Аниме как преодоление американской бесполой контрк
смотрю японские аниме. Безусловно, я смотрю фильмы с исследовательскими целями, отсюда и мои несколько необычные предпочтения. Так, последнюю неделю я искал фильмы, где создается образ иностранца в Японии; аниме, отражающие классовые противоречия; "контркультурные" сериалы.
Прим. Классовые противоречия в Японии, судя по всему, очень волнуют
русскую аудиторию. Можно ли сказать, что здесь мы видим какую-то
"схожесть", подобие русского образа жизни и японского "стиля"? Думаю, да.
Из просмотренных любопытен несколько необычный сериал "Семь обличий Ямато". Здесь на зрителя психологически давят очень сильно, и давят не только "мажорством", но и "плейбойством". Но лидером психологического прессинга можно считать сериал "Все
оттенки синевы" - здесь почти не наблюдается характерная анимешная контркультура, но сословность представлена достаточно хорошо. Впрочем, в данном случае идет противопоставление "старое-новое". Аристократия рисуется как склонная к насилию, консерватизму, без образования, но благородная и изящная.
Еще более выпуклая (однако неудачная и смешная) попытка "преодоления"
противоречий между "верхами" и "низами" видна в сериале "Любимчик
принцесс". Сценаристы страдают слабоумием, но смотрится мило. Особенно впечатляет аристократическое чтение проповедей "террористам". Также сериал этого типа: "Спецкласс А". Сюжет построен без изысков, по традиционной схеме.
Япония сегодня переживает период "подражания Западу". Поэтому
образ иностранца в аниме почти карикатурный и напоминает наше
российское перестроечное представление о "хороших и богатых
европейцах". Так, типичными (по мнению японских сценаристов) чертами
иностранца следует считать: склонность к выпивке; большую грудь
(внушительная женская грудь - фетиш в аниме); светлые волосы;
сексуальную свободу - вроде того, что девочки-иностранки при встречах
щупают груди застенчивых и краснеющих японских девушек; развитые
аналитические способности, образованность; склонность к путешествиям
без цели.
Разумеется, это положительные черты. Отрицательные герои-иностранцы
возникают стихийно и случайно (например, американцы как наемные киллеры).
Русские зачастую показываются в аниме как некие персонажи, обладающие мистической силой, дарованной русским фундаментальной наукой (я не шучу).
Действительно, аниме кажется японским переосмыслением европейской культуры. Может быть, американское влияние на Японию менее ощущается, нежели, скажем, французское и особенно немецкое. Хотя "английское" очень рельефно в аниме.
Здесь надо будет почитать нашего акад. Конрада, он много писал о
подобных феноменах.
В аниме заметен отказ от традиционной для
американской контркультуры зацикленности на "мужском", попытка
изобразить женской мир (в самом деле, образ женщины в контркультуре
слабоват). А включение в кино антисословных сюжетов с вполне "демократическим" подтекстом, где рабочий человек занимает центральное место, напоминает советское молодежное кино пятидесятых и шестидесятых-семидесятых (более поздние фильмы уже вовсю ощутимо
визуально проповедовали сословное неравенство - вспомните "Гостью из
будущего" с "блатными бабушками", учеными родителями и пр. сословными советскими штучками; или даже "Через тернии к звездам" - те же тенденции).
На аниме очень сильно влияние хорошо мне знакомых контркультурных
сюжетов. Также очевидно, что аниме ориентируется не только на
андеграунд шестидесятых, хотя влияние сильное, но следует более сложной логике.
"Чисто азиатское" в аниме проявляется в абсолютно нимфоманских
заморочках (за это дело аниме частенько критикуют), в принципиальном
освещение "запрещенных" для европейской культуры тем, и в нехарактерном для Англии или Франции развитии "агрессивных" сюжетов - изображение "добрых банд", разделение мира на "сильных" и "ученых" и т.д. Это все, конечно, азиатчина чистой воды.
Безусловно, Япония сейчас переживает антиамериканский период,
одновременно пытаясь втиснуть в себя европейские тенденции, и делает это изящно. И любопытно, как Япония включает в свои традиции христианство (а "чисто христианского" в аниме очень много, одновременно аниме отрицает сексуальную мораль христианства).
Гендерные роли.
Повторюсь, японцев не волнуют темы гомосексуализма;
если и возникают какие-то ситуации с подтекстом, а они возникают
постоянно в аниме, никто из героев не подвергается осуждению или осмеянию.
