Могут написать - Роковое знакомство

На фото ИРИШКА практически в тот год, когда мы расстались.
Этот слайд сделан весной 1967 года, в то время, когда мы с ней поехали в путешествие к моим родственникам в ЕРЕВАН. Мы остановились у тёти СОНИ, маминой сестры, и это утро, ИРА только проснулась и встала, чтобы одеться. Конечно, кадр очень выигрышный, но молодость сама по себе прекрасна, я всегда это понимал и не стремился ВЗРОСЛЕТЬ. Вот это в чём-то меня и подвело.
 
Написано в 2013 году.

Такое может написать каждый, НЕ В СМЫСЛЕ того текста, что написал или напишу лично я, Эдуард Ратников, а в смысле того, что у каждого есть свои любые личные воспоминания за время уже прожитой жизни. Безусловно, чем дольше вы прожили, тем больше у вас воспоминаний, но чем раньше вы стали их записывать, тем они свежее и правдивее.

Продолжая воспоминания о банях, я просто обязан поделиться воспоминанием, которое в буквальном смысле изменило мою жизнь ПОЛНОСТЬЮ.

Я уже упоминал, что в детстве мне пришлось жить без отца. Отец был директором типографии, а при такой должности в сороковые годы трудно было избежать ареста. Вот и он не избежал этой участи осуждённого. Наверное, он должен был догадываться, что это рано или поздно произойдёт, хотя бы исходя из одного лишь факта, который он мне рассказывал.
Например, ему как директору совершенно официально поступали разнарядки и предписания следующего свойства: «В этом месяце в вашей типографии должны быть выявлены враги народа в количестве трёх человек». Получая такие указания не трудно догадаться, чем закончится твоя собственная судьба.

Доказательств для посадки в то время совершенно не требовалось, основная причина - нужны люди для восстановления страны после войны. С отцом это было совершенно явно, он когда сидел, просто работал прорабом на стройках восстановления разрушенного и, отсидев назначенный срок 5 лет, вернулся домой незадолго до смерти Сталина. Более того, выйдя на волю, ему опять же доверили руководить стройкой подмосковного санатория в БЫКОВО, курировала это строительство сама мать МАЛЕНКОВА, так что объект был под контролем органов, и вот бывшему зеку доверили руководство такой стройкой. Наверное, его трудовые способности превысили вражеские помыслы, а может просто решили, что теперь он перевоспитался и больше не враг народа.
Хотя лично с его слов, он сам считал, что его посадили ПРАВИЛЬНО, сам бы он не согласился всё это делать.

Одним словом, я с сестрой НАТАШЕЙ несколько раз были на очень престижных ЕЛКАХ того времени, там, где строился санаторий в БЫКОВО, и даже в КОЛОННОМ зале, а тогда это была самая пресамая престижная ёлка, в КРЕМЛЕ тогда ещё елок не было вовсе.
Нам с сестрой на всю жизнь запомнился билет в КОЛОННЫЙ зал, он был складной, из блестящего картона, совершенно цветной и красочный. Внутри билета была сложена в три раза картонная ёлка с нарисованными игрушками. Билет долго хранился, и в конце концов куда-то потерялся. Баул с подарками был металлический, с дверцей, и тоже очень красивый. В подарке были все самые пресамые дорогие конфеты и обязательно мандарин. Для того времени это было нечто ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ.

Две конфеты - мишка в лесу и на севере, две белочки - шоколадная и грильяж, один трюфель, красная Москва, красная Шапочка, южная ночь, кара-кум, маска, золотой орешек, и, кажется, уже появились первые шоколадные медальки, но боюсь, точно не помню. Потом шли конфеты попроще, их было штуки по три – раковая шейка, ириски-кис-киски, золотой ключик, и  коровки – тянучки, Буратино, барбариски и ещё сосалки, включая металлическую коробочку с монпансье.

Для тех, кто не помнит, это мелкие, почти круглые леденцы ярких цветов. По вкусу очень фруктовые, почти без примеси эссенции. Причём, они не были обсыпаны сахарной пудрой и естественно слипались от времени, так вот металлическая коробка позволяла стучать ею хоть об пол, хоть об стол, и тем самым разбивать слипшиеся монпансьенки.
 
