Между Востоком и Западом

**

     Тема Востока и Запада, различий их мировоззрения и судьбоносности характера их противоречий обречена быть наиболее актуальной на все наступающие времена, пока не произойдет нечто, похожее на конвергенцию. Итак, каковы эти противоречия по мнению одного источника?

     Документы и свидетельства:

     Особенности "восточной" культуры в её сопоставлении с "западной"
     1. Основой письменной культуры Запада является алфавит - совокупность знаков, выражающих звуки. Для восточной культуры характерен иероглиф, фиксирующий значение.

     Для Запада характерны атомарная система алфавитного письма, анализ как основной метод распознавания звуков и дальнейший синтез значений. Самостоятельное значение, семантическую нагрузку несут отдельные части слова: корень, суффикс, приставки и т. д. Они сообщают грамматический смысл целому - слову. За словом стоит понятие - форма мышления. Образное содержание предмета в понятии фактически отсутствует, редуцировано.

     Европейские понятия, например, "человек" или "индивид" - воспринимается чисто атомарно. А вот японское понятие "НИНГЭН" (человек) означает и общественные отношения, которые устанавливаются между индивидами, и самого индивида.

     2. Употребление синонимов в Западной культуре основано на понятийном содержании слов безотносительно к графической оболочке слова. Правда, в древнескандинавской поэзии широко применялся приём звуковой аллитерации

     В восточной культуре разветвление смыслов строится по типу наглядного изображения. Здесь символ, метафора задаются графическими образными тождествами, характеризующимися иероглифическим символом. Сама оболочка понятия - не внешняя форма, а содержательная форма.

     3. В Западной культуре языку отводится роль средства выражения, трансляции смысла. В восточной культуре иероглиф не просто передаёт смысл, а содержит его в себе. Иероглиф есть единство цели (понятия) и средства (изображения).

     4. В западной культуре поэтому мыслится, возможно, несовпадение "цели" и "средств". В восточной - средства понимаются как развернувшееся содержание цели.

     5. В западной культуре на этом основано различие цели и средств, различие, противоречие между техникой, технологией и ценностями, нравственностью, личностно-эмоциональным миром человека. В восточной культуре развитие техники, технологии и нравственности, ценностей - неразрывно. Отсюда особая роль, которая отводится сохранению природы.

     6. В западной культуре наука направлена на преобразование природы, отсюда природа воспринимается как чуждая человеку сила. "Опыт" - метод науки нового времени, образован от слова "пытка". Человек "пытает" природу, добиваясь от неё насилием раскрытия тайн. В восточной культуре наука ищет тождества, единства природы и человека, природы и культуры.

     7. Для европейской культуры "понять" - значит дать повторяющийся результат, то есть "воспроизвести". Отсюда мы имеем специфический мир порождённых нашей культурой превращенных форм - и не природных, и не социальных. Например, научный язык. Для восточной культуры "понять" - значит вжиться в этот мир, ощутить свою, человеческую, сопричастность этому природному миру. Поэтому мир культуры максимально приближен к природному. Пример - "Сад камней". Характерно стремление максимально сохранить природу, в большем объёме. Например, искусство создания букетов - икебана.

     8. Для западной культуры характерен антропоцентризм, для восточной - природоцентризм. Человек - не центр, не точка отсчета, а элемент целостной системы "природа - культура".

     9. Для западной культуры характерен "вещизм", "товарный фетишизм" - "покупать, покупать, покупать", инстинкт собственника. Для восточной - "минимизация" потребностей. Например, в убранстве традиционного японского дома.

     10. Для Запада характерно признание безличностного, анонимного восприятия культуры: "все - потребители". Для восточной культуры характерен личностный характер формирования культуры: есть "Учитель".      Это объясняется тем, что языковой перевод текста совпадает с передачей смысла: здесь не нужен посредник, толкователь, комментатор. В восточной культуре сохраняется ситуация, когда без комментариев перевод теряет часть содержания. Например, "Коран" имеет семь слоёв комментариев.

     11. Внетекстовое молчание означает отсутствие смысла - в западной культуре. В восточной культуре - молчание есть способ постижения смысла.

     12. В западной культуре цель науки - истина. Она имеет практическую отдачу. В восточной - цель знания - выработка ценностей, выходящих за рамки утилитарности.

     13. В западной культуре познание и нравственность разделены. Основной вопрос науки: "истина - неистина". В восточной культуре познание - средство нравственного совершенствования. Основной вопрос - соотношение добра и зла.

     14. В западной культуре постижение всеобщего, законов - основная цель. Единичное невыразимо непосредственно в языке, в науке. В восточной культуре основное внимание уделяется индивидуальности, единичному.
Например, европейская медицина хорошо справляется с эпидемиями, с массовыми заболеваниями, но пасует при лечении психических заболеваний, при контакте с конкретным человеком, восточная медицина - наоборот, более сильна при воздействии на индивидуум, скажем, путём иглоукалывания.

