Страх смерти

    Старость часто сравнивают с детством, а старика с малым ребенком…. И под конец своей жизни я осознала, что дело не только в физической немощи или старческом маразме, а также в отсутствии страха перед смертью и смирении перед неизбежным концом….
    Малое дитя не боится смерти ПОТОМУ, что не знает что такое жизнь, любовь, добро и зло. Ребёнку кажется, что всё на земле – только для него!
    
   Когда я вышла на пенсию и «заболела» стихоплётсвом, одним из первых моих творений на эту тему был стишок «Про Я»:

Не нужны никому - каждый сам по себе!
Детям нужен родитель, как тело,
Но пока ты дитя, то ты мнишь о себе:
«Для меня этот мир, без предела».

Подрастаешь и видишь: «а я не одна!..»
И приходится с кем-то делиться.
А иначе конец, а иначе стена,
За которую нам не пробиться.

О, Создатель, не дай мне остаться дитём,
Дай осмыслить свое назначенье!
Каждый сам по себе. И никто не причём.
Только «я» и имеет значенье….

    Ну, а теперь, когда уже совсем состарилась и физическая жизнь стала мне в тягость, я решила поделиться с читателями своими наблюдениями по отношению к смерти у животных разного возраста…

     В 1956 году я по призванию своей романтической души я поступила на лесохозяйственный факультет Каз.СХИ, который выпускал инженеров лесного хозяйства с поистине универсальным образованием. На 1-й курс было зачислено 75 студентов, из разных республик СССР. Все мы были детьми войны, привыкшими к труду с малых лет, бедными с точки зрения одежды и абсолютно лишёнными понятий о моде и гламуре….
    Ребят и девчат было примерно поровну, национальный состав очень пёстрый, среди ребят преобладали охотники, рыболовы, и сельские жители.
Наш факультет считался одним из лучших в СССР, в связи с высоким уровнем профессорско-преподавательского состава из бывших ссыльных крупных учёных Москвы и Ленинграда.
   Производственная практика студентов проходила в Сындыктавском лесхозе на севере Казахстана, где в лесу была обустроена большая база для проживания студентов двух курсов в количестве не менее 120 человек. В течении 2-х весеннее-летних сезонов студенты проходили производственную практику на территории лесхоза в качестве высококвалифицированных рабочих на посадке леса, рубках ухода и прочих лесохозяйственных работах, под руководством молодых преподавателей соответствующих кафедр факультета. Вместо оплаты за труд лесхоз предоставлял продукты для стола.
На производственной базе факультета лесхоз построил два больших дома – барака для проживания студентов женский и мужской, а также кухню с двумя громадными казанами и окном для выдачи еды. В качестве посуды были алюминиевые миски и кружки, как в армии…
Ежедневно на кухне дежурили три девочки и два мальчика, в обязанности ребят входило обеспечение плиты дровами, поддержание огня и доставка на кухню воды, ну а девочки готовили завтрак, обед и ужин, стояли на раздаче и мыли посуду…На дежурство вставали в 6-00 утра, а сдавали кухню следующим дежурным поздно вечером… Женская часть студентов с ужасом ожидала очередного дежурства не только из-за тяжелой работы, но в связи с ответственностью приготовления вкусной или съедобной еды…

      И вот однажды, в день моего дежурства на кухне, лесхоз решил наградить студентов списанным старым быком в живом виде… Наши охотники вызвались умертвить и разделать тушу… Сашка Нуднер – главный охотник сказал, чтоб я пришла на поляну в лес с тазиком, чтоб забрать «сбой» - лёгкие, печень  и сердце для приготовления на обед каурдака. Часов в 7 утра я пошла на поляну в лесу, где намечалось «заклание» животного. До сих пор в глазах сохранилась сцена на лесной поляне: громадный чёрный бык стоял около сосны, а вокруг него сидели наши охотники, человек пять, перед быком сидел Сашка с огромным ножом в руке. Бык был абсолютно равнодушен и кажется жевал жвачку….Я оставила тазик и попросила Сашку поторопиться и самому принести на кухню «сбой», иначе мы с обедом не успеем….

