Узелки в волосах

               
                или накосные украшения женщин  центральной  Азии
 Традиционно у узбекских  и таджикских  девушек, женщин среди головных украшений известны  украшения для волос или накосные, так как обычно волосы заплетались  в определённое число косичек, соединяющихся лентой с подвесками и узелками.


С  возрастом или в особых случаях  к обычным шёлковым или шерстяным нитям, а также в зависимости от социального и географического положения  добавлялись дополнительные  аксессуары из металла.


Накосные украшения « разделялись»  также как и другие ювелирные изделия или вышивка на региональные -   северные и южные, восточные и западные  и не были похожи друг на друга.

Например, накосная шапочка «кийгич» у байсунских женщин с вышивкой из шёлка и хлопка, где в орнаменте был узор «тамги»/тавро/  можно было определить родоплеменную принадлежность хозяйки убора  /см. Б.Нодир,  Традиционная одежда Байсунского Района, ж, Санъат/


Декорирование кос  или  волос  было, прежде всего, защитой, так как в волосах согласно научным исследованиям, содержится вся информация ДНА. Накосные украшения достаточно гармонично вписывались в ансамбль головных  украшений, стилистически, формами, материалами и  цветом.
 

Интересно отметить, что изображение накосных подвесок  в Центральной Азии находим и в настенных росписях 6-7 вв. в Афросиабе, также как и другие виды украшений, в данном случае женщина запечатлена со спины, с длинными волосами с подвесками на концах.


Работая над коллекцией ювелирных изделий Этнографического музея Таджикистана, мне не довелось описать и  поработать с  собранием  накосных украшений, из-за начала гражданской войны.
 

Был написан небольшой  материал, / к сожалению, утерянный /, о параллелях    Центральназиатских  накосных украшений и узелкового письма, в  связи с публикацией   о последнем в одном из журналов. 


Среди небольшого числа описаний подобного вида украшений этнографическое исследование  Л.Чвырь.


Вот как описывает известный этнограф   /Таджикские ювелирные украшения. М.1977, с.21-22 / накосные украшения таджиков. 
 Прежде всего, это самый популярный вид украшений  у таджичек.
1.и далее: украшения из чёрных шёлковых  или хлопчатобумажных шнуров с длинными кистями на концах «пупак» /кисточка - тадж/;

 концы шнуров могут быть продеты сквозь фигурные штампованные или ажурные медальоны или бусины, нередко украшенные чернью, гравировкой, вставками бирюзы  или сделанные в технике «мастика-фольга» /»нукраи пупак» - “серебряная кисточка», «чачпупак», «пупаки тилло” - “ золотая кисточка»/.

 Носили такие шнуры, прикрепляя у основания к косам или к поперечной полоске материи, которую прикалывали к платью на спине, под косами. 
Подобный вид был характерен, по словам этнографа для всех северных регионов Таджикистана и осёдлым узбекам.

2.«Туф» из второй группы украшения кос состоял из нескольких шнуров, сверху пришитых к тесёмке, которую прикрепляли к множеству тонких косичек.

 Концы шнуров  завершались подвесками из одного-трёх ярусов серебряных позолоченных конусовидных трубочек или куполков  с шариками из канители.Простые типы подобного вида, завершали только шариками из мишуры.


Более богатые «туф»  включали жемчужины, кораллы, шарики получали серебряные четырёхлепестковые венчики, составленные из дисковидных спиралей. Географически подобное украшение можно было встретить в районе «Бухары и некоторых соседних крупных городов и селений»
(вторая половина 19 века,Бухара, серебро,коралл,мишура. Босма, зернь /
 
3.«Заркокуль» или «золотой локон»- «украшение из старинных монет царского чекана /наверху – три крупных и ниже два ряда более мелких монет/ так украшали волосы в Ура-Тюбе, Ашта как таджикские, так и узбекские женщины.

4.«Найча” - “флейточка” - серебряная полая трубочка, через которую продевался локон - «зульф», специально подстриженный пучок волос на висках, что символизировало замужество, замужнюю женщину.


