Вот так встреча

Запыхавшаяся соседка Таня прибежала в полдень к нам во двор.
-Тётя Люда, Вас ищет  одноклассник.
Таким заявлением она меня очень удивила: найти меня в отпуске несложно. Приезжая на лето, я почти никуда не хожу. Главная моя цель – помочь родителям. В огороде много овощей, в саду – фруктов, и всё надо убрать и сохранить, всё требует обработки.
Вполне естественно возник вопрос:
- Кто из одноклассников меня ищет и зачем?
Ответ прозвучал ещё более странно.
- Какой – то  Панасенко Коля.
Вот уж, действительно, невозможно ничего понять: Панасенко живёт в двух шагах от меня и никакой он не одноклассник, а женат на моей однокласснице Рае Черкашиной. Попыталась докопаться до сути, выяснила, что это мой одногруппник,  он вышел на меня через брата  Зины Спицыной, моей одноклассницы.
Мысли об институте у меня возникали часто, особенно после встреч с одноклассниками. Думалось о том, что после педагогического  института наша группа, наверняка, не однажды встречалась, а я, по окончании, уехала на Север и про меня просто забыли. Как в последствие оказалось ни единого раза одногруппники не собирались за столом вместе.
Коля Панасенко позвонил мне через день с предложением встретиться у него в Железняке в субботу, приготовить шашлыки под хорошее крымское вино, и поговорить. Даже не верилось в реальность происходящего, но в субботу не ходит маршрутка на Сумы.  Как добираться? Почти магически прозвучало, что Коля за мной приедет на машине.   
Всю неделю прожила радостным ожиданием встречи. Дни тянулись так долго. Подумать только, ведь прошло двадцать шесть лет с момента окончания ВУЗа.
В субботу время будто остановилось, никто не звонил, и я уж было подумала, что обстоятельства изменились,  и встреча не состоится.  Вдруг звонок.
-Люда, как добраться из Ахтырки до вашего Солдатского?
С трудом объяснив как добираться в наше село из Ахтырки через Тростянец, стала ждать приезда. Сердце бешено колотилось в груди: меня не забыли, за мной едут. Прошло достаточно времени, а Коли нет. Чего только не передумала. Как спасение прозвенел телефонный звонок.
- Люда, мне неправильно показали дорогу, я в Каменке, как добираться отсюда?
Вот незадача: сама я машину не вожу, в тех местах никогда не бывала.  Как могла описала маршрут, и снова жду. Надо ли вспоминать, что Коля умудрился в моём селе повернуть не налево, а направо… Я вышла на встречу. Прошла немного, из – за угла вырисовался внедорожник «Тойота»,  и  метрах в  двадцати от меня остановился. Мы бежали на встречу друг другу, распростёрши руки.  Как два разведчика, после долгой разлуки, мы заключили друг друга в объятья.
Не узнать Колю было нельзя.  Время остановилось… Удивительно было услышать:
- Вот какая ты, Люда Пахомова,  совсем не изменилась.
Удивительно потому, что теперь я Новикова и мало кто знает мою девичью фамилию.
 Мы жили  с Колей в общежитии на Роменском шоссе на пятом этаже, комнаты наши были рядом. Будто всё было вчера. Мы щебетали, вспоминая лучшие студенческие дни.  Вспомнили, как праздновали день рождения Коли. В комнате со мной жили Света и Евфрата. Целый день мы простояли у плиты, даже холодец сварили…, со вкусом сервировали стол.  Для вечно голодных студентов это был настоящий праздник живота, просто «пир горой», разве такое забудешь?  Со дня рожденья остались замечательные фотографии, они стали летописью жизни и обучения в институте.  Поговорили о том,  как я приезжала на свадьбу Коли с Валей. Из нашей группы  приехали Гена Касьяненко и Саша Стеценко, может и ещё кто – то был, но я этого не помню.  На Украине свадьбы многолюдные, шумные и весёлые.  Второй день называется перезва, Взрослые переодеваются, шутят, смешат людей.  Это делается для того, чтобы свадьба  запомнилась надолго. И тут уж все друг перед другом выставляются, чтоб  прослыть лучшим  юмористом. Один такой ряженый запечатлён со мной на фото, про него мой папа сказал: «Араб какой – то рядом с тобой». А как смешно было…Молодость и адреналин – это незабываемо. Разговор прервал звонок. Звонила Валя, жена Коли:
- Что случилось, где вы, мы уже все собрались.
