Мой Питер. Эпизод5. Кино

Мой Питер.
Эпизод 5. Кино.

  Нынешнее кино России  представляет грустное зрелище. И даже не качеством киноматериала. Я собственно и не кинокритик. И дело даже не в «попкорне» и кока-коле. Просто место, которое занимал кинематограф в 70-90-х годах 20 века, несоизмеримо с его теперешним положением. Во многом конечно потому, что тогда это было единственно доступное развлечение, особенно в провинциальных городах. А во многих деревнях не было даже  и этого. Впрочем, в отличие от настоящего в те времена в деревнях все таки были и даже функционировали клубы. Да  что говорить, тогда даже телевидение «помещалось» всего на 2-х  каналах, а развлекательный блок, занимал второстепенное значение. Главное было показать съезды, пленумы и победителей соцсоревнований. Хотя может оно и к лучшему. Все полезнее  «и уму и сердцу» нежели нынешняя «свобода» с ее засилием пидорасов,  истинных и мимикрирующих.
  Несравнимо и влияние кино на повседневную жизнь человека. Популярные фильмы разбирались на цитаты, которые в ходу до сих пор. Кино определяло даже поведение и привычки людей. После показа первых двух частей «Фантомаса» не только школьники щеголяли фразой «мне нужен труп я выбрал вас до скорой встречи Фантомас. Ха-ха-ха», и рассовывали во все щели визитки с литерой “F”, но и вполне взрослые уголовники пытались подражать лысому злодею.  Вероятно, поэтому уже купленная третья часть на широкий экран вышла спустя лишь несколько лет. А классический пример!  Фильм «Ирония судьбы». Его показали 1 января 1976 года, а уже  31 декабря этого же года попасть в Питере, да наверное и не только в Питере,  в баню было невозможно. В 1980 году я 31 декабря в 5 утра на первой электричке ездил за билетами (почти как в театр) чтобы всей компанией посетить баню в Купчино, считавшуюся «элитной». Там были хорошие парные и «русские» и «финские»,  в буфете всегда было пиво, а на крыше даже солярии с лежаками, куда можно было с этим пивом выйти. Можно сказать, что это Э.Рязанов, а не партийно-комсомольская номенклатура,  является крестным отцом  «ренессанса» банной процедуры в СССР. Правда обрела она  несколько специфические формы, но наряду с прочим в банях все ж таки успевают и помыться. Отвлекся.
  Вообщем сейчас  даже молодежь посещает кинотеатры от случая к случаю и чаще предпочитает «скачать» фильм в интернете и смотреть его дома, а мы в кино ходить  любили и ходили. И Питер 70-80-х давал для этого широкую возможность. Не сравнить с моим родным Тольятти, где на 700 тысячный город было 5 кинотеатров, 4 из которых 50-х годов постройки с залами на 150 посадочных мест, ну и еще штук 5 клубов, где кино показывали на 2-3х вечерних сеансах. Это удивило даже Горбачева, посетившего город в 1985 году,  после чего за год построили еще 2 двухзальных кинотеатра по типовому проекту.   Но потом Горбачева скинули, а в тех кинотеатрах теперь казино,  ночные клубы и те же бани. Но вернемся в Ленинград. Кинотеатров десятки. От «Ленинграда»,  с огромным залом на несколько сотен зрителей,  до «Луча», вход в  узкий и длинный зал которого был, чуть ли не через парадный обычного жилого дома.  Трудно поверить, но в некоторых кинотеатрах перед сеансами еще играл «живой» оркестр  и пышнотелая солистка пела «Ландыши, ландыши…». Был и буфет, уровень которого определялся уровнем кинотеатра. В  кинотеатрах 1 категории они были не хуже театральных. С дорогими бутербродами, коньяком, хорошим кофе. Но как сказал один известный петербуржец,  «мухи отдельно - котлеты отдельно». До сеанса слушай музыку, пей коньяк, ешь мороженое, но в зал с едой не пускали. Везде даже висело объявление: «Вход в зрительный зал с мороженым строго запрещен!». Сейчас это, кажется невероятно, но в зал могли не пустить, если сильно опоздал. Это своеобразный показатель культуры общества,  его отношения к искусству, да и друг к другу. Мне, например не очень приятно, если на кадрах оркестра, играющего на палубе тонущего «Титаника» (мне фильм не очень, но взял его чтобы было понятно современному человеку),   рядом чавкают попкорном и хлюпают колой.
