16. Почему Шостакович стоит

На фотографии бюст Дмитрия Шостаковича, вылепленный Эрнстом Неизвестным. Таким он увидел его в этом эпизоде.


Скульптор Эрнст Неизвестный вспоминает:

«Вот что произошло на одном из  идеологических совещаний, куда нас всех Хрущев таскал – это было или в Кремле, или у него на даче. Но, тот эпизод произошел именно в Кремле.

Меня, кстати, удивляет, что никого из тех, кто писал о том событии в своих воспоминаниях, почему-то это не резануло. Ни Ромм, ни Солженицын не упоминают об этом вовсе. Меня же происшедшее резануло чудовищно.

Хрущев закричал:
– Эй, Вы там, в очках, встаньте! - и вдруг поднялся Шостакович.
Ильичев наклоняется к Хрущеву и шепчет ему на ухо, (видимо, поднялся не тот, кого Хрущев хотел поднять, я не знаю до сих пор). Хрущев кричит Шостаковичу:
– Да не Вы! А вот Вы! - и указывает на кого-то другого.
Шостаковичу:
– А Вы садитесь!

Дмитрий Дмитриевич же словно не слышит. Он стоит. Ему со всех сторон говорят:
– Садитесь!

Он стоит. Но не просто стоит, он – простите меня! – стоит на полусогнутых ногах и… дрожит!

Простите, но мой бюст [Шостаковича] – об ЭТОМ.

У него уже трясутся руки.

Хрущев выходит из себя:
– Не Вы, а Вы!!!

Шостаковича тянут вниз друзья или просто рядом сидящие, а он не садится!

Я не хочу называть фамилии – со мной рядом сидел один очень видный человек. Я спрашиваю его:
– Что же происходит? Почему Шостакович стоит!!??
И он с такой презрительной, холодной улыбочкой отвечает:
– Он привык стоять.
В конце концов, Дмитрия Дмитриевича просто силой усадили в кресло.

– Для меня то был огромной силы трагический эпизод», – вспоминает Эрнст Неизвестный.

Продолжение следует: [http://www.proza.ru/2013/02/05/443]


Рецензии