Про печенье и вафли почему-то не помню, да и конфеты, наверное, тоже не все перечислил. Баул был небольшой, с металлической ручкой, где-то с двухлитровую приплюснутую пластмассовую бутылку, естественно без горлышка, сантиметров 17 длиной. Дверца была посередине под ручкой и открывалась вниз. Рука, тем более ребёнка, свободно проникала в баул. Жалко, содержимое быстро кончалось. Точно как у Винни-Пуха про мёд – Мёд если ЕСТЬ, то его сразу НЕТ.

Так вот, пока отца не было, в баню приходилось ходить в женское отделение, как ни странно, но кроме самого факта, что ходил, ничего конкретного не помню. Наверное, если не придавать этому значения, то для ребёнка не столь важно, кто есть кто и в чём отличие. Если бы однажды, да ещё случайно побывать в женском отделении, то тогда может и запомнил бы, а так, когда каждую неделю (а раньше мылись в банях один раз в неделю, как правило), то это становится рутиной. Вся эта возня по обереганию детей от всего естественного, только детям во вред, вот это и есть скрытая пропаганда всего запретного. А потом вырастают олухи, которые действительно не знают, что к чему, и чем что грозит в будущем, особенно девочкам.

Так что моё детство сориентировало меня правильно, хотя как можно кого-то переориентировать в неправильном направлении, лично я просто не понимаю.
Яростные противники против людей другой ориентации, в отличие от меня, наверное, как никто другой должны просто чувствовать на себе, что переориентировать специально просто нельзя. Меня невозможно переориентировать даже за золотые горы. Видимо те, кто считают, что их можно, сами понимаете кто они на самом деле. Только в этом случае, если они сами с врождённым изъяном, тогда их действительно можно склонять и агитировать вступать в любую связь.

Так вот, после лирического отступления продолжаю про БАНЮ, и о том, как (БАНЯ) повернула мою жизнь на 180 градусов.
Я уже вернулся из армии, моя любимая ИРИШКА меня дождалась, как и обещала, и мы уже начали жить вместе в той комнате, которую мне дали благодаря хлопотам моей бабушки МАТРЁНЫ ФЁДОРОВНЫ, но БАНЯ в моей жизни как была, так и осталась как у всех по необходимости. Наша комната была в коммуналке деревянного дома и, естественно, без намёка на ванну. Так как всё это происходило практически в одном и том же месте МОСКВЫ, то БАНИ для мытья остались те же, что и были с детства. Астраханская, Домниковская, Самотёчная, а иногда Сандуновская и Центральная.
Технология помывки, как я уже описывал, везде была одинаковая. Если пришёл один, то тебе нужно кого-то попросить потереть спину, это было в порядке вещей. Однажды в АСТРАХАНСКОЙ БАНЕ, а она была наиболее посещаемая мною, я навёл пены и стал размышлять, к кому бы обратиться за помощью. Мой выбор пал на молодого парня, моего ровесника, я подошел к нему и спросил, как на счёт «потереть спинку». Кстати, мыльная пена была наготове и у него. Он сказал, что хорошо бы, и я ответил – давай, коль у тебя всё уже тоже готово.
 
Тереть спину надобно умеючи, и это видно сразу, как только кто-то начинает это делать. Например, истинный профессионал не начнет махать мочалкой сразу, как договорились. Во-первых, надо подвзбить пену, она быстро оседает, но главное, надо достать кусок мыла из горячей воды и начать натирание спины с намыливания этим горячим куском мыла. Хорошенько намылив всю спину, возвращаешь кусок обратно в воду и взбалтываешь ещё разок. А потом вынимаешь мочалку обязательно с горячей водой и пеной и начинаешь натирать спину в разных направлениях, но обязательно не хаотично, а прошел вертикально всю, потом горизонтально всю, и не забывать всё время обновлять захват горячей пены из шайки.
Проделав такую «квадратно-гнездовую» обработку спины, можно окатить её водой из приготовленной шайки, а можно продолжить натираться самому дальше, а потом либо окатить, либо пойти под душ.
 
