Варвара Петербургская

Она бежала навстречу по набережной реки Фонтанки, подпрыгивая, переваливаясь с боку на бок, вздрагивая крыльями. Оказавшись рядом, взлетела на тумбу ограждения.
-Варенька, здравствуй! Соскучилась? Проголодалась?
Здесь место наших встреч. А познакомились мы на противоположном берегу, около дворца Петра Первого, перед закрытием Летнего сада на ремонт.   
Еду берет из рук.
Поест, посидит рядом и начинает "челночить".
Покормит птенцов, поделится с супругом, оставшееся спрячет в укромном месте.
Даю печенье - положит около, берет второе - опять в ожидании.
-Тебе же не унести все.
Вертит головой, посматривая то одним, то другим глазом.
-Хорошо, возьми еще, не жалко.
Укладывает стопкой несколько печенюшек, поддевает клювом,
уколит взглядом: "Ты, кажется, сомневался?"
Мы часто беседуем. Говорю, конечно, я. Но как она слушает!

ЭТО ЛЕТНИЙ САД?

27 мая 2012 года, в день рождения Санкт-Петербурга, состоялась торжественная церемония открытия Летнего сада после ремонта.
Официальные лица во главе с Губернатором, творческая элита города, речи, салют,  выступление оркестра Западного военного округа, накрытые столы на аллеях. Работники прессы, радио, телевидения фиксируют историческое событие.
В четырнадцать часов разрешен впуск собравшихся у оград.
Бурные потоки человеческие хлынули навстречу друг другу, растекаясь по аллеям. Столпотворение!
Возгласы восхищения, удивления, разочарования, осуждения, проклятия.

Я был потрясен.
Нет больше чудесного, прозрачного, открытого пространства, наполненного неповторимым. Исчезли гармония, магия, уникальная атмосфера.
Пропали уходящие в бесконечность аллеи и своды над ними.
Тринадцать тысяч вновь посаженных шпалерных лип высотой от двух до трех метров, под защитой зеленых решетчатых изгородей, захватили эту землю, уничтожили единую духовную целостность.
Парадный, тронный зал Императорского дворца превращен в "зачухлую коммуналку". На входе турникеты. Каждый фиксируется, теряет индивидуальность и доверие. Установлено более шестидесяти видеокамер.
Посетители переведены в разряд потенциальных воров и бандитов, за которыми необходимо вести непрерывное наблюдение.
Бесконечные изгороди-решетки создают ощущение зоны. Не хватает только колючей проволоки и сторожевых вышек.

"...Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград..."
                А.А.Ахматова
Анна, милая, какие строки!
Эта ограда - преддверие к сказке. Изумительная по красоте, строгая, величавая. Королева!
Ее глубинная связь с садом непостижима. Они были достойны друг друга.
Были...

Зачем эти боскеты, берсо, бутафорные строения?!
Сколько драгоценнейшей земли захвачено новоделом!
Екатерина Вторая приказала не восстанавливать фонтаны, разрушенные во время наводнения. Но воля Императрицы теперь не указ. Фонтаны на Главной аллее выглядят нелепо. А "Коронный" похож, извините, на кучу высушенных фекалий, украшенную мишурой. Вырытая на глубину полтора метра яма, названная "Гаванец", - угроза фундаментам Дворца и набережной.
На деревья невозможно смотреть без душевной боли. Их обкарнали до неузнаваемости. Газоны оцеплены изгородями с калитками на замках.
Как жалко тех, кто печально бродит по саду, растерянно озираясь,
а в укромном месте обнимет дерево и плачет.

Нет больше скульптуры. Во все времена она встречала посетителей. Триста лет встречала! Этому пришел конец.
Сад уже не может быть настоящим. Его заполонили копии, клоны, от которых веет холодом, мертвечиной.
Оставлена только одна подлинная скульптурная группа "Мир и Победа", выполненная Пьетро Баратта в 1722 году.

За первые четыре месяца после открытия сад посетили шестьсот шестьдесят тысяч человек. Каждый день - аншлаг!
Теперь здесь поселились ложь, фальшь, пошлость, вторичность.
Утверждение авторов реконструкции о том, что цель этой работы - возвращение сада в Петровское время - не соответствует действительности.
До наших дней дошли Дворец и Cкульптура. Но последнюю вывезли, а на реставрацию жилища Императора из огромной суммы не выделено ни копейки.
В  мае 2012 года заместитель директора Русского музея признался корреспонденту НТВ :
"Дворец закрыт, так как он уже в таком состоянии, что показывать его нашим экскурсиям и детям просто неловко."
Посетители уверены, что лицезреют подлинные работы известных итальянских скульпторов восемнадцатого века. В находящихся  рядом табличках не указано, что это - копии. Грандиозный обман!