     Цена самого дорогого билета на премьерный показ не превышала 50 копеек. Правда обычная для того времени проблема. Проблема билета. Особенно если, выражаясь современным языком решил в прайм  тайм посмотреть разрекламированный блокбастер. Но по большому счету это была проблема не кино. Ведь в отличие от театра в подобном случая с кино можно было подождать, когда премьерные «Ленинград», «Художественный» и отремонтированный к концу десятилетия «Колизей» снимут сливки и новинка массово появится в залах второго эшелона. А вот если ты неделю уговаривал понравившуюся тебе девушку сходить посмотреть легендарную «АВВА», привез ее в «Ленинград», а там очередь до метро «Чернышевская» и билеты уже только на завтра, а этого самого «завтра» у тебя просто нет. Вот это проблема!!!
  Но в нашей компании кино рассматривалось исключительно как искусство, а не как возможность «закадрить», поэтому такие проблемы возникали редко.
  В кино мы ходили обычно по субботам. Специфика жизни в Петергофе. Если после четвертой пары сходить еще и в кино, то возвращаться получалось уже поздновато. А для субботы нормально. Как раз попадал на обязательные субботние танцы. (О-о-о  эти танцы в «десятке»!!! Песня. Но это другая история.). Чаще всего посещали  кинотеатры, расположенные на Невском проспекте. Показ новинок начинался именно там. Да и удобно. Перешел Неву по Дворцовому и вот она «Баррикада». А дальше по цепочке «Аврора», «Колизей», «Художественный», «Невский». Конечно в «Колизее» было круче всего. Новая аппаратура, полумягкие кресла, продуманный интерьер. Чем еще были хороши крупные кинотеатры  с несколькими залами. Можно было спокойно зайти хоть за час до начала сеанса. Спокойно поесть мороженого, расслабиться, что называется настроиться на фильм. Если ты с девушкой - произвести на нее впечатление неисчерпаемой эрудицией и  искрометным юмором. В маленьких кинотеатрах сеансы шли один за другим с небольшими промежутками и зрителей  запускали только после окончания предыдущего сеанса, ведь зачастую вход был одновременно и выходом. А если еще была какая – нибудь задержка, то от первого до третьего звонка было минут пять. Вообщем галопом забегали в зал, когда на экране уже мелькал дежурный «Киножурнал №…».
  В то время в Ленинграде издавалась газета. То ли «Киноафиша», то ли «Кинонеделя», сейчас уж и не помню. Лист дешевой бумаги формата А4 свернутый вдвое. На первой полосе передовица в стиле того  времени. Типа  «Неделя корейского кино - к юбилею Ким Ир Сена». Последняя страница - эдакий  «Гламур» в зародыше; кроссворд, пара анекдотов про кино и т.п. Я почему так подробно. На второй полосе шел список фильмов, идущих  в кинотеатрах на текущей неделе. Довольно большой список. Думаю не менее 100 наименований. Уже только одно это впечатляет. Было из чего выбрать. Так вот у нас было своеобразное соревнование.  При покупке свежего номера  каждый отмечал просмотренные фильмы, высчитывался процент, определялись чемпионы и аутсайдеры. Все на полном серьезе. Помнится, Саша П. очень расстраивался, что первое место неизменно занимал Миша Е.. Саша даже несколько раз предпринимал блицкриги, посещая по два, а то и по три фильма за уикенд  в попытке обойти Е., но тщетно. Остальные спокойно признавали лидера и довольствовались борьбой в номинациях второго плана. «Первый посмотревший «Профессионал» с Ж.-П. Бельмондо». Единственный  видевший «Малая земля» и т.п. Кстати удивительно, как Е. это удавалось. Вроде бы в кино ходили вместе, и занятия он особо не прогуливал, но факт подавляющего преимущества был налицо. Мы даже устраивали ему «допросы с пристрастием», чтобы проверить, а не занимается ли Михаил популярными тогда приписками. Но нет. Все было по-честному.