Любопытно, но "нетрадиционная любовь" (вплоть до инцеста - см. "Я люблю свою младшую сестренку") подается на фоне христианских храмов, обращения персонажей к "христианскому богу" - дань Европе?
С христианством у японцев сложные отношения. Но, безусловно, для
японцев христианская символика очень важна, однако, они вкладывают в
нее нечто особенное.
Девушка в Японии, если следовать логике почти всех виденных мною
фильмов - существо, склонное к постоянной борьбе за мужское внимание.
Это обязательное условие для девушки, и без конкуренции женщин за мужчину нет японской анимации. Думаю, идеальный пример - сериал "Браво, девушки!".
Конкуренция ведется всеми способами, вплоть до жестокого избиения
юношей при каждом удобном случае (см "школьные сериалы"- "Соседи",
"Я/Ты", "Школьные дни" или "Меланхолия Харухи Судзумии", совсем нетрадиционный и красивый "Фури Кури", фантастический "Князь тьмы на последней парте" и т.д.).
На днях я посмотрел "Высь" - первая серия дала мне надежду, что
сценаристы развернут сюжет о путешествующих по трассе японцах.
Увы, несмотря на рудиментарные элементы "роуд-муви", сериал вертелся
вокруг трагических и мистических переживаниях героев. Так что мои надежды увидеть "японского хиппи" не оправдались.
И это страно - логика аниме явно требует появления "хиппи", ведь
обаятельный хиппи-разгильдяй неплохо бы смотрелся на фоне изящных
аристократок и мажористых парнишек.
Мажоры и "болезнь Сизифа" в японских мультфильмах.
Христианская символика в аниме, сексуальные ритуалы.
Когда смотришь аниме, ощущение "неполноценности" собственной юношеской жизни (эмоциональной депривации, я бы так сказал) возникает постоянно, видимо, сценаристы думают, будто подобные неудобные ощущения способны усилить педагогический эффект.
Однако же главная фишка аниме - в максимально точном "увеличении"
артефактов бытовой жизни, наблюдается некая попытка детально изобразить второстепенные детали (чтобы создать подобие документального кино? кто ж знает).
Например, в аниме можно с легкостью прочитать на фотоаппаратах
(машинах, газетах, даже на рисованных фотографиях) надписи, на телефонах видны цифры и функциональные клавиши.
Впрочем, "бренды" традиционно пишут с "ошибками" - вроде как японцы
фотографируют не "Никонами", а китайскими Nihonam'и.
Чтобы максимально погрузиться в мир аниме, я решил не смотреть фильмы с русской озвучкой. Мое странное решение тут же привело к приятным открытиям. Я наконец-то понял, насколько в аниме
распространены англицизмы (как и галлицизмы): английские словечки часто слышны, также наблюдается характерное для постколониальной Индии явление, когда "богачи" говорят на английском языке с безупречным "оксфордским" акцентом, а бедняки коверкают слова.
Наряду с "аригато", "охаё", "яххо" используются английские формы
благодарности и прощания, встречи.
Забавно, но идеальный для юноши речевой этикет сводится к группе слов
со значением "может быть", "неужели?", "надо же" и т.д. На русский слух
позитивный мужской персонаж беспрерывно мычит: маа... саа... хонто? со
ка? со да на...
Богачи и мажоры в аниме.
Мажоры в аниме обладают определенными свойствами.
Замечу, мажоры делятся на два подвида: мажор-аристократ и мажор-богач.
Аристократы живут в мире "старой Японии", окружены телохранителями и носят кимоно; у аристократов хорошие манеры, но они необразованны;
девочки-аристократки не умеют пользоваться бытовыми приборами и метрополитеном. Разумеется, при желании, можно дополнительно классифицировать этот тип мажоров на
кугэ (сэккэ, дайдзинкэ, уринкэ, мэйка, ханка) и самураев.
Богачи-мажоры склонны к сексуальной распущенности (в аниме дается
объяснение - это результат западного образования), квартиры у них
оформляются в "европейском стиле" (так думают сами японцы, но дизайн у богачей отнюдь не европейский), дети богачей учатся за границей два-три года, часто путешествуют.
Определить тип мажора особенно легко в тот момент, когда богатые детки
начинают ухаживать за своими избранниками, также в момент демонстрации навыков домоводства.
