C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Янычары

У многих  людей возникает  справедливый вопрос. Откуда, на территории  Греции, оказались  жители Востока ?
Но начнем по порядку.
Накануне знаменитой битвы при Манцикерте 1071-о года, отдавшей Малую Азию в руки Сельджуков, стороны не оставляли попыток разойтись миром. В частности, византийский император Роман Диоген отправил в ставку султана Алп-Арслана своих послов, которые, помимо переговоров с лидером турок, укоряли находившихся в ставке противника христиан-ренегатов, и призывали их вернуться на сторону православия. Что характерно, обратно никто не перебежал, а кочевые конные лучники разнесли в пух и прах тяжелую армию Греков, которая, к тому же, была раза в два больше. Так Турки впервые вышли к Средиземному морю и основали в Анатолии свое государство. Но стать покорителями мира им оказалось не судьба – уже вскоре начались крестовые походы, а там и феодальная раздробленность случилась. Византия, поначалу сохранившая только побережье, даже немного уступленных ранее территорий отвоевала. Затем сюда пришли монголы, и покорили вообще всех, за исключением Египетских мамлюков, что неожиданно дали им по носу.
В таких условиях и возникала новая великая держава, которой было суждено править в трех частях света. Иран тогда еще был Монгольский, в Малой Азии слабеет государство Сельджуков, а на юге только усиливается власть Египтян.
Часть Огузского племени Кайы, разгромленного воинами Чингисхана еще в самом начале своего покорения мира, сбежала на запад в поисках земли для поселения. Случайно им удалось помочь сельджукскому султану в одной из битв, после чего они получили наделы на востоке Анатолии. Через некоторое время им опять удалось отличиться, и Кайы было предоставлено собственное княжество, только уже в другом месте – недалеко от побережья, у самой византийской границы.
Простой воин -  Эртогрул был избран ими вождем, а его сын  Осман уже стал князем, но новое феодальное владение пока платило дань и монголам, и сельджукам, да и было совсем  крохотным   –  около 1500 кв. км, меньше современного  Люксембурга почти в два раза. Расширяться на восток было сложно. Соседние  общины -  были такими же злобными и зубастыми, да еще существовал немалый шанс вызвать неудовольствие кого-то из верховных сеньоров. А вот на западе находились земли слабеющей Византии – близкие и беззащитные. Началась длинная череда набегов, которые не могли перерасти в завоевание только по причине неумения кочевников брать крепости.  Судите сами:  будущую столицу Бурсу осаждали десять лет, древний город  Никею – 29, с не такой большой  Никомедией возились  4 года.  Видимо, собственная военная слабость подтолкнула османов на создание постоянного пехотного войска (янычары = yeni;eri = новые войска), в которое набрали тысячу взятых у греков рабов. Согласен, небольшая сила, но, к примеру, в битве при Пелеканоне  1329-о года, после которой греки забросили свои азиатские владения, со стороны христиан участвовало 4 тысячи воинов, а мусульман было в два раза больше.
Теперь вы  представляете , с чего  начинала Османская империя?
Так или иначе, за полтора десятка лет Турки полностью очистили от христиан все побережье. Где-то в это время была получена независимость – от монголов и от анатолийских сельджуков. Вождь стал султаном, а его власть усилилась. Опираясь на постоянное войско, османы создали единственное централизованное государство в этом регионе.
Янычарское войско с первоначальной тысячи увеличилось раз в десять, а те подростки, что показали интеллект и способность учиться, в перспективе могли стать ближайшими приближенными монарха. В 15-16-х веках это была первая профессиональная армия в мире, и, пожалуй, единственное войско, которое умело в дисциплину, а не напоминало вооруженную банду, как во всех остальных странах. Чтобы как-то уравновесить эту систему, из бывших тюрок-кочевников были созданы сипахи, примерный аналог русской поместной конницы.
Все вместе это дало в руки турецким монархам очень серьезные силы. В то время турки – самые дисциплинированные, самые многочисленные и лучше всех вооруженные. Они бьют христиан и мусульман в хвост и в гриву и делают свою страну поистине великой империей. После захвата Палестины, Египта и Аравии, в их государстве впервые за его историю даже появилось мусульманское большинство.
