Кому труднее?

 
             Разговор об алиментах на наших очередных посиделках возник совершенно случайно. Мы собирались поговорить о своей первой любви. Но Татьянина племянница, которая впервые пришла к нам, попросила нашего внимания. Её интересовал один вопрос, стоит ли подавать на алименты?

             Светлана.
             Мы с Валеркой начали дружить ещё в школе. Потом поступили в политехнический институт. На последнем курсе мы поженились и жили у моих родителей. Через год после свадьбы родился Ванька.

             После учёбы, я работала на заводе. От него мне дали комнату в семейном общежитии. Денег постоянно не хватало, но муж перебивался случайными заработками, постоянно трудиться не желал. Была одна отговорка, мало платят.

             Мы вместе были десять лет и никогда серьёзно не ссорились. Но предел моего терпения подошёл к концу, и я попросила развода. Сыну было четыре года, как мы разъехались.
 
            Валера пытался со мной ругаться из-за Ваньки. Но, я так и не поняла причину ссор. Он встречался с ним, когда только желал. Я никогда бывшему мужу в общении с сыном не отказывала. Через год мы официально разошлись. Он обещал мне помогать и сначала мы получали от него переводы, Валера уехал в деревню к матери.

            В течении следующего года, он потихоньку забывал своё обещание. С фиксированного заработка (8000 руб.), нам он присылал пятьсот и то, только после моего звонка. По моей просьбе что-то покупал, но сам подарки сыну никогда не привозил.

            Ребёнок растёт. Ему в этом году исполнилось десять лет. Возросли потребности. Когда я попыталась договориться с ним об определённой сумме, слышала только его жалобы, что денег нет, постоянного заработка не имеет Однако, приехал к нам на новой машине. И я точно знаю, что у него фермерское хозяйство, которое приносит приличный доход, иначе, откуда у него машина.

            Все годы ждала, что он сам всё поймёт, догадается, что надо заботиться о Ваньке. Но вижу, что ожидания мои напрасны. Но ведь, он должен принимать участие в воспитании и содержании сына. Я работаю на двух работах, стараюсь обеспечить сына всем необходимым. Почему же он находится в стороне? Он ведь отец…

            Можно, конечно подать на алименты. Но он выкрутиться. Найдёт возможность представить справку о зарплате в две тысячи рублей, в селе больше не зарабатывают. Что же мне делать?
                - . - . –

            Варвара.
            Дело прошлое, но я вам расскажу. Моя мама после войны родила меня от отца, когда тот был на лечении в нашем колхозе.  Он вернулся в село как раз во время родов и зарегистрировал меня на свою фамилию. Но мои родители так и не побывали в ЗАГСе. Отец уехал жить в город. Потом прислал письмо с такими словами.
            - Матрёна, приезжай, но что случится, пеняй на себя.

            Хорошее приглашение. Мама к нему не поехала. У неё в селе была работа и жильё. А в городе – неизвестность. И осталась она матерью одиночкой. Многие подталкивали её подать на отца в суд на алименты, но её подруга, которая работала в сельском совете и хорошо знала все законы, ей рассоветовала.
            - Пройдут годы, Варька вырастет,- сказала тётя Дуся.- Её отец предъявит свои права. Он может потребовать содержать его по старости. Откажись, подруга, от алиментов. Не подавай на суд.

            Мама последовала её совету и никогда об этом не пожалела. В течении тридцати  шести лет мы о нём не слышали. Я вышла замуж, родила трёх детей. Мы с мужем работаем, у нас свой дом, машина, имеется телевизор, у ребятишек велосипеды, аудиотехника, у старших свои мобильники.
 
            Однажды на пороге нашего дома появился мужчина неопределённого возраста, со следами постоянного пьянства. Представился моим отцом, спросил маму. Она к тому времени умерла. Он рассказал, что разошёлся с женой, дети его не приняли, и он приехал к старшей дочери. Больше идти некуда.

            Я глядела на своего, так называемого, отца и ничего не испытывала: ни радости от встречи, ни сожаления, что никогда его не знала. Передо мной стоял совершенно чужой человек.

            - Я вас не знаю. Мама в детстве никогда не говорила, что у меня есть отец,- заявила я ему.- Когда я выросла, мама сказала, что ты нас бросил. А сейчас вы просите о помощи. А где вы были, когда я у мамы просила есть? Когда просила хоть корочку хлеба. У меня не было отца никогда. А сейчас он мне не нужен. Прощайте!

            Больше этого мужчину я не видела. Но Светлане стоит подумать об этом. Что если её бывший муж, потеряв трудоспособность, придёт требовать помощь у её детей?
                - . - . –

            Екатерина.
            Ну, не всегда так бывает. Мать моей близкой подруги отказалась от алиментов, чтобы отец-пьяница  впоследствии не имел никаких претензий к дочери. Дядя Володя уехал в город к своей любовнице, там у него родился сын.
 
            Аннушка переписывалась с племянницей своего отца, поэтому была в курсе его семейной жизни. Дома о нём не говорили, это была запретная тема.

            Подруге было тридцать пять лет, как  объявился папочка. Он прислал письмо Аннушке. Тетя Маруся испугалась, вдруг надо за ним ухаживать, содержать больного человека. Она не велела дочери отвечать на это письмо. Но та не послушалась, откликнулась на приглашение приехать в гости. Дяде Володе хотелось увидеть дочь и внука Сергея.
 
