Ярило как-то движется. Вот звезды, вроде неподвижными кажутся, а за последние три тысячи лет сместились сильно.
 Волхв говорил все медленнее, наконец, замолчал и задумался, глядя куда-то вверх. Марк был ошеломлен. Галилей отдыхает. Этот представитель древнего мира, чье познание, как считалось в его времени, должно быть на примитивном уровне за пять минут изложил ему то, что в школе так и не смогли толково объяснить. Причем все так примитивно и естественно, что Марку стало даже неудобно за свою фразу насчет плоской Земли, высказанную вначале разговора.

 Все это время Вар просто трясло от негодования. Она уже настроилась играть главную роль в этом спектакле. Она – богиня, все должны ей подчиняться. Она сейчас будет повелевать, указывать кому что делать. И вдруг ее покормили и… забыли. Не просто забыли, а ЗАБЫЛИ!!!! Эти двое так погрузились в свою беседу, как будто ее и нет вовсе. От возмущения она съела всю землянику в миске. Хотела запить водой, но Волхв взял кувшин и начал что-то объяснять на нем Марку. Он даже НЕ ЗАМЕТИЛ, что к кувшину потянулась Богиня.
 Еще немного, и Вар взорвалась бы от негодования. Но тут наступила пауза. Филин замолчал, а Марк находился в каком-то оцепенении. Вар пнула Марка пяткой, стараясь, чтобы было побольнее.
 - Я вам не очень мешаю? – прошипела она.
 - Погоди, - шепотом ответил Марк, - тут такое. Ладно, буду переводить для тебя. Я думал, меня сожгут как колдуна за излишние знания, а, похоже, съедят за ненадобностью. Прикинь, в астрономии, по крайней мере, их познания не хуже наших. А, может и лучше. У меня такое ощущение, что он решил мне всего не рассказывать, дабы не травмировать мой примитивный мозг.
 - Еще слово без перевода, и я сама тебя травмирую. Отдай куртку.
 Холодно не было, Вар отняла куртку просто из принципа. Нечего, а то увлекся тут. В конце-то концов, кто здесь Богиня. Она прикрыла колени, а заодно и пятна на платье.
 В этот момент волхв повернул голову и уставился в глаза Марку. Опять этот взгляд, от которого никуда не деться.
 - Я поделился с тобой знаниями. Ничего не утаил, сказал правду. Теперь ты обязан поделиться со мной. Не смей скрывать ничего, я вижу, когда ты открыт, а когда имеешь задние мысли. Тебе еще отчитываться перед Соколом.
 - Почему перед Соколом? – заплетающимся языком пробормотал Марк
 - Сокол – Волхв Стрибога. Он проверит, как ты выполнил волю пославшего тебя. И ты слушай – Филин неожиданно резко повернулся к Вар.
 Марк начал куда-то проваливаться, но вдруг сознание его прояснилось. Он понял, что обязан выложить этому Волхву все, абсолютно все, что знает. Волхва интересует, что будет. Так ведь я же специалист по истории. Ну, сейчас я расскажу. Неожиданно в голове всплыли знания, о которых Марк даже не подозревал. Он еще помнил, что обещал Вар переводить, и повторял сказанное на двух языках, для Филина и для Вар.

 Вар поначалу показалось странным, что все ее негодование исчезло. Рассказ Марка так увлек ее, ее, никогда в жизни не интересовавшуюся такой скукотой, как история. Перед глазами поплыли картинки прошлого, как будто она смотрела фильм, а не слушала рассказ. Но самое удивительное другое. По мере того как Марк говорил, повторяя сказанное для Вар, она все меньше и меньше нуждалась в переводе. И Марк, как будто чувствуя это, стал переводить не все. Вскоре Марк вообще перестал переводить, перевод больше был не нужен. Волхв же, иногда подправляя произносимые Марком слова, приближал его речь к своей.

 Для начала Марк нарисовал на земле карту Евразии. Он бы никогда не смог так точно прорисовать все контуры, включая мелкие острова. Он готов был изобразить карту мира, но волхв остановил его, ограничившись побережьем Средиземного Моря. Причем Марк не сразу заметил, что рисует на мокрой глине. Откуда она взялась? Но он рисовал, не возвращаясь, сразу прорисовывая все детали и описывая их, как будто отвечал на уроке географии. Карта получилась большая, вдвое больше его роста. Когда Марк закончил, Филин передал ему посох, чтобы он мог показывать.
 - Твой народ пришел с берегов Ледовитого Океана, с полунощи, откуда дует Северный ветер – Борей. Раньше там было тепло, но потом пришел Большой Холод. Он погнал людей на полудень, и Вы пришли сюда. Но Большой Холод сковал льдами Реку-море. Вот она. Сейчас она как река, но весной, когда тает снег, превращается в море. Воде некуда было уходить, и она залила все это пространство,- Марк обвел посохом Восточную Европу. Все, кто жили там, погибли, кроме Вас, живших на полуденной части Каменного Пояса.