За три года проделана большая работа. Многое на высоком профессиональном уровне: реставрация скульптуры, лечение деревьев, ремонт Порфировой вазы, воссоздание оград. Это вызывает искреннее, глубокое уважение к добросовестно трудившимся специалистам.
И не они виноваты в том, что Летний сад загублен.
"Когда земля беременна враньем, когда я вру, ты врешь, он врет, мы врем,
Вранью не правда противостоит, а та же ложь, переменивши вид."  А.М.Володин

ДУШЕВНЫЕ СПОЛОХИ.

После открытия сада в средствах массовой информации заштормило.

"Проект реконструкции противоречит Федеральному закону "Об объектах культурного и исторического наследия народов Российской Федерации №73-ФЗ."
Из решения научно-экспертного Совета по культурному наследию от 5 июня 2012 года.

"Все содеянное - разгром, полный произвол. Результат - эклектика, самая пошлая, самая кричащая."                Владимир Лисовский, доктор искусствоведения, профессор Академии художеств.

"То, что сотворили с Летним садом - это надругательство, преступление против Петербурга. Зачем понадобилось резать самое сердце города, лапать его душу?!"
Андрей Миронов, заместитель главного редактора газеты "Невские вести".

"Прошедшая реконструкция - неразумные деяния потомков, утративших духовную связь с теми, кто дал подлинную жизнь Летнему саду."   Татьяна Лопатина.

"Мир потерял шедевр садово-паркового искусства навсегда. Летнего сада больше нет."      Станислав Меркулов, юрист.

"Из-за повреждения корневой системы при рытье многочисленных траншей под трубы для фонтанов и кабель, впереди - массовая гибель старовозрастных деревьев."     Владимир Верховых.

"Мой дедушка во время блокады под бомбами, еле живой от голода, спасал статуи Летнего сада, закапывая их в землю. Больше мне нечего сказать...я плачу..."  Низкий поклон тебе, Девочка!

Негативная реакция огромного количества людей по поводу результатов проведенных работ в Летнем саду взрывной волной накрыла все СМИ.
Были  и положительные, хвалебные, восторженные отзывы.
Но не хочется их  приводить. Конечно, явная необъективность. Простите.
На душе черная тоска по ушедшему.

ЭВТЕРПА, ГДЕ ТЫ?

20 августа 2012 года.
В этот день матери  исполнилось бы сто лет.
Дома около ее портрета в красивой вазе - большие шары белоснежных хризантем.

Решился пойти в Инженерный замок, к Эвтерпе.
Не представлял, как посмотрю ей в глаза после трехлетней разлуки.
А как потом оставлю одну?
Небольшой зал. Два камина, три люстры. Виден Летний сад.
Невероятно! Здесь, а не там, на Главной аллее, находятся Диана и Аполлон. Здесь вдоль стен, а не в саду томятся : Аллегории Правосудия, Красоты, Чистоты, Изобилия, Милосердия; Камилла, Церера, Агриппина, Вельможа, Курфюрентина.
На узких площадках лестницы застыли: Демокрит, Эскулап, Аристотель, Диоген. В саду они окружали двуликого Януса, который сейчас одинок и неуютен  на верхнем уровне Парадного входа.
Обреченные, чужие, узники этого замка.
А где Эвтерпа, остальные?
Стал метаться из одного зала в другой, с этажа на этаж. Больше никого нет!
Обращаюсь к смотрителям. Ответы уклончивы, противоречивы. С недоумением воспринимают мое волнение, косятся на цветы в руках.
Ничего не выяснив, иду в сад к намоленному месту, многолетнему моему пристанищу. Мать рассказывала, что часто сидела на скамейке рядом с ней, пока я спал в коляске.
-Эвтерпа, услышь! Мой Ангел-хранитель, всеми годами жизни благодарю!
Ужасаюсь, представляя, в каких условиях ты сейчас находишься.
Нас разлучили. Теперь без тебя - до конца дней своих.
Прощай...
Положил белые розы к ногам ее клонированного образа и, не оглядываясь, поплелся к выходу.