Янычар-янычаров, ед. янычар, янычара, м. (тур. yeni Qeri - новые войска). Отборные привилегированные пехотные войска в Османской султанской Турции, первонач. комплектовавшиеся из христиан, обращенных в детском возрасте в мусульманство.
Янычары    (тур. yeni;eri (йеничери) — новый воин) — регулярная пехота  Османской империи в 1365—1826 гг. Янычары вместе с сипахами и акынджи (конницей) составляли основу войска в Османской империи.  Акынджи (тур. ak;nc; — «совершающий набег, разбойничье нападение») — иррегулярная турецкая легкая конница.
Использовались для разведки и отдельных операций с целью грабежа и устрашения населения на маршрутах движения армии султана во время войны.  В качестве добровольцев привлекались султанами к участию в военных кампаниях, получая в качестве платы трофеи.               
В мирное время постоянно совершали опустошающие набеги на земли, которые намеревались противостоять султану.  Их численность достигала нескольких десятков тысяч.  Вместе с сипахами и янычарами составляли основу войска в Османской империи.
Акынджи  были легковооружёнными конными лучниками.  Их защитное вооружение  состояло преимущественно из кожаных доспехов, а в качестве оружия использовали луки и арканы.  Акынджи не были способны штурмовать крепости и города, поэтому они привлекались султанами в основном для участия в пограничных рейдах. Серия поражений, понесённых империей в  1595 году,  вынудила правительство принять решение об официальном расформировании акынджи.
Были частью полков капыкулы (личной гвардии султана, состоявшей из рабов и заключённых).  Янычарские войска выполняли также полицейские и карательные функции в государстве.
Первоначально Турецкий гарнизон был приглашен в Грецию для охраны царя, их было всего 15 человек. Но там где  поселились 15,  добавилось еще 30, у этих 30 тридцати родились  двое или более детей. Так диаспора  Сельджуков стала  увеличиваться. Апогеем этого роста , стал захват власти и  создание собственного государства. Но их все равно было очень мало, вот тогда  , используя опыт Египтян  , Сельджуки  стали создавать  свою армию. В  последствии в  связи с расширением экспансии Османской империи возросла необходимость в реорганизации армии, создании нового регулярного дисциплинированного пешего войска. Янычарская пехота была создана султаном Мурадом- I,  в 1365 из христианских юношей 12-16 лет.  В основном , в армию зачислялись  Албанцы, Армяне, Боснийцы, Болгары, Греки, Грузины, Сербы,  и даже Русские, впоследствии воспитуемые в исламских традициях. Детей, набранных в Румынии, отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.
Набор детей в Янычары (девширме — налог -  кровью) был одной из повинностей христианского населения империи, поскольку позволял властям создать противовес феодальной тюркской армии (сипахам).
В янычары набирали исключительно христианских детей по разнарядке,  иудеи были освобождены от девширме, так как совершенно  были непригодны для этого ремесла.  В 20 веке, бывший донской атаман Краснов, так же отзывался о казаках с симитской кровью.  Позднее исповедующие ислам босняки и албанцы - мусульмане добились от султана права также посылать детей в янычары, так как многие добивались положения в обществе. От девширме также были освобождены жители Стамбула, владеющие турецким языком, физически и умственно неполноценные, а также женатые. Вероятно, последним обстоятельством отчасти объясняются ранние браки того времени. После проведения девширме годные для службы мальчики направлялись в Стамбул. Здесь наиболее способных из них отправляли в Эндерун, где готовили для придворной службы. Остальных отправляли в янычарские корпуса. Их обучали военному делу, а также воспитывали в них послушание и покорность. Сначала мальчиков отдавали на воспитание в турецкие семьи, где они обучались турецкому языку, исламу и основам военного дела. Затем юношей направляли в   «тренировочные корпуса», где они в течение не менее 6 лет проходили обучение под надзором евнухов. Их обучали владению многими видами оружия. Система набора со временем изменилась: так, в 1568 году в корпус было разрешено поступать сыновьям некоторых   отставных янычар.   А в 1594 году  корпус  открылся  для всех добровольцев - мусульман .