 Когда стало теплее, и Большая Вода нашла себе путь в Ледовитый Океан, Вы расселились вокруг этих мест.
 - Еще три тысячи лет наш народ почти не рос, - добавил Филин. – Все леса вокруг были пропитаны водой, было очень мало зверей. Мы с трудом выживали. Только последние пять веков нас стало становиться больше. Вокруг этого места почти сто городов, таких как КолоЯр, - Волхв указал на город у подножья горы. – Но многие города стали держать овец больше, чем нужно. Люди стали спорить из-за пастбищ, из-за лесов, как будто Земля и Лес могут кому-то принадлежать. И это на такой большой и просторной Земле, - задумчиво произнес волхв, глядя на карту. – Продолжай.
 - После схода Большой Воды часть вашего Рода ушла сюда, сюда, и сюда, - Марк указал посохом на Междуречье, Индию и Китай.
 - Да, мы потеряли с ними связь, - произнес Филин. – Сначала посылали людей, но их не пустили в города, сообщив о неизвестной болезни. – Потом нам было не до них. Думаю, они все погибли.
 - Они выжили и основали свои Роды. Вы с ними еще встретитесь.
 - Когда?
 - Сейчас вы покинете эти места. Здесь будет трясти Землю.
 - Трясение Земли, даже большое, мы бы пережили. Восстановили бы город, возродили Род. И не такое переживали. Но эта земля стала давать болезни даже Богам, - Волхв посмотрел на Вар. – Что-то случилось с Макошью. Так что мы, видимо должны уйти. Что будет дальше?
 - Один из вас пойдет в эту сторону, на Заход. Ему придется огибать еще не высохшие болота с полунощной стороны. Двигаясь вверх по реке Ра, он дойдет до ее начала, не встретив ни одного живого человека. Далее он выйдет к Великим Озерам, - Марк указал Ильменское, Ладожское и Онежское озера, - и в месте, где из среднего озера вытекает река, впадающая в море, построит город.
 - А остальные пойдут сюда, - Марк указал на предгорья Алтая, - и обоснуют несколько городов. Но здесь мало пищи для овец, и Вы двинетесь в эту сторону. Здесь, у подножия Кавказских гор, между Великими реками Ра и Доном ваш Род обоснуется и начнет расти.

 Многие пойдут дальше, на этом полуострове построят города, обойдут это море и заселят все это пространство, - Марк обвел посохом Западную Европу.
 Он говорил долго. Говорил о других народах, вышедших из Африки и расселившихся по Юго-Восточной Азии. Говорил о народах, произошедших от смешения первых предков Славян с африканскими народами. Говорил о великой Скифии - Славянском союзе, покрывшем всю Европу, о походе Дария, войско которого было уничтожено малыми силами Скифов. Об Эллинах, пришедших из-за моря и вытеснивших Пеласгов с Пелопонесского Полуострова. О Трое, построенной для защиты Дарданелл от Греков и о большой войне Греков и Славян, в результате которой Троя пала, а Греки стали селиться меж Славянских городов и захватывать побережье моря, которое они сами назвали Русским . Говорил о рабах, бежавших из Египта, о том, как они придумали себе бога и стали новым народом – Иудеями. Народом безжалостным, не желавшим жить в мире ни с кем, но с помощью оружия расчищавшим себе место.
 Рассказал и о Римлянах, так же, как и Греки пришедших на Аппенинский полуостров, и вытеснивших Этруссков. О том как Греки и Римляне принесли новый взгляд на государство.
 - В чем он состоял? - перебил Филин.
 - Если раньше народы воевали, то, победив один другого, они брали добычу и уходили. Теперь победители стали писать Законы. Победив один раз, они заставляли побежденных жить по их правилам. Объявляли Землю побежденных своей.
 - Земля не может принадлежать кому-то, - не понял Волхв. – Землю создали Боги, она принадлежит Богам. Кто тот наивный, что объявил о своей власти над Макошью?
 - Греки и Римляне жили по другим понятиям. Они забирали себе землю Славян, считая, что она ничья, и объявляли своей. Они назначили верховных правителей. Либо одного, либо группу людей. Если правитель, или люди, входящие во власть, умирали, то на смену им приходили другие, а собственность на Землю оставалось за государством. Они стали рисовать границы и писать Законы.
 - Что такое Законы?
 - Это когда кто-то, у кого власть, пишет правила, которые ему выгодны. Остальные всегда, во всех ситуациях должны исполнять то, что написано.
 - Не может одно правило действовать во всех ситуациях.
 - Закон можно истолковать под любую ситуацию. Можно так, можно эдак. У кого власть, тот и толкует.
 - Хитро'! Победив один раз, можно быть слабее побежденного, но написать закон, что он побежден. Почему же они побеждали, их же было мало?
 - Во-первых, они стали воевать железным оружием. Вот у вас сейчас медь и бронза? – Волхв кивнул. – А они стали делать оружие из железа. Медь метал мягкий, железо его разрубает легко. Славяне, ваши потомки, потом тоже научились, и делали оружие даже лучше. Во-вторых, они стали сражаться в строю. Один защищает другого. В третьих, они выбирали для нападения слабого. Славян не интересовала война, они занимались трудом. Они научились не только пасти скот, но и выращивать хлеб. А Римляне основным своим занятием избрали войну. Сами не делали ничего, только отбирали сделанное другими. Или забирали людей в рабство, заставляя работать.
 - Что такое рабство? – нахмурился Филин.
 - Это когда из человека делают вещь, принадлежащую кому-то. Могут продать, заставить работать, убить.

