В тумане

В ТУМАНЕ
ИНТ. КВАРТИРА ЕЖИКА - ВЕЧЕР
Квартира с высокими потолками (такие выдавали чиновникам за хорошую службу). Гостиная, обставленная тяжеловесной, старомодной мебелью. Свет выключен. Огромный диван отодвинут. ЕЖИК, худой молодой человек лет девятнадцати, сидит в ковре, подвернутом наподобие шалаша, скрестив ноги. Он закутан в толстое одеяло. Он сидит перед небольшим костром, который горит в большой железной кастрюле с ручками. ЕЖИК подкидывает в костер какие-то бумажки. Мы видим одну - это счет за электричество. Внезапно раздается звонок. ЕЖИК вздыхает и вылезает из ковра. В следующую секунду в комнату вместе с ЕЖИКОМ вваливаются МЕДВЕДЬ и ОСЕЛ, его одногодки.
МЕДВЕДЬ
Ну брат... Ничего себе!
ЕЖИК (мрачно)
Я бы поставил чаю, но мне газ на той неделе отключили.
МЕДВЕДЬ
Мы с Ослом принесли для сугреву. Вот! (достает из пакета бутылку водки)
ЕЖИК
Плохо она согревает...
МЕДВЕДЬ
Вы посмотрите на него! Дуется! Обижается, что мы долго не приходили - да, Осел?
ОСЕЛ ухмыляется.
ЕЖИК
Ерунда. Сейчас закусить сварганю. У меня там немного пиццы осталось и сандвичи. Надо съесть, а то испортится. Холодильник должен скоро отключиться, я уже три месяца за электричество не плачу.
Там же - КУХНЯ
ЕЖИК возится на кухне. МЕДВЕДЬ сидит, развалившись, и курит. ОСЕЛ сидит, подперев щеку рукой.
МЕДВЕДЬ
Вообще они не должны были тебе газ отключать - это незаконно. И электричество только после шести месяцев можно.
ЕЖИК
Правда? Я не знал.
МЕДВЕДЬ
Друг, в практических вопросах ты абсолютный профан. Точь-в-точь, как Осел.
ОСЕЛ ухмыляется.
ЕЖИК
Мои родители того же мнения. Но кого это теперь волнует?
ОСЕЛ
Бросил учебу?
ЕЖИК (протягивая ему кусок пиццы, засовывая в рот свой кусок)
Денег нет.
МЕДВЕДЬ (тоже берет кусок)
Это потому что его папочка больше не финансирует. А без папочки мы не можем. Вот бери пример с меня: зарабатываю самостоятельно, ни от кого не завишу. Стабильный бизнес. Учитесь, ребята!
ЕЖИК (закатывает глаза)
Тоже мне бизнес - траву продавать.
Там же - ГОСТИНАЯ. ЕЖИК, МЕДВЕДЬ и ОСЕЛ сидят у костерка, горящего в кастрюле. МЕДВЕДЬ дымит и разглагольствует, протягивая ЕЖИКУ сигаретку.
МЕДВЕДЬ
А ты не умничай - попробуй без бабок поумничать. У нас бизнес с репутацией - никого на деньги не кидаем, не травим. А незаконно все это только из-за вечной российской отсталости, все понятно. У кого голова варит - те устраиваются, как я. А остальные - вроде Осла - тянут лямку, но и тем довольны. Да, Осел?
ОСЕЛ ухмыляется.
ЕЖИК делает затяжку.
Неплохо.
МЕДВЕДЬ (довольно крякает)
А то.
ЕЖИК
Где же деньги взять?!
МЕДВЕДЬ
Ты же вроде говорил, что у тебя двоюродный брат в банке работает - вот к нему и обратись.
ЕЖИК (у него слегка закружилась голова и МЕДВЕДЬ с ОСЛОМ в его глазах начинают приобретать довольно причудливые формы)
Неплохая идея... Я просто слегка утратил ориентиры - вот что... Я сейчас... в тупике... Нужно что-то...
МЕДВЕДЬ (подмигивает ОСЛУ, делая глазами в сторону ЕЖИКА)
Ладно, брат, не будем о грустном. Как там твоя любовь поживает?
ЕЖИК (бормочет)
Вот-вот, говнюк мой брат. Он к ней подкатывал.
МЕДВЕДЬ
Ну правильно - вот что у тебя за отношение? Начитался этих книжек... Для тебя все женщины - одни сплошные Бротичелли... А к женщине по-другому надо.
