Наш человек

               

              А было это летом, может, а может осенью – не помню. Возможно, в пятьдесят

восьмом... Всю школу номер двадцать девять шеренгой выставили вдоль дороги... Справа,

слева стоял народ весьма достойный... Нет, никакой не забулдыжный. Цветочки дыбил в

небеса и лозунги вопил усердно навстречу движущейся лаве блестящих чёрных лимузинов...

Хотя, скорее, это были свои, отечественных марок. А я, в ту пору второклассник, совсем не

ведал о причине, пока, заклинившись глазами, не вперился в  знакомый  облик - нос

пуговкой, под ним улыбка слюнообильно призывала... О, неужели,... это ВОЖДЬ ?  ХРУЩЁВ...

с портрета... Вот ОН... Счастье... Толпа восторженно вздохнула,... а кавалькада

пролетела, цветы колёсами вдавив в асфальт проспекта 

КРАСНОЯРСКИЙ  РАБОЧИЙ...




           До девятнадцати дожил - усы уже на свет пробились, по плечи лохмы волоклись. 

Из-за чего я нарывался на неприятности везде, где стоило мне примелькаться... Начальство

и примерный люд меня шпыняли беспрестанно. Начальство сдержанно, но строго, а граждане

на всю катушку – угрозы,... взмахи кулаками... Как это странно не казалось, но был я в

должности немалой для юных и незрелых лет –

ГЛАВНЫЙ  ХУДОЖНИК  КРАЕВОГО  ТЕАТРА  КУКОЛ.




       В своё обеденное время плыву неспешною походкой, весьма рассеявши вниманье, витая

где-то в эмпиреях... Вдруг, всё вокруг перевернулось, задвигалось, запричитало... И это

всё ни что иное – толпа,... как будто под гипнозом,... помчалась, полетела, ( а-а-а! )

дома собою раздвигая,... меня как куклу протащив и придавив к перилам входа КРАЙКОМА

ПАРТИИ... И вот,... из лимузина вышел БРЕЖНЕВ... Народу смачно улыбнулся... и

двинулся к дверям Крайкома, притихшим руки пожимая... Мои немеренные космы его,

наверно, оскорбили... Скользнув по ним стеклянным оком, он руку придержал и мимо

прошествовал, смакуя даль...

Я  БЫЛ  НЕ  К  МЕСТУ  -   НЕПРИЛИЧЕН...




        Владенья Снежной королевы – Норильск, заледенелый город. Там всем гостиничным

хозяйством рукой морозной управляла жена директора театра. Директор был еврей,

конечно,... и зам,... и главный режиссёр... И я, как представитель этой «французкой»

нации, встречался театром очень дружелюбно... Меня селили в лучший номер гостиницы. Он

был двухместный. Там на одной кровати томно дремал мой дипломат с вещами, а на другой

макет к спектаклю жил в ожиданьи худсовета... Театр до дружбы был охоч. Друг друга

все загостевали, до невозможности житья... И ВОТ ОН - Я... На худсовете немного в шутку,

или  много? – « Художнику респект – он гений» - заметил главный режиссёр – « А вам

всем надобно трудиться »... Актёры пристально внимали, на ус приклеенный мотали...

 



      Уж не припомню как случилось. Кто так отважился рискнуть? Но в стенах местной

галереи (а если точным быть, на стенах) мои развесили листы. Сто монотипий и офортов,

рисунков,... частью иллюстраций на темы классики,... а часть, увы, еврейские мотивы...

      Когда-то нёс на выставком свои еврейские картины – народ смурел... и не решался

хотя бы что-нибуть сказать. Вдруг, кто-то в недрах выставкома так нерешительно заметил –

« А это  что там за сюжет?». Нашёлся сразу и знаток – «  ДА  ЭТО  ЗНАК  ИХ  СИОНИСТКИЙ,

ШЕСТИКОНЕЧНАЯ  ЗВЕЗДА »... Тут тишина всё поглотила... Но произнёс доброжелатель –
 
« ПОДУМАЙТЕ  ГДЕ  ВЫ  ЖИВЁТЕ ? »...




