Джон Брайн. Доктрина вменения греха и праведности

ДОКТРИНА ВМЕНЕНИЯ ГРЕХА ХРИСТУ
И ЕГО ПРАВЕДНОСТИ ЕГО НАРОДУ
Джон Брайн (1756)
http://www.5solas.org/media.php?id=562

Предварительная версия перевода

Ибо не знавшего греха сделал грехом за нас, чтобы мы могли в Нем сделаться праведными пред Богом
2 Кор.5.21

В силу нашего отступления от Бога и испорченности нашей природы, и вытекающей отсюда личной вины, которую мы получаем через завет, мы не можем, согласно Божию закону, быть допущены в общение с Творцом здесь и в будущем мире без удовлетворения за наше нарушение Его закона, передающееся нам через растление нашей природы, желаем мы того или нет. Именно поэтому столь важно учение апостола, изложенное в этом и предыдущих стихах, что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям согрешений их, и дал нам слово примирения, или Евангелие мира, проповедовать которое Христос поручил Своим апостолам и пастырям. Из указанного текста мы знаем, как это примирение было принесено и совершено. Я полагаю, что каждый разумный читатель может легко заметить, что оно состоит из трех различных частей; Христос не знал греха; Он был «сделан грехом» за нас; и мы обрели в Нем праведность Божью. Я буду рассматривать эти вещи в том порядке, в котором они упомянуты.
I. Христос не знал греха. Иногда грех относится к нашей природной испорченности. Таким образом следует понимать некоторые стихи Рим.7, где сказано, что грех приносит смерть и становится чрезвычайно грешным пред Богом  (Рим.7.13), или что уже не я делаю нечто, но живущий во мне грех (ст.17). Апостол имеет в виду одно и то же под грехом, злом, источником греха и плотью, а именно: это загрязненный источник, принцип или действие падения, из которого проистекают все наши беззакония. Опять же, грех определяется здесь как беззаконие; всякий, делающий грех, делает и беззаконие, и потому грех есть беззаконие (1 Иоан.4.4). Это определение греха включает всякое беззаконное дело. Христос не знал греха ни в смысле принципа, ни в смысле действия. Знание иногда означает одобрение: Господь знает путь праведных, и значит, Он одобряет его. В этом смысле благословенный Иисус не знал греха. Он несомненно и неизменно испытывал к нему отвращение. Он возлюбил правду и возненавидел беззаконие (Пс.45.7). Под знанием имеется в виду также опыт. Именно таким образом, как я думаю, мы должны понимать слова: «Ибо я знаю, что не живет во плоти моей доброе» (Рим.7.18). Апостол выражает в этих словах опыт, который изложен и далее. В этом смысле Иисус, будучи свят, также не знал греха. Он не имел в Себе ни малейшего опыта зла, ибо Он есть «Святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников» (Евр.7.26), «Агнец без пятна и порока» (1 Пет.1.19). Никакой нравственный порок или несовершенство не имели в Нем доли, и Его поведение было абсолютно совершенным. «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его».
Я хотел бы предложить рассмотреть три вещи, чтобы показать невозможность того, чтобы Христос знал грех в любом смысле, сейчас упомянутом.   
1.Он был чудесно зачат в утробе Девы. Он был рожден не естественным, но сверхъестественным образом, не принимая участия в нашем природном растлении, которое было невозможно для него, ибо Он был сверхъестественно зачат Святым Духом: «Святой Дух сойдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя, посему будет свят Тот, Кто родится от тебя» (Лк.1.35). Это совершенно новое творение, которого прежде не было и никогда больше не будет. В этом новом творении Семя жены, то есть Ребенок мужеского пола, зачатый сверхъестественным образом,  спасет мужа: Младенец родился нам, Сын дан нам. Это явно новое творение, и человеческая природа Господа нашего, произведенная непосредственно от Духа Божия, не могла иметь никакого пятна и порока. Святой Дух не мог сообщить данной Им Жизни чуждый ей характер.