 Лицо Филина серело. После рассказа о Скифах Филин расцвел и ободрился, но история Рима начала зарождать в нем бурю негодования.
 - Славяне сражались с Римом, и довольно успешно. Римляне смогли завоевать лишь небольшую часть их территории, в основном то, что заняли до этого Греки. В одном большом сражении, на Каталаунских полях, вот здесь, сразилась почти вся армия Рима с равной по численности армией Славян. Славяне победили, и вскоре Рим, как государство, был разрушен. Но до этого случилось другое событие.
 Римляне захватили Иудею. Иудеи оказались очень хитры. Они стали использовать римские законы против самих Римлян. Через некоторое время стало непонятно, кто кем правит. Вроде, правили Римляне, а делалось все так, как надо Иудеям.
 Иудеи подговорили Римлян построить город вот здесь, у этого пролива, у выхода из Русского моря. Теперь уже они управляли всем, что перевозилось. Тут произошла одна трагедия.
 Славяне, жившие вокруг Русского моря, назывались Русами. Через 3000 лету них будет очень уважаемый всеми князь – предводитель воинов. Его имя Бус Белояр. Однажды его заманили на пир и казнили, вместе с 70 другими воинами Русов, распяли на крестах, а потом, воспользовавшись отсутствием предводителей у воинов, разбили их войска и вытеснили Русов из этих земель – Марк указал на регион Северного Кавказа и Северного Причерноморья.
 Это была страшная трагедия, она потрясла многих. Но Иудеи решили извлечь из нее пользу. Они изобрели легенду о сыне бога, пришедшем на Землю и распятом на кресте. Все описание жизни этого божьего сына они взяли из жизни Буса Белояра. Эту легенду они стали распространять, назвав Верой, а службу этой Вере, они назвали христианской религией.
 - Ну придумали сказку, что ж такого. У нас бабы тоже горазды сказки придумывать.
 - Сказка то была не простая. Она запрещала людям верить в их прежних Богов. А вместо этого заставляла верить в то, что человек раб от рождения, и всегда виноват перед Богами.
 - Чей раб? – уточнил Филин. - Ты говорил, что раб кому-то принадлежит.
 - На словах – Богу. Но право говорить от имени бога присвоили себе Иудеи. Они, правда, для маскировки стали называть себя Римлянами и Греками. Хитрость была в том, что Законы Бога, когда-то придуманного Иудеями, толковали Иудеи. Теперь не надо было побеждать в войнах. Всякий, кто признавал себя рабом Бога, становился рабом Иудеев.
 Они разделились на три, вроде бы воюющих лагеря, и стали подчинять себе народы. Одних назвали мусульмане. Они направили свои силы на Восход. Других – католики, они стали завоевывать Западную Европу. Третьи назвали себя правоверными, они сделали своим новым центром город, закрывающий пролив Босфор и стали завоевывать Славян Восточной Европы. Город богател, поскольку через него проходили все торговые пути. Но и сопротивление Славян на этом направлении было особенно сильным. Пять веков Славяне держались своей старой Веры. Хитростью и лестью Иудеи принудили Восточных Славян перейти в новую веру.
 - Как же можно убедить человека стать рабом? – не понял Филин
 - Они действовали через военных лидеров – князей. Новая религия делала их представителями власти, законными правителями. Причем, власть эта должна была передаваться к их детям. Не по заслугам, как ранее, не по уважению, а только лишь по праву рождения. Но, становясь правителями своих народов, такие вожди делали свои народы рабами. Те же Славяне, которые ушли ранее вверх по Ра-реке, и те, что звались Русами, раскусили план Иудеев. Они взялись за оружие, но было уже поздно. Где подкупом, где подменой, они и здесь заставили князей обратиться к новой вере, дающей власть и Рабство. Народ боролся еще шесть веков за своих Богов.
 - Добром это не могло кончится.
 - И не кончилось. Получив власть, князья стали ее делить. Стали воевать между собой, друг с другом. И пришла беда, из степей пришел народ, который хотел только грабить и убивать. Ослабленная войнами друг с другом Русь, стала легкой добычей. Народ не сдавался просто так, но новые завоеватели не останавливались перед тем, чтобы сжигать целые города. Погибло людей больше, чем когда-то от Большой Воды. Два века убивали Русь завоеватели, еще два века терзали ослабленную Русь враги со всех сторон. Когда умерли все, кто помнил старую веру, когда сожгли все книги, и не осталось ни одного волхва, народ попал под иго христианской религии.