КОГДА МЕДВЕДЬ ПРОИЗНОСИТ ЭТУ РЕПЛИКУ, ПЕРЕД ГЛАЗАМИ ЕЖИКА ВОЗНИКАЕТ СЛЕДУЮЩИЙ ОБРАЗ: ТОНКОСТАННЫЕ ДЕВУШКИ, ОДЕТЫЕ НИМФАМИ, ВОДЯТ ХОРОВОД, НА ПЕРВЫЙ ПЛАН ВЫСТУПАЕТ ОДНА - В ВЕНКЕ.
ЕЖИК (окончательно теряет ориентиры)
Во-первых, не Бротичелли, а Боттичелли... А во-вторых, я тебе сейчас докажу, что ты не прав... Вот сейчас... Наклоняется к МЕДВЕДЮ и падает лицом вниз. МЕДВЕДЬ смеется. В этот момент все в буквальном смысле заволакивает туманом.
ИНТ. Неопределенное пространство - ВЕЧЕР. ЕЖИК бродит в ТУМАНЕ, пытаясь рассмотреть хоть что-нибудь, но не видно ничего. ЗВУКОВОЙ ФОН – СНЕЖНАЯ БУРЯ. ЕЖИК какое-то время бредет, как слепой, пока из тумана ему не подмигивает огонек - как будто бы фонаря. Он идет на огонек и обнаруживает дверь. Она полуоткрыта и из нее льется свет. ЕЖИК туда заходит.
ДВЕРЬ ОТКРЫВАЕТСЯ КАК БУДТО С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, НО МЫ УЖЕ В ДРУГОЙ КВАРТИРЕ. ЗАХОДИТ МАЛЬЧИК ЛЕТ ДЕСЯТИ. ОН ЧЕМ-ТО НАПУГАН И СЛОВНО ИЩЕТ, ГДЕ БЫ ЕМУ СПРЯТАТЬСЯ. НАКОНЕЦ, ОН ЛОЖИТСЯ НА КРОВАТЬ, НАТЯГИВАЕТ НА СЕБЯ ОДЕЯЛО И СТАРАЕТСЯ ПРИТВОРИТЬСЯ, ЧТО ПОД ОДЕЯЛОМ НИКОГО НЕТ.
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
Ежик, ежик, где ты? Бабушка приехала! Ежик!
НАКОНЕЦ, дверь открывается и в комнату заходит женщина, похожая на ЕЖИКА. Она сразу понимает, что мальчик спрятался под одеялом, улыбается, поднимает краешек одеяла и щекочет ЕЖИКУ пятки.
ЕЖИК
Отстань, мам! Я не пойду... Я не хочу... Я ненавижу ее...
МАМА (оставляет его пятки в покое, грустно)
У бабушки непростой характер. Она слабый человек. Сколько ей осталось?... Если бы ты был взрослым, ответственным мужчиной...
ЕЖИК (вылезая из-под одеяла)
Как лорд Гленарван и капитан Джон Манглс?
МАМА
Да-да, как они.
ЕЖИК (задумчиво)
Правда, в книге ничего сказано про их бабушек...
(покорно)
Ладно, я понял... Пойдем.
Там же - КУХНЯ - ВЕЧЕР
БАБУШКА сидит за столом. Это статная, полная старуха лет 70-и, глядящая по-королевски сурово. Она сидит на стуле, как на троне.
БАБУШКА (входящей МАМЕ)
Марина, что у вас стряслось?
МАМА
Ничего, все в порядке, мама...
БАБУШКА
Ну как же в порядке. Муж неизвестно где ходит, ребенок прячется... Ужином даже и не пахнет.
МАМА (нервно)
У меня все под контролем, мама.
БАБУШКА (желчно)
Под контролем, под контролем... Одна и та же песня. А я все вижу. Некому взять в свои руки. Все за тебя всю жизнь делала. Ничего без меня не можете. Где твой муж?
МАМА (в глазах блестят слезы)
Зарабатывает деньги.
БАБУШКА
Все сейчас только и делают, что зарабатывают. Не удивила. (после паузы). Он тебя не уважает, Марина.
МАРИНА
Мама...
БАБУШКА
... И я его понимаю. Мямлю такую кто будет уважать? Недотепу? И этого таким же воспитываешь (обращаясь к ЕЖИКУ, который только что зашел на кухню). Вот чего ты стоишь? Мечтает! А выражение-то какое дурацкое на морде! Мечтает! Ну-ка быстро сделай мне бутерброд! Живей! (смахивая крошки со стола) А то ужина не дождешься же.