2. Человеческая природа Христа была насыщена всеми дарами благодати Святого Духа, ибо Дух Господа Бога пребыл на Нем (Ис.61.1). И Отец не мерою дал Ему Духа. Дары и благодать Духа, добавленные к чистоте природы Христовой, делали для Него невозможным познать грех. Он имел все дары благодати Святого Духа в их предельной полноте и совершенстве, и поскольку они были добавлены к чистоте Его природы, никакое зло не могло найти в Нем себе места; как Святой Дух создал Его в чреве Девы, так Он неизменно хранил Его и постоянно присутствовал с Ним во всей полноте Его даров и милости.
3. Человеческая природа Христа существовала в Его Божественной Личности. Нашу индивидуально окачествованную природу, чудесно произведенную силой Святого Духа, Сын Божий взял в личностный союз с Самим Собой. Он принял ее таким особым образом, что она была в Его полном распоряжении и всегда направлялась Его Божественной волей. Человеческая и Божественная воля нашего Спасителя есть и вечно будут различны, но воля Его как Человека находится в абсолютном подчинении и во всех случаях действует под руководством Его Божественной воли. И, следовательно, невозможно, чтобы Он когда-либо познал грех. Нравственное зло никогда не может иметь места в природе, которая неизреченно объединена с Лицом Сына Божия.    
Эти вещи четко показывают ложь и мерзость социниан, которые нечестиво представляют себе, что Христос мог согрешить и, следовательно, что замысел нашего спасения через Него мог быть полностью разрушен. Нет ничего более ложного и бесчестного по отношению к Богу, что мог бы придумать развращенный разум. Мы говорим, что  воля даже святого сама по себе изменчива и, следовательно, может совершить недостойный или неблагоразумный поступок. Но, поскольку человеческая природа Христа наделена своими качествами от Святого Духа и исполнена от Него всех сверхъестественных даров и милостей, а также находится в союзе с Вечным Сыном Бога, то, следовательно, Его человеческая воля во всем действует под руководством Его Божественной воли; и абсолютно невозможно, чтобы Его человеческая воля когда-либо или в каком-либо отношении могла совершить нечто неблагоразумное или недостойное. Сверхъестественное происхождение нашего Господа в силе Святого Духа является ясным доказательством чистоты Его природы в Его рождении, и добавление Духом Его даров и милостей к Его святой природе, усвоенной Лицом Сына Божия, безусловно поднимает Его над возможностью любого греха и недостойного действия во веки веков.
Я хотел бы высказать по этому поводу еще два замечания, прежде чем двигаться дальше.
(1)  Адам не был главой Христа. Наш благословенный Господь не был его членом и не был включен в него, и не был представлен в нем в Своем деле. Адам был представителем всех его природных потомков, но он не представлял и никак не мог представлять Иисуса, Который свят. Первый человек не мог быть главой Второго Человека, Который есть Господь небесный. Было бы абсолютным несоответствием вообразить или представить, что Адам мог быть главой Того, Кто неизмеримо выше его во всех отношениях, и не только в дарах благодати, но и в близости Своего союза с Богом. Было исключено, что бы Он, единый с Богом как Его Вечный Сын, был бы членом Адама и мог быть представлен в нем. И, следовательно, наш Господь не имел никакой доли в виновности, которой подверглись все члены Адама, в силу того, что они его природные потомки. Первородный грех усваивается им в силу того, что Адам их представитель, и его вина также усваивается им. Это восприятие греха Адама не есть действие Божие, но оно происходит вследствие нашего отношения к Адаму как к главе человечества, почему его грех и возлагается на нас.
(2) Христос не был субъектом естественных последствий греха Адама в смысле моральной испорченности нашей природы. То, что произошло с Адамом, явилось естественным следствием его преступления. И то же самое происходит в нас, ибо через него как нашего представителя его действие и преступление стало нашим, хотя оно и не было совершено нами. В силу того, что закон греха по закону становится нашим, мы естественным образом разделяем и его следствия, то есть получаем от Адама его испорченность и становимся виновными вместе с ним. Это печальное следствие вытекает не из обвинения нас в его грехе, но в  силу единства с ним; его грех по закону становится нашим, ибо он совершил его, действуя как наш глава и представитель. Итак, Христос непричастен к первородному греху в силу того, что Он не имеет такого союза с Адамом, и вины как естественного следствия греха не могло быть в Нем, как это происходит с нами в силу того, что Адам наш глава, а мы его члены. Таким образом, Иисус, будучи свят, был отделен от грешников, и поэтому невозможно, чтобы Он участвовал вместе с ними в том, что является естественным следствием греха, а именно в моральной скверне и нечистоте. Итак, человеческая природа нашего благословенного Господа была, таким образом, неукоснительно сохранена от всякого рода морального зла как принципа и действия, в противном случае все наше спасение стало бы ненадежным и шатким. Ибо если бы Иисус был подвержен возможности скверны и беззакония, то весь замысел нашего спасения через Него мог быть разрушен к вечному поруганию всех совершенств Бога и на вечную погибель Церкви. Мысль, которая несомненно должна привести в ужас и трепет каждый благочестивый ум! Таким образом, Христос не знал и не мог знать греха, ибо Он не для того воплотился.
