Стержень

Так уж заведено, что все, что-то значащее в жизни, всегда держится на каком-либо стержне. Не будет прочного стержня – буквально все будет разваливаться и разрушаться.
    Речь в данном случае идет не о какой-то пространственной фигуре, а об одной семье. Полагаю, семьи тоже держатся на стержне, во всяком случае, некоторые. Стержнем может являться кто угодно – муж, жена, старики и даже окружающие люди… Традиции, наконец.
     В нашем случае семья, безусловно, держалась на женщине, женщине достаточно властной, но, безусловно, любящей своего мужа и детей. Соседями нашими они стали недавно – лет шесть-семь назад. Вроде бы, до переезда к нам, жили в Москве или в ближнем Подмосковье. Приехали они в Чебоксары после «Большого передела собственности».
       Он – как представитель нового собственника, сразу же стал заместителем генерального директора крупного завода. Купили сразу же дом, довольно неплохо отделанный. Жена его не стала устраиваться на работу, сразу же занялась перестройкой купленного ими дома и благоустройством земельного участка. Дом, купленный ими, оказался рядом с нашим домом.  В течение двух–трех  летних сезонов на дому и участке трудилось несколько бригад…  Мне, никогда не знавшему, что такое роскошь, было странно видеть, как строители трудились, ломая хорошо отделанную штукатурку, стены, крышу.  Честно говоря, и потом понятнее не стало, когда увидел переделанные стены, полы и потолки. На мой взгляд, лучше не стало, хотя об этом промолчал. Новый хозяин все переделывает на свой вкус, тем более, если деньги есть. Деньги, по-видимому, водились, раз имели и муж и жена машины, сын обучался в каком-то колледже в Штатах. Только это мало интересовало нас, соседей; каждый живет по своим возможностям…
        Соседка наша исполняла роль прораба, придирчиво следила за качеством работ и эта роль нравилась ей. Более того, она стремилась зажечь своими планами и нас, соседей…  Жена моя охотно поддакивала, я предпочтительно отмалчивался, т.к. многое, что она делала, я и при наличии денег не стал бы. По-своему она переделывала и приусадебный участок. Почему-то у новоявленных «хозяев коттеджей» стало модно засевать участки под газоны и обязательно завести газонокосилку. Порою, и свободной земли-то всего две сотки – и надо же, он обязательно еженедельно трещит со своей косилкой… Вот с соседка, за несколько лет успела сменить пару газонокосилок, трижды сменила облик своего участка приглашая обязательно садовых дизайнеров… Мне, как старому "колхознику", все это дико. У меня только малины пять сортов (три сорта красной, есть черная, желтая) вишен  четыре сорта, сливы есть, груши и яблони….  Кроме того, много цветов;  растут помидоры, перец, огурцы, лук, чеснок и т.д. Практически, мы уже забыли, когда покупали какие-то овощи…. Порою угощаем тех же соседей, которые успешно косят свои газоны… Даже разделение труда есть; жена занимается цветами, я - овощами.
    Очередной раз переоформляя соседка устроила небольшой бассейн, фонтанчик; рядышком – куст ивы плакучей…  Кроме того, небольшие клумбочки в японском стиле – с кучками камней….  В центре участка, над клумбой стал возвышаться  камень, формой своей напоминающий надгробный памятник. (Вспомним в этой связи: в первое президентство В. В. Путина, на столе красовалась зеленого цвета настольная лампа, тоже напоминающая по форме надгробный памятник.  Сейчас, этой лампы не видно).
     Тут я как-то не сдержался, говорю: - «Наташ, нельзя ли несколько переделать эту клумбу, а то, нехорошие ассоциации возникают»…. Она неожиданно со мной согласилась: - «Мне самой этот камень напоминает намогильный»… И в тот же день собственноручно раскурочила эту клумбу…
        Произошло как будто мистическое совпадение. Она, оказывается, уже была неизлечимо больна – рак желудка….
        В конце года ее не стало, хотя и лечилась она в лучших московских больницах. Ей всего-то было сорок три.

        Теперь-то мы, соседи поняли – семья держалась на ней.  Это обозначилось не сразу.  Первое время, за траурными мероприятиями последующие события как бы остались вне внимания. Только по прошествии некоторого времени стало заметно, что происходят необратимые перемены.
        Семья держала породистых: кота и собаку. Переехали к нам они, уже с огромным красавцем котом по кличке «Атос»,  и с подаренным кем-то щенком какого-то зенненхунда.  Точное название породы не запомнил.
       Кот ничего, кроме консервов «вискас» или кусков свежего постного мяса, не признавал, держался с достоинством, дворовые коты опасались с ним связываться. Почему-то ему понравилось «отдыхать» на нашем участке, под виноградником. Первое время нас опасался, но быстро привык. Не известно почему, но он считал ниже собственного достоинства, мурлыкать в ответ на  ласки. За несколько лет, я так и не услышал, чтобы он замурлыкал, хотя привязался ко мне до такой степени, что хозяйку стала одолевать ревность… Холеный, иссиня черный красавец с надменной мордочкой, всем очень нравился. Так вот, после смерти хозяйки, через некоторое время, этот кот, вначале превратился в замызганного бродяжку, а потом и вовсе исчез.
        Щенку  устроили они что-то вроде вольеры, а в нем роскошную конуру из полированных, лакированных досок – любо-дорого смотреть. В общем, двор – позавидует любой, хорошо отделанный дом; полно цветов, роскошные животные…. Но все стало меняться.

