Еще раз о нелинейной замкнутой модели экономики

В начале Великого мирового кризиса я написал и опубликовал где только мог (две солидных российских газеты и два сайта в Сети) статью «Спасение в нелинейной замкнутой модели экономики», она есть и здесь (http://www.proza.ru/2011/12/20/496), где в частности писал:

«До кризиса экономика во всем мире развивалась по линейному принципу, для которого требовалось непрерывное расширение рынка. Больше такой возможности нет. По крайней мере, пока человечество не вышло за пределы планеты. Нужна новая модель, способная развиваться безотносительно рынка.

Дальнейшие рассуждения не претендуют на истину в последней инстанции, они могут только служить «запалом» для общемировой дискуссии экономистов, в которой найдется окончательное решение. Автор на большее не претендует. Итак, вот что, кажется, будет работать:

Экономика, не нуждающаяся в непрерывном расширении рынка, может быть построена  по принципу нелинейной замкнутой модели. Образно выражаясь, необходимо от «линейного ускорителя» перейти к «синхрофазотрону».
Как же можно построить такую экономическую модель?

Для этого нужно создать зону, способную обменивать огромные финансовые ресурсы на нечто жизненно необходимое для остального мира, что можно в него же и вернуть.
Например, эта зона могла бы обменивать финансовый поток на электрический. Для этого подходит, например,  гигантская электростанция на возобновляемых ресурсах. Например, энергии ветра, которая для этого идеально годится как по мощности, так и по неисчерпаемости.

Зона эта должна быть достаточно большой, чтобы закольцевать хотя бы не всю мировую экономику, а пусть большими анклавами, например, пока только европейскую.  Для этой роли как нельзя более удачно подходит Россия. В нашей стране нет и не может быть сколь либо значительной конкурентоспособной промышленности из-за крайне сурового климата, но для размещения ветроэнергетической системы имеются великолепные условия. Таких условий больше нет нигде в мире.

Если перестроить экономику Европы по этой модели, кризисы, подобные нынешнему, станут невозможны».

Так вот, идея эта получила продолжение. Далее я цитирую из дискуссии, развернувшейся на радиостанции Deutsche Welle (http://www.dw.de). Адрес главной публикации Далее я буду давать цитаты из этих публикаций, просто помещая их в кавычки. Итак.
«5 июля в Бонне завершилась международная конференция по ветроэнергетике. Ветроэнергетика в наше время опережает ядерную. В некоторых странах за счет силы ветра вырабатывается уже пятая часть всей потребляемой электроэнергии.
Планы развития ветроэнергетики и в России весьма амбициозны. К 2020 году суммарная мощность электроэнергии, получаемой за счет силы ветра, должна составить 10 гигаватт. Для сравнения - всего в России ежегодно производится более 200 гигаватт. Однако вероятность выполнения намеченных планов, по мнению наблюдателей, невелика.
Проблема состоит в том, что большинство объектов ветроэнергетики, которые должны обеспечивать страну электричеством в 2020 году, по данным Российской ассоциации ветроиндустрии (РАВИ), все еще находятся на стадии проектно-изыскательных работ. Фактическая установленная мощность действующих ветроэлектростанций (ВЭС) в России, как подсчитали в РАВИ, не превышает сегодня 12 мегаватт, то есть почти в 1000 раз меньше, чем должно быть по плану.

Развитию ветроэнергетики в России, отмечают специалисты, работающие в отрасли, во многом мешают отсутствие законодательной базы, стимулирующей появление новых ветроэнергетических установок, и в целом позиция российских властей.

«Пока нынешняя власть не изменится, можно не ждать развития ветроэнегетики в России, - заявил в интервью DW генеральный директор ООО «АЭнерджи», пытающейся продвигать в России использование альтернативных источников энергии, Станислав Черница. - Власть не заинтересована - законодательство не принимается. Никакой поддержки нет. Вот и вся причина».
Развитию ветроэнергетики мешает и нежелание руководства крупных российских энергетических компаний искать альтернативу углеводородному топливу, считает руководитель Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН Алексей Кузнецов.
«В России ведь есть относительно дешевый газ и есть атомная энергетика, - объяснил Кузнецов в интервью DW. - Более того, не секрет, что России экономически куда более выгодно модернизировать традиционные теплоэлектростанции, чем вкладываться в более рискованные альтернативные источники».

В некоторой мере энергетиков можно понять, считает эксперт. По выражению Кузнецова, после во многом разрушительного для отрасли руководства ею Анатолием Чубайсом, первоочередной задачей на данный момент является восстановление бесперебойной работы. Соответственно использование альтернативных источников энергии, к которым относится ветер, становится целью даже не второстепенной, а третьестепенной.
Есть и еще одна объективная причина, которая мешает развитию ветроэнергетики в России. Она тоже связана с особенностями отрасли. Дело в том, что наибольшим потенциалом для строительства ВЭС обладают северные и северо-восточные районы России, которые как раз наименее густо заселены, то есть спрос на электроэнергию там минимален. Нужно строить ЛЭП.

