На книжных полях - Атлантида

 Несколько текстов об Атлантиде

Тимей,  Критий
Платон

Именно в "Тимее" великий философ излагает миф об Атлантиде: 25e - 27b
 Продолжением является "Критий"
 Собственно, незаконченный «Критий» (из-за смерти Платона, или из-за того, что часть текста не сохранилась) является единственным «первоисточником» по «атлантидоведению» (ну еще отсылки к этому мифу в «Тимее»). Баснословное свидетельство основателя Академии – и все! Но сколько же спекуляций об Атлантиде породила эта короткая история!

 В случае с «Критием» интересно и другое. Если признать этот платоновский диалог первым авторским фантастическим романом (из дошедших до нас), то тогда понятно происхождение и генезис фантастического жанра именно как одного из способов обосновать социально-политическую утопию (См.: «Государство» у Платона).

И только тьму веков спустя, на пороге Нового времени, Ф.Бэкон городит уже в «Новой Атлантиде» фантазии/предвидения о чудесах науки и техники. Более чем на столетие эта тема стала определяющей в жанре НФ. Но к концу прошлого века вся эта мишура «летающих повозок – фотонных звездолетов» отлетела. Если не брать горы коммерческого мусора, то осталась главная, платоновская линия – утопии и антиутопии, пусть и в антураже фантастической техники или фэнтезийной магии.
 В целом, социальная утопия Платона оказала огромное влияние на политическую практику и философскую мысль Запада.   
 
 

Атлантида. Краткая история платоновского мифа
 Пьер Видаль-Накэ

C.42. «Для нас, современных людей, Платон своим рассказом об Атлантиде и её войне против Афин изобрел до сих пор процветающий жанр, а именно научную фантастику. Из всех мифов, которые он создал, был воспринят практически только этот один».

 Рассматривается трансформация мифа об Атландиде в разные исторические эпохи.
Автор писал увлекательно и с глубоким  знанием предмета. Миф порождал утопические вариации, эзотерические спекуляции, а потом плавно перетекает в литературу фантастико-приключенческого жанра и в увлечение «атлантидоведением», поветрия, которое по масштабам и распространенности конкурирует с уфологией или смыкается с ней.



Аэлита
Алексей Толстой

Перед тем, как читать одновременно со старшим  ребенком, предпоследний раз перечитывал «Аэлиту» 23 года назад.  Успел позабыть почти все, кроме основной линии и того, как Гусев окликал марсианина «сукиным котом» и устроил там революцию. Перечитывая, поразился тому, как хорош этот роман. Вроде бы почти каждый советский ребенок читал детскую фантастику Ал.Толстого – и воспринимали все как должное. На фоне современной «глянцево-килобайтной» фантастики эта повестушка воспринимается как маленький шедевр. Действие – ничего лишнего – сплошной «экшн». Рассказ марсианской принцессы об Атлантиде включает почти все интересное в этом мифе. Потом почти ничего не прибавилось кроме скучных бесконечных наукообразных публикаций, да обнаружения ровных камней на дне морском.
 Экспорт революции на Марс! Время сумасшедшее: страна в диком похмелье «после бури», Лось как еще живое напоминание об еще нормальной России; футуро-романтические надежды на то, что страдали не зря, а улица Красных Зорь выведет-таки к счастью. И на Марс, на Марс!
 «Аэлита» - пожалуй что и образец, которому подражали плохо и часто – времена быстро засвинцовели и остатки свободного духа быстро выветрились или попрятались/были уничтожены…

Будь проклята, Атлантида!
 Сергей Житомирский, Виктор Жуков

Все-таки не совсем зря советские интеллигенты забирались в горы, спасаясь от духовного застоя эпохи брежневизма. Если верить одному из авторов, там высоко в горах, пара альпинистов у костра и придумали роман на тему Анлантиды. Как мне представляется, довольно неплохой. Рабы поднимают восстание против угнетателей-атлантов. Можно говорить о вариациях на тему «классовой борьбы», но разве ее не было в истории? Книга пусть наивная немного, но довольно внятная. «Классовый» подход к Атлантиде прослеживается еще, например, в повести Войскунского и Лукодьянова «Очень далекий Тартесс» - там и предупреждение об угрозе применения ядерного оружия, пожалуйста.