II. «Он сделал Его грехом за нас». Есть три вещи, которые необходимо учитывать в этом важном вопросе: кто сделал Его грехом, и зачем и для кого Христос «стал грехом».
1.  Это не было делом любой твари, ангела или человеком, но делом Бога Отца. «Просим вас от имени Христова: примиритесь с Богом… ибо Он сделал Его грехом за нас». Тот, от Чьего имени апостол увещевает коринфян примириться с Богом, был сделан грехом за нас. Было бы дерзкой и нечестивой наглостью со стороны твари считать, что Сын Божий должен был быть сделан грехом. Только Бог вправе решать от Его имени, и только Он мог отнести наш грех на Свой счет. Таково было устроение Его бесконечной мудрости и определение Его суверенной воли. Создавая план нашего примирения, Он пожелал не вменить наши грехи нам, и распорядился вменить их Христу, чтобы Его искуплением очистить нас. И таков был указ Господа, что Он возложил на Него или вменил Ему беззакония всех нас. Основу этого составил завет и согласие между Отцом и Христом, о котором ясно говорит в славном Божественном порядке вдохновенный автор Послания к Евреям: «Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.  Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, - которые приносятся по закону, - Ты не восхотел и не благоизволил ", потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.  По сей -то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа»  (10.5-10).
В этих словах мы видим, что воля Отца была такова, что Христос должен был стать Жертвой за грех, на что Он свободно и полностью согласился. Этот завет или договор был основанием, на котором Отец сделал Его грехом за нас. Он дивен, и в нем нет несправедливости. Божественный указ о вменении греха Христу есть акт абсолютного суверенитета и простого благоволения Божия, с тем чтобы слава Его совершенства была явлена в нашем прощении и спасении. Но придание Ему нашей вины по закону имеет в своей основе свободное и полное согласие Христа, ибо Он должен был понести ее в соответствии с волей Отца. Таким образом, Его ответственность за наши преступления согласуется со справедливостью, и тем самым Христос не нанес никакого ущерба закону. Суверенное постановление, вменяющее Ему наш грех, является самым ясным доказательством того, что только Бог  мог сделать Его грехом за нас. Ибо если бы было возможно для любого сотворенного разума изобрести такой метод искупления греха, ни одна тварь не могла бы получить право принять на себя и искупить его, но только невинный Иисус. Это дивное соглашение было устроено в бесконечной мудрости, ибо был необходим Божественный суверенитет, чтобы дозволить его. По закону, таким образом, сделать Христа Жертвою за грех для нас принадлежало Богу, и это не могло быть делом какой бы то ни было твари.
2. Теперь должен быть рассмотрен акт вменения Ему нашего греха, или как Он был сделан Жертвою за грех. Я хотел бы сделать это отрицательно и положительно.
(1) Отрицательно. Грех не был дан ему по своей сути, ибо это абсолютно невозможно. Это противоречило бы бесконечной чистоте Бога и было бы пагубно для Его замысла нашего спасения через Христа. Кроме того, как мы сказали раньше, чудесное зачатие Господа нашего и дар благодати Святого Духа, добавленный к чистоте Его жизни и человеческой природы, усвоенной Его Божественной личности, делает невозможным, чтобы любого рода моральный порок или греховная примесь когда-либо заняли в Нем свое место. По закону, таким образом, вменение Ему греха произошло без какого-либо внутреннего изменения в Нем. Его природа осталась при этом чистой и незапятнанной, и все Его действия соответствовали безгрешному совершенству Его природы. 