Одно из неоспоримых преимуществ энергии, получаемой от использования силы ветра, состоит в том, что ее производство не вредит окружающей среде. По оценкам Global Wind Energy Council, к 2050 году мировая ветроэнергетика позволит сократить ежегодные выбросы СО2 на 1,5 миллиарда тонн. Однако вопросы экологии российскими энергетиками во внимание, похоже, тоже не принимаются».
«Ветроэнергетика в России могла бы стремительно развиваться, однако несовершенство законодательства не позволяет инвесторам начинать проекты. Европа предлагает финансовую помощь - российские власти на это не реагируют.

Российская ассоциация ветроиндустрии (РАВИ) провела в понедельник, 19 ноября, в Москве 4-ю национальную конференцию «Актуальное состояние ветроэнергетики в России». Краткий вывод неутешителен - данная отрасль в стране фактически отсутствует. Причиной тому является нежелание власти идти навстречу бизнесу и стимулировать развитие соответствующих проектов. Чиновники обещают инвесторам поддержку, но дальше слов уже несколько лет дело не идет».

А между тем, именно в России имеются уникальные природные условия для того, чтобы именно эта страна стала мировым, или, по крайней мере, европейским генератором возобновляемой энергии, за которой будущее. Ведь углеводородное горючее кончается, к тому же тепловые энергоустановки так же, как и атомные, абсолютно неприемлемы для экологии. И именно Россия может стать тем «замыкающим звеном» в новой бескризисной нелинейно-замкнутой глобальной экономике:
«Если в Европе ветер дует в среднем со скоростью 6-7,5 метра в секунду, то в России его скорость составляет 9 метров в секунду. Это значит, что, в отличие, например, от Германии, где экономический смысл имеют в основном ветряные станции, построенные на морском побережье, в России прибыль будут приносить и материковые, что гораздо дешевле и проще технически. Во многом по этой причине иностранные инвесторы, понимающие, что за возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) - будущее, изо всех сил стремятся развивать такие проекты в России.

Один из таких предпринимателей - голландец Пол Логис, основавший компанию Windlife Arctic Power, чтобы развивать проект строительства ветропарка в Мурманской области. Идея создать такой бизнес в России появилась у него еще десять лет назад. «Ветер дул тогда, как сумасшедший», - шутит Логис. Однако на тот момент Россия еще не присоединилась к Киотскому протоколу, и стартовать с проектом было бессмысленно. В 2007 году документ был подписан, после чего в Европе заговорили о возможностях ВИЭ в России. «Был замечательный день, и нам рисовались замечательные перспективы. В конце презентации глава российской делегации спросил, есть ли вопросы. И я спросил: «Сколько и когда?» И я по-прежнему жду ответов», - рассказывает Пол Логис.

Российская законодательная база не дает предпринимателям, занимающимся ВИЭ, никаких гарантий поддержки и выживания. Теоретически в законе «Об электроэнергетике» указано, что сетевые компании должны в приоритетном порядке покупать возобновляемую энергию, однако при этом никаких обязательств по заключению договоров между покупателями и генераторами нет. «Требуются нормативные акты.

Пока этого не будет, не будут работать и меры поддержки», - признал вице-президент РАВИ Анатолий Копылов. По его данным, пока этой работы нет даже в планах профильных ведомств. В итоге же получается, что бизнес рискует строить дорогостоящие станции и производить энергию, на которую не будет спроса.

Неясной остается и ситуация с тарифами для ВИЭ. Замдиректора департамента электроэнергетики Минэнерго Егор Гринкевич рассказал, что для их установления на розничном рынке необходимо разработать методику, которой будет руководствоваться Федеральная служба по тарифам. Работа в этом направлении идет и, возможно, будет завершена к середине следующего года. Что же касается оптового рынка, то до конца 2012 года на согласование в профильные ведомства может быть направлен законопроект, утверждающий механизм поддержки возобновляемой энергетики через надбавку к плате за мощность. Сказать точно, когда появятся и заработают оба документа, никто не берется.

Усиленная господдержка ВИЭ в Германии позволяет сделать прогноз, согласно которому доля таких источников в общем энергобалансе к 2030 году достигнет 30 процентов (сегодня она составляет 18 процентов), а к 2050 году - 80 процентов. Такие данные привел профессор Института хозяйственного, конкурентного и энергетического права Германии и Европы Франц Юрген Зэкер (Franz J;rgen S;cker). Российская энергостратегия предусматривала значительно более скромный показатель - 4,5 процента к 2020 году. Однако и его достичь не удастся. По словам Егора Гринкевича, рассчитывать можно от силы на 2,5 процента. «Больший показатель может стать дополнительной нагрузкой для потребителя», - объяснил он».

А теперь ВНИМАНИЕ: вот про то самое «замыкание» европейской экономики на Россию:
«У инвесторов есть варианты решения проблемы сбыта на тот случай, если правительство опасается слишком высоких цен. Так, проект RUSTEC предполагает экспорт «зеленой» энергии в Европу с помощью энергомостов в европейские страны, например, Финляндию, Эстонию, Латвию. Однако куратор проекта, представитель Международной финансовой корпорации (IFC) Патрик Вилемс, сокрушается, что «российское правительство демонстрирует недостаточное понимание и заинтересованность в реализации подобных проектов».

