Принципы и задачи нейропедагогики

НЕЙРОПЕДАГОГИКА (Neuropedagogy, Neuroeducation,Neurodidactics) – наука использования знаний когнитивной неврологии, дифференциальной психофизиологии, нейропсихологических знаний, данных о мозговой организации процессов овладения различными видами учебного материала, учета совместимости вариантов ИПЛ (индивидуальный профиль латерации) учащихся и преподавателей в образовательном процессе.  Использование методов нейрофизиологии для усиления обучаемости и повышения креативности, таких как транскраниальная стимуляция мозга постоянным током (ТСПТ). Высокая информационная стимуляция при обучении приводит к заметному увеличению участков коры головного мозга, слоя серого вещества, наиболее тесно связанного с высшими мозговыми функциями.  Нейропедагогика основывается на сенсорной педагогике, т.е. путем воздействия на органы чувств ученика (зрение,обоняние, слух, тактильность), их эмоциональное состояние, - повышать обучаемость и регулировать поведение в процессе обучения.
 Принципы нейропедагогики:
1. Мозг как «параллельный процессор». Человеческий мозг может выполнять несколько функций одновременно. Учитель должен предусматривать широкие возможности для вовлечения учащихся в разнообразную по содержанию и формам учебно-познавательную деятельность, применения различных методов и приемов обучения. При этом недогрузка мозга, так же как и его перегрузка, могут оказать отрицательное воздействие на его развитие.
2. Учение и познание как естественные механизмы развития мозга. Природа наделила человека любознательностью и стремлением к познанию, и педагогика как наука должна создавать среду для удовлетворения этих потребностей. Учение и познание — энергоемкие физиологические процессы, и поэтому в процессе учения очень важно обеспечивать благоприятные с точки зрения гигиены и питания условия.
3. Опора на прежний опыт и поиск смысла как врожденные качества мозга. Человеческий мозг всегда функционирует в режиме связи прежнего опыта с новой ситуацией. Понимание и осмысление последней возникает тогда, когда мозг находит опору в имеющихся знаниях и представлениях, которые важно постоянно актуализировать в процессе обучения. (Концепция зоны актуального и ближайшего развития Л. С. Выготского).
4. Мозг ищет смысл через установление закономерностей. Беспорядочность и хаос усложняют продуктивную деятельность мозга. Обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей.
5. Нейропедагогика показала большую роль эмоций в обучении и преподавании. Эмоции являются необходимым фактором продуктивной деятельности мозга. Учебный материал, освоенный в благоприятной атмосфере, лучше запоминается и обладает устойчивыми связями с соответствующим эмоциональным состоянием. Эмоциональный фактор стимулирует мышление и творческий потенциал обучаемого. Эмоциональный интеллект (EQ) не менее важен, чем IQ. Эмоциональное обучение необходимо как детям, так и взрослым.
6. Мозг способен одновременно анализировать и синтезировать поступающую информацию, оперировать целым и частью. Нейропсихологические исследования показывают, что мозг обладает уникальной способностью «видеть» объект одновременно в целом и по частям, в одно и то же время расчленить и собрать его. Анализ и синтез — это два очень важных, постоянно взаимодействующих мыслительных процесса в обучении, совместное развитие которых требует соответствующего подкрепления посредством адекватных приемов и методов обучения. Учебный материал должен представляться в режиме постоянного взаимодействия целого и частного, анализа и синтеза, индукции и дедукции, прямого и обратного методов решения задач и доказательства теорем, конкретизации и обобщения и т. д.
7. Мозг способен впитывать информацию одновременно в условиях сфокусированного внимания и периферийного восприятия. Если умело организовать процесс обучения, то можно использовать особенности периферийного восприятия как конструктивный фактор обучения. Кинематографисты обращаются к фоновой музыке для усиления контекста фильма. Механизм периферийного восприятия может выступать как деструктивный элемент.
8. Процессы сознания и подсознания в мозге обучаемого протекают одновременно. В процессе учения мы получаем гораздо больше информации, чем нам кажется. На обучаемого оказывает влияние не только и не столько то, что сказал учитель, а весь комплекс внутренних (прежний опыт, эмоциональное состояние, уровень мотивации, индивидуальные характеристики обучаемого и т. д.) и внешних (общая атмосфера в классе, звук, свет и пр.) факторов среды обучения.
9. Мозг оперирует, как минимум, двумя системами памяти: системой визуально-пространственной памяти и системой «зубрежки». Первая — более естественна для функционирования мозга обучаемого. Вторая — более искусственна и трудоемка. Знания, поступившие в «хранилища» памяти через систему «зубрежки», неустойчивы и непродуктивны. Они, как правило, располагаются в ячейках памяти бессистемно и хаотично. Поэтому, чем больше такого рода информации «складируется» в памяти, тем труднее мозгу отыскать ее. Напротив, визуально-пространственная система памяти систематизирована таким образом, что вся информация, как в библиотеке, хранится строго «по каталогу и контексту». В этом случае удобно не только «складировать» ее, но и быстро находить и воспроизводить.
10. Человек понимает и запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти.
11. Развитие мозга стимулируется в условиях свободы творчества и блокируется в обстановке давления, принуждения и угрозы. Творческая личность не терпит насилия ни над собой, ни над другими. Некоторые учителя в стремлении поддерживать строгую учебную дисциплину в классе уничтожают атмосферу творчества.
12. Мозг каждого человека уникален (принцип уникальности). Он имеет свои индивидуальные характеристики с точки зрения объема и скорости обработки информации, преобладания той или иной системы памяти, гибкости мыслительных процессов и т. д.
Задачи нейропедагогики:
 1. Изучить нейропедагогические механизмы сознания и поведения учебных групп; их личностных, субъектных и индивидных взаимоотношений, а также принципы формирования общего нейропедагогического пространства.
2. Исследовать те объективные психологические явления и законы, которые возникают как результат нейропедагогического общения людей в условиях решения единой образовательной задачи.
3. Анализировать закономерности нейропедагогических процессов, структуру нейропедагогического пространства, развивающихся под влиянием совместной образовательной деятельности.
4. Разработать и внедрить в образовательную практику психодиагностические и психокоррекционные технологии, обеспечивающие повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов и психологов.
5. Обеспечивать инклюзивное образования для детей с ограниченными возможностями (возможность учиться детям-инвалидам в общеобразовательной школе вместе с другими детьми).

