Род Корзниковых в Пермском крае. Кто в деревне хоз
После небольшого путешествия в те времена, когда деревня Косолапова относилась к Чердынскому уезду, а ее место положение определялось расположением от уездного города, каким некогда была тогда Чердынь, мы снова возвращаемся в наши дни. Хотя, наверное все-таки важно нам сейчас знать данные о географическом положении Косолапова, согласно сведениям 1869 года: «82 версты (прим. Авт. – это 87476.042 метра и примерно 87, 5 километров) от уездного города, расстояние от станов.кварт – 87 верст)», «расположение деревни по правую сторону от почтового тракта из города Соликамска в Чердынь». Описание очень лаконичное и без лишних сантиментов (впрочем, последнее писцовые записи и не предполагают).
Итак, мы на том месте, где некогда была деревня. Как видим, его окружают хвойные леса, которые и сегодня славятся своими дарами: земляника, черника, клюква, брусника, синявки, решетники, боровики. Не удивительно, что торговля ягодами и грибами приносила местным жителям неплохой доход.
В этих самых лесах, как уже говорилось выше, водились медведи. Возможно, их большое количество и дало название сначала починку, потом деревне, ведь исконно «косолапый» - в народном фольклоре ласковое и дразнящее прозвище медведя. Надо сказать шкура и сало этого зверя испокон веков надежная защита человека от зимних морозов. Но вряд ли кто-то кроме охотников захочет повстречаться с медведем один на один в лесу. Впрочем, когда живешь с ними по соседству «свиданий» с хозяевами тайги не избежать. Отсюда появляются рассказы о курьезных случаях связанных с необычным поведением бурого хищника. Вот какую историю рассказывал когда-то один из жителей Косолапова - Егор Терентьевич Корзников (в свое время участник Первой мировой войны).
По своему обычаю Егор Терентьевич пас коров на Шпыновой (). Погода, надо сказать, была отменная: чистое небо, ясное солнышко. Такая погода всегда поднимает настроение. Вдруг удивленный пастух видит – коровы испуганно собрались в кучу. Почуяв неладное, мужчина осмотрелся. Не зря коровы испугались, ведь из леса на задних лапах на них шел громадный медведь. Егор Терентьевич был не из пугливых, но все же за скот стало страшно. Вот он с красноречием истинного дипломата и обратился к косолапому, ласково, деликатно: «Что ж ты бесстыжий среди бела дня, красного солнышка пришел к нам…». Медведь с интересом слушал поток непонятной ему речи. Но что-то видно из нее и понял. Косолапый развернулся и вперевалочку зашагал обратно в лес.
Другая история произошла с косолаповцем Алексеем Ивановичем. В этот день он своим обычным путем шел в город (Соликамск). Дорога тянулась через лес и путь был еще далек. Вдруг кусты затрещали и оттуда появилась грозная и мохнатая медведица. Алексей Иванович не будь дураком пал наземь, а точнее прыг в яму, и притворился там мертвым. От страха он боялся открыть глаза, гадая о том, что на уме у зверя. До его слуха доносилась тяжелая поступь хозяйки тайги. Каждую минуту, ему казалось, что медведица заметит его. Она и заметила. Но поведение ее было непредсказуемым: косолапая стала подбирать сучья и кидать их в лежащего в овраге человека. Только когда его не стало видно, она успокоилась и скрылась в лесу. А удивленный и одновременно обрадованный своему неожиданному спасению Алексей Иванович скинул с себя ветки, поднялся, отряхнулся, вылез из ямы и зашагал дальше.
Но эти забавные истории, закончившиеся к счастью очень благополучно, соседствуют и с другими, совсем не забавными и даже сказать трагическими случаями.
Из рассказа Егора Терентьевича Корзникова:
«В начале 30-х годов (прим.авт. – XX века) медведь порядком беспокоил нашу деревню. В августе и сентябре под вечер в лесу, недалеко от деревни, раздавалось жалобное мычание коровы или телки. Косолаповские мужики, услышав этот зов о помощи, спешили на него с ружьями наперевес. Однако не успевали: к тому времени скот был растерзан, а медведь успевал скрыться. «На месте трагедии», не подбирая туши коров с земли, мужики устраивали лабазы () на деревьях и ночи три подряд караулили косолапого убийцу, но он не появлялся. Но стоило мужикам на ночь оставить свой «пост», как медведь пользовался этим и уносил мясо своей жертвы. Не брезговал медведь и кониной. Как-то утром в деревню Илюхина примчалась кобыла-соловуха. С задней холки соловухи медвежьей лапой была содрана кожа. Кобылу пришлось прирезать. Наведывался медведь и на овсяные спелые поля, порядком выминая и обсасывая их. Как-то я видел днем под деревней на ременском поле медвежат, лакомившихся овсом. Осенью медведь приходил на гумно жировать на овсяных кладях. Мужикам приходилось вооружившись с самострелами охранять клади по ночам, но почуяв «засаду» медведь не появлялся».
Все эти истории и рассказы говорят только об одном: не один век медведь для жителей уральской деревушки был серьезной угрозой: он разорял хозяйство, а неожиданная встреча с ним могла обернуться трагедией. Вот и шла эта негласная борьба человека и медведя, медведя и человека за право быть хозяином здешних мест, словом за территориальное первенство, в котором медведь признавал свое превосходство и взымал с людей своеобразный оброк за соседство – еду. Люди брались за ружья, но в сущности в этой борьбе за выживание победителей не было.
Впрочем ружье все-таки относится более к двадцатому веку и если использовалось, то как средство самозащиты от зверя. Охота велась более хитрыми и менее затратными способами. Например, чтобы поймать зайца выкапывали, а затем маскировали яму – такой метод охоты на зверя известен еще с каменного века. Разумеется были и более прогрессивные способы: поставить капкан, правильно расположить петлю, установить слапец (?). Слапцы и для ловли тетерок, глухарей и рябчиков подходят, петли для рябчиков.
Свидетельство о публикации №213020600127