        Однако, по порядку. Как уже говорилось, в конце года молодая женщина скончалась. Проводы были очень грустными; впрочем, как всегда и у всех, по такому случаю. При жизни жены, сосед, назовем его Сергеем Николаевичем, почти ни с кем из соседей не общался, вел замкнутый образ жизни. Не скажешь, что был высокомерен, скорее он показался закомплексованным человеком. Его было не слышно и не видно. За двоих общалась его жена. Чувствовалось, что она – настоящая глава семьи. Она поспевала везде. Заметив однажды, что я в, так называемые «спортивные дни в поселке» в силу своего возраста, играю только в шахматы, захотела, чтобы я в удобное для нас время, поиграл в шахматы с ее мужем и при этом не преминула похвастаться, что он не раз оказывался победителем турнира…. Да разве я, против! Могу играть двадцать четыре часа в сутки, и никогда это мне не надоест…. Сергей Николаевич не захотел играть с моими «колхозными» шахматами. Показал свой набор. Действительно, фигуры эксклюзивные, ручной работы, то ли из слоновой кости, то ли материал другой. Вырезал большой мастер, фигуры – загляденье, даже с инкрустацией…. Однако, когда играешь с такими фигурами – имеется и большой минус;  с непривычки трудно ориентироваться и трудно к ним привыкаешь. Первую партию я проиграл, с трудом выиграл вторую партию. Потом были еще проигрыши. Я всю жизнь играл в быстрые шахматы. Еще бы, когда играешь в обеденный перерыв, а желающих играть много, тебе и не дадут отнимать много времени. 4 – 5 минут на всю игру…. Даже без шахматных часов, мы продолжаем играть в «быстрые», такая уже привычка. Сергей Николаевич оказался весьма усидчивым мыслителем. Такие партнеры мне не нравятся. К тому же, он оказался весьма слабым соперником. Когда я попривык к его шахматам, он начал проигрывать все партии подряд. Ему тоже стало неинтересно играть со мной. Так что, наши турниры закончились к обоюдному удовольствию.

        И вот, ее не стало…. Сын из-за болезни матери вернулся в Россию. Парень с хорошими манерами, не избалованный…. Уже взрослый, не в пример четырнадцатилетней сестричке. Однако, такой же скромный малообщительный, как и отец. Понятно, в таком горе не до общений с соседями.
        Горе горем, а жизнь берет свое. Вскоре Сергей Николаевич познакомился с миловидной молодой женщиной.
        Мужика будто подменили. Тихий молчаливый «подкаблучник» превратился вдруг в уверенного в себе, общительного, а порой, почти развязного мужчину. Можно бы порадоваться за него и за семью, раз так легко преодолевалась невосполнимая утрата. Однако, в глубине сознания осталось впечатление: все это – напускное.  Похоже, было, и дочь тому была рада, они довольно легко сошлись - дочь и новая жена соседа….  Несколько иначе сложились отношения с мачехой у сына. Прожив где-то месяца два вместе, сын почувствовал себя лишним и уехал, по-видимому, к бабушке. Ничего удивительного, ведь мачеха ненамного старше его.
        Новую жену мало интересовало хозяйство – клумбы, цветы, живность…  Постепенно ухоженный участок переставал выглядеть ухоженным. Вероятно, у Сергея Николаевича начались неполадки на работе. Вдруг, за разговорами услышал нечто неожиданное – оказывается он начал организовывать «свое дело» – производство модельной обуви…. Это, в наше-то время! Когда обуви всякой, пруд пруди! Где он найдет клиентов? Естественно, не мое это дело, тем более, никогда не был «предпринимателем». Тем не менее, жизненный опыт подсказывает – дело совершенно бесперспективное. Я оказался прав. Помыкался мужик года два, да видно, разочаровался. Не пошло у него дело. Одну машину продал. Вскоре был лишен водительских прав и продал вторую машину…
        А позже слух прошел, вроде бы наши соседи продают дом…. На некоторое время семья исчезла с поля зрения. Вернее, девочку мы видели, не попадались на глаза взрослые.

Я сильно был удивлен, когда в связи с третьей годовщиной смерти Наташи, нас пригласила на поминки, одна из наших соседок. Как-то получалось, что они, с Наташей являясь сверстницами, чаще других общались между собой. Теперь вот поминки справляет соседка….  Здесь только мы точно узнали, что молодожены уже живут и работают в Москве, что дом, действительно продается; а девчонка осталась в доме до окончания учебного года. Все встало на свои места. Действительно, в семье произошли большие перемены. Действительно они продают свой дом….
        Четырнадцатилетняя девчонка за прошедшие три  года, незаметно превратилась в рослую красавицу-девушку. Да мы, собственно, и не приглядывались, как она растет. Так-то тихая и незаметная, она вообще стала жить в полном одиночестве, Дай-то Бог хорошую судьбу ей в дальнейшем.

         А пса жалко. Породистый красавец пес, теперь живет в постоянном голоде. Конечно же, кормит его девчонка, но она, наверное, недокармливает. Крупный пес постоянно нуждается в кормлении. Мы, соседи подкармливаем его втихую, в «открытую», как-то неудобно, нас же не просили….
   
        В общем, лопнул стержень семьи…. Что-то будет в дальнейшем?


Рецензии