 Гладкая, с небольшим числом вставок «бирюзы», трубочка обычно 10-12 см. диаметр 1-1.5 см. Чаще всего встречалось в таджикско-узбекской городской среде Самарканда, Ура-Тюбе, Ходжента, Ташкента, то есть в северных регионах Таджикистана. 



5. Другая группа »Чолбанд», »чура», »джамоляк»- «искусственные» косы, «кокуль»-косичка- украшения в форме кистей из разноцветных шёлковых шнуров, иногда сплошь обшитых разноцветным бисером. По словам этнографа ,величина кистей и интенсивность окраски варьировалась.


Крайне редко добавлялись небольшие металлические детали «шабака» -решётка, термин употреблялся в резьбе по дереву ,по камню. «Чолбанд»  обычно вплетали прямо в концы кос.
Подобные украшения волос бытовали у южных таджиков и соседних узбеков /Л.Чвырь/


6. Накосное украшение «ситора»- звезда - узкая /2-3 см/ полоска материи  с нашитыми на неё штампованными металлическими бляшками. Лента крепилась так, чтобы не было видно волос.
Бляшки «ситора» могли иногда заменять белыми перламутровыми пуговицами «садаф» - перламутр. Такие украшения характерны для районов  Каратегина и Куляба.



7.В Верхнем Зеравшане в качестве привесок к косам использовали орнаментированные камешки
«хайдари»
8. Любопытно отметить, что  у горных таджиков/ дарвазцы/ украшали волосы, вплетая искусственные косы из черной или даже красной шерсти «чура», «пучабанд», «кокунд»
Итак, автор работы «Таджикские ювелирные украшения» выделяет 8 типов и разновидностей накосных украшений.


«Чолбанд»   также встречается и среди комплекса женских украшений Нурека. «Кокуль» в наборе Гармских украшений. 
Довольно часто накосные и височные украшения сделаны в одном стиле.


 Иногда накосные  украшения становились височными с небольшими изменениями.
Как известно украшения выполняли роль оберегов, и употребляемые изображения наделялись сакральной силой, в том числе и некоторые деревья, их плоды и семена, зёрна.


Например, шиповник, боярышник, гранат, джида, шелковица. Запахи растений по мнению носящих отгоняли злых духов. Почти все из перечисленных растений, деревьев  применялись и применяются  в народной медицине .


Семена ячменя  связаны  с идеей плодородия. Именно такого рода серебряные подвески в виде зерен и семян встречаются на накосных подвесках  Ура-тюбе в северном Таджикистане.


Это было украшение волос замужней женщины, волосы которой уже заплетались в две косы из 40 косичек девушки.


Киргизские накосные подвески близки к таджикским и узбекским. Не только по общему виду и техникам, но даже и по названиям «чолпу», «чач – папик»


Исследователь узбекских ювелирных украшений Д.Фахретдинова  в работе »Ювелирное искусство Узбекистана»/ Ташкент,1988/ отмечает следующие особенности и параллели с накосными украшениями других среднеазиатских народов. 


«Соч-попук»-кисточка волос, «соч-бог» пучок волос , 2-4 длинных , иногда до колен ,толстых чёрных шнура из хлопчатобумажных, шёлковых или  шёлковых нитей, прикреплялись к косам. Внизу, шнуры пропускали через крупные серебряные пронизки , с подвесками из листиков и зёрен.


«Пронизки  располагались ярусами и имели разнообразную форму и декор. Наиболее часто они представляли увенчанный куполком с трубочкой и расширяющийся  книзу цилиндр или усечённый конус, завершающийся у основания четырьмя лопастями, из под которых свешивалась пышная кисть.

По краю куполка проходила полоса из глазков бирюзы или эмали. Форма таких подвесок  происходила от литых конических колокольчиков с такими же лопастями .И очевидно от трубочек, в которые в прошлом вкладывали волосы.