Янычары считались рабами султана, жили в монастырях - казармах, им первоначально запрещалось жениться   (до 1566)  и заниматься хозяйством.  Имущество  умершего  или  погибшего янычара становилось имуществом полка.
 Все это  было и в войске Донском , которое начиналось еще в станицах Раздорской и Мелиховской , ныне Ростовской области.
Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки.  Раненые  или старые янычары получали пенсию.  Многие из них сделали гражданскую карьеру.
В 1683 - янычары начинают комплектоваться также из мусульман.               
С конца XVI — начала XVII  веков происходил процесс разложения корпуса янычаров.  Они стали обзаводиться семьями, стали заниматься торговлей и ремеслом.  Постепенно янычары превратились в консервативную политическую силу и орудие дворцовых переворотов. Так, в результате путча 1622 был убит султан.  Похожее восстание произошло в 1807.                В России по примеру соседей , были организованы стрелецкие войска, а много позже кадетские  и Суворовские училища. Казачество Дона, использовалось  Российским государством , практически  так же - как и в Османской  Империи.
В 1826 году корпус янычаров был ликвидирован султаном Махмудом II,   при помощи сипахов и акынджи. Сигналом к насильственному расформированию послужили 15 артиллерийских залпов 14 июня по столичной казарме, в результате которых многие янычары погибли или были ранены.
Отличительной  особенностью янычар были усы и бритая борода,  что было нехарактерно для традиционного мусульманского населения.  От остальных военнослужащих их отличал белый войлочный колпак   (бёрк, или юскюф) с висящим сзади куском материи, напоминающим по форме рукав султанского халата или парадную шапку  казака.               
Одежда янычар была скроена из шерсти. Униформа старших офицеров была оторочена мехом. Статус владельца подчёркивали ремни и кушаки.                Основной боевой единицей корпуса янычар был полк (оджак «ocak») численностью около 1000 янычар. В период расцвета число полков (орта «orta») доходило до 196.    Полки различались по происхождению и выполняемым функциям. В России 16-19 веков, наблюдаем  практически то же самое. Верховным главнокомандующим считался султан, но тактическое руководство осуществлял   Ага .  Его помощниками были высшие офицеры корпуса — секбанбаши и кул кяхьяси. Самое высокое начальство - Ага - изначально происходил из простых янычар (как в современном  обществе , т.е.  карьерный рост со стабильной зарплатой). С шестнадцатого века он стал назначаться султанами и по этой причине в бунтах всегда погибал первым, как пришлый, а значит, самый виноватый. С началом 19-о столетия эпоха Просвещения дошла и до Балкан, и раньше не представлявшие мир без Турок Славянские народы теперь понимают, что они сами с усами. Боясь усиления России, Европа долго не дает нанести Туркам «удар милосердия» и помогают больному человеку Европы дотянуть до 20-о века.
Тем не менее,  «Первой мировой  войны» -   Османской империи пережить было не суждено – ее разбивают собственные бывшие провинции. Революционное правительство страны было вынуждено полностью порвать с наследием прошлого и строить новое общество – иначе сузившуюся до Малой Азии Турцию до сих пор бы терзали фантомные боли по прежнему величию.


Ага - подчинялся непосредственно султану и никому другому, был членом Дивана. Естественно, выглядел  пошикарней своих подчинённых  –  одежда  покрасивей да знатнее.