 Лицо Филина почернело. Рассказ о том, как другие народы боролись за власть над Русью, как раскалывали народ на части, меняя веру, о современной цивилизации и мировых войнах, казалось, проходил мимо ушей Волхва. Лишь один раз, когда Марк рассказывал о Сибири, о ее богатствах, Волхв повернул голову на восход и тяжело вздохнул.
 - Вы все слышали? От неожиданно громких слов волхва Вар и Марк вздрогнули и, как будто очнулись ото сна. Марк усиленно пытался вспомнить, о чем он только что говорил. Вар переваривала только что полученное знание. Особенно ее удивляло, что она теперь понимает язык.
 Вечерело. Вар и Марк обернулись. Сзади стояло еще два мужчины, одетых так же, как Филин, но более взрослых. Поодаль на почтительном расстоянии сидело несколько детей.
 - Это Медведь и Сокол, волхвы Велеса и Стрибога,- сказал Филин, указывая на мужчин.
 Волхвы поклонились.
 - Он говорит о будущем, как о прошлом. С этим еще надо разобраться, - произнес Сокол. – И еще много вопросов, но это после. Сначала подумаем.
 - Это больная Богиня? - Медведь, самый старший из волхвов, подошел к Вар и заглянул глубоко в глаза. Затем положил одну ладонь на копчик, другую на низ живота и резко нажал. Все тело пронзила боль, Вар почувствовало, как из нее вышло изрядное количество крови, а вместе с ней сгусток чего-то твердого. Пока Вар набирала в рот воздуха, чтобы что-то ответить, и искала слова возмущения, по телу разлилась приятная слабость. Боль внизу живота прошла окончательно. Ноги стали слегка подкашиваться.
 - Лисица, отведи ее к Ласке, жене Филина, - к Медведю подбежала маленькая девочка. – Скажи, пусть даст, она сама знает чего. И оденьте ее, а то срамно, Богиня - в исподнем.
 - Хорошо, папа, - девочка взяла Вар за руку и повела в направлении города.
 - Ты тоже иди, - сказал Филин Марку. – Или что спросить хочешь?
 - Если можно, - Марк чувствовал себя студентом после экзамена. Все мозги выжаты, в голове – ветер. – Когда они пришли, как узнали, и почему здесь на капище нет идолов Велеса и Стрибога? – Вопросы были бессвязные, требовалось чем-то заполнить опустевшую голову.
 - Как они пришли, ты и начал говорить, я еще утром сынишку послал, пока вы спали. А капище. Видеть надо не только глазами. Здесь малый триглав: Сварог, Перун и Даждьбог, - предки наши. Это по горизонтали. А по вертикали – большой триглав: Стрибог, Сварог и Велес. Ты не видишь, так как не дано тебе пока. Ну ладно, ступай, тебе отдохнуть надо. Позже поговорим. Определю тебя с детишками поучиться, тебе много еще в голове поправить надобно.
 - А вы, трое, - он указал на ребят, - охранять карту. Чтобы за ночь, ни одна мышь по ней не пробежала. Остальным – в город. Этого отведите ко мне домой. Утром быть здесь со шкурами и мелом. Будете рисовать. И, чтоб никого здесь. Мы думать будем.


Рецензии