Фирменно оттерев ему спину, я пошёл подготовить свою болтанку, сказав, что я, мол, позову, когда буду готов, мойся, мол, не спеши. Конечно, после такой работы можно ожидать ответного удара, и парень не подвел, всё сделал на высшем уровне. Мы так остались довольны оба, что решили познакомиться и встретиться в БАНЕ через неделю. Телефон у меня был, правда, только у соседей, но это во много раз удобней, чем у тебя самого, так как не надо платить за него (шутка), хотя и правда.
Конечно, мы с ИРОЙ пользовались им как своим, молодые, что с нас взять, а соседи у нас были очень хорошие - Валентин и Тамара, я бы даже назвал их зажиточными людьми, они работали в торговле, а тогда это было очень престижно и выгодно материально.

Володя (так звали моего банщика) позвонил, и мы опять с ним встретились в БАНЕ. Естественно, сели мыться рядом и стали обмениваться, кто есть кто. Одним словом, мы нашли много общего, и через некоторое время я даже познакомил его с нашей компанией школьных друзей. Друзья у нас с Ирой были естественно общие, коли мы все из одной школы, да ещё и из одного класса. Так мы стали дружить и собираться в одной компании с ВОВКОЙ довольно часто, и так где-то около года уже прошло.
Глубоко ошибаются те, кто решил, что ВОВКА – БАНЩИК, такая кличка прилепилась к нему, и есть тот человек, который изменил мою дальнейшую судьбу и жизнь. Вовка, конечно, в чём-то причастен, но он не ВИНОВАТ в произошедшем дальше.

Дело в том, что однажды, кажется, на Новый год, Вовка спросил у нас, а можно ли ему прийти с другом. «У меня, - сказал он, - есть друг детства ЮРА, очень хороший парень, но он такой малообщительный, и ему не с кем встретить Новый год». Компания у нас всегда была большая, и один ЮРКА малообщительный нам не помещает. «Давай веди», - сказали МЫ.
Наступил Новый год, и Вовка пришёл со своим ЮРКОЙ. Лично мне Юрка понравился, он был гораздо солиднее нас всех, я даже подумал, что он старше года на два или три. У него были массивные очки, он курил трубку как Холмс, и это сразу придавало ему солидности, говорил он не спеша, и не вертелся как юла, подобно нам в то время.

Одним словом, ЮРКА как Юрка, вполне интересный во всех отношениях. Короче, мы приняли его в нашу компанию, тем более у него кроме Вовки никого не было. Никаких опасений с его стороны я не почувствовал, так как у нас в компании уже был пришлый Борька Ярков, бывший соученик ИРИНЫ, который начал с нами дружить ещё аж в десятом классе, а это считай шесть лет тому назад. К тому же мы с ИРОЙ уже пол года были официально расписаны, и естественно, мыслей смотреть на сторону при таком малом сроке замужества рановато.

Понятно, иногда обстоятельства складываются не по нашему желанию, вот и у нас многое способствовало тому, что произошло. Например, кто бы мог подумать, что моя поездка в пионерский лагерь вожатым будет способствовать ИРИНИНОМУ уходу от меня. Посудите сами, она студентка дневного факультета, летом имеет свободное время, а я хоть и рядом, под МОСКВОЙ, но ведь не дома.
Хотя послал себя пионерить в лагерь не я сам, а как говорится, КОМСОМОЛ сказал - надо, ну вот я и ответил - ЕСТЬ.
В результате тихий, но солидный ЮРА в лагерь как я не ездил, а видимо, скрасил одиночество убитой горем моей молодой жены ИРИНЫ.
Три года ИРИНА стойко ждала меня из армии, но вот перед ЮРКОЙ не устояла, и осенью мы развелись, и она сразу же вышла замуж за более достойного, и естественно дальновидного СОПЕРНИКА.

Правильно подумали, пионерлагерь - это моя отговорка, просто ЮРКА действительно больше подходил ей по многим параметрам. Я не стремился становиться взрослым, я старался оттягивать эту неизбежность как можно дольше. Кстати, вся наша компания не очень стремилась взрослеть, а вот ИРИНА, как видно, не совсем такая, ей хотелось взрослеть, и ЮРКА - совершенно правильный её выбор в этом вопросе.
 