МАМА (после паузы, отвернувшись к окну)
Хватит вмешиваться в нашу жизнь. (нервно) Хва-тит! У самой не сложилась, вот теперь и вмешиваешься (всхлипывает) в нашу! Хочешь... меня... достать... как папу! Хотела, чтобы он идеальным был! А он не был! Ты никогда его не любила! И первого мужа твоего не Сталин угробил, а ты! Ты, ты, ты! (рыдает)
БАБУШКА ТАК РЕЗКО ВСТАЕТ ИЗ-ЗА СТОЛА, что стул падает.
БАБУШКА (громко)
Он сам виноват! Слышала? САМ! Кто его воровать просил? И правильно, что его расстреляли, правильно! Нечего! Это чтоб таким, как твой муженек, неповадно было!
ВЫКРИКИВАЯ ВСЕ ЭТО, бабушка стремительно влетает в прихожую и начинает одеваться.
МАМА
(плача)
Куда ты! Ну куда ты!
БАБУШКА (уже на пороге, обернувшись)
Не волнуйся, Марина. Мальчик на следующей неделе пусть приходит.
(ХЛОПАЕТ ДВЕРЬЮ)
КАМЕРУ ПЕРЕВОДЯТ НА ЛИЦО МАРИНЫ, ЗАЛИТОЕ СЛЕЗАМИ, а потом - на лицо растерянного мальчика. FADE IN
ИНТ. КВАРТИРА из ПЕРВОЙ СЦЕНЫ - ВЕЧЕР.
Ночь. Мальчик ЕЖИК выуживает еду из холодильника. Внезапно он слышит шум - как будто кто-то громко бормочет. ЕЖИК выходит, крадется по темной прихожей к двери в бабушкину спальню. Она приоткрыта. ЕЖИК заглядывает в щелку.
БАБУШКА сидит в ночной рубашке на кровати и разговаривает сама с собой.
БАБУШКА
Что ты лезешь, черт старый? Ишь чего захотел. И друзей своих не приводи. Мне чертей больше не надо. Фуууу, мерзкая морда! (отмахивается от чего-то)
БАБУШКА встает, подходит к шкафу, заглядывает в него.
БАБУШКА
Выметайся, выметайся!!! И что вы все лезете ко мне, чего вам всем от меня надо?
(садится на кровать, прячет лицо в ладонях и начинает размеренно качаться, как маятник, который непрерывно удивляется тому, что его вынули из часов).
ЕЖИК вбегает в комнату.
ЕЖИК
Бабушка, что с тобой? Что мне делать? Бабушка!
БАБУШКА (не замечает его)
Попрятались... И откуда вы все лезете? Лезут и лезут...
ЕЖИК (в отчаянии)
Бабушка, слышишь меня? Что с тобой?
Наконец, БАБУШКА поднимает невидящие глаза на ЕЖИКА. На нее как будто снисходит озарение. Она встает, берет ЕЖИКА за ухо и вышвыривает из комнаты. Дверь захлопывается. Потрясенный ЕЖИК еще какое-то время стоит и смотрит на дверь.
Снова все заволакивает туманом.
ЭКСТ. УЛИЦА. Туман и дождь. Мы заглядываем в окно старого деревенского или дачного дома. Посреди комнаты стоит гроб. Камера въезжает в окно, проскальзывает мимо гроба и спин стоящих вокруг, пока не останавливается на лице ЕЖИКА - он отвернулся от гроба с выражением грусти. Ему 16 лет. ЕЖИК держит в руках свечку. Кто-то монотонно читает псалмы. ЕЖИК все время следит за свечой - воск сползает ему на пальцы и капает в гроб. Он пытается исправить положение, при этом оставаясь максимально неподвижным. Но делается только хуже: свеча ломается и ее половина падает в гроб. ЕЖИК оглядывается, но, кажется, никто не обращает внимания.
УЛИЦА - ЕЖИК выходит на крыльцо, достает сигарету и начинает курить.
На крыльцо выходит МАМА. ЕЖИК тут же выкидывает сигарету в лужу.
МАМА
Не старайся. Я все видела.
ЕЖИК
Отцу не скажешь?
МАМА качает головой.
ЕЖИК
Почему он не приехал?
МАМА
Он очень занят сейчас, никак не мог вырваться.
ЕЖИК (усмехаясь)
Так занят, что не может приехать на похороны тещи? Он просто деревню не любит. И твоих родственников.
МАМА
Как ты можешь так говорить?
ЕЖИК достает другую сигарету и протягивает ей. Она с укором смотрит на него, но сигарету принимает. Она курит.
ЕЖИК
И с чего ей вдруг вздумалось уехать в деревню? Она же все время жила в городе, а тут все давно развалилось.
