а 13. 1
- Конечно, пойдем, прогуляемся, пока там, на стол накрывают, - сказал Медведь.
В город вошли с северо-Западной стороны. Проход, шириной около 6 метров, вел к воротам таким образом, что путникам пришлось пройти метров 50 под высокими стенами. Если бы неприятель попытался штурмовать город, то ему бы пришлось пробиваться к воротам под градом стрел.
Но, похоже, этот город никогда не подвергался неприятельским атакам. Выложенные, как пояснил Медведь, из сырого кирпича стены были обмазаны глиной и чисто выбелены. Город сверкал жемчужиной посреди бескрайней степи.
Наружные стены имели вид кольца. Войдя в город, путники повернули налево и стали обходить город по единственной улице против часовой стрелки. Справа шла сплошная стена. Слева располагались дома, соединенные между собой стенами, а одной стеной упиравшиеся во внешнюю городскую стену. Это походило скорее на огромную многокомнатную коммунальную квартиру. Двери, выходящие на улицу, были в основном открыты, из них тянуло теплом, почти жаром. Внутри было глиняное сооружение, напоминавшее печь. Печи топились, хотя день был довольно теплый.
- Жители выплавляют медь и бронзу. Этим занимаются все мужчины помимо других дел. Занятие по вечерам, когда Солнце уже садится. Женщины прядут и ткут, мужчины плавят.
«Семья у телевизора, - подумал Марк, - а не выплавить ли мне на ночь самоварчик?»
Марк насчитал 40 домов и еще 3 входа в город, правда, наглухо закрытых, когда они вдруг уперлись в стену. Показалось, что это тупик. Они обошли уже полный круг и почто вышли к исходной точке. Но в стене справа оказался узкий, метра два, проход. Радиальная улочка длиной метров 20, выходящая на центральную площадь.
Сама площадь была небольшая, метров 20 в диаметре. 27 домов-комнат выходили своими входами на площадь, задние их концы составляли ту сплошную стену, вдоль которой они шли. В этих домах никто не жил, помещения были явно общественного назначения. На площади играли дети, похоже, здесь собрались все дети города.
В центе располагался помост с высоким шестом, увенчанным белым глиняным шаром. С позволения Медведя Марк забрался на помост. Шар оказался на уровне его лица. Внутренняя стена была выше внешней, обе стены были размечены такими же шестами, с шарами наверху. Линии, проведенные от центрального шеста, через шары, на внутренней и внешней стенах, упирались точно в горизонт. Более толстыми шестами на внешней стене были отмечены стороны света, которые оказались точно посредине между входами в город.
- Так мы отмечаем точки восходов, заходов и солнцестояний, - пояснил Медведь. – Мы ведем ежедневные наблюдения из года в год. По коротким шесткам на внешней стене можно видеть, что эти точки смещаются. Без точных наблюдений это не определить, а, если смотреть тысячелетиями, то видно, что и неподвижные звезды перемещаются. Ночью мы выносим дополнительные приспособления, позволяющие измерять положения звезд. А это устройство, отмеряет равные промежутки времени.
Марк поглядел вниз и обомлел. Это были….Часы!!! Самые настоящие часы с маятником. У них, правда, была всего одна стрелка, и циферблат разбит на 4 части, направленные по сторонам света. В конструкции было всего две медных шестеренки и такой знакомый анкерный механизм с маятником и гирями. Маятник был короткий, отсчитывал около полсекунды. Гири медные, висели на кольцевой медной цепочке. Когда гири опускались, их перевешивали выше.
Интуитивно, Марк взглянул на свои ручные часы. Они показывали на два часа больше.
- Ну-ка покажи, - Медведь протянул руку, и Марку пришлось снять часы. Спорить с этим пожилым, но явно сильным мужчиной богатырского телосложения не представлялось возможным.
Медведь направился к одному из внутренних домов
- Эй, муравей, выйди на минуту.
На зов Медведя вышел широкоплечий мужик двухметрового роста, явно не похожий на муравья.
- Что скажешь? – Медведь протянул ему часы.
Грубыми руками с толстыми пальцами Муравей взял часы, но неожиданно ловко открыл заднюю крышку.
- Тонко сделано. Ишь, навертели. Лишнего много. А это… Камушки. Ловко. Хм, так можно, конечно, но…, - Муравей. Подробно разглядывал механизм, вникая, что и зачем.
- Ну что? – спросил Медведь.
Такие же часы как у нас, только стрелок зачем-то три. Одна медленно, другая быстро, третья каждый удар маятника отсчитывает. Должны очень точно показывать. Удобно, что маленькие, это за счет того, что маятник круглым сделали.
- А гири где?
- Вот эта деталь вместо гирь, - пояснил Макс. – Когда я хожу, она болтается, и заводит пружину.
- Можешь повторить? – спросил Медведь Муравья.
- Нет. – уверенно ответил Муравей, - Все могу, и колесики маленькие сделать, и камушки для их опоры использовать. Но вот это. То, что он назвал пружиной, это не из меди. Я такого материала не ведаю.
- Это и есть твое железо? – Медведь посмотрел на Марка.
- Это сталь, в принципе, то же железо, но сложнее изготовить. У меня нет знаний на этот счет. Знаю только, что, если сталь согнуть, то она выпрямится, как будто и не гнули. Вон ту спиральку можно скрутить и так оставить надолго, а когда отпустишь, будет выпрямляться.
- Придется с тобой еще раз поговорить, может, вытащим из твоей головы поболее. Часы оставь ему, не бойся, не сломает, завтра отдаст. Нас уже ждут.
И быстрыми шагами Медведь направился к дому Филина. Марк едва поспевал за ним.
Свидетельство о публикации №213020602202