Но вот то, что я пережил тогда, что бы я не написал сейчас, не сможет отразить вам и сотой доли моих переживаний.
Самое удивительное, при всей невероятной обиде на ИРУ и на себя, я не чувствовал ни малейшего желания даже напиться, не говоря уже о чём-то более серьезном. Но именно в таком трезвом состоянии я что-то ощутил такое, причём чисто физическое, прямо под кожей почти внутри, вот хотел бы описать, но, наверное, не смогу.

Это что-то такое, когда тебя тошнит, болит, и в тоже время приятно сразу и одновременно. Вот иду я, а это произошло, когда я шёл от её родителей, и когда её мама МАРИЯ НИКОЛАЕВНА сказала мне, причём как-то жёстко, что ИРА ко мне не выйдет, даже на лестничную площадку, она не хочет обсуждать со мной.
Вроде мелочь, не хочет и не вышла, но именно в этот момент я почувствовал и понял, что ВСЁ.
Вышел я из подъезда, и ничего не вижу перед собой. Причём всё это накатывалось какими-то волнами, то нахлынет, то отпадёт.
Конечно, это чувство продолжалось недолго, может час, не больше, и возникло именно в этот момент, когда я окончательно осознал, что всё, ИРУ я потерял НАВСЕГДА.

Единственное, что четко помню, и что в этот момент грело душу, так это мысль, в конце концов, она жива, здорова и даже, может, счастлива в данную секунду. Правда то, что счастлива, я думаю, совсем не грело меня, а скорее, наоборот, это и создавало то незабываемое чувство ОБИДЫ и может даже чувство предательства, так мне казалось тогда.

Со временем я понял, хотя это и предательство по факту, но это не столько предательство, сколько это просто случившийся факт, и другого решения в этом факте просто НЕТ. Не поступи ИРА так тогда, может, сейчас я бы и не был счастлив, а я как раз счастлив, и не боюсь в этом признаться.

Ощутить что-то такое просто по желанию невозможно, но я умудрился ощутить такое практически дважды через двадцать лет.
НО это уже другая история и совсем другая жизнь.


Рецензии
вы описали в одном рассказе так много всего. и отца с отсидкой, и баню ,и Ирку) сразу и не знаю ,что вам на это сказать) многогранный рассказ получился. неоднозначный.
по поводу ориентаций я бы с вами поспорила. но то ,что худшая форма воспитания - запрет, согласна. банальный пример: кабы Высоцкого в свое время не запрещали, его бы,возможно, никто и не вспомнил. так же и с Солженицыным и Сахаровым. читала прозу Солженицына - не так ,чтобы по нему с ума сходить. пишут люди и талантливее. даже здесь ,на прозе. а Сахаров... сначала создал орудие для убийства ,а потом с ним боролся. а ,когда создавал ,не знал ,что создает и зачем оно надо?
словом, сказать об этом сочинении можно много. так же ,как много вы вложили в одно небольшое повествование

Карина Василь   24.04.2013 20:43     Заявить о нарушении
Мой ответ.

КАРИНА, я с вами уже перписывался, а вот эту вашу рецензию я пропустил, всего на 10 лет увидел позже положенного. Если честно, в моём возрасте это не больше года, но и это уже приличный срок.
В любом случае я вам благодарен за прочтение, но вполне возможно, что вы и не помните, о чём читали тогда.
Но если брать первую часть моего повествования, то там всё таки практически про реальную баню именно того времени. Конечно, в наше время многие просто ни разу в таких банях не мылись, и я думаю, что именно в этом и есть цель всего рассказа.
Во второй части я, конечно, пытался рассказать о своем личном переживании, и вот оно оказалось связанным с баней, но могло иметь любые другие причины. Про отца воспоминание вполне самостоятельное, и с баней связано косвенно, просто и он ходил в те же бани, и часто мы были вместе. Вот собственно и всё, что я могу сказать в своё оправдание.
Да вот ещё, прошло 10 лет, и многое поменялось просто по жизни сейчас.
Может и моя баня в чём-то стала другой?

С уважением, ЭДУАРД.

Эдуард Ратников   22.11.2023 16:50   Заявить о нарушении
За 10 лет меняется многое. Пусть и слегка.

Карина Василь   23.11.2023 08:47   Заявить о нарушении
Мой ответ КАРИНЕ.