Богачи-мажоры почти беспомощны на кухне, не умеют убирать за собой, их квартиры художники рисуют как запущенные роскошные хоромы.
Наоборот, аристократы-мажоры с легкостью готовят сто и одно блюдо
японской традиционной кухни, проявляют недюжинные способности в
домоводстве и знание истории Японии.
В психологическом отношении мажоры-богачи всегда очень одинокие дети, их родители часто уезжают за границу, так что этот тип мажора
беспрерывно ищет родственную душу, чтобы потеснее прижаться к дружественному плечу и влиться в чужую семью.
Прижимаются богачи- и богачки-мажоры бесцеремонным образом: например, тискают девушек за груди или запрыгивают на мальчиков сверху (самым развратным способом - в позе "наездница").
У аристократов иные психологические проблемы, скажем, отсутствие
сексуальной культуры и насилие в семье.
Атрибуты мажоров не выходят за рамки обычных представлений о богатстве в любой культуре (за исключением некоторых нюансов).
Так, у мажоров большие квартиры (в Японии явно наблюдается жилищный
кризис), мажоры всегда красивы (думаю, искать объяснение этому феномену следует в европейской культуре изображения богачей), мажоры много работают, вернее, имитируют бурную псевдобизнес-деятельность.
Мажоры учатся в элитных школах (где над ними издеваются и глумятся
учителя - так подумал бы случайный европейский зритель, но вывод
неправильный); активно занимаются "европейскими" видами спорта и прозябают в глубочайшей депрессии из-за тотального одиночества и недопонимания со стороны окружающих.
"Вещизма" (свойственного, например, советским мажорам) у японских
анимешных мажоров нет: никто не восторгается известными брендами
(скорее, мажор должен уметь определить на глаз принадлежность вещи к
миру "богатых").
Но для мажора очень важно "вписаться" в коллектив.
Еще один интереснейший герой аниме - персонаж с японской "болезнью
Сизифа". Чтобы ярче изобразить характер больного, сценаристы используют лишенные особой смысловой нагрузки сюжеты.
Такие аниме очень сложно смотреть, потому что перегруженный
второстепенными деталями скучный сюжет, тяготеющий к рутине, утомляет и вызывает раздражение.
"Болезнь Сизифа" подразумевает достижение героем каких-то нереальных и бессмысленных высот в определенном виде деятельности.
Скажем, юноша вдруг решает стать национальным лидером Японии по
пинг-понгу, теннису или бегу на короткие дистанции.
С неимоверным упорством, проявляя всевозможную упертость, заболевая по ходу дела всеми известными болезнями и даже рискуя жизнью, юноша (или девушка) мчится к заветной цели.
Так как это японская "болезнь Сизифа", то реальные успехи не важны для
героя, ему необходимо лишь демонстрировать настойчивость и упорство.
В той или иной степени "болезнь Сизифа" необходима и в любовных
ухаживаниях.
Поэтому в аниме известен несколько загадочный для европейца персонаж -
так называемый "преследователь". Этот навязчивый ухажер следит за своим избранником (к ужасу оного), организует фан-клубы, при удобном случае пытается оказать услуги.
"Преследователей" все боятся, вплоть до того, что девушки вынуждены
отказываться от посещения школы, а юноши скрываются в труднодоступных местах.
Аниме исключает образ "гопника", вернее сказать, шпана и хулиганы в
аниме отнюдь не отрицательные персонажи. Чем и отличается аниме от европейскихтрадиционных мультфильмов: в аниме хулиганы нужны, чтобы продемонстрировать "мужественность" персонажей. В худшем случае хулиган аниме - спортивный юноша из бедного района.
Но чаще хулиган определяется как гипермаскулинyый серьезный юноша,
склонный к рефлексии. А девушка-хулиганка всего лишь отпрыск богатой семьи (западного типа).
В аниме не осуждаются женский алкоголизм (пьющая женщина - заботливая, но уставшая от работы одиночка-мать); насилие над детьми;
гомосексуализм и лесбиянство; инцесты; любовь "младших" и "старших".
Но канон анимэ подвергает осуждению отнюдь не свойственные Европе
традиции. Так, отсутствие выдержки, нежелание подвергнуться мучительным и болезненным дисциплинарным процедурам в аниме осуждается.
