Бурундуковые защитники

               


  Вот уже две последние недели, несколько раз в сутки,  беспокойный голос диктора, нарушая обычный график радиопередач, «вырывался» из репродуктора и  предупреждал: «В связи с зарегистрированными случаями нападения медведя на человека просим жителей города и района воздержаться от выездов и походов в лес и в дачные посёлки». Одновременно по местному радио и в районной газете «Амурский лиман»  объявлялось о назначении городской администрацией  премии за отстрел медведя.

  Создание комиссии по ликвидации возникшей ЧС, подключение к поиску опасного хищника военнослужащих и сотрудников милиции пока не приносили желаемых результатов. Судя по тому, что «дерзкие вылазки» медведя происходили в разных частях Николаевского района, растянувшегося более чем на двести километров с севера на юг, среди местных жителей складывалось мнение, что «бесчинствует» не один зверь. К сожалению, среди людей было двое погибших: грибник, отправившийся на тихую охоту в район речки Каморы и геолог, совершающий маршрут у села Красное.

  Эти тревожные события выпали на тот период, когда я находился в очередном отпуске, который первоначально планировал использовать для рыбалки на таёжных речках. Конечно, если бы я считал себя настолько опытным в медвежьих охотах, чтобы отправится на поиски зверя, переступившего запретную черту во взаимоотношениях с человеком, то непременно это сделал бы. Имея ружьё, я бы рискнул бы в том случае, если бы не знал, что есть люди гораздо лучше меня разбирающиеся в этом деле и имеющие практический опыт подобных охот. Поэтому, не имея должного умения, с нетерпением ждал, когда зверя настигнет справедливое возмездие от пули выпущенной верной рукой таёжного следопыта.

  Однако это вынужденное ожидание затягивалось, и я, несмотря ни на что, стал продумывать на какую из речек отправится на рыбалку. Масла в огонь подлил Саня Акимов, заглянувший ко мне вечером и испытывающий те же устремления что и я.

    - Надо порыбалить. Медведя, может быть, всё лето будут искать. Что ж теперь дома безвылазно сидеть? – предложил товарищ.

    -  А если пересекутся наши тропы с медвежьей? Как будем отбиваться?– высказал я свои опасения товарищу.

    - Ничего, я верное средство знаю, косолапый нас за версту обойдёт, - уверенно заявил товарищ.

    - Ты чего опять придумал? – спросил я, зная, что Александр горазд на различные хитроумные выдумки, которые, надо признать, иной раз были очень полезны для таёжника, но порой, то ли из-за недоработок, то ли по другим причинам не всегда срабатывали.

    - И ничего я не придумал, - сделав обиженный вид, забурчал товарищ. - Вот вы ходите в лесу и ничего не видите, ничего не замечаете…

    Добившись, что я заинтересовано буду слушать раскрытия его нового секрета, Саня первым делом спросил:

     - Вот ты с медведями часто в лесу сталкиваешься?

     - Да почти каждый год, а бывает, несколько раз за сезон

     - У меня раньше тоже так было, а последние пять лет ни разу! Вот скажи, ты когда со мной выбирался на рыбалку, видел когда-нибудь медведя?

     - Да вроде нет, - действительно не вспомнив подобных случаев во время совместной рыбалки, ответил я.

     - Вот! Теперь понял?– подвёл итог Александр.

     - Чего понял? Чего медведь  боится то? – нетерпеливо спросил я.

     - Понятное дело, чего. Дихлофоса! – сделав ударение на последнее слово, ответил товарищ.

     - Чего, чего? – ещё не веря в услышанное, переспросил компаньона.

     - Дихлофоса. Я им последнее время в лесу брызгаюсь. Медведь его больше смерти боится, на дальних расстояниях чует и уходит, - спокойно, без капли сомнения заявил Саня.
   Вот действительно курьёзное и серьёзное рядом. Я, конечно, в такие открытия товарища не очень верю. Но зная, что Саша говорит «на полном серьёзе», не смог удержаться от ехидного предположения:

      - Если фирма по выпуску дихлофоса узнает о твоём открытии, то на флаконе с аэрозолью напишет: «средство от летающих  насекомых и медведей», а тебе премию даст!