МАМА
Хотела вернуться в отчий дом... Она здесь выросла. Значит, чувствовала...
ЕЖИК пожимает плечами. Их заволакивает туманом.
Туман рассеивается на КУХНЕ в КВАРТИРЕ родителей ЕЖИКА.
ЕЖИКУ - 18. Он стоит рядом со столом. За столом сидит его отец, но его лица мы не видим - только кисть руки.
ГОЛОС
Посмотри на своего брата. А ты... Сейчас не время витать. Ты кончишь плохо, попомни мое слово.
ЕЖИК (твердо)
Я уезжаю.
ГОЛОС
Куда?
ЕЖИК
К бабушке. Она мне квартиру завещала.
ГОЛОС
А деньги ты откуда будешь брать?
ЕЖИК
Заработаю.
ГОЛОС
Заработаешь. А кто учебу будет оплачивать?
ЕЖИК
Я же все равно решил бросить, помнишь?
ГОЛОС
Значит, учиться не будешь? Ах да, работа. И что ты будешь делать? Ты?
(рука сжимается в кулак, костяшки белеют)
Хочешь стать как эти родственнички твоей матери?
ЕЖИК (с вызовом)
А что с ними не так?
ГОЛОС
Твоя бабка умерла от белой горячки!
ЕЖИК
О твоих родителях мы никогда не говорили.
ГОЛОС
Замолчи. Подумай о матери.
ЕЖИК
Мы с ней разговаривали (вспоминает)
СЦЕНА НА УЛИЦЕ.
ЕЖИК
Мам, мне надо с тобой поговорить...
МАМА
Ты какой-то бледный.
ЕЖИК
Мам...
МАМА
Господи, да что это у тебя такое?
ЕЖИК
Что?
МАМА
Штаны!
ЕЖИК опускает глаза.
ЧТО?
МАМА
ВОТ!
ЕЖИК
Ерунда!
МАМА
Пойдем!
СЦЕНА В МАГАЗИНЕ: МАТЬ ОДЕРЖИМА ПРОЦЕССОМ ПОКУПКИ. ОНА настаивает на том, чтобы купить брендовую вещь и никакую другую. Наконец, она покупает ему что-то очень дорогое и еще что-то.
СНОВА НА КУХНЕ.
ЕЖИК
... все разговоры у нас теперь заканчиваются так. Она что-нибудь покупает, а потом говорит, что устала, и уезжает.
ГОЛОС (разжимает кулак)
Делай, что хочешь. Безнадежно. Бесполезно.
СЦЕНУ заволакивает туманом. Ревет снежная буря. ЕЖИК бежит в снежную бурю.
ЕЖИК звонит по домофону.
ЕЖИК
Узнаешь? Это твой брат.
СЦЕНА В КОМНАТЕ БРАТА. БРАТ - высокий, красивый молодой человек лет двадцати трех, одетый городским франтом.
ЕЖИК ждет брата в комнате. Он нервничает. Рассматривает корешки книг. Но обнаруживает книги исключительно такого свойства: Банковское дело, Как заработать первый миллион, Банковский менеджмент.
БРАТ (влетая в комнату)
Значит, нужна моя помощь?
ЕЖИК
Ты совсем ничего не читаешь, да? Совсем?
БРАТ
Что нужно - то и читаю.
ЕЖИК
Деловой подход.
БРАТ
Да. А ты даже не в состоянии себя прокормить. Все ждешь, пока мамочка и папочка в рот положат и разжуют.
ЕЖИК
Ты поможешь мне с работой?
БРАТ
В банк недоучек не берут. Могу уборщиком устроить.
ЕЖИК
(оскалившись) Денег одолжи. Немного. Хочу сделать любимой девушке подарок.
БРАТ
Любимой девушке? Не той ли?
ЕЖИК
А если и той?
БРАТ
Да пожалуйста. Только вот она... моя девушка.
ЕЖИК
КАК?
БРАТ
А так. Конкуренция. Побеждает сильнейший. Ты - официальный лузер. Дядя всегда говорил, что у тебя плохие гены.
РАЗДАЕТСЯ ЗВОНОК В ДВЕРЬ
ЕЖИК вздрагивает.
ЕЖИК
Кто это?!
БРАТ
Не твое дело. (достает деньги, сует деньги ЕЖИКУ). Иди-иди. Можешь не возвращать.
ЕЖИК (нервно)
Скажи мне, кто это, я хочу знать.
Звонок трезвонит. не переставая.
ЕЖИК
Это она?
БРАТ
А если и она? Уходи.
