Проходя медные трубы
Набрав сегодня в поисковике киношное, но затронувшее вчера слово, обратил внимание. Сначала идет поп-музыка, следом сам фильм, замыкает лидеров попкорн. Упростил поиск, поставив первым "фильм". Вышел искомый, но в окружении "Попсы", "Попутчика", "Поплакать". Что скажешь? Красноречиво. Вот и забивают своим красноречием сопутствующие исполнители истинные, христовы слова. Да и попса не только музыкальной бывает. Рядится эта музыка в духовные одежды. Пытается даже в барабаны постучать на потребу молодежи. Вот и проходит мимо некстов нечто неуловимое, но важное для их души. Проходит нравственная основа нации, заложенная истинными подвижниками веры.
Именно таким, страдающим за горе других, увидел я священнослужителя в фильме Владимира Хотиненко. Батюшку Александра Ионина сыграл, нет, воплотил замечательный характерный мастер Сергей Маковецкий. Кинокартина заслуживает более детального анализа. Но что шаблонные фразы по сравнению с реальностью. Если был такой человек реально, то не угаснет человеколюбивая вера. Не пресекутся подобные деяния, преодолевая любые испытания и искусы.
Прошлый век вдосталь услужил истинно верующим. Все прошли они, смертию смерть поправ. Огонь, в двадцатых сжигающий духовное сокровище, накопленное в простых сельских приходах. Хоронили по домам чудом спасенные из костров деревянные иконы. Знаю реальную историю, когда православные одного мордовского села прознав про предстоящий погром их храма, ночью сняли со звонницы колокол. А в лихие девяностые один "браток" решил пополнить личную коллекцию церковных раритетов. Но никто не указал ему, где закопан колокол. Заросло то место за околицей, десять шагов от старой бани на юго-восток, затем пять до сухой ветлы, загустилось травой-лебедой. А нексты и забыли, слава Богу. Лишь по ночам, в полнолуние доносится невидаль откуда печальное, заставляющее замереть сердце. Но в ответ лишь дзынькнет разбитое стекло в порушенной деревенской хате.
После огненного революционного смерча, пронесшегося над великомученицей Россией, затопили храмы кровью людской в лихую годину сороковых. Окрасились оставшиеся ручейки чистой веры в алый цвет. Потом и сами загаженные храмы погрузили в пучину новых водохранилищ.
Вслед за огнем и водой наступили для истинных верующих не менее тяжкие испытания. Испытание искусом, медными трубами. Славой скороспелой, вниманием власть иных, власть взявших. И те, склонив головы над рукой, ищут опоры для себя. Но не веры, а обладание душами иных. Ибо нет своих сил для этого собственных, кроме насилия, законов скороспелых, гнетущих. Трубят медные трубы, сотрясая великую ране землю. Дуда эта общая заглушает тихий звон закопанных за околицей колоколов с порушенной деревенской звонницы. Лишь в полнолуние тихо дзынькнет разбитое стекло. И только этот звук странно отзовется в чьей-то порушенной душе. Но уже нет ей возврата на стезю истинную.
Думаю, этим смутным чувством озаботился предыдущий Патриарх, давая свое благословение на фильм "Поп". Первая в истории современной России кинокартина, снятая под эгидой Московской Патриархии и при деятельном участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Надеюсь, что истинно так. Только хочется добавить в ключевые слова отца Александра о тщетности власти фашистов и большевиков ещё один, нынешний компонент управления. Всё это ничто по сравнению с истинной верой.
Но понимают ли это наши священнослужители? Не заложило ли у них уши от медных фанфар? Но и это уходит, господа, меняясь на прежние испытания. Сумеете ли вы после ослепления блеском золотым преодолеть эти две ступени?
Параллельно с показом фильма в главном Храме страны состоялся Архиерейский собор РПЦ. С закреплением пролонгации порядка избрания Патриарха, с условием освобождения кощунниц. И никто из присутствующих, помянув про малых чад заключенных, не попросил за них прощение. Вымученным, как мне показалось, выглядит на этом фоне обращение предстоятеля к священникам углубиться в просторы Сети. Вот что сказал по этому поводу Патриарх:
"Со времени прошлого Архиерейского собора в несколько раз увеличилось количество антицерковных публикаций в интернет-СМИ, в блогах, в социальных сетях. Учитывая, что аудитория социальных медиа в наши дни сильно помолодела, можно сказать, что потребителями клеветы и лжи, направленной против Церкви, являются в основном молодые люди. Блоги, социальные сети — все это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит, расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев".
Констатация, подтверждающая упущенные возможности. Но есть здесь несколько особенностей нынешнего периода духовной жизни, позволяющая мне утверждать, что и в Сети деятельность священнослужителей будет выглядеть несколько искусственной. Разве могут они по воздействию на умы паствы подняться на уровень "Попа"? А фильм-то, как не печально это констатировать, потерпел в прокате полное фиаско. Создатели потратили на съемки почти семь миллионов долларов. А прокат во всех странах принес ровно в четыре раза меньше. Ну не готов наш зритель смотреть "духовные" фильмы. Но и запрещать или квотировать американский "кинопатриотизм" занятие безнадежное. Все равно, что рекламировать запретный плод.
Если брать телевизионные "служения", то картина тоже грустна и серовата. Случайно попал пультом на канал "Союз". Протоиерей Смирнов жалуется на убогость студии. И тут же предлагает выход. Надо верующим скидываться на теленужды по тридцать рублей в месяц. Потом на экране появляются соответствующие банковские реквизиты. Это какие же должны быть продвинутыми старенькие прихожанки, чтобы донести до нуждающихся телевизионщиков эти тридцать сребреников? Тогда уж лучше поставить во всех приходах кружки бронзовые. Но пометить их особо-TV. Тогда и забьет по рейтингу Смирнов Малахова. Верую истинно в эту перспективу и уповаю на святость людскую. А потом кружки можно перелить в очередные фанфары. Кстати, заглянул попутно в прейскурант этих кружек. Цены бешеные. Хорошие получатся медные трубы.
Да что далеко с пропагандой святости ходить? Заглянем на наш любимый сайт. Нас здесь по последней переписи почти 160 тысяч. Население здесь растет покруче российского, без всякой стимуляции со стороны родной партии и правительства. Вот поле нераспаханное, необозримое по ждущим причастия душам. Христиан здесь не мене половины. Паши в поте лица. Тем более, указатель на ниву есть специальный. Так и глаголет "религия". И...?
Нельзя сказать, что нива безлюдна. Но ощущение, что многие пахари от лица собственного здесь целину тревожат. И больше дуют в самодельные медные трубы. Для собственного удовольствия и потехи. Весело, но напоминает крыловский квартет. А из семи найденных по "поисковику" "Священников" один оказался "Шальным", другой "Продажным". И к кому, вы думаете, заглянет разношерстная паства? Даже, если взять, как мне показалось, наиболее авторитетного из этой когорты Александра Шумского, реального священнослужителя храма Святителя Николая в Хамовниках в Москве и отца 8-ми детей, больше унынием веет. Не от многодетности, поставленной циферкой. От общения с паствой прозорушной. Это мое, оценочное мнение. Загляните сами. Судя по рецензиям, не готов батюшка к общению с паствой. Да и заросла за пять лет его десятина.
Так что, думаю, слова Настоятеля по поводу Сети останутся для большинства его подчиненных гласом в пустыне. И хошь усиливай его медными трубами, хошь ставь новые оловянные кружки для сбора на нужды TV, толку, окромя звона, не будет. И лишь немногие из них, пройдя и это испытание, будут готовы к следующим.
Свидетельство о публикации №213020401025