Здравствуйте, КАРИНА.
Получается вы правы и не правы одновременно.
Безусловно, в моей БАНЕ мало что поменялось, так как речь шла о прошлом, а в прошлом вообще пока никто ничего менять не научился.
А вот за прошедшие 10 лет моего МОЛЧАНИЯ поменялось не то что много, а в чём-то даже КАРДИНАЛЬНО.

Мы теперь совершенно откровенно отрицаем все те завоевания ДЕМОКРАТИИ, которые были провозглашены в 1991 году.
Единственное, что мы пока не ОТВЕРГЛИ - это нажитый капитал, и то только у некоторых лиц, особо приближённых к власти.
Правда, если лично по мне, то я не большой сторонник делить всем поровну. Но в то же время я и противник РАЗДАВАТЬ тому, кто тебе нравится, а отбирать у того, у кого ты хочешь.
Ну и потом, я совершенно против решать любые вопросы военным путём.
Вот и получается, что за эти десять лет всё это мною перечисленное именно и произошло.
На мой взгляд - это не то что МНОГО, а просто кардинально много.
Но это, как говорится, «только одна сторона медали».
Остаётся открытым главный ВОПРОС.
А каков будет РЕЗУЛЬТАТ всех этих изменений, причём для ВСЕГО и ВСЕХ?
Для ВАС, для меня, для ОБЩЕСТВА, и в конце концов для СТРАНЫ.
Вот собственно говоря и ВСЁ.
Боюсь, что многие совершенно об этом не ЗАДУМЫВАЛИСЬ, а некоторые пребывают в эйфории НЕ своих воображений.
Вот такая картина моих ВООБРАЖЕНИЙ.
А какая у вас, КАРИНА?

С уважением, ЭДУАРД.

Эдуард Ратников   23.11.2023 12:32   Заявить о нарушении
О политике я не говорю принципиально. И говорить не собираюсь. Я писала о вашем сочинении. Если вы не можете говорить о нем без касания политики - давайте закончим разговор.

Карина Василь   24.11.2023 18:02   Заявить о нарушении
Мой ответ КАРИНЕ.

Если честно, то вы меня очень ОЗАДАЧИЛИ.
Говорить о самом написанном - это настолько правильно, что возразить НЕЧЕГО.
Кстати, почему надо возражать, если правильно?
Итак, «попытка не пытка», пробую.
Наверное вы правы, в рассказах более правильно иметь одну тему, тем более, если эту тему сам обозначил в своём названии.
Теперь насчёт запретов, и в этом вопросе я с вами полностью согласен, но в этом вопросе есть небольшое НО. Конечно, запретом можно вызвать ложный ажиотаж, но всё-таки в конечном результате постепенно разберутся и вряд-ли это останется, как говорится в ВЕКАХ.
ВЫСОЦКИЙ и СОЛЖЕНИЦЫН великие не красотой слога, главное и вечное у них - СМЫСЛ ими сказанного. У Солженицына прямым текстом, а у ВЫСОЦКОГО скорее в переносном смысле, но именно смысл - ГЛАВНОЕ.
Теперь насчё сексуальных отклонений.
Есть страны, в которых эти вопросы всегда были открытые и свободные для любых возрастов и полов.
Ну и что?
Все там прекрасно живут и ничего страшного не замечают, а в некоторых случаях даже гораздо ТОЛЕРАНТНЕЙ и благожелательней друг к другу, чем у нас. И потом, я действительно не представляю:
Как можно научить кого-то чему-то против его СУЩНОСТИ?
А вот насчёт САХАРОВА вопрос действительно неоднозначный, но в том то и дело, если бы он не был отцом ЯДЕРНОЙ бомбы, то тогда бы я ничем от него не отличался, и тогда бы он мог сколь угодно много писать в «ПРОЗА.РУ», и мало кто его не то что знал, но и читал.
А вот поскольку я как бы вышел на самого себя, то я вам, КАРИНА, даже при всей вашей нелюбви к политике, хочу предложить некую мою мысль, возникшую буквально сегодня.
В принципе она даже не совсем политическая, ну так, около, скорей социально человеческая. Одним словом, прочтите, там коротко и только об ОДНОМ.
http://proza.ru/2023/11/25/1060

С уважением, ЭДУАРД.

Эдуард Ратников   25.11.2023 16:56   Заявить о нарушении