(2) Теперь я покажу в положительном смысле, как Христос стал грехом за нас. Он был сделан грехом таким же образом, каким мы стали праведностью Божьей в Нем, то есть через вменение. Блажен человек, которому Господь вменит праведность без дел. Именно в этой связи мы должны понимать вменение. Закон вменения, независимо от того, есть ли это вменение греха или праведности, не содержит никаких внутренних изменений в своей цели. Ибо он не является преходящим, но это внутренний акт Божественного разума, который не может производить каких-либо физических изменений в тех, по отношению к кому он совершается. И, следовательно, вменение греха Христу не было, да и не могло быть какой-либо действенной внутренней переменой в Нем. Несмотря  на вменение Ему в Божественном разуме нашей вины и беззаконий, Он в Себе остался невинным, чистым и непорочным. Одна эта вещь, должным образом понятая, позволит нам ответить на различные существенные возражения, которые выдвигаются против учения о вменении наших грехов Ему и часто остаются без какого-либо твердого ответа. Некоторые возражают, что если грех как таковой был вменен или приписан Христу, он должен был осквернить Его. Но это большая ошибка, ибо грех, таким образом вмененный, не оскверняет. Если бы было иначе, Воплощение тоже было бы невозможно для Бога, невозможно не только по отношению ко Христу, но и по отношению ко грешникам,  ибо бесконечная Чистота не может предпринять любое действие, которое сделало бы Божественную Личность морально нечистой. Если Воплощение в природу грешных и виновных существ не загрязняет Того, Кто есть сама Истина, то и вменение греха Иисусу, Который свят, не может осквернить Его, ибо вменение не есть придание. В последнем случае человек становится субъектом, которому совершается придание; но никто не станет субъектом греха, если он ему приписывается по закону вменения. И поэтому, если при придании грех обязательно осквернял бы, вменение никак не загрязняет Субъект, исполнивший закон. И, следовательно, вменение греха благословенному Иисусу не может осквернить Его святую природу.
Эта доктрина не содержит ложных и ошибочных идей ни относительно Отца, Который вменил грех Христу, ни относительно Христа, Которому был вменен грех; ни относительно Отца, ибо Он не считал наши беззакония, которые Он вменил Христу, Его деяниями, совершенными Им, но по-прежнему нашими делами, совершенными нами; так что Его решение в этом деле было совершено по истине и правде; ни относительно Христа здесь нет каких-либо ошибочных представлений, ибо вменение не предполагает, что Он имел какое-либо сознание совершения беззаконий, что были вменены Ему, или что под их тяжестью Он рассматривал их как деяния, которые совершил Сам. Итак, эта доктрина не содержит никаких ложных и опасных последствий для истины о Христе, Которому был вменен грех, совершенный нами. 
Кроме того, если бы вина не была изначально возложена Богом на Христа, Его страдания нельзя было бы считать ответственностью. Ибо казнь или кара совершается по обвинению в преступлении, а не через вменение вины, и наказание не может по справедливости быть передано невиновному, ибо это самая неправедная вещь – наказать невиновного вместо виновных. И следовательно, при таких условиях было бы невозможно для Бога вменять грех в вину невинному Иисусу, как и Он не мог нести наказания за него. И если Христос не понес по справедливости наказание, Его страдания не были и не могли быть удовлетворением закона и справедливости Бога за наши грехи, и мы напрасно надеялись бы на спасение через Его страдания и смерть. Поэтому доктрина вменения греха Христу является такой необходимой и важной.
(3) Он был сделан грехом за нас, а не за все человечество. Христос стал грехом только ради тех, кто был сделан в Нем праведными перед Богом. Поскольку не все люди становятся праведными пред Богом во Христе, Он не стал грехом для всех людей. Эти две вещи полностью взаимосвязаны. Те, кто остаются мертвыми во грехе и живут под властью мира сего, конечно, не могут сказать, что они сделаны праведными перед Богом во Христе, и нет никаких причин думать, что Он стал грехом за любого из них. Он понес вину ни за кого иного, как за тех, кому Он Глава и кто есть Его Тело, и для кого Он стал Поручителем. Это был фундамент, на котором грех был вменен Ему. И, таким образом, Ему были вменены грехи только тех людей, которые имеют связь с Ним в качестве Его членов. Они – Церковь, которую Он возлюбил и предал Себя за нее, чтобы Он мог представить ее Себе славною Церковью, без пятна и порока и чего-либо подобного (Еф.5.27). Именно за нее Он стал грехом.      
