Что будет с литературой 2

        Всё написанное ниже является безответственными размышлениями, не претендующими на истину.

        Сегодня можно сомневаться, чего вокруг нас больше – воздуха или информации. В любой момент нам доступно радио, телевидение, интернет, связь, коммуникации – они, что называется, под рукой. Мы живём в условиях информационного напора. Особенно это касается явной и скрытой рекламы, где нам не только навязывают тот или иной товар, но и учат как жить, что ценить, о чём беспокоиться и чего избегать.

        В прошлые века люди жили в отдалении от источников информации – во всех смыслах. Новое знание можно было получить из книги, а до неё нужно было ещё добраться. Да и то, книги стали доступны лишь сравнительно недавно, а в средние века простые европейцы даже Библию не могли прочитать на родном языке (только на латыни), а потому довольствовались пересказами священников.

        Понятно, что будучи одним из немногих каналов информации книга высоко ценилась, а вещающие через этот канал люди, считались элитой. Этим задавалось высокое положение литературы среди других видов человеческой деятельности.
Образно говоря: хотите утолить жажду (знаний), извольте на водопой. Водопой в природе всегда был местом особенным, а в человеческой интерпретации стал культовым.

        Какое-то время (пару веков) технический прогресс и литература мирно уживались.
Считалось, что лишь из книги можно получить весомую и законченную, цельную порцию «светлого, доброго, вечного». Книга воспринималась, как неразъёмное соединение текста, события, мысли. Одно полноводное русло. Роман.

        Даже когда появилась ежедневная газета и прямо на дом доставила примерно те же события и мысли заключённые в гораздо меньший текст – в этом дроблении книги не чувствовалось опасности для литературы, и всё шло установленным порядком.

        Просто «водопой» теперь представлял собой собственно русло плюс небольшие ответвления-протоки, объединённые общим термином журналистика – жанром, по мнению некоторых филологов, сниженным по сравнению с литературой.

        Однако прогресс не остановить – кинематограф, радио и телевидение  продолжили дробление информационного потока.
А как иначе донести в кратчайший срок то, что хочется донести? Искусство говорить кратко, ярко и хлёстко – журналистский приём – уже шло вровень с литературой.
(Интересно, как Л. Толстой относился к идее, что словам должно быть тесно, а мыслям просторно?)

        Ну, а теперь «водопровод» есть в каждом доме.
Атомизация информационного потока доведена до афоризма, анекдота, слогана, фишки. Всё это доступно одним кликом. И – главное – вся мудрость мира ваша!

        Нет необходимости ходить куда-то на «водопой» и участвовать в церемониях, как то: книжный магазин с его полками, запахом, разноцветьем обложек, затем покупка книги, прикосновение к обложке, перебирание страниц, ощущения в пальцах и благолепие для глаз, долгое неторопливое (или взахлёб) чтение и долгое же постпереживание.

        Не надо никуда ходить. Информация уже течёт вокруг вас и упакована в маленькие лёгкие для усвоения тексты, а то и картинки. Руку протянул и взял – и проглотил – и зачем тут Пруст? Его (и всех остальных классиков) разобрали на части, лишнее выкинули, остальное размером в глоток-другой упаковали, снабдили каждую порцию восклицательным заголовком и сунули в руки – глотайте!

        И что? А то, что ощущения почти сходные – жажда утолена!

        Если уж говорить о Прусте и его поисках утраченного времени, то даже в кратком содержании (читается за 30-40 минут) я его не осилил. Пусть кинут в меня камень те, кто прочитал целиком – я не сильно пострадаю, убеждён.
С другой стороны, некоторые рассказы тут на сайте вызывают у меня постпереживания настолько сильные, что я искренне пишу соответствующий отзыв (не часто, но случается).

        Нет-нет, литература не умерла и будет жить! Отчего бы ей не жить.
Живут же и сейчас пресмыкающиеся – с тех пор, когда млекопитающих ещё не было видно.

        Просто литература (в своём традиционном понимании) станет одним из ответвлений-протоков нашего информационного водопоя. Одним из способов заочной коммуникации. И не самым главным.

        А культура… Что-то с ней будет. В истории не раз сменялись культуры, доходило даже до утраты письменности. Надеюсь, нам это не грозит.


Рецензии
Заинтересованный как раз новым для меня явлением интернет-дитературы, с огромным интересом прочёл Вашу, как всегда глубокую, вдумчивую статью. На мой взгляд в этой формуле не хватает функции денег. Интернет стремительно комерциализируется - нет сомнений - скоро и здесь они внесут свои поправки. В связи с этим, забавно поведение бумагоиздателей - раньше они гонялись за читателями - теперь за нами - "писаками". С тщеславного графомана ещё можно срубить деньгу. А продать макулатуру уже почти невозможно...

Алексей Земляков   18.10.2014 18:05     Заявить о нарушении
да, пожалуй, что так... подождём, поглядим, во что это всё превратится )

спасибо, Алексей!

Виктор Ганчар   19.09.2014 15:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.