Депутат парламента Гамбурга от Христианско-демократического союза (ХДС) Николаус Хауфлер (Nikolaus Haufler) рассказал, что Европа, и в частности Германия, готовы сами частично финансировать «зеленые» проекты. Например, в рамках программы Cross Border Cooperation (CBС) можно получить грант на развитие бизнеса в приграничных регионах России и Европы. Пока лишь один такой проект касался энергии ветра - Eastwind в Псковской области, на который было выделено 285 тысяч евро.

Федеральное министерство окружающей среды, охраны природы и безопасности ядерных реакторов Германии предлагает свои программы, в частности программу экологических консультаций. На эти цели министерство выделяет 2,7 миллиона евро в год. Министерство по вопросам экономического сотрудничества и развития готово организовать экспертные поездки немецких специалистов в Россию и наоборот. Пока Россия интереса к этим вариантам не проявила. «Между тем, это неплохая возможность не только преуспеть в своем проекте, но и привлечь внимание к проблемам отрасли», - отметил Хауфлер.

«Как и у Мартина Лютера Кинга, у меня есть мечта. Мы надеемся, что Россия примет законодательные меры, чтобы ветровая индустрия стала реальностью», - сказал в заключение своего выступления Пол Логис. По его подсчетам, отрасль могла бы создать 650 тысяч рабочих мест. «Я обращаюсь к представителям министерств: подумайте об этом!» - воскликнул он».

Вот такая ситуация с воплощением в жизнь нелинейной замкнутой модели экономики. Готовность и понимание Европы, и неготовность к этому России.

Я меньше всего хотел бы и на этот раз метать громы и молнии в олигархию и контролируемую ею власть, - они, безусловно, и есть конкретные виновники сложившейся ситуации, но попытаюсь рассмотреть сложившееся как объективную данность.

Конечно, олигархи надеются, что экономика «трубы», которая вовсе не экономика, а неприкрытое воровство, позволит им «выдуть» из России еще не одну сотню триллионов долларов. Вот этот аргумент, который ни на какой конференции не озвучивается, и является определяющим.

Не будем призывать к «свержению ненавистного антинародного режима воров и грабителей». Для такого свержения в стране нет ни ресурсов, ни человеческого материала. Проще говоря, нет достаточного количества честных людей, чтобы заместить ими жуликов и воров. Что поделаешь, олигархия в таких обстоятельствах – не самое плохое, что могло бы быть.

Вот наши записные патриоты хором поют тухлый припев, что-де «наш народ такой же, как и любой другой, а во всех бедах виновата власть». Нет, не такой. Вот китайцы тоже вылезли из коммунизма (и еще более средневекового), так они бросились работать, вон во всем мире их товары, от гвоздей до компьютеров. А наш «народ-богоновец» принялся «пилить бабло», «мочить», «заказывать», «пирамиды» строить и драть «откаты». Что, Ден-Сяопин китайцам помог? Помог, но у нас и тысяча Ден-Сяопинов ничего не смогут сделать.

Вот дарю анекдот. «В чем разница между системными и несистемными политиками? – Несистемные воруют миллионами, а системные миллиардами».

Нет, олигархия, сиречь, власть воров в законе, у нас надолго. До самого того дня, когда нас заменят китайцами. Так что чего имеем, к тому и апеллировать нужно.  Потому я обращаюсь к остаткам соображалки воровского сословия.

Господа обожравшиеся! Если кризис продлиться, политкорректная Европа, ничего против вас не имеющая, та Европа, где у вас семьи и бабло, не сможет покупать у вас ворованное. Просто потому, что умирающей экономике столько нефти и газа не нужно.

Вы, конечно же, переориентируетесь на Восток, но там с политкорректностью напряженка. Увидев ваши затруднения, они легко вас перережут до того, как вы успеете сделать ноги. Ну пошевелите остатками мозгов, - кризис для вас безальтернативная смерть.

Да и безмозглое быдло, на которое вы сбазировали «системную власть», не столь безобидно, как вы думаете. И что лучше, быть повешенными оккупантами или сожженными заживо комиссарами очередной «великой пролетарской культурной революции», еще неизвестно.

Нет у вас выбора, господа блатные гебистского розлива. Или вы спасаете мировой порядок, как вам это ни противно, или вас сметет с ладони мировой хаос. Третьего не дано. Китайцам вы нахрен не нужны, они без вас спокойно обойдутся. Рабочей силы у них самих завались, да к тому же много более продвинутой, которой ваши услуги надсмотрщиков не требуются.

А нелинейной замкнутой модели экономики, похоже, альтернативы нет. И ветроэнергетика – не самый плохой для «суверенной демократии» вариант. Соглашайтесь, господа. Промедление смерти подобно.

Что же касается ценообразования, то эта проблема легко решается. Вы встраиваете ВЭС в общую энергетическую систему страны, а в Европу передаете поток, равный тому, что вырабатывается ВЭС. Тарифы для потребителей в России не меняются, а клиенты в Европе платят по «зеленым» ценам. И овцы сыты, и волки целы.

Валентин Спицин.


Рецензии