III. Чтобы мы стали в Нем праведными пред Богом. Здесь я рассмотрю следующие вещи: что есть праведность Бога; как мы сделались праведными пред Богом, и что значит стать праведными пред Богом во Христе.
1.Я хотел бы показать сначала, что это за праведность. Она состоит из двух отдельных аспектов.
(1) Чистота природы. Господь требует внутренней истины. Закон распространяется на ум. Все наше расположение и действия должны быть абсолютно святы. Вечное правило правды не допускает никакой внутренней нечистоты так же, как и внешних несвятых действий. Все тщетные фантазии, все беспорядочные мысли, все неправедные желания и все злые тенденции в привязанностях осуждены им. Праведность, таким образом, включает в себя святость сердца, и только та святость отвечает требованиям закона, которая является абсолютным и безгрешным совершенством.
(2) Послушание всем заповедям закона в делах – это второй аспект праведности. Она не допускает ни совершения любого действия, которое запрещено законом, ни каких-либо дефектов и несовершенств, посещающих те действия, которые он предписывает. Ибо если нет полного соответствия закону в сердце и жизни, и во всех актах внутренних и внешних, по отношению к материи и способу действия, Законодатель обязательно должен, если Он судит по истине, требовать совершенного послушания и ответственности перед правилом наших действий, и, следовательно, не имеющие такого послушания не будут оправданы в Его глазах. Святость Христа по природе и Его безгрешное послушание в жизни есть два одинаково важных аспекта праведности, которая требуется в рамках закона. И оба они одинаково необходимы для нашего статуса праведников в Нем, ибо Он есть Господь, наша Праведность.
2. Та праведность, которую мы получаем – это праведность Бога.
(1) Это может быть понято относительно Бога Отца. Эта праведность есть устроение Его бесконечной мудрости. Насколько виновен человек перед Богом, не сможет определить ни один тварный ум. Нет, только Сам Бог мог решить, как все должно быть. И это дело Его суверенной доброй воли и благоволения. Христос принимает нас так, что мы становимся Его членами; Его подчинение завету относится к нам, будучи следствием любви Бога к нам и результатом Его милостивого указа, касающегося нас. Кроме того, Отец принимает Его праведность ради нас и милостиво вменяет ее нам. И таким образом, эта праведность есть Его дар. Поэтому Он Сам назван Даром праведности.
(2) Христос, Которому принадлежит праведность, есть реальный Образ Божий. Он Бог крепкий (Ис.9.6), над всем Бог благословенный вовеки (Рим.9.5). Будучи Божественной природы, Он не почитал хищением быть равным Богу (Фил.2.6). Он – Господь, Праведность наша. Поэтому Его праведность есть праведность Богочеловека, а не просто Божия праведность. Человеческая природа Христа является непосредственным субъектом ее. Это святость и послушание природы по закону, под которым Он как Человек был создан. Его человеческая природа существует в Его Божественной Личности, и эта Его праведность есть праведность Бога, как и Кровь Его есть Кровь Бога. Достоинство Его Личности является основанием и мерой достоинства и ценности обоих природ; Его Личность бесконечна в Своем достоинстве, и это придает бесконечную ценность и смысл Его послушанию. И, следовательно, Он надлежащим образом заслужил всю благодать и славу, которые и будут сообщены избранным Божиим, даже в вечности. Через Его праведность благодать царствует к вечной жизни. Это праведность Посредника, но не просто посредническая праведность, поскольку она состоит из полного и добросовестного исполнения всей  воли Бога всеми возможностями Посредника, которые гораздо больше, чем требования завета дел от нас. Это совершенная святость и безгрешная покорность, которых требует от нас завет благодати. Таким образом, очевидно, что хотя праведность дел входит в праведность Посредника, она еще не вся праведность Посредника. Эти вещи проясняют доктрину вменения праведности Христа нам и позволяют ответить на несколько возражений, выдвигаемых против нее.