      15. Отличается на Востоке и трактовка "гуманизма". Термин "гуманизм" был введён в Италии Колюччо Салютати и Леонардо Бруни. Они заимствовали его у Цицерона. В Китае Хань Юй вводит термин "ЖЭНЬ", отличая свой путь от пути до него. Но содержание этого термина ("Пути") - иное. Конфуций проповедовал любовь к человеку, Хань Юй - любовь ко всему, к миру, понятому пантеистически и одухотворённо.

     Таким образом, восточный гуманизм не был антропоцентричен. Чжан Мин-дао говорил: "Моя душа - то же, что и душа трав, деревьев, птиц, животных. Только человек рождается, приняв срединное Неба-Земли" . Таким образом, это своеобразное экологическое мировоззрение, "природоцентризм". (gumfak.ru › kult_html/uchebnik/uch06.shtml)


**

     На днях читал один интересный документ про то, как излечить Россию от бездуховности. Оказывается, во всем виноваты дети мусульман, которые с четырехлетнего возраста готовятся стать террористами и камикадзе. Судите сами. Вот та самая публикация без купюр:

   «Права, правила, законы должны быть такими, чтобы в них нуждался каждый гражданин страны. Отечественные космисты П.А. Флоренский, А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский и многие другие связывали развитие духовного достоинства человека с "жаждой космического расширения существа" (А.К. Горский).

"Рассматривая человека как МИКРОВСЕЛЕННУЮ, как единство духовных и космогонических начал, они предсказывали, как на основе СИНТЕЗА НАУК, КУЛЬТУР и ИСКУССТВ будет формироваться НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК, человек с творческим мышлением и воображением, с чувством красоты и совершенным вкусом, с развитыми формами человеческого наслаждения" (К. Маркс).

   Отечественные космисты (Горский, Сетницкий, Муравьев, Чижевский, Вернадский и др.) утверждали, что человек, располагая специфической энергией огромной мощности, должен на основе высших духовных ценностей - Любви, Свободы, Красоты, Истины, Добра и Созидания создать в соответствии с этими ценностями и НОВЫЙ МИР, И НОВЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ с ПОСТОЯННО ОБНОВЛЯЮЩИМСЯ ПРАВОСОЗНАНИЕМ и с НОВЫМ ВЫСОКИМ ЧУВСТВОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА.

   ...Невольно вспоминается, как исламские экстремисты с четырехлетнего возраста формируют будущих террористов и камикадзе...»

     Сколько словесной шелухи, сколько ссылок на светлые умы, и что в итоге? Самый обычный сионистский трюк – что бы «мы русские» не делали, всеравно мусульмане не прекратят своих черных дел.

А ведь такую стрепню в России благодушный обыватель жрет (извините за лексику) каждый день по 24 часа на всех десятках телеканалов! И совершенно не прорваться голосу совести, чтобы спросить: а разве мусульмане вот уже десятки лет калечат, растлевают ваших детей в десятках тысяч барделей, называемых ночными клубами? Разве мусульмане спаивают и сажают на наркотики ваших детей?

Разве мусульмане пропагандируют у вас гомосексуализм, однополые браки, гейпарады и прочую неслыханную грязь? Разве мусульмане реализовывают в ваших крупных городах программы по планированию семьи, где детей с шестнадцатилетнего возраста учат пользоваться презервативами?

Разве мусульмане заставляют вас заводить вместо детей собак? Разве мусульмане учат ваших детей не слушаться родителей, убегать из дома? Разве мусульмане десятками тысяч вывозят ваших девчонок зарубеж в сексуальное рабство? Разве мусульмане выстраивают ваших девчонок-подростков вдоль всех бесконечных трасс в качестве сексуалных попутчиц «плечевых» для проезжающих водителей – дальнобойщиков?

 Разве мусульмане запускают у вас все музыкальные каналы, где бегущие строчки внизу – самое настоящее психологическое оружие по совращению, откровенному растлению молодых людей с совершенно несостоявшимся сознанием?

Разве мусульмане реализуют в России программы по манипуляции сознанием людей, одновременно опустошая все недра и прочие природные богатства богатейшей страны? Разве мусульмане те олигархи и политики, которые развалили страну, ограбили ее и теперь хвастаются, что основные финансовые богатства России принадлежат их бизнесу, как это делают олигархи с двойным гражданством – российским и израильским?

     Вопросов на самом деле множество и ответы на них очевидны. Вот почему ещше апелляция к совести, к Богу так важна для простых людей, хотя бы для того, чтобы в очередной раз не рвануло, хороня под грудой бетона самых безвинных, как  всегда происходит в России во время провоцуированных смут. Ведь, как пишет поэт Губерман,

     Случайно ли во множестве столетий
     И зареве бесчисленных костров
     Еврей- участник всех на белом свете
     Чужих национальных катостроф.

     А теперь, спрося свою совесть, определите долю вины подлинных провокаторов и четырехлетних детей мусульман, которых «готовят стать террористами и камикадзе»   



  С-Х. Нунуев
  село Махкеты
  Веденский район
  Чеченская республика
  НОХЧАЛЛА ком.


Рецензии