ЕЖИК
Я не пойду... Я остаюсь здесь.
БРАТ бежит открывать. ЕЖИК залезает под огромный стол в гостиной и обхватывает колени руками.
Дальше он наблюдает сцену: БРАТ целуется с той самой девушкой (см. девушка в венке), потом начинает расстегивать ей блузку. В кадре: пара любовников и ЕЖИК ПОД СТОЛОМ. После этого мы видим только изменяющееся лицо ЕЖИКА: отчаяние, ужас, гнев, отвращение. Наконец, он издает протяжный стон и, вынырнув из-под стола, зарывшись в ладони, убегает из квартиры БРАТА.
ЭКСТ. УЛИЦА. ПЛАЧУЩИЙ ЕЖИК БЕЖИТ ПО УЛИЦЕ. ФОНАРИ В ЕГО ЗАЛИТЫХ СЛЕЗАМИ ГЛАЗАХ СЛИВАЮТСЯ В СВЕТЯЩИЕСЯ ПЯТНА, ПОХОЖИЕ НА ЗВЕЗДЫ. ПОСЛЕ ДОЛГОГО БЕГА ОН ОСТАНАВЛИВАЕТСЯ У ОСТАНОВКИ И ОБЕССИЛЕНО САДИТСЯ НА ПОДМЕРЗШУЮ ЛАВОЧКУ. ОН СИДИТ, ПОДПЕРЕВ ПОДБОРОДОК РУКОЙ, РАЗДУМЫВАЯ О ЧЕМ-ТО. К ОСТАНОВКЕ ПОДХОДИТ СЛУЧАЙНЫЙ ПРОХОЖИЙ.
ЕЖИК (обращается к нему)
Вот как вы думаете? Что делать человеку, который во всем разочаровался и не понимает, что ему делать дальше со своей жизнью?
ПРОХОЖИЙ
Не знаю. В церковь сходи.
Подъезжает автобус. Прохожий уезжает.
ЕЖИК ложится на скамейку.
ЕЖИК (сам с собой)
Так. Здесь и сейчас решается судьба ЕЖИКА, сына и внука. Пережить этот день. И все. Завтра будет новый.
(закрывает глаза и засыпает)
Снова начинает мести снег. Панорама ночных улиц, засыпанных снегом.
ЕЖИКУ снится летний день. Ему снится счастливая бабушка. Она берет его за руки и они кружатся в танце.
ЕЖИКА будят. Над ним склонилось лицо полицейского.
ПОЛИЦЕЙСКИЙ
А ну вставай.
ЕЖИК
А? Что такое?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Что такое? Да я тебя только что от обморожения спас. Ты соображаешь, что зима на улице?
ЕЖИК, кажется, поражен.
Он порывисто встает и ощупывает себя.
ЕЖИК
Все в порядке! И сколько, интересно, я пролежал здесь?
ПОЛИЦЕЙСКИЙ
Ну-ка поехали со мной.
ЕЖИК вскакивает. Он потрясен. Он хлопает полицейского по плечу.
ЕЖИК
Нет-нет, спасибо. Вот и решилась моя судьба. Спасибо... Я... пойду.
Он улыбается полицейскому, машет ему рукой, а потом начинает потихоньку набирать скорость, пока не срывается на бег. Он бежит по снежной улице и смеется, а вереницы фонарей подмигивают ему.
ЭКСТ. Утро. ЕЖИК бредет по улице. Навстречу ему идут уличные музыканты. У одного - гитара, у другого - труба. ЕЖИК сначала проходит мимо них, но потом ему в голову как будто приходит какая-то идея.
ЕЖИК
Эй, ребята! Хотите заработать?
Музыканты
Было бы неплохо.
ЕЖИК
Вот у меня тут сотня завалялась. Последняя, между прочим. Пойдем-ка со мной.
ЭКСТ. Подъезд дома брата ЕЖИКА
ЕЖИК (глядя на часы)
Скоро они должны выйти.
Спустя какое-то время дверь подъезда распахивается и выходят БРАТ с девушкой.
ЕЖИК
Брат, я пришел сюда, чтобы сказать, что совсем не обижаюсь на тебя.
БРАТ
Ты что пьян? Или повзрослел?
ЕЖИК
Да! (обращаясь к девушке)
Эти музыканты сейчас сыграют специально для вас по моей просьбе. А я пойду.
Поворачивается, чтобы уйти.
БРАТ
Куда это ты?
ЕЖИК
Меня ждут великие дела! Прощайте!
Уходит под музыку уличных музыкантов.
КОНЕЦ


Рецензии