Иными словами, европеец с удивлением смотрит на сцену из жизни
школьников, когда председатель школьного совета говорит: "придурки и вонючие недоноски, быстро поклонились мне в ноги". Европеец не может дать оценку такому поведению, ему кажется, что этот самый председатель отрицательный персонаж, вроде как грубый сержант в армии. Но это не так.
Христианская символика, ритуалы в Японии.
Рождество очень популярно в аниме, однако Рождество не подразумевает
пост или молитвы, наоборот - Рождество в Японии время сексуальных утех и любовных признаний. В сочельник девушка просто обязана вытащить своего возлюбленного в гостиницу, чтобы предаться сексуальным играм. Складывается впечатление, будто японцы не понимают важность поста, аскезы.
Нательные кресты также используются, но как украшение. Если по сценарию анимешный персонаж говорит "я христианин", то следует ждать невероятно чувственного и насыщенного трагическими событиями развития сюжета.
В христианских храмах из мира аниме бушуют бурные страсти, с оттенками и налетами грусти, эротизма. Христианство в аниме - элитарная чувственная философия, смесь стоицизма и эпикурейства.
Атеизм в аниме часто встречается. Но это японский атеизм, когда
отказ от признания богов не подразумевает отказа от ритуалов.
Изображение "гиперсекусальности" в аниме сводится к нескольким сюжетам.
Я бы выделил следующие, обязательно присутствующие в аниме приемы
передачи "эрекции" и сексуальной возбужденности.
Во-первых, кровь из носа - вроде как из-за прилива крови к голове в
момент возбуждения. Часто и много кровоточат все персонажи аниме:
мальчики, девушки, даже взрослые люди. У мальчиков кровь "струится", а
у девушек бьет фонтанами, после следует глубокий обморок.
Во-вторых, красное лицо и трясущиеся руки/ноги. Степень покраснения
зависит от степени увлеченности сексуальным объектом.
К ужасу европейцев, в аниме легко встретить следующие проявления
сексуальной одержимости: эрекцию (у мальчиков), иногда изображается
символически; публичную мастурбацию (например, в школе) у девочек; откровенный эксгибиционизм и вуйаеризм. Школьная форма (также к ужасу европейцев) считается "очень возбуждающей".
Ритуалы ухаживания. В аниме наблюдается тяготение к унисексу.
Поэтому трудно выделить обязательные только для девушек навыки любви. Традиционный набор представлен ниже.
Защита от обидчика/обидчиков; приготовление пищи для любимого и
кормление с рук; распитие сока или напитка из одной посуды (как
правило, через трубочку); подглядывание.
Классическая любовная история в аниме будет изображаться во времени
схематически: мальчик и девочка (желательно, популярная) совместно
готовят еду; берутся за руки; затем случайно пьют из одной кружки
(т.н. косвенный поцелуй); мальчик видит трусики или
лифчик девочки, девочка случайно прижимается к мальчику грудью; девочка переодевается в костюм горничной или служанки (это фетиш в аниме); щеголяет в купальнике. Ну и т.д.
Несколько особняком стоят т.н. "друзья детства", когда детская дружба
перетекает в юношескую любовь с бурными сценами ревности, драк и ссор. В этом случае схема подвергается коррекции.
"Идеальные" любовные отношения в аниме можно описать в нескольких
словах - очень сексуальная, но неумелая девушка всеми возможными и доступными способами пытается вызвать у юноши эрекцию, однако юноша обязан всячески избегать демонстрации возбуждения.
Японские неформалы.
Безусловно, анимешники не могли пройти мимо хиппи-культуры в Японии.
Впрочем, японцы здесь по своему уникальны - тамошние хиппи
очень своеобразны.
("Жить под крышей зеленого дома", если верить японскому олдовому, это и есть хипповать. Замечу, достаточно легко прослеживаются связи между
японскими хиппи и американскими: например, известен японский "гуру",
популярный у американцев, тусил аж в те самые "золотые шестидесятые")
Как пример - сериал "Под мостом над Аракавой".
Ниже стандартная аннотация.
22-летний Ко Итиномия, студент Тодая и наследник огромного концерна.
Впрочем, парень, следуя фамильному девизу «Не будь никому должен»,
предпочитает не пользоваться семейными деньгами и связями, а давно
живет и зарабатывает самостоятельно, став успешным бизнесменом и
финансистом. Вот только на деле молодой Ко вращается в виртуальном
мире, будучи «далек от народа», и потому, когда после падения с моста в
реку Аракава его спасает симпатичная бездомная девушка Нино, долго не
может понять, как отплатить спасительнице – ведь ни денег, ни палат
каменных, ничего такого ей вообще не нужно!
