О психологии рыночных существ

Антинохчалла
О психологии рыночных существ.
               
   Суфии отмечали, что единственное место, где Иблис у себя безраздельно дома – базар. Сейчас, на вершине цивилизации, базар (рынок) «светлые» головы глобализации распространяют на все экономическое, социальное, культурное поле деятельности человечества. Законы рынка, отлучая человека от совести, от чести, от способности стыдиться за аморальные вещи, меняют психологию, характер, жизненные принципы всех членов общества, будь это чиновники, буржуазия или даже священнослужители. Все становится предметом торга.

     Деньги становятся эквивалентом буквально всему.

     Кого в обществе больше – производителей или коммерсантов? От этого, оказывается, зависит в немалой степени моральное, нравственное состояние этого общества. Согласно философского закона перехода количества в качество, нам остается согласиться с тем, что общество, по большому счету, такое, из кого оно состоит, какова ее структура, насколько оно сбалансировано. 

      А что влияет на процесс возникновения или становления категорий тех или иных людей, регулируемы ли эти процессы? И насколько необходимо и оправдано говорить о таких сложных и неоднозначных вещах вслух, публично?

Пусть каждый отнесется к этим вопросам в меру своей совести и компетенции. Обо всем можно говорить, если исходить из интересов и желания сделать лучше: выправить ситуацию, вылечить болезнь, обратить внимание на проблему, внести предложения. Ведь и в данном случае действует универсальный закон Писаний: «По намерениям вашим судимы будете». А еще говорят, что есть разница между хирургом и палачом, для чего они режут живых людей.

     Род занятий, профессиональная деятельность формируют образ жизни, тем самым характер и стиль поведения, мировоззрение людей, их моральный и психологический облик. Попробуем разобраться на самых простых сравнения.

Производитель (рабочий, технолог на заводе, фабрике, мастерской) и коммерсант. Производитель получает только то, что заработал своим добросовестным, упорным трудом. Ему не надо метаться в поисках более выгодных вариантов, не надо выкручиваться, пытаясь дешевле купить и дороже продать.

 Дорого можно продать только хороший товар, и коммерсант, какой бы честный, хороший, святой он не был,  волей неволей вынужден его расхваливать, что уже является первым шагом в лукавый образ жизни. Дальше – больше. Не будешь лукавить – задавят конкуренты. Что – то надо делать с портящейся продукцией.

 Начинается, скажем, с того, что гнилое яблоко или тухлое яйцо покупателю подложишь, а заканчивается, образно говоря, тем, что даты изготовления лекарств начинаешь перебивать, хотя хорошо известно, что просроченное лекарство – это яд. Или идешь на преступный сговор с врачами, которые выносят на рынок лекарства, положенные отдавать больным на стационарах.

     Мы привели лишь маленький по объему преступления пример из жизни коммерсантов. Можно было привести и покрупнее, скажем, как снабженцы из Министерства образования  республики во время второй военной кампании завезли металлолом на огромную сумму под видом котельных для школ.

Естественно, за солидные откаты. Афера стала предметом обсуждения в СМИ, но дело, очевидно, замяли. Когда воруешь по крупному, хватает на то, чтобы еще и откупиться. Психология правоохранительных структур в рыночном обществе с имитацией демократии и гражданского общества – тема отдельного разговора.

     Производитель с его правильным образом жизни и психологией цементирует общество, его моральный, нравственный уровень. У производителя все четко, понятно, правильно. Утром в положенное время на работу, вечером после добросовестно произведенной продукции – домой. Больше поработал – больше получил.

За добросовестный труд – почет и уважение. Плохо поработал, поленился, не выполнил положенную норму, поломал станок или допустил иную оплошность – получил порицание. Немаловажен и тот фактор, что производитель четко видит результат своего труда – объем и качество изготовленной продукции, построенный или отремонтированный дом, улицу, мост, сшитое платье или костюм.

Здесь же можно говорить и о результатах труда учителей, врачей, милиционеров. Им тоже есть чем гордиться: хорошими воспитанниками, вылеченными больными, предотвращенными преступлениями. Словом, возможность делать добрые, нужные дела – основа для формирования правильного мировоззрения, образа жизни, следовательно, психологии людей.

     - «А разве коммерсанты не делают добрых дел?» - возникает вопрос. Разумеется, делают. Разумеется, они востребованы и без них жизнь общества замерла бы в течении одного дня. Мы в данном случае ведем речь о структуре общества, насколько преобладание в этой структуре той или иной категории людей способствует тому или иному ее морально – психологическому состоянию.

  С-Х. Нунуев
  с. Махкеты


Рецензии