А так выстраивается  пирамида янычарского офицерства:
1. Ага
2. Секбан-баши
3. Кетхюда-бей (средневековый секретарь (аги) с повадками налогового инспектора, ведал встречами с агой и ничем более, янычарами привечался, чтоб, не дай Аллах, какой пакости начальнику не ляпнул)
4. Кетхюда-йери (это  ещё один "рецепсионист")
5. Мухзыр-ага (в современном понятии еше один  бюрократ, "лицо фирмы", так сказать, представитель корпуса при Великом Визире)
6. Янычарский эфенди (чиновник + канцелярия = янычарский главбух)
7. Чорбаджи ("раздатчик похлёбки", командир орты - янычары были пехотой, но ему было позволено ездить верхом)
8. Одабаши ("начальник казармы", в орте второй человек после чорбаджи по-нынешнему – старшина )
9. Векиль-хардж (ещё одна разновидность янычарского бухгалтера, только уже местного, ортовского, значения)
10. Байракдар (знаменосец, где-то рядом с современным прапорщиком)
11. Баш-аскер (помощник байракдара: знамя - это лицо орты, штука тяжёлая)
12. Ашчи (самый низший офицер: серьёзно к нему не относились, особенно другие офицеры. Если в подчинении у ашчи, повара и начальника "гауптвахты" (сажали в кухонный чулан за провинности), не было чернорабочих (только поступивших аджеми огланов), то на базар он ходил сам, и, ежели ничего не приобретёт, гулял по оде сильно битым голодными коллегами).               
Янычары были тесно связаны с дервишским орденом бекташей, монахи которого играли роль капелланов. Орден также оказал значительное влияние на формирование иерархии янычарского корпуса. Дервиши – последователи и стажи СУФИЗМА.               
 Суфизм — это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу . В Советской Армии , был такой же  пример – ПОЛИТРАБОТНИКИ.    Но,  как и у Янычар, материальное -  пересилило духовность и  веру в  законы, а так же идеологию  своего строя.
После эпохи пророка Мухаммеда исламское наследие трансформировалось в различные науки: фикх, хадисоведение, науки Корана.   С расширением халифата  и сосредоточением в нём огромных богатств  среди мусульман возобладали материальные устремления.  Вместе с тем труды по фикху становились всё более «сухими»: они больше описывали подробности исполнения обрядов, виды наказаний и другие подобные вопросы.                В это время начали появляться учёные, которые стали призывать людей вернуться к простому образу жизни. Они делали  упор на искренность, борьбу со своим нафсом, искоренение таких болезней души, как зависть, высокомерие, скупость. Это направление , получило  название тасаввуф (суфизм).
Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника»), уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой природной интуиции (внутреннего учителя).
Суфийские   шейхи являются частью цепочки преемственности учения, которая, согласно канонам, восходит к пророку Мухаммеду. Тот, у которого нет иджаза («печати сердца») от своего шейха на наставление мюридов, не является истинным шейхом и не имеет права обучать желающих суфизму (тассаввуфу, тарикату).
Учебными подразделениями корпуса, а также янычарским гарнизоном Стамбула командовал истанбул агасы. Главным священнослужителем был оджак имам. Главным казначеем был бейтюльмалджи. За подготовку янычар отвечал талимханеджибаши. Старшими офицерами, отвечавшими за набор мальчиков в корпус на определённой территории империи и их подготовку, были румели агасы (он отвечал за проведение девширме в Европе), анадолу агасы (Азия), гелиболу агасы (Галлиполи). Позже появилась должность кулоглу башчавушу, отвечавшего за обучение и подготовку принятых в корпус янычарских сыновей.
Оджак состоял из 3 частей:
• Джемаат (обычные воины) — 101 орта (в первую орта солдатом был записан султан)
• Бёлюк (личная гвардия султана) — 61 орта
• Секбан — 34 орта
В рамках полка-орта существовали следующие чины: сакабаши («начальник водного снабжения»), баш каракуллукчу ( «старший помощник повара»; младший офицер), ашчи уста («старший повар»), имам, байрактар (знаменосец), векильхарч (квартирмейстер), одабаши («начальник казармы») и, наконец, чорбаджи ( «суповар»; соотв. полковнику). Простые солдаты также имели свои собственные чины в зависимости от проявленных качеств и срока службы. Самый высокий чин отурака освобождал от участия в кампаниях и давал право заниматься торговлей.


Рецензии
Интересный и познавательный текст, особенно для тех кто интересуется настоящей историей мира того времени.
Янычары навсегда останутся символом могущества и жестокости Османской Империи, их образ сильно демонизирован, хотя возможно - и вполне заслуженно?)))

С уважением.

Евгений Солнцев   12.02.2016 06:59     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.