В кабинете нарколога. Диалоги по видеозаписям

1. Молодая женщина 25 лет по имени Лина. Наркоманский стаж 4 года. Очень серьёзна, вдумчива. Взгляд затуманен, направлен как бы в себя, говорит так, как будто прислушивается к своим ощущениям и мыслям.

- Что произошло с вами после укола?
- Первые 15-20 минут я стала физически чувствовать себя гораздо лучше. У меня стала пропадать слабость, я вдруг захотела есть, стал появляться аппетит. Прошло ещё полчаса и мне стало как-то морально легче, появилось такое ощущение, что я никогда и не пробовала наркотики, а это именно то ощущение, которого и не хватает, чтобы навсегда «завязать». Человека, который не пробовал наркотик, его и не тянет. А тянет того, кто пробовал наркотик. Мне кажется, что ко мне вернулось то ощущение, что я никогда и не пробовала. Это самое ценное ощущение, из того, что я почувствовала после укола.

 2. Владимир, 24 года. Наркоманский стаж 4 года. Серьёзен, даже как-то озабочен, но говорит совершенно спокойно, с расстановкой и без волнения. Этот разговор с Владимиром состоялся перед первым уколом пролонга.

- Какая у вас была доза?
- Ну, дозу я разгонял до 10-12 кубиков, бывало и за раз. А «ширки» получалось где-то по 25-30 кубиков.
- С димедролом, реланиумом?
- Да, по-началу с демидролом, потом я его кинул. Когда удавалось купить реланиум, то с реланиумом, если дибазон, то с дибазоном. Вены у меня пропали быстро, через полтора года я с трудом попадал в какие-то маленькие венки, буквально капиллярчики. После этого я стал колоться в пах. И у меня в ягодицах, прямо в мышцах стал собираться гной. Сначала в левой, а потом и в правой. После операции мне врачи сказали, что в одной набралось почти два литра и в другой не меньше. А потом пошло и в живот. Операции были тяжёлые, я был при смерти. Врачи сказали, что я свободно мог умереть и, что вытащили они меня с того света.

Владимир показал пах. В паху зияла лилово-фиолетовая «шахта», целый кратер размером со спичечный коробок с едва заросшим отверстием и следами хирургических швов. На обеих ягодицах и бёдрах были ещё не совсем зажившие раны в коричневатых коростах – следы  хирургических операций  размером 10-15 см. А почти от самого паха наискось через пояс вверх до самой спины шла длинная рана, как от сабельного удара.

После лечения пролонгом дисульфирама, через полтора месяца был записан второй разговор с Владимиром. Он спокоен и серьёзен, вдумчивый, совершенно светлый взгляд.

- Что произошло после нашей первой встречи, после первого укола?
- Я немного погулял, потом рано лёг спать. Проснулся бодрым в хорошем настроении. По чуть-чуть начали уходить воспоминания о прошлом. Как будто я сел на поезд и всё дальше и дальше уезжал. Потом был повторный укол и сейчас я чувствую себя великолепно. Поправился, хороший аппетит. Достаточно быстро зажили раны от операций.
- Как сон?
- Сплю сейчас нормально, по 7-8 часов. Сначала спал, как всегда по 2-3- часа, но потом как-то постепенно сон стал удлиняться и сейчас сплю нормально. И сон стал какой-то здоровый. Как будто я отсыпаюсь за всё то время бессонницы, что у меня была.
- За эти полтора месяца ты принимал снотворные препараты?
- Нет, вообще не принимал. Принимал витамины с полмесяца, ну там А, В.
- Но ни одной таблетки снотворного или успокаивающего ты не принимал?
- Нет!
- Желание уколоться есть?
- Нет, такого желания нет.
- Оно исчезло или просто не беспокоит тебя?
- Оно исчезло. Сначала в голове как-то думалось ещё. Когда заходила тема, когда кто-то что-то спрашивал, желание возникало. А сейчас, я об этом могу говорить, как не о себе. Как будто я и не пробовал, не был в этой теме вообще. Я забыл об этом, как будто я просто наслышан от кого-то об этом.

3. Сергей, 23 года, наркоманский стаж 5 лет. Держится свободно, иногда улыбается.

- В каком состоянии ты приехал?
- Приехал я в состоянии зависимости. Мысли в голове были, сначала вроде «нет, нет», а потом «да». Практически присутствие такой мысли было постоянно.
- Как сон?
- Ну, сон, естественно, был такой нервный, прерывистый. Сон - не сон.
- Настроение?
- Часто впадал в депрессию, ну может не в депрессию…. А такое хмурое настроение.
- Вот, ты приехал. Сколько времени назад мы ввели тебе препарат?
- Почти час.
- Теперь расскажи, что произошло с тобой после введения препарата.
- Ну, буквально через 10 минут я смотрел на шприц, вспоминал и не мог вспомнить самого «прихода». Того состояния.
- А далее что было?
- Ну, как-то стирался в памяти тот кайф, то состояние опьянения.
- С чем ты сейчас можешь сравнить своё состояние?
- Мне кажется, что у меня сейчас нормальное состояние.
- Какое нормальное?
- Какое должно быть у нормального человека, у не наркомана.