3.Закон требует от нас правды, которая должна быть рассмотрена отдельно. По сути это праведность не наделенная, но вмененная. Блажен человек, которому Господь вменит праведность без дел (Рим.4.5). Это не вливание праведности Христа в нас, потому что это невозможно. Мы не становимся вполне как Он. Как Он не стал греховным, будучи сделан грехом за нас, так мы не обретаем присущей нам праведности, будучи сделаны в Нем праведными от Бога. Как грех не свойствен Христу, так праведность, которую мы получаем, не присуща нам. Грехи субъективно наши, а не Христовы; Его праведность субъективно Его, а не наша. Вменение греха Ему осуществилось без внутреннего изменения в Нем; вменение Его правды нам не производит внутренних изменений в нас. Характер совершаемого вменения позволит нам увидеть это вполне ясно. Вменение, будь то греха или праведности – это внутренний акт Божественного разума и, следовательно, оно не может само по себе произвести какие-либо сущностные изменения в субъекте, на который оно направлено. Как Христос не стал греховным через вменение наших грехов Ему, так мы не становимся святыми или внутренне праведными через вменение Его правды нам. Ибо как вменение греха не оскверняет Его, так вменение праведности не освящает нас. Причина тому ясна: вменение – это не придание того, что вменяется, будь то грех или праведность, но это приписывание или учет, и рассмотрение в определенном качестве. Предмет закона поэтому по своей сути остается тем же, что прежде, несмотря на то, что его статус по закону изменился, ибо это не временный, но внутренний Божественный акт, который не может произвести физические изменения в его объекте. Конечно, верно то, что Бог придает нам праведность Христа; Он совершает это в освящении, но не таким же образом. Он придает Свою праведность нам, воплощая Его правду в нашем человеке, и Он совершает это через освящение и действие средств благодати на наши души. Таким образом благодать, которая передается от Него в наши сердца, субъективно становится нашей, хотя Его праведность, которая вменяется нам, не становится  нашей таким же образом. Она по-прежнему в Нем как в ее Субъекте, а не в нас. И Божественное вменение этой праведности не означает для нас, что Бог передает нам Свою личностную праведность или придает ее нам, но Он добровольно утверждает, что Он оценивает нас, как действительно имеющих праведность Христа и получивших ее; тем не менее праведность  Самого Христа для Бога существует субъективно, ибо она действительно такова. В отношении же нас Он считает ее лишь даром по благодатному вменению. И, следовательно, эта доктрина не содержит в себе ничего абсурдного и никаких ложных и ошибочных концепций о Боге, о Христе и о нас.
4.Во Христе мы сделались праведными перед Богом.   
(1) Мы во Христе; это значит, что между нами и Ним существует союз. Избрание делает нас Его людьми, потому что мы избраны в Нем. Этим милостивым указом Бог пожелал, чтобы Христос был Главой Церкви, и назначил Церковь быть Его Телом; этот акт Божией воли составляет реальный и подлинный союз между Христом и Церковью. В этом вечном завете, заключенном Им, Христос рассматривается как Глава Церкви и всех избранных; завет благодати заключен со Христом как Главой и с Его избранными как семенем. И, следовательно, все благословения, обещанные им, даны им по завету. Мы были благословлены всеми духовными благословениями на небесах во Христе (Еф.1.3). И по той благодати, в соответствии с которой мы спасены, мы призваны святым призванием, данным нам во Христе, до начала мира (2 Тим.1.9). Это обязательно предполагает реальный жизненный союз между Христом как Главой и нами как Его членами.
