Ницше о любви1

     Ницше в сборнике афоризмов "Злая мудрость" писал: "Немного раздражения вначале и вслед за этим большая любовь? Так от трения спички происходит взрыв". Что такое любовь? Это отсутствие равнодушия. Но в отсутствие равнодушия может существовать и ненависть. Раздражение выводит из равнодушия, в результате чего возникает любовь или ненависть. Скорее даже ненависть, т.к. раздражение - эмоция со знаком "минус". Предтечей же любви может быть симпатия. Так что этот афоризм неточен.
      * * *
       В книге "Веселая наука" Ницше пишет: "Любовь мужчины продолжается за счёт его более утончённой и более подозрительной жажды обладания... Ему трудно смириться с мыслью, что женщине нечего больше ему "отдать"". В этой связи можно вспомнить известную мысль А.Франса, который говорил, что самое малое, что женщина может отдать - это свое тело. Помимо тела у нее есть еще что-то, а именно ее душа, которая гораздо ценнее и которую можно познавать всю жизнь. По-видимому, Ницше этого не понимал, когда создавал свой афоризм. Ницше не понимал, за счет чего любовь мужчины продолжается, поэтому он и назвал жажду обладания подозрительной. Хотя в это трудно поверить, чтобы такой мыслитель как Ницше действительно так думал. Для него было характерным изменение со временем своих взглядов, как было с его отношением к христианству. Единственно, с чем можно согласиться в этом афоризме, так это с тем, что жажда обладания становится все более утонченной.
      * * *
       Ницше в книге "Смешанные мнения и изречения" пишет: "Что такое любовь, как не понимание и не наслаждение тем, что человек иным и противоположным способом, чем мы, живет, действует и чувствует? Чтобы любовь радостно соединяла эти противоположности, она не должна их уничтожать или отрицать. - Даже в себялюбии заключается эта несмешиваемая двойственность (если не множественность) в одной и той же личности, как предположение".
 
      Если бы мы повстречали человека, являющегося полной копией нас (теоретически, т.к. на самом деле такого не может произойти), то мы не могли бы его полюбить, т.к. мы любим другого именно из-за его несхожести с нами. Но эта несхожесть не должна затрагивать что-то основополагающее, являющееся фундаментом человеческого "я".

      Недальновидные супруги, соединившись, всю жизнь стараются переделать свою половину сообразно своим понятиям и взглядам, не понимая, что любовь возникла именно из-за их несхожести, неидентичности. Об этом писал также Андре Моруа в "Письмах к незнакомке": "Не старайтесь переделать своего мужа. Кроме несчастий это ни к чему не приведет".

      Все мы помним строки Пушкина из "Евгения Онегина":
      "Любите самого себя,
      Достопочтенный мой читатель!
      Предмет достойный: ничего
      Любезней, верно, нет его".

      Но к этим строкам можно относиться лишь как к остроумной шутке. Даже в себялюбии какая-то частица нас любит другую частицу именно из-за того, что она другая, не похожая на первую.
      * * *
       В этой же книге Ницше продолжает: "Каждая сильная любовь сопровождается жестокой мыслью убить предмет любви, чтобы раз навсегда не быть игрушкой его измены, потому что любовь боится измены больше, чем смерти". Но мы боимся измены, когда считаем предмет любви своей собственностью. Следовательно, по Ницше необходимо допустить, что каждая сильная любовь включает в себя претензии на собственность предмета любви, ревность и эгоизм. Но может ли сильная любовь быть альтруистической любовью? Или это несбыточный идеал?


Рецензии