4. Андрей, 32 года, наркоманский стаж 11 лет. Держится очень спокойно солидно, говорит значительно и сёрьёзно.

-  Употреблял я наркотики всех видов, начиная с морфина и кончая героином. Доза у меня была очень большая до 30 кубов в день, это «ширки», а иногда и больше, в зависимости от того, сколько у нас было сырья. Стаж у меня 11 лет. Сюда я пришёл по собственной воле. За три дня мне была снята ломка. Потом я принял укол препарата пролонга. Этот укол выбил у меня из головы тягу к наркотику. И сейчас я начинаю возвращаться к другой жизни. После этого укола у меня возникают другие мысли.

5. Роман 27 лет, 5 лет наркоманский стаж. Очень серьёзен.

- Мы тебе сделали первый укол после трёх дней воздержания от метадона. Что тебе дал укол?
- Изменилось настроение. Сразу появились какие-то свежие мысли. Захотелось жить нормальной жизнью. Появилась надежда на такую жизнь.

6. Андриан, 30 лет,  разговор записан спустя 7 месяцев после начала лечения.

- Вообще перестал я употреблять наркотики ещё до 24 января, до прихода к вам, но там я ещё жевал «соломку», чтобы ступеньками снять подламывание. Ну, а после встречи с вами уже наступила настоящая трезвость. Вообще мне сейчас кажется, что я и сам бы с этим на этот раз справился, что оно само бы прошло. Хотя вначале, если я на одну-две недели затягивал следующий укол препарата, то чувствовал беспокойство, сразу чувствовал, что он перестаёт действовать. То слёзы вдруг появятся, то настроение ухудшится без причины. Но что характерно, каждый раз всё меньше чувствовал, видимо потому, что организм постепенно восстанавливался. Это и хорошо, потому, что я считаю, что это говорит о том, что к препарату нет привыкания.
- Сновидения были с приёмом наркотиков? 
- Нет, таких сновидений с желанием уколоться не было. Пару раз были сновидения наоборот, что мне это нужно срочно кому-то отдать. Или отдать или выкинуть. До этого, правда, были сны, что я мак вроде как ищу и не могу найти или что-то варил, и у меня ничего не выходило. А сейчас на эту тему и сны прекратились.
 
7. Валерий, 26 лет, наркоманский стаж 7 лет. Задумчив, серьёзен.

- У меня и раньше были попытки уйти от наркотиков. Менял города, полностью менял круг общения. Тем не менее, рано или поздно возвращался обратно туда же. Естественно, нужны были деньги, чтобы постоянно употреблять. Начал заниматься криминалом, появились проблемы… Находился в заключении, освободился пару дней назад. Около года не употреблял наркотики. Когда освободился, то меня постоянно преследовало чувство, что встречу кого-то из старых знакомых и опять всё начнётся по-новой. Какие-то запахи и сразу возникало воспоминание. Это чувство и привело меня сюда.
- Вот полчаса назад мы ввели тебе препарат, подействовал он или не подействовал?
- Препарат, безусловно, подействовал. Может быть, не очень сильно, но, допустим, я сейчас не могу вспомнить, как наркотик действует. Как он на меня действовал раньше, не могу себе его представить, то состояние. Есть такое чувство, что за плечами был рюкзак, и лямки стягивали плечи, а сейчас я его где-то оставил.
- Какое ощущение у тебя сейчас по здоровью?
- Такое ощущение, что я здоров.

8. Андрей, 35 лет, наркоманский стаж 19 лет. Он рассуждает, не глядя в камеру, как бы сам с собой.

- Я не хочу сказать, что ваше лекарство панацея, но это точно лекарство от наркотиков. Почему? Потому, что это, прежде всего, независимость. Не то, что оно снимает какие-то ломки, оно, прежде всего, снимает психическую зависимость, то есть психологическую зависимость. После укола, когда я вышел от вас, у меня было желание, извините, вас облаять. Но прошло 15-20 минут и я почувствовал вот что. Что у меня эти 20 лет был какой-то колпак на голове и ваш препарат его разбил. И я начал сравнивать свою жизнь, до того, как я начал принимать наркотики и после того. Сознаюсь, что меня ждали люди, которые мне могли помочь наркотиком. И вот, когда я дошёл до перекрёстка и думаю: «Куда ж мне поворачивать?» И здесь наступило какое-то просветление. Я не знаю, что это глас божий или что. И я сделал выбор: «Нет, надо пойти к родителям и начать новую  жизнь!» Я не могу сказать, что препарат снимает зависимость полностью. Но мозги он просветляет это точно и каждому человеку будет дан выбор. Когда ты принимаешь наркотики, ты не думаешь, что ты делаешь, как ты живёшь. А когда начинаешь принимать препарат, ты начинаешь задумываться, что ты делаешь и начинаешь делать выбор. И кладёшь на весы хорошее и плохое, и что перетянет, так ты и поступаешь.

