Смысл любви - в бытии-для-других

 (из сборника эссе "Мой календарь знаменательных дат")


6 февраля  Православная Церковь празднует день памяти святой блаженной Ксении Петербургской, почитаемой покровительницы Санкт-Петербурга.

Житие Ксении рассказывает о трагической жизни молодой женщины и её беззаветной любви к своему супругу. Не сумев смириться с тем, что его земная жизнь окончена, она в полном смысле слова претворяет заповедь «да будут супруги едина плоть»: одевает одежду мужа и с тех пор «странствует», не имея своего угла, берясь за любую тяжелую мужскую работу, отзываясь на имя Андрея (на имя мужа)… «Любить можно только живое, конкретное, а любя его действительно, нельзя примиряться с уверенностью в его разрушении», – напишет в своей программной работе «Смысл любви» философ В. С. Соловьев. Увы, это так.

Познать и понять феномен любви (присоединить к своему опыту) люди пытались с незапамятных времен. «Любовь, – считал другой русский философ Н.О. Лосский, – есть онтологическая связь любимого бытия с любящим существом, сопутствуемая особыми эмоционально-волевыми переживаниями», поэтому главное в любви, по мнению ученого, – не только субъективно-психические переживания влюбленных (о которых мы так часто мечтаем и от которых так часто горюем). Смысл любви – в онтологической перестройке всего человеческого существа. Но, как она это осуществляет?
 
…Любовь неоднократно пытались «препарировать», чтобы обнаружить в ней этот движущий механизм.  Одни усматривали в ней «притяжение пола» и, соответственно, главным считали  биологическую подоплеку (иными словами – удовлетворение сексуальных потребностей и продолжение рода); другие – (наделяя любовь тем же значением главного «движителя» жизни) старались доказать, что функция любви не ограничивается удовлетворением биологических потребностей человека. Они приводили доказательства из области искусства, где даже неудовлетворенное, неразделенное с партнером физически чувство трансформировалось в «заряд» огромной духовной силы (в виде произведения искусства),  согревая и вдохновляя на поиски собственной любви, даря веру в её обретение тем, «кто шел следом»…

По метафоре древних –  человек «плывет» в бурном Житейском море на свет любви, как измотанный штормом корабль, направляемый к причалу мягким светом маяка. Недаром же,  сама святость  трактовалась во многих религиях как аналог любви: но любви как чувства, сопутствующего любому делу (т.е. «свят» не тот, кто посвятил свою жизнь «ритуальному» поклонению Богу (любви), а тот, чьё поклонение – деятельная любовь: каждодневное благодарственное  проживание жизни (несмотря ни на что). Такой человек всё, даже самое малое дело, делает с любовью, наполняя ею самые, казалось бы, обыденные вещи.

Собственно, секрет проживания жизни в довольстве и любви, отчасти, заключается именно в этом: делание повседневных дел не с раздражением, скукой или с желанием поскорее избавиться от необходимых хлопот, а… с приятием, благодарностью и любовью. Вот почему такие главные качества как смирение и послушание часто сопровождают людей, вставших на такой жизненный путь.

А вот, как и зачем люди однажды выбирают для себя этот «нелегкий», с точки зрения большинства, Путь? Единого ответа нет. Более того, к этому выбору каждый приходит сам и в нужное его душе время: ни сексологи, ни психологи, ни химики, ни биологи, ни культурологи… исчерпывающей информации тут дать не могут.

Любопытен, к примеру, ещё такой факт. Известно, что наш первый «сексолог», психолог И.С. Кон в «Введении в сексологию» предпринял попытку исследования проблем пола и сексуальности на трех автономных уровнях: биологическом, психологическом и социальном. В этой (и последующих своих работах), автор, кроме всего прочего, доказывает, что «главной положительной предпосылкой научного исследования сексуальности является преодоление религиозно-мистического отношения к ней», и…. там же (!), далее, сам  отмечает, что наиболее полно и адекватно чувство любви может быть выражено людьми ТОЛЬКО на языке искусства или в религиозно-философских терминах.

Очевидно, что любая «трактовка любви», игнорирующая её трансцендентальность и исключительную важность для создания ключевого понятия – жизненного пространства – несостоятельна или, по меньшей мере, ущербна.

Да, есть «притяжение полов», «мышечная» и «психическая» разрядка», «испытываемое удовольствие» (не только от близости физической, но и эмоциональной), «химия» и т.д. и т.п. Но все эти «присутствующие компоненты» – отнюдь на равны Любви: ни по отдельности, ни все вместе взятые. А что же такое Любовь?  Эх… Это знает только тот, кто сам испытал это чувство к кому-то, сумел почувствовать его от кого-то или имеет (имел) опыт разделенной любви. Или, наоборот: горечь утраты и печаль оставленности испытывает тот, «у кого, казалось бы, всё есть», а любви… – не имеет…


Часовня Ксении Блаженной
===========================
На могиле её (на Смоленском кладбище) в 1902 году по проекту архитектора А. А. Всеславина была воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных паломников.

На стене часовни — мраморная плита, надпись на которой гласит:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сей часовне погребена раба Божия Блаженная Ксения Григорьева жена певчего Андрея Федоровича.
Оставшись после мужа 26 лет, странствовала 45 лет. Звалась во вдовстве именем мужа: Андрей Федорович. Всего жития ея было на земле 71 год.
В 1794—1796 году принимала участие в построении Смоленской церкви, тайно по ночам таская на своих плечах кирпичи для строящейся церкви.
«Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения свой души». Аминь.
— Слова Блаж. Ксении взяты с надгробной плиты.


Святая Блаженная Мати наша Ксения, Моли Бога о нас!!!



Более подробную информацию о блаженной Ксении можно почитать здесь:

http://adamovka.ru/saint/?id=1159


Рецензии