Проблема в том, что девиз клана Итиномия настолько прочно вошел в плоть и кровь наследника, что наложился на семейную астму, и если Ко не
поступит, как должно, то может банально задохнуться. Сжалившись над
парнем, Нино предлагает решение: «Хочешь отплатить? Тогда люби меня и живи со мной». Так и начинается жизнь юного финансового гения под мостом на Аракаве вместе с любимой, в общине местных хиппи и чудиков. Он питается сырой рыбой, всякие монстры и пришельцы его не удивляют, так как они "нормальные ребята". Фильм несколько занудный, смотреть его скучно, персонажи все поголовно
чокнутые невротики, фетишисты, социопаты (как и главный герой). Но это
же японские неформалы!
Ниже список фильмов, которые просто-таки необходимы для изучения
(по моему мнению) японского аниме.
Могила светлячков; Босоногий Ген; Пять сантиметров в секунду;
Кланнад; Фури Кури; Граница пустоты: Сад грешников; Девочка, покорившая время; Эф - история воспоминаний; Мои соседи Ямада; Шепот сердца; Здесь слышен океан; Унесённые призраками; Мой сосед Тоторо; Ходячий замок; Она и её кот; Навсикая из долины Ветров;
Небесный замок Лапута; Рыбка Поньо на утёсе; Порко Россо; Меланхолия Харухи Судзумии; Евангелион по-новому; Тетрадь Смерти; Final Fantasy VII - Advent Children; Метрополис; Идеальная синева / Совершенная грусть; Призрак в доспехах; Браво! Девушки (1 Сезон);
Высь / Air The Movie (Gekijouban Air); Яблочное Зернышко (Яблочное Семя); Розовый Свин.
Прим. Список составил частично по "топам" с форумов. Не могу сказать,
будто все фильмы отвечают высоким стандартам, но влияние на молодежные субкультуры очевидно. Например, я с трудом заставил себя смотреть горячо любимый подростками фильм "Final Fantasy VII - Advent Children" -- более занудного зрелища я еще не видел.
Мне также непонятны восторги перед "Навсикая из долины Ветров" и
"Призрак в доспехах" - на мой взгляд, картины отнюдь не шедевры.
Однако это именно культовые фильмы для поколения молодежи.
Впрочем, старенькая картина "Через тернии к звездам" также сегодня
смотрится по иному. И уже не всем понятно, чем же фильм привлекал
подростков.
Можно ориентироваться на известный "англоязычный" список "топовых" фильмов. См ниже
1 Death Note; 1 Fullmetal Alchemist; 1 Rurouni Kenshin - Reminiscence;
1 Sekai Meisaku Douwa - Mori wa Ikiteiru; 1 The Disappearance of Haruhi; Suzumiya 2 Clannad After Story; 2 Cowboy Bebop; 2 Fullmetal Alchemist; 2 Musashi; 2 Naruto; 2 Neon Genesis Evangelion; 3 Bleach; 3 Death Note; 3 Fullmetal Alchemist: Brotherhood; 3 Kimi Ga Nozomu Eien; 3 Pani Poni Dash!; 3 Rebuild of Evangelion: Final; 4 Code Geass; 4 Death Note; 4 Full Moon wo Sagashite; 4 Manga Sekai Mukashi Banashi; 4 Samurai X: Trust & Betrayal; 4 The Melancholy of Haruhi Suzumiya; 5 Code Geass: Lelouch of the Rebellion R2; 5 Cowboy Bebop; 5 Full Metal Alchemist; 5 Naruto; 5 Negima!;
5 Sentou Mecha Xabungle; 5 Spirited Away; 6 Bosco Daiboken; 6 Cowboy Bebop; 6 Elfen Lied; 6 Gundam; 6 Neon Genesis Evangelion; 6 Princess Mononoke; 6 Vampire Knight; 7 Bleach; 7 Hikaru no Go;