       ВНЯЛ  И  ПОДУМАЛ многократно...

И если на моей картине Иаков с ангелом сразился, я называл картину просто -

ИЛЛЮСТРАЦИЯ  К  РОМАНУ  ТОМАСА  МАННА  «  ИОСИФ  И  ЕГО БРАТЬЯ »...

« А  ТОМАС  МАНН, ОН  ГУМАНИСТ ? » - спросил заслуженный художник...

«  ОН КОММУНИСТ »...

« ТОГДА  Я  ЗА ! »...

 


      В Норильском заполярном царстве Культурой управляла дама, вполне достойная

Культуры (что, согласитесь, просто нонсенс, иначе это не назвать) и муж её (что тоже

странно) был (что не странно) КГБэшник, не просто так, а самый главный на том

заснеженном пространстве ( Норильск ведь пограничный город)... Мои работы просмотрел,

КАК  МУЖ  НАЧАЛЬНИЦЫ  КУЛЬТУРЫ... и... криминала не увидев, мне руку доблестно пожал...


       Норильск особая структура. Не просто город... Из него не выбраться без самолёта. Но

в праздники ( таков порядок) на самолёт билетов нет. Все кассы попросту закрыты... Сиди

в гостинице и жди... Но в жизни водятся сюрпризы... Вдруг, телефон заговорил...


         САМА  НАЧАЛЬНИЦА  КУЛЬТУРЫ  ЛЮБЕЗНО  ПРЕДЛАГАЕТ  ПОМОЩЬ  -  БИЛЕТ  НА  САМОЛЁТ

УСТРОИТЬ. Однако, маленькая просьба, я должен привести посылку любимой дочери, она одна,

без маминой заботы, живёт в квартире, в Красноярске и к празднику гостинцы ждёт...


         Успел собрать свой дипломатик... Чу, в двери нежно постучали. Явился парень

без лица ( то есть, лицо, конечно, было, но только как его запомнить? Попытка даже не к

чему), но в кожанке и с чемоданом, огромным чудищем в ремнях...



Проверив мой потёртый паспорт... и подхвативши дипломатик и чемоданище подняв,

дверь предо мною распахнул, локтём придерживая створки... и в чёрный тёплый лимузин

доставил, вежливо сутулясь. Я был немного поражён таким непрошенным почтеньем, но виду,

впрочем, не подал...
 

       И вот мы движемся по тундре... То тут, то там дымятся трубы совсем

неведомых заводов и предприятий средь снегов... И мой Харон мне объясняет, что в этих

схронах призводят. Так доверительно, что я совсем в себе засомневался... И вот он,

робко кашлянув, спросил, а что же я тут делал?... А я по правде рубанул –

« ПРИЛЕТАЛ  НА  ОТКРЫТИЕ  СВОЕЙ  ВЫСТАВКИ »...

Он глянул на меня с укором ... Мол, что своим не доверяешь?...




       Ну, наконец, аэропорт. Там пограничный пункт, конечно. Мы на пороге... и в меня

глазёнки злющие стреляют... и вопль раззявленного рта – « КУДА  ТЫ  ПРЁШЬСЯ,

ОБЕЗЬЯНА ? » - в шинели хмурой летенант навстречу грозно вырастает...


       Напомню - волосы до плеч, усы закрученные, цепи с пластиной медной на запястье...

На ней нахально на иврите моё запятнанное имя впечатано враждебной буквой... Всё это я,

своей персоной...


      «Отставить!Что ты разашёлся? ЭТО  НАШ  ЧЕЛОВЕК. ОН  ТОЛЬКО  ЧТО  ИЗ  ФРАНЦИИ » -

кожАнка чёрная сказала... и аккуратненько баул и мой несчастный дипломатик к его шинели

подвигает... Шинель завяла, как-то сдулась, засуетилась и пропала...


        На смену заступил другой, блёклобелёсый лейтенантик... Зависла пауза антракта...

