Пчелиное лекарство из книги наш дом или улыбка на

                ПЧЕЛИНОЕ ЛЕКАРСТВО

                Наш сосед в Коуровке, живший  в  симпатичном
                доме  с  громадной  черемухой, держал  пчел.  Я
                давно  хотела иметь  таких животных, и вот как-
                то раз уговорила мужа съездить  и  купить  пару
                пчелиных семей. Я  проштудировала массу  журна-
                лов, но так и не поняла,  как их содержать. Ре-
                шила, что пчел купим,  а  я  по   ходу действия
                соображу, что и как.
                Ульев у меня нет, и взять негде.  В  журнале
                по пчеловодству, который я полгода  выписывала,
                нахваливали конструкцию улья Роже Делона. Прос-
                той в исполнении, с показанными размерами, улей
                мне понравился. Я подумала и решила, что  такой
                пчелиный домик сделаю сама. Взяла у дедушки его
                инструмент, и в своей квартире в коридоре давай
                пилить,  строгать,  гвозди   заколачивать.  Все
                строго по чертежу. Три дня-и  я  любуюсь  своей
                работой. Почему-то, когда я что-то строгаю, за-
                биваю и вожусь с деревом, у меня появляется чу-
                вство зря потеряного времени. Но здесь  у  меня
                было только одно чувство-боль в руках от рубан-

;
         ка и шершавого дерева. Моя интеллигентная шкур-
         ка на руках была слишком нежной для такой  гру-
         бой работы. Мой любимый муж все время ждал, что
         мне надоест и я забуду про свою бредовую  идею.
         Но не тут-то было. Единственно, что сильно сму-
         щало меня-слово ВОЩИНА. Что это такое? Теорети-
         чески я знала его значение, а практически  даже
         пчелиные соты ни разу не видела. Пришлось отло-
         жить щекотливый вопрос в самый  дальний  уголок
         сознания. Не Боги горшки обжигают.
            В назначенный срок я созвонилась с Обществом
         пчеловодов и отправилась в Екатеринбург,  прих-
         ватив любимую половину-для моральной и физичес-
         кой поддержки. Таких же, как я, одержимых, ока-
         залось чересчур много, и пришлось потерять пол-
         дня, прежде чем Женя увязал на тележку с  коле-
         сиками  два  фанерных домика. Всю дорогу до до-
         ма я с увлечением слушала пчелиный  моторчик  в
         глубине  домиков.
            Привезли свою покупку в квартиру,  поставили
         в центре комнаты и любуемся.  У  меня буквально
         руки чешутся - охота на личную жизнь  пчел  по-
         смотреть. На дворе апрель месяц, пять  градусов
         тепла. Может, они замерзли?
         Я и говорю мужу:
         -Давай крышку откроем, посмотрим, как  они там?
         А Женя что, ему сказали, он делает.  Взял  ста-
         меску и гвоздики вырывает. Потом начал  верхнюю
         крышку приподнимать.  На  наше  счастье,  Юлька
         была в ванной комнате. Когда Женька крышку снял
         и в домик свет хлынул, что тут началось...   Из
         ящика с грозныи гулом вырвалась свора  крылатых
         тварей. Наверно, вся  пчелиная  семья  вылетела
         разведать обстановку.
         Я отшатнулась:
         -Женя, закрывай скорее...
         -Как, они же вылетели.
         -Надо обратно загнать. Ну, что ты стоишь?
         -А что мне делать?
         Вот всегда так. Как только срочное решение надо
         принять, у мужа проблемы с идеями.
         -Бери банку и смахивай их туда,- командую  я  и
         исчезаю из комнаты, оставив поле битвы за гроз-
         ными насекомыми.
         В комнате хоть и горят светильники, но нет  яр-
         кости солнечного дня. Вечер ведь.  И  пчелы  не
         стали метаться, а равномерно расселись на  ров-
         ных поверхностях-на ковре, стенах, окнах...Женя
         в одиночестве, вооруженный  стеклянной  банкой,
         тряпкой сметал туда насекомых, методически  ос-
         вобождая от них окружающее пространство.  Когда
         банка наполнилась, муж решил, что  пора  и  мне
         приложить руки к  переселению  пчел  на  старую
         квартиру. Со всеми мыслимыми  предосторожностя-
         ми  я подключилась к интернированию  вражеского
         войска. В торце ящика было круглое отверстие  с
         пятикопеечную монетку старого образца. Я позво-
         ляла одной пчеле за другой  выбираться  из- под
         крышки банки и заталкивала их в отверстие улья,
         помогая им найти правильный путь кусочком поро-
         лона. Я уже отсидела все ноги, сидя на  корточ-

