И линией премудрой разрежу скуку глаз... Д. Плынов

Д.Плынов. Красный платок.Картон. Акрил.



О графике российского художника  Дмитрия Плынова


«И линией премудрой
разрежу скуку глаз,
как молния, как утро,
она разбудит вас!»
Б.Григорьев


 «Жизнь быстротечна, но мгновения творческого восторга, запечатлённые на бумаге или холсте, остаются существовать дальше. И это немного утешает нас, смертных художников», -  писал  известный российский  художник Николай Ларский.
В этой статье   как раз и хочу поделиться своим зрительским впечатлением от просмотра тех «мгновений творческого восторга», которые  запечатлены в графике Дмитрия Плынова, профессионального  художника, члена Международного художественного фонда, Творческого союза профессиональных художников.
 
Очевидно, искусствовед-профессионал не преминул бы оттолкнуться в подобном обзоре прежде всего  от  общих представлений об искусстве графики и ее выразительных средствах,  от исторических этапов  развития, школ и направлений. В данном случае такая  цель  не ставится.
 
Ведь, создавая свою работу, любой художник понимает, что картину будет смотреть  конкретный зритель. Не важно какой, - молодой  или пожилой, дома ли, в студии,  на выставке,  или в артгалерее в интернете. И именно с тем, какое впечатление  на него произведет  работа, ее создатель и сверяет степень своего успеха и мастерства.

Надо сказать, что живописное творчество Дмитрия Плынова очень разнообразное и емкое. Только в двух артгалереях в интернете представлено больше трехсот   картин и рисунков.  В них присутствуют многие, если не все,  жанры и техники.
Художник заявляет о себе и в живописи, и в скульптуре, и в графике.

Везде прочитывается его философия, какое-то необычайное  изящество, таящее в себе такую глубокую эстетику, которая  в одночасье не поддается анализу.
Художественный почерк  Д.Плынова  тонко  во всем, нас окружающем, улавливает  истинную гармонию и непостижимым образом передаёт её нам, зрителям.

Само количество художественных работ в разных жанрах свидетельствует о том, что энергия художника  воистину неуемна, а  его палитра - неистощима.

Однажды мое внимание привлек один его скромный графический рисунок под названием «Книга правосудия».
Мне показалось, что художник своими  различными фактурными и светотеневыми находками, соотношением света и тени, черного и белого спрашивает у меня, чего же больше в нашей жизни – зла или добра? Какая сторона нашей повседневности – светлая или темная – преобладает? Изображение  книги было расположено на краю  поверхности стола ,  и создавалось впечатление, что затемненная  ее часть вот-вот потянет вниз за собой всю фигуру целиком, но все же она продолжала держаться за стол своей светлой частью.
И я поняла, какой смысл, какая философия была заложена в это графическое  воистину действо. Мир, земля, человек, любая система выживают только силой света, и никак не наоборот. И свет требует защиты, справедливости, которых пока что недостаточно.

 И тут же была   сформулирована формула увиденного:  перед глазами ничто иное, как «смыслообразующая графика».

Вот с тех пор и вынашивалась идея написать о мировоззренческом значении графических работ Д.Плынова. Ибо, чего греха таить, порой смотришь на картину, а она не вызывает в тебе никаких эмоций, ассоциаций, мыслей, хотя технически  выполнена хорошо.
 
Плыновская графика обладает, на наш взгляд, широким диапазоном функций, создающих в своей совокупности неограниченные возможности для изображения и образного истолкования мира, выражения чувства и мысли художника.  Поэтому  основной  способ общения зрителя с  его произведениями  прежде всего индивидуально-эстетический, избирательный.

 Вот и мне захотелось познакомиться с  этим   глубоко смысловым искусством более пристально. Его  проблематика оказалась не «заковыристая», не помпезная, не  вычурная до неприличия, как это порой  наблюдается у иных молодых современных художников. Тематические циклы, темы отдельных картин  на удивление спокойные ( « Ушел…», «Работа», «Море волнуется», «Последнее тепло», «Как не крути», «Мой театр», «Мудрость», «Геометрия детства», «Камни после дождя»…), иногда даже обыденные («Мое лето», «Вид из моего окна», «Салфетка», «Пень», «Банка», «Стакан», «Ваза», «Ракушка», «Утро»…), вместе с тем, очень понятные зрителю.

Прежде всего обращает на себя внимание  сам рисунок, этот фактически бог в искусстве графики,  который  является таким же художественно-выразительным  средством, как  и цвет в живописи или пластика в скульптуре.

Достаточно посмотреть на рисунки  под названием «Мое лето-2» или «Так я отдыхаю». О чем они рассказывают? О характере и темпераменте  самого хозяина: основательный, запасливый: он и летом помнит, что  надо наколоть дров на зиму, двор чистый, а топор не просто вбит в колоду, он  вонзен в нее легко, и так  и видится, как сейчас, играючи, его подхватят рабочие руки. Простые обыденные инструменты - топор, метла… -  а в их соотношении  в пространстве передана динамика действия.
 