9. Русская женщина из Голландии. Эта пациентка была совсем другого плана. Кокетливая, улыбчивая, незакомпексованная, современная, молодая женщина с хорошими манерами и фигурой. Она приехала из Голландии, где у неё остался состоятельный муж, дом, связи. Вся беседа сопровождалась обворожительной улыбкой, велась с её стороны в непринуждённой манере с детской непосредственностью.

- Я приехала к вам с целью вылечиться от наркотической и алкогольной зависимости.
- И от того и от другого?
- Да. И от того и от другого!
- А что, вы принимали наркотики и злоупотребляли алкогольными напитками?
- Да. Но только натурпродукт, никакой синтетики. 
- Как это у вас получалось совмещать?
- Получалось.
- Вы лечились по поводу зависимости или нет?
- Да, лечилась. И в Голландии, и в России. Последний раз в России. Клинику называть не буду, самый известный в России реабилитационный центр. Никому не советую туда попадать.
- А что так?
- Вы видели в каком состоянии я к вам приехала. Вот вам и ответ на ваш вопрос.
- А сколько вы заплатили за лечение?
- Мой муж заплатил за лечение двадцать тысяч евро.
- Зачем он заплатил такие большие деньги?
- Ну, все от меня уже вешались, образно выражаясь, и нужно было что-то со мной делать, что-то предпринимать.
- Вы были исчадием ада для окружающих?
- Да, примерно.
- Как вы сочетали приём наркотика и алкоголь?
- Ну, например, если я начинала с алкоголя, и мне нужно было остановиться, отрезвиться, я начинала нюхать кокаин. Или это было наоборот, чтобы опустится после «кокса», я начинала пить. Запои были длительные.
- Героин принимали?
- Нет, только кокаин. Я же говорила, только натурпродукт.
- Сколько принимали кокаина в сутки?
- Пока не кончались деньги.
- Сколько стоит грамм кокаина в Амстердаме?
- Пятьдесят-шестьдесят евро.
- Значит пятьдесят-шестьдесят евро в сутки вы пронюхивали?
- Ой, это могло быть и десять грамм. Я же говорю, пока не кончались деньги.
- Сколько вы могли выпить водки?
- Ну, в день литр можно было выпить, запросто.
- И у вас возникли проблемы с милицией?
- Да, у меня возникли с полицией проблемы. И не один раз.
- А что именно?
- В частности агрессивное поведение по отношению к полиции.
- Вы мне как-то рассказывали, что допивались до такой степени, что не могли вести машину.
- Неправда. Это было не так. Это был интересный случай, когда я ехала, и у машины лопнуло колесо, а я этого не заметила. Они меня остановили, я открыла дверцу и выпала из машины. И я им сказала, что я могу гораздо лучше водить машину, чем ходить.
- В пьяном виде?
- В любом.
- Сколько раз вы лечились?
- Я лечилась…, раза четыре-пять и ничего мне не помогало.
- Вы были официально замужем или у вас был друг?
- Я была официально замужем.
- Дети есть?
- Нет, детей, слава Богу, нет.
- И вот у вас пошло всё кувырком. И вы попросили меня взять вас на лечение и выдать справку, что вы приступили к лечению. Зачем вам это нужно?
- Это нужно, потому, что будет суд.
- Вы верили, когда ехали к нам, что мы можем чем-то облегчить ваше состояние?
- В принципе, да. Надежда умирает последней, я думала, что это мой последний шанс. И если мне не помогут здесь, мне уже не помогут нигде.
- А почему именно мы - последний шанс?
- Потому, что я у же почти везде пробовала и мне ничего не помогало.
- Но вы же всё равно несколько дней до встречи со мной выпивали.
- Да я пила потихоньку потому, что у меня было пугающее меня состояние. Меня пугало, что у меня начнутся «отходняки», начнутся ужасы по ночам, потливость, ручки трясутся… .
- Давайте теперь вернёмся к тому моменту, когда мы переговорили с вами и решили сделать укол. Расскажите о своём состоянии, которое стало отмечаться после введения препарата.
- Самое интересное было то, что я не могла вспомнить вкус ни одного алкогольного напитка.
- А наркотики?
- И наркотики. Я не могла вспомнить «приход». Не могла вспомнить, как это бывает.
- Что так совсем и выбило?
- Выбило, именно так, совершенно выбило, буквально выбило. Я ходила и дня три вспоминала, какой алкоголь на вкус, как действует наркотик. А сейчас я уже и не вспоминаю. У меня совершенно нет никакой тяги ни к наркотикам, ни к алкогольным напиткам.


Рецензии