  Ходили в кино мы практически еженедельно, а иногда и чаще и путем несложных математических вычислений получается  50-60 новых фильмов в год. А с учетом повторных просмотров думаю не меньше 100 посещений кинотеатра. Если не ошибаюсь, в 70-80 годы на экраны выпускалось более 300 только художественных фильмов, не считая снятых для телевидения. В основном это были отечественные картины, снятые на множестве советских киностудий. В каждой республике была своя. А кроме того, «Ленфильм», «Одесская киностудия», «Киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького» ну и пр. Разумеется, фильмы были разного качества и скажем прямо, хорошие фильмы снимались в основном на «Мосфильме» и «Ленфильме». На удивление слабые фильмы выпускала «Киевская студия им. Довженко». Тогда даже бытовала шутка «Киностудия им Лаженко». Даже на второй по  рангу украинской студии Одесской снималось гораздо более качественное кино. Предаваясь воспоминаниям, я ради интереса посмотрел список фильмов снятых в 1978-79 годах.  Самый пик моего Питерского проживания. «Москва слезам не верит», «Осенний марафон», «Тот самый Мюнгхаузен», «Сталкер», «Пять вечеров», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Мимино». А на телевидении: «Шерлок Холмс» (1 и 2части), «Место встречи изменить нельзя», «Обыкновенное чудо», «Ирония судьбы», «Д’Артаньян и три мушкетера». И это только шедевры. Список можно продолжить.
  Среди фильмов снятых в, как тогда говорили, братских странах народной демократии, ничего знакового на память не приходит. Ну разве что приключения югославского индейца Гойко Митича. Продукция Голливуда, насколько я могу судить,  на советских экранах была большой редкостью. И боюсь показаться брюзгой не только по экономическим и политическим соображениям. Наверное, все-таки в чем-то были правы деятели, заседавшие в худсовете Госфильмофонда, ну или кто там закупал иностранные фильмы. Хотя конечно «высокое» кино снималось да и сейчас снимается и в Голливуде. Западное кино мы узнавали в основном на примере французских и итальянских фильмов. В подавляющем большинстве комедийных или детективных. А нашими кумирами были Жан Поль Бельмондо, Пьер Ришар, Адриано Челентано, Анни Жирардо, Орнела Мути.
   Разумеется не все фильмы были шедеврами, но большая часть тех картин и сейчас спустя 30 лет составляет основу фильмотеки современного телевидения. Именно их показывают  во время продолжительных новогодних каникул. А это уже факт. Что из нынешних «оскароносных» и не очень произведений будут смотреть в 2040-х покажет время. 


Рецензии
В небольшом эссе автор развернул довольно точную панораму одного из наиважнейших феноменов культурной жизни Ленинграда. Мне довелось несколько лет прожить на улице Стремянной, что идёт параллельно Невскому проспекту от Владимирского до Лиговского проспекта. Так что мы с автором посещали одни и те же кинотеатры, которые сохраняли многие ещё дореволюционные особенности и шарм. Наиболшее впечатление на меня произвёл кинотеатр "Баррикада", что у реки Мойки.
С присущей ему точностью описания, вплоть до мелких, но весьма занятных деталей, автор крепко держит внимание читателя до самой последней строки. Хорошее, доброе воспоминание о минувших ленинградских днях.

Вадим Ивлев   05.12.2023 23:56     Заявить о нарушении