Здесь,  как впрочем, и в «Камнях после дождя», «Роща», «Дуб», «Натюр», «Красота столичного заката» и в других работах,  самую большую художественную выразительность  художник извлекает из сочетания двух-трех цветов: белого и черного, и цветного какого-то полутона.
 
Он пользуется  действенными возможностями линии, растушевки,  штриха, с помощью которых определяются не только границы   изображаемых предметов от окружающего их пространства, но и фокусируются особенности  разной - бумажной, картонной, деревянной, металлической -   фактуры.

Художник избирает умеренную тональность своих полотен,  неожиданную цветовую гамму («Первый цвет», «Букет роз», «Киса», «Красный платок», «Красный бант» и др.), спокойную светотень («Свет и тень», «Начало», «Элемент драпировки стен», «Портреты-1,2,3», «Прическа» и т.п.).
 
Легкая, вместе с тем, выразительная,  линия зримо видна на рисунках, но она  не раздражает взгляда. Причем, эта особенность плыновской  манеры графического письма  характерна  для всех полотен.

Практически все они  воспринимаются целостно, без резких «деформаций» общего настроения, в них прочитывается логика не только системы работы линией и штрихом, но и  сама философия рисунка, мотивация его создания.

Смотришь на любой из рисунков, и тут же напрашивается заключенный в него смысл. К примеру: на рисунке – пень, срубленный очень низко к земле с оставленной небольшой щепой коры с одной стороны. Ассоциаций много. Но первая: уничтожение леса. Не будь той щепы, восприятие было бы спокойнее, а в ней читается элемент варварства по отношению к природе.
 
Свою мудрую эстетику несет цикл рисунков «Элегантным может быть все», «Малевич тут ни при чем»», «Как не крути».

Обращает на себя внимание рисунок «Боль», в смысл  которого заложена выразительная символика. Надвое расчехленное темное дерево по стволу и в белом цвете  разными изгибами  линии зияет причина болезни, словно, звучит  тянущийся непрекращающийся  ноющий стон.

На рисунке «Мое лето 2» видим веранду, гамак, садовую  лейку, ведро, полотенце. Весь общий настрой картины напоминает нам летние заботы. Такое ощущение, что только-только хозяин закончил поливку в саду, вытер руки полотенцем и тут же завалится в гамак, чтобы отдохнуть. О том, что работа закончена, свидетельствует еще и пустое ведро. Деталь, а смысловая нагрузка в ней не второстепенная. Очень знакомой  предстает  созданная художником атмосфера летнего отдыха.
 
Чувствуется, что Д.Плынов не только демонстрирует  объекты в пространстве, но и поднимается до идеи, до мысли, до чувства, и зритель осознает, что художник любит  разнообразные формы и явления жизни, и он их  препарирует  общепринятыми   графическими  средствами (линией, штрихом, пятном; последнее бывает у него и цветным, но обязательно гармонирующим в нюансовом соотношении  с фоном); и материалами (карандашом, углем, чернилами, маркером, акварельным карандашом), а основой служит бумага или картон.

Графическому почерку Д.Плынова присущи те приемы рисования, в которых, по словам известного графика - "короля линии" Бориса Григорьева, «неоконченное возведено в принцип ради жизненного результата». ( См.: Григорьев Б.Д. «Линия»).
Вот этот жизненный результат и работает на нас, зрителей.
Впрочем, Вы можете сами убедиться, пройдя по этим  ссылкам  в артгалереи  Д.Плынова:
http://artnow.ru/ru/userinfo/0/6112.html
http://artrf.arts.in.ua/


Рецензии
Благодарю за знакомство в творчеством Дмитрия Плынова. Психолог по специальности, он - прекрасный, мыслящий и заставляющий мыслить, современный художник.
С репродукциями его разнообразных работ в интернете, познакомился.
Убедился в справедливости Вашего отношения к его оригинальному творчеству.
Всего Вам доброго,
успехов в творчестве.
Читатель

Герчиков Илья   20.01.2015 17:15     Заявить о нарушении
Илья Лазаревич, спасибо!
Да, это очень разносторонний человек. В декабре повесть Д.Плынова"Свой чужой ребёнок" была отмечена двумя литературными премиями, а по продажам в "Библио-Глобусе" в Москве держит первенство. Мне тем более приятно, что предваряет повесть моя рецензия. Заключён договор и на издание его следующей работы "Завтраки с Варварой". Это будет нЕчто, для родителей - просто находка. Уверена, что эту книгу ожидает такой же, если не больше, успех.
Ещё раз спасибо Вам за труд прочтения!
Всего самого доброго Вам!
С уважением,
Светлана.

Светлана Демченко   20.01.2015 19:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.