Директор Русского музея и его заместители  неоднократно заявляли о том, что вся! скульптура после реставрации и снятия форм для отливки копий, сразу же! будет выставлена в Инженерном замке.
Обещания и клятвы им приходилось повторять неоднократно, так как жители города завалили письмами  с требованиями, просьбами, мольбой оставить ЕЕ в Летнем саду.
Но до сих пор три четверти коллекции увидеть невозможно.
Ответ на взволнованные вопросы следовал один и тот же:
"Скульптура отреставрирована, находится в закрытом хранении.
Когда будет выставлена - неизвестно."
Один из разговоров  с высокопоставленным чиновником:
-Если так невтерпеж, идите в Летний сад и смотрите.
-Но там же копии.
-А не все ли Вам равно?!

ЗОЛОТОЙ ДИПЛОМ.

Поздняя осень. Сумрачные, дождливые дни. Значительная часть сада недоступна.
Голые деревья, отключенные фонтаны, редкие гости.
Зато - многочисленный обслуживающий персонал, усиленная охрана.
Надо же осваивать сто миллионов рублей в год, которые теперь выделяются на содержание сада. Оголились видеокамеры. От них не скрыться. Тотальная слежка!
Печальны за решетками деревья. Дождь стекает по их стволам безнадежными черными слезами. На этом фоне метастазами раковых образований новодела с еще большей очевидностью предстает весь ужас прошедшей реконструкции.

В октябре 2012 года Государственный Руский музей и строительная компания "Профиль" - Генеральный подрядчик - были отмечены первым местом и Золотым дипломом в номинации "Лучший реализованный проект культурного и исторического наследия(раздел:реконструкция и реставрация) на Третьей Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре и садово-парковому дизайну."

ЖИЛИЩЕ ДЛЯ СКУЛЬПТУРЫ.

17 февраля 2013 года отцу исполнилось бы сто десять лет.
Утром мы с сестрой Ларисой поздравили друг друга с дорогим для нас юбилеем.

Очень холодно. Чтобы выйти в такие градусы, надо надеть самую теплую одежду.
Вдруг за окном царапнул какой-то странный шорох. Оглядываюсь.
На подоконнике  Варвара!
Да, она иногда провожала меня, перелетая с тумбы на тумбу, с одного фонарного столба на другой. Да, знала парадную, куда я, помахав ей на прощание, заходил. Но как смогла вычислить этаж и квартиру?!
Варвара замерзла, нахохлилась, была голодна.
Достаю из кастрюли курицу, открываю окно.
Она быстро глотает кусочки, перетаптываясь на холодном листе железа.
-Варенька, зайди, не бойся. Ты же мне доверяешь.
Потянулась к теплу, сделала шажок.
Но дальше идти не решилась. Окно - граница наших миров.
Комната выстужена, пальцы не разгибаются, окоченел вконец.
Поев, Варвара посмотрела с такой благодарностью, что сердце замлело.
Взяла еду про запас, попрощалась и полетела в сторону сада.
Ее дом там.

Закрыл окно, зажег в кухне все рожки газовой плиты. Стал оттаивать.
Неожиданно подумал: "Скульптура должна иметь свое пристанище в Летнем саду.
ОНИ проросли друг в друге временем, испытаниями, общей биографией,
любовью человеческой. Разлука - духовная смерть для НИХ."
Дом для Скульптуры, расположенный недалеко от Дворца Петра Первого - какой бы это был благодарственный поклон Императору!

Варвара стала часто прилетать ко мне. Теперь дружим домами.
Она живет в углу сада, который сохранился с ТЕХ времен.
Дворец, скульптурная группа "Мир и Победа" - символ важного для России достижения в Северной войне. Сквозь ограду просвечивает Петропавловская крепость и основоположница Нева.
Рядом начинается Фонтанка.
И хочется верить, что петербурженка Варвара - дальняя потомица живших здесь
в то время, когда рождался мой безоглядно любимый город.




Часть первая - "Прощай, мраморный Летний сад...".
Часть вторая - "Варвара Петербургская".

 
               











    

               

               
               

               
 


Рецензии
Больно за Летний сад...
А Варвара чудо! Просто прикипаешь к ней невольно...

Наталья Апухтина   22.04.2019 22:49     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и за ВАШУ любовь к этому святому месту!
Передам Варваре от ВАС личный привет и подарочек - крекер с кунжутом.
Она его очень любит.

Ефим Марихбейн   23.04.2019 12:48   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.