            По приезду в Саратов, Анна в квартире отца застала женщину. Она думала, что  жена, но это была соседка. Она рассказала моей подруге, что жена и сын погибли в автомобильной аварии, а Владимир так  не поднялся. Не жилец он на этом свете.

            Анна пробыла в Саратове весь отпуск. Схоронила отца. Перед отъездом выяснилось, что отец завещал свою квартиру внуку, сыну Аннушки.
                - . - . –

            Кира.
            После развода, я сразу же отказалась от алиментов. Дочери было всего полтора года. Поводом послужили слова свекрови:
            - Ничего сынок, зато Галька, как вырастет, по старости будет обязана тебя  содержать.

            После отказа от алиментов, звонки и письма прекратились. И отец, и бабушка забыли о существовании девочки. За все годы даже одной конфетки не прислали. Я никогда не настраивала дочь против отца и его родителей, памятуя о том, что в жизни всякое может случиться.

            Когда в Таджикистане шла война, они даже не поинтересовались жизнью Галины.
Но она, слава Богу, осталась жива. Закончила институт, работает. Недавно была в командировке в Москве. Там, в настоящее время, проживает её отец, в двухкомнатной квартире, без жены и детей. Казалось бы, какая возможность увидеть его. Но Галине и в голову не пришло встретиться с ним. Она вычеркнула его из своей жизни. В этом она похожа на своего отца.
                - . - . –

  Любовь.
  Трудная сейчас жизнь на селе, поэтому семьи распадаются.  У меня оба ребёнка развелись. Дочь в суде от алиментов отказалась. Об этом её очень просили родители мужа. Они сказали, что от соседей стыдно, будут трепать фамилию по селу.

  Но все годы бабушка и дедушка помогали воспитывать Наташеньку и материально, и морально. Когда дочка завершала учёбу в институте, девочка жила по очереди у меня и у них.

  Сейчас Наташа выросла. Но бабушка её не забывает, хотя моя дочка давно вышла замуж и имеет ещё одного ребёнка. Наши семьи по-прежнему дружат.

  У сына другая история. Он платит алименты. Зарплата в совхозе маленькая, значит и отчисления небольшие. Но мы с мужем тоже не бросаем своего внука, покупаем одежду, помогаем собирать в школу. Однако, сноха настраивает мальчика против отца и не разрешает с ним встречаться. Мы тоже Петеньку редко видим. Эта тема для меня очень болезненная.
                - . - . –

          Виктор.
          Какие бывшие жены все белые и пушистые. Мы с женой Ниной разошлись, когда нашей дочери едва исполнилось три года. Она сразу же подала на алименты. Я согласился с её предложением, все годы с работы перечисляли их. Сейчас они составляют, где-то около шести тысяч в месяц. Оксанке пятнадцать лет.

          После развода я пытался общаться с дочерью. Добился разрешения через суд. Происходили эти свидания под бдительным присмотром моей бывшей жены и тёщи. Я не мог её пригласить в зоопарк, в цирк. Разговаривать можно было только внутри квартиры.

  Постепенно такие свидания стали редкими. Я женился, у меня родился ещё один ребёнок. Но я продолжаю помогать дочери. По возможности, кроме денег, покупаю Танюше какие-то вещи.

  Но меня удивляет позиция моей бывшей жены. Она настраивает мою дочь, о которой я продолжаю заботиться, против меня. Она из меня сделала вечного врага.

  - Я тебя всю жизнь одна воспитываю,- сказала Нина,- всю свою жизнь на тебя положила. Даже замуж не вышла. А твой папочка женился, да ещё сына осмелился родить, не обеспечив тебя. Что тебе нужно, проси у него. Пусть он тебя всем обеспечивает. А у меня денег нет.

  Это мне рассказала дочка два года назад. Вот я и покупаю по настоятельным её просьбам, всё, что она попросит. У неё уже давно имеется компьютер, сотовый телефон, фотоаппарат.

  Я не хочу, чтобы моя дочь чувствовала обделённой. Но сам при этом кое-как свожу концы с концами. Я не знаю, как это терпит моя теперешняя жена. Меня очень задевает эгоистическое отношение дочери ко мне. Я ей нужен только тогда, когда требуются деньги. И аппетиты растут с каждым годом.

  Она ни разу не поинтересовалась своим братом. Видите ли, её мама сказала, что Василёк ей не брат, так как родила его совсем другая женщина. Возможно, когда Оксанка подрастёт, сама во всём разберётся, но пока она слышит только мать. Если, что-то скажу ей не по нраву, то пропадает и долго не появляется, пока я ей сам не позвоню.

  Так и живём. В последнее время, я пришёл к такому выводу, если бы женщина после развода не препятствовала общению с ребёнком, если бы не внушала ему, что папа плохой и не любит его, то во многих случаях отношения в семьях были бы другими.
 
  Мамы и папы своих детей, вы когда-то любили друг друга. Дети плоды вашей любви. Сами-то вы разошлись, но будьте людьми, не воюйте друг с другом. Это принесёт вред вашему ребёнку.
                - . - . –


Рецензии