     Второй раз я оказалась свидетелем гибели молодого дикого животного – каракурюка (джейрана) в 1963году во время работы в изыскательской партии по обследованию отгонных пастбищ вдоль реки Или в пустынной зоне Казахстана с целью создания пастбищезащитных насаждений. Мы двигались вдоль реки на грузовой машине Газ-51, изредка встречая юрты или кошары чабанов, ночевали в палатках, свой лагерь мы разбивали на 2-3 дня, после чего приходилось переносить, чтоб сократить путь возвращения с работы.
На «базе», около палаток на день оставалась жена начальника партии, которая готовила нам еду, и охраняла «скарб».
На работу по обследованию территории мы выезжали вчетвером – нач. партии, шофёр, совмещающий обязанности рабочего по копке почвенных шурфов, инженер – почвовед и я – инженер лесомелиоратор. Мы   отправлялись на работу рано утром с сухим пайком, а возвращались только вечером на ужин. Наши мужчины, да и мы страдали от отсутствия в пище мяса, работа была связана с большими физическими нагрузкам и белков явно не хватало… И вот однажды, когда мы выехали утром на обследование, к машине подбежал чабан, размахивая руками и что-то объясняя шофёру и начальнику, я и инженер – почвовед – молодая девушка находились в кузове и не поняли, почему машину разворачивают в другую сторону от нашего маршрута, а довольный чабан встал на ступеньку.
      Оказалось в капкан чабана, на берегу реки попал каракурюк (джейран) и сумел переплыть реку вместе с капканом на ноге.  Мост через Или был километров в пяти от места установки капкана, чабану  добираться да моста на лошади было слишком долго и он боялся, что не найдёт раненое животное, а за помощь пообещал кусок долгожданного мяса….Переехав реку по мосту, по указанию чабана мы все пошли цепью по зарослям колючего кустарника чингила вдоль реки. Неожиданно, как по команде мы все вышли на небольшую полянку и увидали красавца джейрана с капканом на ноге. Антилопы, к которым относится и джейран, обладают необыкновенно выразительными глазами с длинными ресницами. Наши глаза встретились и я увидала страх смерти в глазах животного, в это время на поляну вышел и чабан на ходу вынимая нож из-за голенища сапога и раздался душераздирающий крик обречённого на смерть джейрана.
    Не сговариваясь, мы бросились в разные стороны, в заросли чингила. Побродив по берегу, я вернулась на поляну, где уже стоял наш грузовик, а у заднего борта  висела голая туша, напоминающая туши баранов или сайгаков, которые в то время продавались на мясном базаре в Алматы. Голову и шкуру животного наш водитель уже закопал на достаточную глубину, и ничего  не напоминало о недавно разыгравшейся трагедии…
Чабан щедро наградил нас  большим куском мяса и мы, довольные, вернулись в свой лагерь, вручили мясо своему повару и, потеряв 2 часа рабочего времени, поспешили на обследование с мечтой о вкусном ужине…

На фотографии 1957года - студенты лесфака на практике в Сандыктавском лесхозе
1-я слева - автор рассказа, третий - Сашка Нуднер - главный охотник нашего курса.

ДОВЕСОК 28 января 2022 года: Я решила продолжить свои рассказы о страхе смерти после возвращения 17 января ко мне сайта ПРОЗА.РУ и Интернета воспоминанием о суициде человека разумного Винокурова Алексея - старшего техника в изыскательской партии 1962года, где я была автором проектов.
      К сожалению, не только зло и наказание приводят иногда к трагическим последствиям, но и добро... Алексей Винокуров был благодарен мне, за просьбу снять выговор за пьяную выходку во время полевых изысканий и с удвоенным усердием принялся за работу в качестве чертёжника, для моего проекта во время камеральных работ, но однажды пришёл утром с опозданием, да ещё в пьяном виде... Я, как автор проектов, должна была подавать табель о присутствующих на работе. Испугавшись реакции руководства, я попросила Алексея незаметно уйти, пообещав, что скрою от начальства его провинность. Но на следующий день он тоже не пришёл, и вскоре меня вызвал Леонид Иванович и сказал, что звонили из милиции - Алексей Винокуров за пьяную драку в семье получил 15 суток принудительных работ...
      Но настоящий кошмар случился после 15 суток – ко мне пришла жена Алексея и сообщила, что он повесился. Оказалось, что приехала в гости тёща Алексея, которую он не любил, поэтому Алексей напился, а вечером решил выгнать тёщу из дома. Жена с тещей вызвали милицию, и его посадили. А он, вернувшись из милиции в трезвом виде, спросил жену: "Как я теперь буду смотреть в глаза людям, которые в меня поверили?" и повесился в своей бане. Меня совершенно добила фраза женщины, что наше предприятие обязано помочь с похоронами и выделить деньги на гроб...


Рецензии
Животные - очень умные существа, и жить хотят ничуть не меньше нас, людей. Я не могу быть охотником, не могу убить. Когда мы с Людмилкой уехали в 92-м году из Латвии в Беларусь, в деревню, зарплаты были маленькие, надо как-то выживать, развели кур и кроликов, для меня оказалось огромной проблемой убить живое существо, просил соседа Толика, тот пару раз забил для меня кролика, показал, как надо снимать шкурку, разделывать, потом я, с большими душевными муками, убил ещё несколько кроликов, а когда последний так жалобно закричал, я его неудачно ударил палкой по голове, у меня чуть сердце не остановилось... Я отдал клетки и кроликов другу, куры у нас больше умирали по разным причинам, чем я их убивал, и мы совсем перестали живность держать, покупали мясо у деревенских или в магазине... Р.Р.

Роман Рассветов   26.02.2018 22:02     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.