Они сочетались с сферическими ,овальными и другими пронизками в виде бутона или листка ,орнаментированными тисненым ,гравированным или чернённым растительными узорами. Часто серебряные пронизки чередовали с «узлами счастья»,завязанными из мишуры./Д.Фахретдинова, с.128/


Здесь же автор упоминает  о сходстве накосных украшений узбеков и киргизов «говоря о «соч-пупок»,которые ювелиры делали для киргизов, подобные формы называют «балык ооз» -«рот рыбы», «балык ооз» -«рот лягушки»./Д. Ф. с. 129/





Подобные названия и формы позволяют понять семантику и символику украшений. Рыба и лягушка довольно популярные образы в ювелирном искусстве и в частности в украшениях для женщин и прежде всего потому, что эти образы воплощали в себе идею плодородия, своего рода пожелание большого потомства.


 Образ лягушки был популярен среди амулетов плодородия  в 7-8 вв. Центральной Азии и Арабского мира в целом, самое раннее изображение относится к эпохе бронзы/см. находки Сапаллитепа  И.Ахраров, Темиргалиев  Г. «Клад серебряных украшений из Сиджака» Советская Этнография,1966 № 3/
Одновременно, лягушка воспринималась  и как символ дождя.


Её считают лунным» животным», связанным с женским символом Инь китайской философии. В Японии, например, символ лягушки это своеобразное пожелание удачи. По индийской мифологии, на огромной лягушке держится мир.


 И, конечно же, это символ – Мать Земля. В Месопотамии  же лягушка была, прежде всего, символом плодородия.  В Египте богиня с головой лягушки помогала при родах, олицетворяла долгую жизнь и бессмертие, а также считалась символом благополучия, изобилия. Лягушка была  и  символом воскресения.



Рыба –  символ плодородия, олицетворение внутреннего «материнского «начала. Это также символ воды, а значит жизни. В турецком языке одноглазая рыба – символ мужского органа.


В древнеиндийской мифологии прародитель человечества Ману, представлен в образе рыбы. В Древнем Китае - рыба была символом счастья и изобилия.
Итак, подобные образы «раскрывают семантику и то магическое – заклинательное значение, которое вкладывалось в украшение».


Различные варианты «соч-пупак» включали трубочки «найча” - флейточки /чаще всего встречалось в таджикско-узбекской городской среде Самарканда, Ура-Тюбе/, маленькие ажурные амулеты «тумор», удлинённо – конической формы подвески, бубенчики, “ куполки-ворворки», ажурно-филигранные шарики,  монеты.


Данный вид украшения близок к изображениям в настенных росписях Афросиаба /7-8 вв./ 


«Юмалок» - клубок, представлял более простой вид накосного украшения, состоявшего из  цепочек, кораллов, шариков и кистей, сделанных из разноцветных нитей, тесёмок с узелками на концах, среди которых иногда включали металлические бусины.


Бытовали  накосные подвески из золотых монет «зар-кокил»- золотой локон /так украшали волосы в Ура-Тюбе, Ашта как таджикские, так и узбекские женщины/ и  из серебряных  монет «чулпи», возможно от «чулпон»- утренняя звезда Венера.


 Монеты скрепляли с помощью  припаянных петелек и колечек и прикрепляли к тесьме, которую вплетали в косы. Предпочитали крупные и весомые монеты – русский рубль   и иранскую монету с изображением льва с поднятой лапой с мечом и лучезарным солнцем в обрамлении пышного венка  - герба Каджаров.  Такие же монеты встречаются и в других украшениях.


В Хорезме украшения с монетами называли «ланка», или «лянга», как и кусочек овчины, прикреплённый к монете и служивший амулетом. /Д.Фахретдинова/


Всё это были не просто украшения, а своего рода некий текст, переданный посредством  цвета и узелков.


Узелковое письмо это  разновидность письменности,  где нити или шнуры использовались  в качестве носителя информации, кодирование её через узлы и цвет нитей.

Официально употреблялось в империи инков, по легендам в Китае.
На наш взгляд, центральноазиатские украшения волос, с их узелками фактически передавали определённую информацию рода.

Со временем  значение цвета и узелков были забыты и просто копировались, также как и в случае с ювелирными украшениями, когда внутренняя символика была  утрачена  и мастера лишь следовали канонам их предшественников.


Рецензии