      - Не хочеш,ь не верь. Это твоё дело. Но у меня ещё кое-что от медведей имеется, - немного насупился товарищ, не став обременять меня подробностями о принципе действия и возможностях  других своих открытий…

    Ну что ж, рыбалка так рыбалка! На следующее утро мы решили отправиться в верховье небольшой горной речки Лича. Теперь, кроме удочки я взял в поход ружьё ТОЗ -34, «вертикалку», и патронташ с несколькими патронами, снаряжёнными пулями.

  Перейдя вброд ближайшую к Николаевску-на-Амуре речку Камору возле городского водозабора и пройдя дачный посёлок Толкачёвку, взяли направление на север. Сразу после захода в лес Саня побрызгался дихлофосом. На всякий случай, под «понимающий» Акимовский взгляд нанёс «антимедвежью» аэрозоль на одежду и я. Выйдя примерно в 7-8 километрах от города к небольшой таёжной речке Лича, по известной нам тропе направились к её истокам.
 
  Тропа уткнулась в речку на перекате, возле медвежьего «огорода». Несколько лет подряд косолапый в начале лета, пока ещё в горные реки не зашёл лосось, а на лесных опушках не налилась сладким нектаром черника и голубица, «взлохмачивал» этот участок тайги, выкапывая сладкие корешки произрастающего в изобилии здесь борщевика.

  С местным косолапым мне уже приходилось встречаться. Пару раз была «очная ставка», но в основном косолапый на глаза старался не попадаться. В целом до сих пор он вёл себя миролюбиво и в мои дела не вмешивался, если не считать случая, когда он поел мою рыбу, которую я не осмотрительно оставил для хранения в воде. Да дачники с Толкачёвки жаловались, что местный мишка берёт дань с дачных участков: совершает по ночам набеги, «лопатит» морковные грядки и заламывает кусты со спелой смородиной.
 
  Здешний косолапый по размерам был небольшой, и скоро мы встретили отпечатки его лап. Но всё-таки медведь есть медведь. И что у него нынче на уме? Надо признать наши нервы были напряжены. Пару раз я беспричинно сильно вздрагивал - от шумного хлопанья крыльев, поднятого недалеко от тропы, разлетевшегося в разные стороны выводка рябчиков и от прыгнувшей прямо под ноги серо-зелёной лягушки…

  Но когда мы приступили к рыбалке, всё изменилось. Вознаграждая наш риск, хорошо ловились хариус и мальма. Медвежьи следы пропали, и мы забыли обо всём на свете, кроме рыбалки. Хариус шёл на «мокрые» разноцветные мушки. Мальма же предпочитала комбинацию из насаженной на крючок искусственной и подваренной лососёвой икры. Попадались и небольшие 600 – 700 граммовые ленки. Хариус брал резко, не предупреждая, но если прозевать с подсечкой - слегка «наколовшись» на крючок и раскусив рыбацкую хитрость, тут же отпускал «мушку». Хариус на каждом новом месте реки обычно брал первый. Ленок и мальма в отличие от хариуса не торопились, редко атаковали насадку первыми, при подходе первоначально немного «играли» поплавком

  При переходе к следующему речному омуту на левом берегу  вновь встретились, теперь уже с более крупными, медвежьими следами. Саня обнаружил ещё одно до этого державшееся в секрете «противомедвежье средство». Достав «милицейский» свисток, закреплённый на тесёмочке, компаньон навесил его на грудь и, прежде чем идти дальше, предупредительно свистел.
 
  - Это на тот случай, если ветер буде в нашу сторону, и медведь не учует дихлофоса, - объяснил товарищ.

Я же больше надеялся на ружьё, которое  теперь носил в собранном виде.

  У старой пихты, наклонившей серый с гладкой корой ствол к сердито клокочущему перекату, в ответ на булькающую грубую трель искусственного свистка мы услышали более тонкий ответ лестного обитателя.
 
  Маленький коричневый бурундук, украшенный продольными тёмными полосами, сидел на дереве, и пока мы подходили, ещё несколько раз свистнул. Это было нехарактерно для полосатого грызуна. Обычно, если бурундука застать врасплох, издав один свист, он пытаются спрятаться или, замерев на дереве, выжидает, что дальше будет делать человек.