7 Ikkyе;-san; 7 Inuyasha; 7 Neon Genesis Evangelion; 7 Spirited Away;
7 The Melancholy of Haruhi Suzumiya; 8 Berserk; 8 Elfen Lied; 8 Evangelion: 2.0 You Can [Not] Advance; 8 One Piece; 8 Prince of Tennis; 8 Vixens;
9 Bleach; 9 Detective Conan; 9 One Piece; 9 Princess Mononoke; 9 Rozen Maiden; 9 Triangle BLUE; 10 Bondage Game - Shinsou no Reijoutachi;
10 Dragon ball Z; 10 FLCL; 10 Gundam SEED; 10 Maria Watches Over Us 4th Season; 10 Strawberry Marshmallow; 11 12 Kokuki; 11 Dragonball;
11 Shana; 12 Dragonball; 12 Hunter X Hunter; 12 Kyo Kara Maoh! (God! Save Our King); 13 Elfen Lied; 13 Last EXILE; 13 Magical Girl Lyrical Nanoha;
14 Eureka 7; 14 Full Metal Panic? Fumoffu!; 14 Ouran High School Host Club;
15 Fruits Basket; 15 Hajime no Ippo; 15 Yu Yu Hakusho; 16 Naruto hippuuden;
16 Overman King Gainer; 16 Scrapped Princess; 17 Naruto;
17 Neon Genesis Evangelion; 17 Pokemon; 18 Great Teacher Onizuka;
18 Slam Dunk; 18 Yu-Yu Hakusho; 19 Hunter x Hunter; 19 Kyo Kara Maoh!;
19 Rahxephon; 20 Avatar: The Last Airbender; 20 DEATH NOTE; 20 Inu Yasha; 21 D.N.Angel; 21 GunGrave; 21 One Piece; 22 Gintama; 22 Rurouni Kenshin (Samurai X); 22 Suzumiya Haruhi no Yuutsu; 23 Detective Conan;
23 Grave of the Fireflies; 23 Sailor Moon; 24 Gakuen Alice; 24 Monster;
24 Saiyuki; 25 Haibane Renmei; 25 Saint Seiya; 25 Shugo Chara; 26 Planet ES;
26 Rurouni Kenshin; 26 Yu-gi-oh!; 27 Cowboy Bebop; 27 Furi Kuri; 27 The Law of Ueki; 28 Cardcaptor Sakura; 28 Hunter X Hunter; 28 Onegai Teacher;
29 Blood+; 29 Fafner; 29 Fruits Basket; 30 AIR TV; 30 Sailor Moon;
30 Tsubasa Chronicle; 31 Doraemon; 31 Samurai Champloo; 31 Trigun;
32 Air; 32 Prince of Tennis; 32 Shingetsutan Tsukihime; 33 BECK; 33 Karin (Chibi Vampire); 33 Sergeant Frog; 34 Mai HiME; 34 Samurai Champloo;
34 Touch; 35 City Hunter; 35 Naruto; 35 Special A; 36 Full Metal Panic!;
36 Ranma 1/2; 36 Rurouni Kenshin; 37 Azumanga Daioh; 37 Digimon; 37 The Melancholy of Haruhi Suzumiya; 38 Chobits; 38 My-HiME; 38 Spirited Away;
39 Digimon; 39 Lupin III; 39 X TV; 40 Bleach; 40 Cowboy Bebop;
40 Hellsing; 41 Blood+; 41 CLANNAD; 41 Trigun; 42 Eureka 7; 42 Mahoraba ~Heartful days~; 42 Vision of Escaflowne; 43 D. Gray-Man; 43 Ima, Sokoni Iru Boku; 43 Pokemon; 44 Cardcaptor Sakura; 44 Full Metal Panic! The Second Raid; 44 Wolf's Rain; 45 GetBackers; 45 Ghost in the Shell: Stand Alone Complex; 45 Ranma 1/2; 46 Full Metal Panic!; 46 Major; 46 Soul Eater;
47 Eyeshield 21; 47 Neon Genesis Evangelion; 47 Princess Mononoke;
48 Crayon Shin-chan; 48 Fooly Cooly (FLCL); 48 Gunslinger Girl;
49 Galaxy Angel; 49 Ghost in the Shell Stand Alone Complex 1st GIG;
49 Shaman King; 50 Nintama Rantarou; 50 Rosario + Vampire;
50 Uchuu no Stellvia.
Сохранили аутентичное форумным написания и "места" в рейтинге. Как видимо, русские "топы" во многом совпадают с американскими и английскими.
Свидетельство о публикации №213020501079