(2) Этот союз или, как еще говорят, источник завета является основой вменения нашей вины Христу и Его праведности нам. Поскольку мы мистически едины с Ним, наш грех вменяется Ему, и также по этой причине Его праведность возлагается на нас. Поскольку мы по завету находились в первом Адаме как нашем главе, его акт неповиновения был вменен нам; и поскольку мы по завету пребываем во Втором Адаме как нашем Главе, Его послушание вменяется нам. И как мы были в Адаме до вменения его преступления нам, так мы были во Христе до вменения Его праведности нам. Я плачу и сокрушаюсь, что некоторые из нас, по-видимому, полагают (хотя я не думаю, что они столь неразумны), что вменение праведности Христа нам до реального союза с Ним есть большая ошибка. Они рассуждают так, чтобы избежать противоречия нашей греховности с тем, что наш союз со Христом имеет место от вечности. Но истина в том, что отказ от этого вечного союза-завета между Христом и Его людьми не оставляет никаких оснований ни для вменения греха Его людей Ему, ни для вменения Его праведности им.   Божественный указ вменить наши грехи Христу и Его праведность нам – это не просто акт Его суверенитета, но акт передачи нашей вины Ему и облечения  нас в Его праведность, основанием которого может быть только то, что Бог в Своей бесконечной мудрости установил мистический союз между Христом и нами, в результате чего стало правильным и последовательным, что Он должен был понести нашу вину, а Его послушание должно было считаться возложенным на нас. Таким образом закон вменения никаким образом не должен рассматриваться только как суверенный, но как праведный и справедливый. И, следовательно, должен существовать реальный союз между нами и Христом до вменения нашего греха Ему и облечения нас Его праведностью.
Три наблюдения должны закончить наше рассуждение.
Вопрос 1. Мы должны  преклониться перед мудростью, чистотой, суверенитетом и благостью Божией, которые явлены здесь. Как явлена Божия мудрость в этих вещах! Это премудрость Божия, тайная, Его сокровенная мудрость, тайна, сокрытая  в Боге. Ни один тварный ум не может быть столь глубок, чтобы постичь, как наша вина может быть полностью искуплена для нас; как исполняется таким образом праведный закон и все Божественные совершенства сияют как ярчайший  светильник в нашем конкретном и полном спасении. Здесь взаимосвязаны две природы и Личность Христа, передача Ему нашей вины, Его подчинение завету дел, Его послушание закону и бесконечная заслуга этого послушания, вытекающая из бесконечного достоинства Его Личности, и лишь это почва, на которой  Его послушание становится нашим и, следовательно, возлагается на нас. Конечно, мы не можем не воскликнуть здесь, как апостол: о, бездна богатства, премудрости и ведения Божия! Как непостижимы суды Его, и неисследимы пути Его!
Также здесь несомненно видна чистота Божия. Грех не извиняется Им, Он не оказывает какого-либо попустительства нашим моральным несовершенствам и недостаткам на пути нашего прощения и спасения. Ни один человек не оправдан без праведности, вполне соизмеримой с обширными требованиями закона. И все духовные благословения доводятся до нас таким образом, который почетен для Божией справедливости и похвален для славы благодати Божией. Бесконечная святость Бога не имеет и ни в чем не может иметь столь великой славы, как в принятии Христа Жертвою за наш грех и во вменении праведности Бога нам.   
Кроме того, во всем этом наиболее ясно проявляется Божественный суверенитет. Сверхъестественное зачатие Христа как Человека, чтобы Он не мог иметь никакой заразы зла, было суверенной волей Бога. Усвоение Его человеческой природы Его Божественной Личности – тоже Его суверенный указ. Это один из самых высоких актов суверенитета Божия, когда-либо имевших место. Указ, согласно которому Святой Дух во всех Его сверхъестественных дарах и благодати должен войти в человеческую природу Христа, также суверенен. Определение того, чтобы Его природа, что столь достойна и превознесена над состоянием всей твари в силу ее несказанного союза с Вечным Сыном Божьим, понесла наш грех и исполнила завет дел от нашего имени, имело место целиком благодаря суверенной воле Бога. Также Божественный суверенитет закрепил за Ним лиц, чью вину Он должен был понести и ради кого подчиниться закону. Ничто не может быть более очевидным, ибо все это следствия Божия абсолютного благоволения.  И следовательно, Бог был свободен решать, чей грех Он вменит Христу и кого Он сделает праведными. Это акты Его благоволения, так как никто не праве требовать от Него чего бы то ни было, и, следовательно, Бог вполне свободен определять по Своей суверенной воле, чью вину понесет Христос и кто будет праведен в Нем. Таким образом, Божественный суверенитет является основой этих вещей, они полностью покоятся на нем и Он полностью решает о них.