Объяснения по поводу того, как пришлось ко мне добираться, вызвали всеобщий смех. В трубку прокричали:
-Давайте быстрей.
А ехать оставалось совсем немного, большую часть пути мы уже проехали, не заметив за разговорами расстояния.
По дороге я узнала, что Коля с Валей занимаются предпринимательской деятельностью: выращивают овощи, поставляют их в различные организации, а также производят закупки в Крыму. Путь к их дому лежал через колхозный сад. Вот и школа, где  Панасенко Николай ещё недавно был директором, а теперь она закрыта по причине того, что осталось совсем мало учеников  и их перевели учиться в Сыроватку.
Дом Коли с Валей сросся со зданием школы. Когда – то это была школьная квартира. Её достроили, отремонтировали, и сейчас это целый дом.  Площадка перед крыльцом выложена брусчаткой. Имеется над головой крыша.
Восемь  человек ждали нашего приезда на крыльце. Гену Касьяненко я сразу узнала. Женился он на Лене  раньше всех, на втором курсе.  Теперь он стал деканом естественного факультета, где мы когда – то учились. Стоит за него порадоваться. Приехал Гена на встречу без жены, она после операции  плохо себя чувствовала, и уехал раньше всех, беспокоясь о её  здоровье. Видно было, что ему нравится общаться с друзьями, но есть семья  и жена, которая требует заботы.
Сергея Карпенко узнала не сразу. Не сказать, чтобы он сильно изменился, но во времена студенчества  у него была пышная шевелюра, а сейчас он стал лысым.  Был Серёга весельчак и балагур, на четвёртом курсе чуть не вылетел из института. Время изменило его в лучшую сторону: женат, имеет двух дочерей. С какой любовью он отзывался о жене и детях…Было приятно слушать его рассказ.
Саша Стеценко был узнаваем. Присмотревшись, заметила, что у него нет глаза. Уже потом Сергей рассказал мне,  как это случилось: Саша возвращался с работы из Москвы, при себе  имел приличную сумму денег.  Его ограбили, избили и выбросили с поезда. Он чудом остался жив, врачи его буквально заново собрали. С тех пор Саша в Москву на заработки  не ездил.
С Наташей Татариновой мы столкнулись в коридоре,  её я сначала не узнала. Некогда она была пышечкой с красивой русой косой. Цвет волос изменился, она перекрасилась в чёрный цвет и стала худышкой, что её сделало неузнаваемой. Присмотревшись, я  узнала Наташу,  а, пообщавшись, окончательно убедилась, что мало в чём она изменилась.   Глаза у Наташки большие,  необыкновенного василькового цвета, редко такие можно встретить.  Болтала она без умолку, видимо, хотелось побольше рассказать, от её историй веяло дружелюбием.
Из детской комнаты вышла Таня Сагайдачная. Тот же румянец на щеках, озорная улыбка, только волосы острижены. Со временем Таня не только не изменилась, но стала интереснее. Раньше она комплексовала по поводу  своего веса, а теперь её пышные формы только добавляют ей шарма. Из её рассказов можно было понять, что в семейной жизни всё не так гладко, но дочери у неё просто замечательные.  Младшая дочь учится в медицинской академии, как моя Мариша, а старшая дочка – тренер по дзюдо, имеет второе место по Украине. Как это здорово!
Таня вспомнила про Вакалавщину – это база естественного факультета, где по окончании каждого курса студенты готовят гербарии растений, коллекции жуков, изучают пение птиц и наблюдают за их гнездованием. Студенты естественного факультета должны пройти своеобразное посвящение: съесть мясо лягушки.  Кто захочет это делать добровольно? Никто.  Вот Коля  с Геной и придумали хитрость: приготовили плов с квакушками. Хорошо приготовили. Никто не почувствовал подвоха. Только после обеда мальчики объявили, чем потчевали. Что было с нашей отличницей Таней Харченко… Она позеленела,  как та прудовая лягушка, мясо которой она недавно съела, и стрелой вылетела из столовой.