Большинство же спекуляций и писаний на тему Атлантиды страдает, как бы это сказать, «безыдейностью». Непонятно, что писатели, фантазирующие об утонувшем материке, хотят там найти. Но миф об Атлантиде, который, возможно, является отголоском катастрофы цивилизации Крита,  середины второго тысячелетия до нашей эры, зачем-то нужен людям…   
Люди хотят понято себя, посмотреться, как в зеркало,  хоть в «инопланетян», хоть в атлатов. Возможно, недоумение от текстов прошлого, связано с тем, что сейчас на первый план вышли другие проблемы. Вот когда речь заходит о «вечных темах», тогда все понятно.
 

«Нина и Тайный глаз Атлантиды»
    Муни Витчер

Как я выяснил, ребенок уже в начальных классах хорошо информирована по проблемам Атлантиды. Откуда? Вот из этой книжки.
Мне был зачитан отрывок про то, что остров был разделен на 600 клероссов и пр.

Осень Атлантиды
 Маргарита Разенкова

Многие хотят  в Атлантиду!
 По крайней мере, такую, что описана у М.Разенковой.
 Основные мифы о ней "упакованы" в романе довольно неплохо. (Тут и звездные гости, и телепатия, и умение управлять животными, и Потоп, и передача знаний посредством великих пирамид, и связь с гиперборейцами, и многое другое). Эти ширпотребные мифы, а также некоторые необычности в описании быта текста не портят, так как являются лишь фоном довольно трогательной истории. Фантастический любовный роман - это замечательно.

Трагическая история любви атланта и геперборейки как будто возрождается в следующих эпохах. («Девочка по имени Зверёк»).

 Разенкова выступает как представительница своеобразной "новой волны" в нашей фантастике: написано неплохо, пристойным языком, прорисованы характеры (на фоне трах-мочилово всяческих и прочей шушеры, объявивших себя писателями-фантастами, выглядит просто великолепно).

 Что отталкивает, так это утверждение, что автор может "видеть прошлые жизни", вся эта эзотерика инкарнаций. По крайней мере, это не слишком удачный маркетинговый ход.
 Видит ли автор Тэллури. Конечно! Как Толкин видел хоббитов, а Ефремов встречу "Теллура" с чужим кораблем... Но перебираться за поле литературы? Нет уж, пусть лучше это будет только приличной фантастикой, которую и подростку можно дать почитать.
 Фантазии вырастают из мечты.
 Ведь может же быть фантастика, любителей которой "узнаешь по глазам".   
 
Хотя, надо признать, что хорошей художественной литературы немного. Этот миф – это такая глыба, которую очень трудно обработать, расписать, изукрасить и т.д.   

Библиография по «атлантидоведению» огромна как океан, затопивший в свое время город Посейдона. Даже и в показательных примерах можно потонуть. Гипотезы выдвигаются самые невероятные. Д.Мережковский поверял атлантами судьбу европейской цивилизации. В.Набоков «мирился с унизительным соседством романисток, лепечущих о разных йогах и атлантидах». Многие литераторы, различной степени одаренности, сочинявшие в разных жанрах и стилях, обращались к «атландидной» теме, беспроигрышной и обреченной на популярность, как им казалось.

Стараемся, стараемся себя найти – хотя бы и на дне океана или в ином времени-пространстве, для которого Атлантида – лучший символ. Нам нужны мифы об атлантах, чтобы удержать самих себя. Да, удержать и найти себя: потерянных, извративших свою природу, использовавших полученные Дары далеко не лучшим образом…

ДОБАВЛЕНИЕ

Тайна Запада: Атлантида - Европа.
Д.С.Мережковский

Начинает автор очень интересно: предчувствие второй великой войны, гипотеза о первом погибшем человечестве, отсылки к катастрофе России, сравнение гибели Атлантиды и Европы, обращение к Платону и другими древним авторам, систематизация археологических сведений и т.д. Но потом пошли все эти заезженные библейские басни, спрыснутые бредом всяких извращенцев, типа соловьева или вейнингера (да и сама чета Мережковских из этого разряда – что они могли понимать в «тайне Пола», кроме гнета испорченной природы собственных тел?!). Поэтому вывод о том, что «Рим погиб, но мир спасся» и сравнения с человеческими жертвами мезоамериканцев – все это не кажется убедительным. Можно было спасти свою веру и свои Тайны без принятия чужой идеологии и человеческих жертв. (Кроме того, чем лучше костры инквизиции вырыванию сердец на вершинах пирамид?). В Азии, например, свою религию многие народы сохранили.
Неправильной дорогой шли, вы, господа – до российской Катастрофы и после. Пробредили страну.
Если Хераклита именовали Темным, то Мережковского можно назвать «мутным». Но первые десятки страниц «Атлантиды – Европы» очень неплохи.


Рецензии