Чем дальше мы идем, тем больше светит славная благодать Божия в этих вещах. Бесконечная любовь к людям явлена в изъятии нашей вины у нас и передаче ее Христу, чтобы Он пострадал в наказание за наши грехи и пороки и мы могли быть прощены и спасены. Искупление, которое у нас есть в Нем, есть прощение грехов по богатству благодати Его. И указ, чтобы Он отнес наш завет дел к Себе и исполнил его для нас, чтобы мы могли быть праведными и оправдаться в глазах Бога, и стать наследниками надежды на вечную жизнь, есть удивительная цель Его доброты и милосердия.
Вопрос 2. Эти важные истины являются наиболее твердой почвой нашего утешения. Воля Бога такова, что наследники обетования могут бежать в убежище, чтобы схватиться за  надежду, предстоящую им, и иметь такое утешение. То, что грех и его вина изымаются от нас и вменяются Христу, и искупаются Им  - самый прочный фундамент духовного мира и радости. Мы хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого получили ныне примирение (Рим.5.10). Позвольте мне сказать, не имея в виду ничего дурного: подлинные святые не должны бояться вины. Я не говорю: не бойтесь совершить грех, нет, не дай Бог – этого мы должны бояться больше всего! Но не бойтесь греха в его вине. Бывает страшное чувство, когда наша вина кажется нам столь большой, что мы уже не смеем надеяться на прощение, но лишь чувствуем гнусность своей природы и еще больше обостряем свою вину. Но для этого нет причин. Христос покончил с нашим беззаконием и положил ему конец, так же как и вине. И следовательно, у нас нет причин для такого страха вины, если ради нас Христос принес в жертву Себя Самого. Мы должны непрестанно бояться греха, любви к нему и его власти, потому что он безусловно может погубить навеки. Но ужас, вызванный чувством вины за грех, в тех, кто освобожден от его господства и власти, не обоснован, ибо их грех полностью искуплен страданиями и смертью Сына Божия, Который был сделан за нас грехом. Опять же, то, что верующие были сделаны праведными пред Богом во Христе – это подлинная основа нашей победы. И я могу сказать со святым ликованием: кто обвинит избранных Божиих, если Бог оправдывает их? Кто осудит их, если за них Христос умер и воскрес (Рим.8.34-35)? Его Воскресение является полным доказательством их оправдания. Ибо Он был предан за преступления их и воскрес для их оправдания. Праведность, которая дана им, вечна, и их вечное спасение неразрывно связано с Ним. Их радость в самом глубоком смысле превосходит их вину, несовершенство и недостоинство, и так и должно быть. «Буду радоваться в Господе, и душа моя возрадуется в Боге моем, ибо Он облек меня в ризы спасения и покрыл меня одеждой праведности» (Ис.61.10).            
Вопрос 3. Как это учение согласно с благочестием? Будет очень грубой ошибкой представлять себе так, что эти принципы рассчитаны на поощрение халатности, лени и зла. Наоборот, они рассчитаны на поощрение отвращения ко греху и сердечного опытного переживания праведности и истинной святости. Что может быть более сильным мотивом оставить грех, чем мысль, что Христос понес его на Себе, и Его страдания были наказанием за наши пороки? Именно здесь Божественный гнев на наши преступления явил себя в наибольшей степени. И если Христос стал для нас Праведностью, то это не снимает с нас обязанности послушания, но это самый мощный стимул к нему – благодарность за столь великое благо. То, что наша поврежденная природа может злоупотреблять этой и другими евангельскими истинами, здесь не принципиально. Точно так же она может злоупотреблять и законом. Но закон не виновен, виновны грешники. И тот же принцип зла может злоупотреблять Евангелием и превращать учение благодати Божией в повод к распутству; но Евангелие не таково, и не надо возлагать на него вину за то, в чем виноваты люди. Наш взгляд на характер и основания этой доктрины ни в коем случае не сформирован таким ее использованием, к которому склонен развращенный ум. Если мы пойдем по этому пути, мы должны будем отвергнуть как недостойные все истины и закона, и Евангелия. Ибо нет ничего, что плоть, живущая в нас, не смогла бы извратить и чем не смогла бы злоупотребить к удовлетворению своих низменных желаний. Но если мы реально знаем природу этих драгоценнейших истин и поступаем в соответствии с их подлинным влиянием, мы должны будем отвергнуть всякое нечестие и мирские вожделения, чтобы жить целомудренно, праведно и благочестиво в нынешнем веке. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn   


Рецензии