Таня Сагайдачная оказалась прекрасной собеседницей, речь просто лилась. Мы выяснили, что она тоже пишет стихи и печатает статьи. Промелькнула мысль, что я с ней схожа не только в литературном поиске, но и  чем - то  в семейной жизни. Ещё один курьёзный случай рассмешил нашу компанию:  Татьяна Сагайдачная была членом редколлегии факультета, ко Дню Учителя она готовила газету. Поздравления были с юмором, а одно из них, посвящённое  преподавателю ботаники Стеблянко М.И., запомнилось особенно. Не смотря на то, что Михаил Иванович был лириком, но шутку он не оценил. А было там следующее:
«Дывлюсь  в микроскоп я, та й думку гадаю:
  Дэ та флоэма, и сам я нэ знаю…» (укр.)
Со мной в Вакаловщине было тоже приключение, а может злоключение. Игорь Ковтун писал стихи, причём большей частью вульгарные. Написал он такой нехороший пасквиль и подбросил в дом девочек. Я ответила на нехорошее послание весьма культурно. Переписка попала в руки к учителю зоологии. Обидно, что Игорю ничего не сказали, его мама Валерия Андреевна была преподавателем систематики. А вот мне досталось «на орехи».
Пришло время рассказать о гостеприимной хозяйке Вале Панасенко.  Именно  ей пришла в голову идея о встрече нашей группы. Не все смогли собраться в силу разных обстоятельств, но те, кто приехал, испытали такое тепло от общения… Валя старалась проявить  кулинарное искусство: готовила салат с перепелиными яйцами, приготовила особым образом бройлерного цыплёнка, замариновала шашлыки. А жарили шашлыки мальчики. Было так вкусно.
Я посчитала своим долгом написать небольшой сценарий, вела вечер и произносила за столом тосты. Когда накрывали на стол, я резала хлеб, ломтики получились тонкими. Вот что сказала Валя:
-Люда, ты не только подрабатываешь тамадой в ресторане, но ещё, видимо, и хлеб там режешь.
 За столом со мной рядом сидели Карпенко Сергей и Сагайдачная Таня. Мне повезло: скучать не приходилось. Серега  показывал свои фото с фотоаппарата, а Таня развлекала рассказами.
Потом мы отправились на экскурсию по Колиным полям. Он поразил нас всех. В этом году лето было очень жаркое и засушливое. От засухи страдали культурные растения. Ждать хорошего урожая не приходилось. Коля выращивает морковь помидоры, капусту  и картофель,  используя современные технологии. В частности, он использует капельный полив. Какая у него морковь и капуста… , помидоры в теплице до 800 грамм один плод.  Слышалось отовсюду:
- Вот так чудо.  Коля, ты стал для всех просто открытием, вот где твои знания биологии пригодились.
А  Коля в ответ:
- Без Вали у меня бы ничего не получилось, она занимается финансовыми делами.
Наблюдаешь за такой счастливой семейной парой, и видишь уважение и любовь, это крепкий цемент в фундаменте семейного дома.
Закончив обход земельных владений Коли, все вернулись за стол, ели арбуз и пили кофе с вкусными конфетами «Киев». Воспоминания продолжались. Сидели до трёх часов, ночь была холодной. Хорошо, что я додумалась взять лёгкую курточку.
Сергей развозил  девочек  по домам, им было по пути. Меня оставили спать у Коли с Валей.
Втроём мы убрали со стола и легли отдыхать. Сон сморил быстро.
Встала я рано. Проснулся Коля и сразу отправился посмотреть за своим хозяйством: занялся подкормкой и поливом. Растения живые, они требуют питания и воды. Втроём мы позавтракали, попили кофе. В этой семье кофе варят, растворимый не признают.
Потом  Коля отвёз меня в Баромлю и посадил на маршрутку, которая ехала из Сум в Солдатское. Всю дорогу я молчала и думала о встрече.
Вот такая интересная встреча выпускников ВУЗа. 


Рецензии
Дорогая Мила!
Ваши рассказы без "лукавого мудрствования":правдивые, выхваченные из
нашей повседневной жизни, в них эмоции и пульс биения радости в сердце
передаются читателю. Но всего более я хвалю Вас за безукоризненную грамотность, спасибо.

Мария Шерстюк   04.02.2013 02:06     Заявить о нарушении
Приятно получать такие отзывы. Спасибо Вам, Мария. В жизни происходит много событий, которые могут стать основой рассказа.

Мила Новикова   04.02.2013 07:51   Заявить о нарушении