  Этот же бурундук не спешил укрыться от приближающихся людей, казался растерянным и будто жаловался нам. Причина такого поведения зверька вскоре стала понятна: под самым деревом, где сидел бурундук, на небольшой возвышенности  находилась старая, полая внутри валежина. Ранее бурундук устроил в нёй гнездо и кладовую на зиму. Сейчас валежина была разломлена, и от былых запасов осталось лишь полгорстки семян сухих диких трав.

  Обидчик полосатого зверька вскоре был нами установлен. От домика бурундука к реке шёл медвежий след. След был свежий: отпечаток медвежьей лапы, оставленный на мелководье, ещё не успело замыть песком. Зверь был тут совсем недавно.
 
  Что за медведь? Какие у него намерения? Я снял ружьё с предохранителя и осматривал местность на другом берегу, пытаясь предугадать поведение зверя. Вдруг со стороны, где стоял товарищ, раздался выстрел, а в след за ним треск ломающихся сучьев и веток уходившего в таёжный массив крупного зверя. Я готов был, если нужно, повторить выстрел. И только позднее, когда шум на другом берегу окончательно стих, меня осенило, ведь у Александра нет ружья!

   - Ты из чего стрелял? – недоумённо спросил я.

   - «Корсар – 2», - довольно заявил Саня, показав мне коробку с обычно применяемыми на новогодние праздники хлопушками.

    Мы поделились с бурундуком хлебом. «Полосатик» поосторожничал немного, но всё-таки принял гостинец.

   - Ты давай не раскисай, ещё время есть можно новую избушку замастрячить и запасы на зиму сделать, - посоветовал Саня зверюшке.

   Словно поняв моего товарища, бурундук пробежал по дереву и, спустившись на землю скрылся в траве.

    То ли «опьяненные победой» над медведем, то ли поднявшись по «лестнице смелости» на одну, очень невысокую, ступеньку вверх, возвращались мы домой уже не испытывая былых страхов и не прислушиваясь к каждому лесному шороху.
 
  Саня принялся расспрашивать о боевых качествах моего ружья, а когда мы уже подходили к Толкачёвке, неожиданно смело предложил:
 
    - Может, рванём за медведем?!
 
   -…Ага… - не сразу нашёлся я, но всё-таки парировал  предложение товарища: - С твоими хлопушками и дихлофосом!
 
Чтобы не порождать новые предложения товарища, я перевесив своё ружьё на другое, дальнее от Саниных глаз, плечо, и мы зашагали дальше…

  (Одного медведя, шастающего в окрестностях села Красное, добыл охотник-нивх. Останки зверя отправили на экспертизу в краевой центр, но однозначного мнения по составу крови зверя эксперты не дали… Однако осенью и в следующем году случаев нападения медведя на человека в Николаевском районе отмечено не было.)
   


Рецензии
А ведь, помогли вам дихлофос и хлопушка! Надо взять на заметку )))
Спасибо за интересный рассказ.
С уважением,

Ирина Зурабова   09.01.2021 14:31     Заявить о нарушении
Ирина, спасибо за отзыв! Медведь становится всё более агрессивным в наших краях,в нескольких стычках был на грани провала. Добавлю к средствам от медведя, кроме дихлофоса и хлопушки, идёшь по лесу без ружья - шуми, свисти, покрикивай - не допусти случайной встречи, медведица услышит - уведёт медвежат,и миролюбиво настроенный мишка не покажется на глаза... От медведя же идущего буром, не отступай,стучи погромче, рычи в ответ, мотай курткой над головой,подпрыгивай, покажи, что лёгкая добыча его не ждёт. Даже, по обстоятельствам, замешкался хищник-заменжевался, можно на пару шагов ему на встречу дёрнуться(но здесь нужен определённый опыт "общения" со зверем). Всех советчиков, кто рекомендует упасть и затаиться, обнюхает, мол,косолапый, сам уйдёт, гоните взашей, они ни капли в этом деле не смыслят, где эти выжившие, после такой "глухой" обороны... С уважением,

Юрий Жекотов   10.01.2021 12:13   Заявить о нарушении
Спасибо за советы, Юрий. Мы грибники не застрахованы от встречи с косолапым...
Удачи Вам,

Ирина Зурабова   10.01.2021 14:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.