Тут проводник мой потоптался и скромно попросил меня, его на праздник отпустить. Он обо

всём распорядится... Начальству только знать не надо, что отпросился он домой.

Приходиться в игру включаться, и я достойно разрешаю... Тут лейтенантик под меня помягче

стульчик подставляет... Мой паспорт бережно берёт и за билетиком летит... Ко мне

подходит рядовой, в руке тарелка, угощенье – наверно, кура, подзабыл...


        До вылета ещё есть время... Мой лейтенантик за столом от любопытства костенеет -

« А  КАКОЕ  У  ВАС  ЗВАНЬЕ ? »... На что я честно отвечаю, что  в армии я не

служил. « ПОНЯ-Я-ЯТНО » -  стынет лейтенантик... А в телевизоре как раз, как будто

сделано нарочно, из Франции вещают бойко о встрече Брежнева с французским, не помню

звать как, президентом... И вновь, от храбрасти белея, мой лейтинантик вопрошает –
 
« КАК ТАМ ВО ФРАНЦИИ ? »...

« НУ ВОТ - НАШ ВОЖДЬ ВСТРЕЧАЕТСЯ С ФРАНЦУЗСКИМ »...

« ПОНЯ-Я-ЯТНО » -  шинель встряхнулась за столом и стройно вытянулась стоя...


         Наверно, время наступило. Мой лейтинант, схвативши тару, контроль минуя и

людишек, примерно мёрзнувших в ангаре при ожидании посадки, меня проводит к самолёту...

На трапе, сдвинув проводницу, которая завозмущалась, простым и действенным слогАном –
 
« ЭТО  НАШ  ЧЕЛОВЕК », 

меня в салоне размещает... В тепле я малость разморился и придремал...



          Взбодрился, вижу - салон заполнен. Пограничник проверку паспортов проводит. Я

свой протягиваю вяло. Берёт его не раскрывая, честь отдаёт, и чётко, громко  МНЕ

ДОБРОГО  ПУТИ желает.... Все на меня воззрились жадно, связать пытаясь то, что слышат с

моим не тем, не «нашим» видом....





           Ну, приземлились. Что теперь? Теперь лишён я превосходства... Сам чемодан

пытаюсь сдвинуть, по льду асфальта волоку... Так до такси докантовал... Кряхтя до адреса

доставил... В  ТОМ  ЧЕМОДАНЕ  БЫЛА   РЫБА  -  отличный северный улов... Мне за доставку

отплатили, отсыпавши пакет немалый. Случилось полное ведро....





           На бороде осела проседь. Всем на длинну волос плевать. Иду подземным

коридором с моим товарищем нахальным. Он хочет денег на театр. Канючит их у депутатов...

Да, я в Израиле теперь... А это Кнессет... Что тут скажешь?... Зашли, как будто,

в магазин... И в магазине проверяют, вот так же сумки потрошат... Стоим у лифта...  Из

него выходит в голубой рубашке... ПРОСТОЙ  ПРЕМЬЕР  МИНИСТР – РАБИН...

Охрана за спиной пружинит натренированные плечи... Но это, вроде, не помеха...

« СКАЖИ-КА,  ПОМНИШЬ  ТЫ  МЕНЯ ? »...

« ДА,  ПОМНЮ » - отвечает РАБИН...
 
и... мне протягивает руку...


Ну, ну, ведь он меня не знает... Иврит ещё я не осилил – товаришь нагло перевёл...




                2013 год.


Рецензии
Почему-то тянет нас всех описывать ту страну, в которой мы еще когда-то... Я сам к ней возвращался в строках многократно. А у тебя проза художника, однако. И качество ГОСЗНАКА.

Александр Фильцер   02.03.2013 21:20     Заявить о нарушении
Да, Саша,почти вся наша жизнь прошла в той стране. И она стала дорогой в эту страну. После того, когда цель уже достигнута, остаётся вспоминать и любить дорогу.

Олег Фирер   02.03.2013 21:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.