;
                ках перед фанерным домиком, так как  все  время
                была в напряжении, как бы раздраженные  насеко-
                мые меня не укусили. Но все  равно,  как  я  ни
                старалась, пару раз пришлось мне банку отбрасы-
                вать и, шипя и стеная, выхватывать ногтями жало
                из кожи. Проходило минут пять, пока боль утиха-
                ла настолько, что я могла опять сосредоточиться
                на проблемах переселения. Я прокляла ту минуту,
                когда мне в голову пришла мысль  открыть  ящик.
                Конечно, виноват в этом полностью и  безапелля-
                ционно мой любимый муж.
                -Нет, чтобы отказаться,-выговаривала я ему,-со-
                всем не думаешь ничего.
                -А я причем,-оскорбился Женя,- тебе  ведь  надо
                было посмотреть, вот и полюбовалась.
                -Вот бы и не открывал,-злилась я.  Ну,  что  за
                человек, никакого сочувствия.
                После этой перебранки, стараясь сохранить  свои
                нервы целыми, Женька взял у меня  банку,  осто-
                рожно отогнул верхнюю фанерку домика и аккурат-
                но стряхнул туда  остатки  доблестной  орды.  Я
                вздохнула и опухшими пальцами постучала Юльке в
                ванну:
                -Юля, можешь выходить,-позвала я дочь.
                Юлька осторожно заглянула в комнату.
                -Ну, дорогие родители,- недоверчиво  сморщилась
                Юлька,-брак в вашей работе,- и  ткнула  пальцем
                на окно. Этого надо было ожидать: на окне и ко-
                вре кое-где еще остались гроздья пчел.
                В этот день мы очень поздно легли  спать.  У
                меня ужасно болели все те места,  куда  ужалили
                пчелы. На месте укуса  образовывалась  опухоль,
                которая, как я узнала впоследствии, через   3-4
                дня страшно чесалась. Юлька, дабы оградить себя
                от неожиданностей, дверь в свою комнату закрыла
                и даже щелки заткнула тряпочками.
                Утром встали с осторожностью, и первым делом
                открыли балкон и выгнали остатки пчел на улицу.
                Сочувствия к ним у меня не было, хотя в глубине
                души я соглашалась, что виновата сама. Упакова-
                ли грозные семейки и уехали в Коуровку.  Решили
                пчел  держать  на  сеновале.  Дедушка  сколотил
                большой, высокий помост , на который  поставили
                два моих улья. Напротив летков прорезали в сте-
                не отверстия и приготовились  пчел  переселять.
                На улице было холодно, поэтому вчерашнего гнева
                маленьких злющих тварей мы не увидели. Мои рам-
                ки  в самодельных ульях  были  маленькие. Приш-
                лось родные рамки резать пополам по  вертикали,
                и дедушка полдня помогал мне  их  обрабатывать,
                то есть я показывала пальцем, а он резал, отку-
                сывал кусачками проволоку и переставлял  изуро-
                дованные рамки в новый улей.  В  верхнюю  часть
                улья я установила корпус уже с моими рамками, и
                дело было сделано. Высыпали остатки пчел в улей
                и удовлетворенно расслабились.Так я узнала, что
                такое  вощина-ничего  страшного,  оказывается,-
                что  такое  рамки, как выглядят соты в натуре и
                какой характер у наших крылатых животных.
                Теперь я подолгу сидела на сеновале и наблю-
                дала за насекомыми. Они освоили трассу и  дело-
               
;
         вито наполняли сеновал рабочим гулом своих кры-
         лышек. Иногда одна-две пчелы броском  устремля-
         лись в мою сторону, и я затихала в своем уголке
         -пчелы заставили уважать себя. От ульев исходил
         дразнящий запах меда. Когда я полола или  поли-
         вала огород, то регулярно кидала взор на  сено-
         вал-у двух отверстий, против летков, колыхалось
         звенящее облачко пчел. Около ульев у меня стоя-
         ли блюдца с водой. Пчелы ходили по  палочке  на
         водопой и чистили крылышки на керамическом кра-
         ешке. В жаркое время дня я осмеливалась  вплот-
         ную приближаться к ульям.
            Как-то сижу я  на  бревнышке  после  трудной
         прополки лука, и смотрю наверх, на сеновал, где
         пчелы суетятся слишком уж оживленно.  И  понять
         не могу, что они вдруг разгуделись, как высоко-
         вольтные провода. В это время масса пчел  выле-
         тает и буквально падает  на  высокую  ветвистую
         иргу передо мной.
         -Папа, иди сюда, пчелы роятся,-кричу я, так как
         его они не жалили и без него мне не справиться.
         Папа вышел, подошел к дереву и стряхнул  клубок
         пчел в ведро, которое я подставила. Потом рука-
         ми стал подбирать их с земли, пока всех не соб-
         рали. Одна я бы не решилась брать их голыми ру-
         ками-этих злюк я теперь боялась больше  зубного
         врача.
            Раз появилась третья семья, я  стала  делать
         третий улей. Так как папа мне помогал и дал хо-
         роший инструмент, домик был готов за  вечер,  и
         новоселье было отпраздновано сразу же.
            Шло время. Наступил сентябрь. Я решила мед у
         них не забирать и вообще в этот год  не  трево-
         жить. Пчелы стали раздражительными. Всю  неделю
         меня у родителей не было, и в это время воду им
         ставила мама. И даже за такое  короткое  время,
         которое нужно для замены блюдца, пчелы успевали
         ее ужалить. Мама мне все  время  жаловалась  на
         них, пока в один прекрасный момент не заметила,
         что руки ее, болевшие несколько лет, вдруг про-
         шли и она легко сгибает пальцы в кулак, чего не
         могла делать уже года два.
            Ближе к зиме, когда стала застывать  вода  в
         лужах, пчелы прекратили вылетать из летка, и  я
         решила, что надо бы их как-то укрыть  на  зиму.
         Сделала это просто-закидала их сеном с головой,
         оставив нижний леток открытым  и  уменьшив  его
         кусочком поролона. На большее  моих  знаний  не
         хватало. В этот день я долго слушала их голос в
         домиках  и гадала, выживут ли мои животные, та-
         кие грозные и беспомощные одновременно.


Рецензии
Спасибо, Надежда! Мне так это знакомо, мой муж был пчеловодом в третьем поколении, к сожалению с его уходом династия закончилась. Когда пчёлы роились, он снимал по 5-7 килограммов пчёл. Мне смотреть из окна было страшно, а он работал с ними и всегда говорил, что это искусство и его надо любить.

Эльвира Гусева   06.02.2013 20:50     Заявить о нарушении
Вот именно, искусство. А я дилетант несчастный...

Надежда Шиба   07.02.2013 12:37   Заявить о нарушении
Наденька, все с этого начинают, всё впереди.

Эльвира Гусева   07.02.2013 12:57   Заявить о нарушении