Джорджоне

Автопортрет, 1500-1510

Джорджо Барбарелли, прозванный Джорджоне, родился в Кастельфранко между 1476 и 1478 г.  Происходил он из простой ремесленной семьи и воспитывался в Венеции, где, по словам Вазари, «неизменно предавался любовным утехам, а также услаждался игрой на лютне столь усердно и со столь удивительным искусством, что его игра и пение почитались в то время  божественными…» Но главной страстью Джорджоне была живопись, основы которой он постигал под руководством известного венецианского художника  Джованни Беллини. «Он посвятил себя рисунку, - продолжает биограф, -  и находил в нем великое удовлетворение, да и природа настолько ему в том благоприятствовала, что, влюбленный в прекрасные  ее создания, он никогда не желал работать над  чем-либо иначе, как воспроизводя это с натуры».

Действительно, рисунку Джорджоне свойственна редкая плавность линий, а его чувство колорита было просто поразительно. Еще в молодости художнику удалось увидеть несколько  произведений руки Леонардо, в манере сфумато. Манера эта настолько ему понравилась, что он потом постоянно ей следовал. Вазари пишет: «Природа наделила его талантом столь легким и счастливым…, что многие из тогдашних лучших мастеров признавали в нем художника, рожденного для того, чтобы вдохнуть жизни в фигуры и передать свежесть живого тела в большей степени, чем кто-либо из живописцев не только в Венеции, но и повсеместно». 

Вместе с тем отмечают влияние на Джорджоне североевропейского искусства, в особенности гравюр Дюрера, которые пробудило в нем вкус к детали. Деталь стала  важным элементом пейзажей Джорджоне, полностью растворенным в магической красоте колорита.

Одухотворенную, таинственную атмосферу произведений Джорджоне усиливает особый характер его героев (они редко встречаются глазами со зрителем, в большинстве случаев их взор потуплен или устремлен в сторону), сам выбор которых был необычаен и оригинален. Наряду с портретами и картинами, навеянными античными сюжетами, он писал особого рода аллегорические композиции без ясно выраженного сюжета, но со сложной смысловой  взаимосвязью действующих лиц. Традиционные для эпохи Ренессанса библейские и христианские темы интересовали его гораздо меньше.  Кроме того, Джорджоне был первым европейским художником, который сообщил решающую роль в картине пейзажу. В его творениях пейзаж всегда самым непосредственным образом связан с душевными чувствами героев (http://proza.ru/2013/02/05/399), (http://proza.ru/2013/02/05/401), (http://proza.ru/2013/02/05/406).
 
Умер художник внезапно, в 1510 г., после того, как заразился чумой. Не смотря на то, что творческая деятельность Джорджоне была совсем непродолжительной, он оказал огромное воздействие на венецианскую живопись. После него осталось несколько талантливых учеников, величайшим из которых по праву считается Тициан.

Ренессанс http://proza.ru/2023/01/19/241


Рецензии