Литература

1. Изобретение молодых эстонских ученых позволит выучить любой язык за 200 часов
Языковые курсы в интернет-среде (Language Accelerator), позволяющие за 200 часов выучить любой язык. Программа  основывается не на лингвистических знаниях, а на чистой математике.
Центр управления, расположенный на серверном облаке, анализирует ошибки, совершаемые учеником, подстраивает график общения с программой и выдает необходимый концентрат знаний. Измеряется, какая часть пройденного материала находится в кратковременной памяти, а какая уже усвоена долгосрочной памятью.

2. Уму непостижимо. СПб Ведомости Выпуск  № 105  от  10.06.2014                Профессор СПбГУ доктор биологических и филологических наук Татьяна Черниговская представила свою новую книгу «Чеширская улыбка кота Шредингера: язык и сознание».

В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую «за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга. Деление функций «по полушариям» – это правда, да не вся. Картина гораздо прихотливее.
Если здорового человека попросить считать, писать, говорить и т. д., чтобы увидеть, какие зоны задействованы, – томограф покажет, что работают не отдельные зоны (Брока или, там, Вернике), а весь мозг.
Мозг населен бомжами, которые живут вроде и в определенных местах, а вроде и везде; для выполнения какой-то работы они сбегаются, устраивают этакий джем-сейшн (при этом у них нет ни дирижера, ни нот); сыграли – разбежались. Определения тому, что такое сознание , нет.
Нейронаука уже показала, что во время сна в мозге происходят серьезнейшие события, мозг укладывает полученную за день информацию в правильные места.
Разделение на сознательное и подсознательное, или бессознательное, тоже заводит в тупик:
– Огромное количество когнитивной, т. е. мыслительной, работы мы делаем, не выводя ее в сознание! То есть все делает мозг, а нам иногда об этом сообщает
Еще менее правдоподобными показались данные недавнего иностранного эксперимента. Волонтеры принимали решения и нажимали на кнопки, и сложнейшая техника выдала: мозг принимал решение за 30 секунд до того, как собственно обладатель мозга об этом узнавал и нажимал кнопку.
Научный труд The mind,s best trick («Лучший трюк мозга»), где было описано совсем оглушительное: мозг не только все делает сам, «этот паскудник посылает нам сигнал: успокойтесь, это ваше собственное решение».
английский язык, в котором сознание – это и mind (собственно сознание), и consciousness (осознание: я знаю, что я знаю), а есть еще и reflection (я понимаю, что я делаю)... Но опять встают неприятные вопросы. Рефлексия, полагает Татьяна Владимировна, у большинства людей отсутствует – они не отдают себе отчета в том, что делают. У совсем маленьких детей нет осознания – и что, они не люди? Соотнести сознание с интеллектом? Но очень высоким интеллектом обладают приматы, коты, собаки, дельфины, вороны...
Нашумевшую в Европе книгу «Мы – это наш мозг» представлял голландский ученый Дик Свааб.  Свааб, возглавлявший 30 лет Нидерландский институт мозга, а теперь руководящий группой исследователей в Нидерландском институте нейробиологии, повествует: что такое влюбленность; как устроена память; почему в обезьяньем обществе тоже есть мораль и Библия тут не понадобилась; как агрессия закладывается еще в утробе матери...
Структуры мозга определяют то, кем человек чувствует себя – мужчиной или женщиной, – говорит Дик Свааб. – И сексуальная ориентация определяется до нашего рождения.
Структуры мозга формируются на ранней стадии беременности матери, а гормональное развитие – со второй половины беременности, и по причине определенных влияний (список длинный) человек может родиться с телом мужчины и мозгом женщины, и наоборот. В любом обществе таких людей – 5 – 8%.
На 90% мы получаем «ай кью», коэффициент интеллекта, от пап-мам. Низкий IQ (50 – 70) – у 16% общества, а среди тех, кто осужден за преступления, «низкоинтеллектуальных» 50%.
Повышенная агрессия тоже закрепляется в мозге еще до рождения, этому весьма способствуют, кстати, курение и алкоголь во время беременности. Только к 25 годам формируются структуры мозга, корректирующие агрессивность, но к тому времени агрессор уже узнал, что такое тюрьма.
Мозг ребенка «заброшенного» и мозгребенка, с которым родители общаются, – потрясающе разные. В стародавние времена один император ради проверки своей гипотезы (мол, если с детьми не разговаривать, они научатся «языку Бога») призвал два десятка матерей не общаться с детьми с самого момента рождения. Чада не только не заговорили на «языке Бога» – они все умерли еще в детстве.
...Болезнь Альцгеймера, которая угрожает каждому третьему, перешагнувшему порог 80-летия, неизлечима, но «отодвигаема». Рецепт известен: интересная работа; изучение иностранных языков, шахматы, постоянное освоение чего-то нового. В любом возрасте


Рецензии