Валечка

    



Валечка
1

Поезд едет на юг. Увозит людей. Отдыхать. Сбрасывать скепсис и пресыщение вместе с одеждами. Насыщаться солнцем и светом. Утрачивать то, что приобретено. Приобретать то, что утрачено. Поезд, пробуждающий желания. Поезд, рождающий новые иллюзии. Сознание собственной свободы. Южное море, солнце, знакомства...
  Олег устраивается на верхней полке. Соседи по купе играют в карты. Он тоже может играть в карты. Но ему приятнее лежать на верхней полке и смотреть в окно. Проносятся столбы, туман, холмы, избы, деревья. А он лежит и смотрит. И не нужно ни о чем думать. Напротив него лежит человек - и тоже на верхней полке и тоже смотрит в окно. Девушка. Что она видит там, в окне? Столбы, туман, холмы... Или больше, чем столбы, туман...? А, может быть меньше, чем столбы...? Неужели трудно избавиться от этой философии даже в поезде, идущем на юг? Олег украдкой смотрит на девушку. Самая обычная девушка. Только не играет в "дурака". Что ж из того? Не хочет и не играет. А то и не умеет, что в нынешние времена редкость.
  - Молодой человек, не хотите сыграть?
  -Нет, благодарю.
  -А вы, девушка, не составите нам компанию?
  - Простите, я не играю.
  Не хочет. Кто не умеет играть в подкидного дурака? Конечно, не хочет.
  Девушка поворачивается на другой бок и по неосторожности роняет книгу. Никто не замечает - все увлечены игрой в карты. Олег слезает с полки и подает девушке книгу. Джером " Трое в лодке...". Должно быть, хорошая девушка - не без чувства юмора.
  - Спасибо, - благодарит девушка. Девушка с глазами с поволокой. Должно быть, нежная девушка.
  Олег снова на своей полке. Девушка смотрит в окно. "Трое в лодке..." лежат рядом. Не считая собаки... Должно быть, приятно лежать рядом с девушкой с таким томным взглядом.
  -Девушка, вы сейчас не читаете? Вы не дадите мне ваших троих, не считая собаки?
  -Пожалуйста, - взгляд девушки с поволокой на несколько секунд погрузился в глаза юноши.
  -Интересная книга?
  -Для кого как.
  -Она развлечет меня?
  -Возможно.
  -Вам - я не слишком назойлив? - нравятся развлекательные книги?
  -Смотря какие. Джером нравится.
  -Вы едете в Сочи?
  -Почему именно в Сочи?
  -Все едут в Сочи.
  -Настолько это очевидно?
  -Представьте себе. И я, как все, еду в Сочи.
  -Вы часто бывали на Кавказе?
  -Я вообще нигде не бывал... Сам не знаю, куда еду. Пусть будут Сочи. Не возражаете?
  -Что изменится, если я возражу?
  -Мой маршрут.
  - Не в моих правилах менять маршруты других людей. Так что не стану возражать.
  -Значит, Сочи?
  -Все едут в Сочи.
  -У меня нет другого выбора. И я еду в Сочи. Вместе с вами. Да, мои родители назвали меня Олегом.
  -Мои - меня - Валей...
  Поезд шел на юг. Увозил людей. Отдыхать. Утрачивать то, что приобретено. Приобретать то, что утрачено.

2


Валечка Трусина хотела выйти замуж. Валечке нужно замуж. Валечка боялась выйти замуж. Что если выйдет столь же «удачно», как в первый раз?
Нет, уж лучше тогда совсем не выходить замуж.
Валечка получила официальное предложение от Олега Капустина после нескольких неудачных домогательств с его стороны в Сочи, где они вместе отдыхали и даже снимали одну комнату на двоих (хозяева не стали вдаваться в детали, в каких отношениях они состоят, лишь бы платили столько, сколько они запросили). Валечке удалось уговорить Олега подождать месяц, чтобы лишний раз убедиться в прочности его чувства. Двадцать семь раз они встречались в течение испытательного срока, а не виделись только три дня, на что имелись серьезные основания: не следует забывать, у них существовали и другие обязанности.
Сегодня Валечке надлежит дать окончательный ответ. Ее сердце билось тревожнее, чем у всех - скопом - героинь произведений, которые она прочла за всю предыдущую жизнь. Что сказать Олегу?!
Где еще, как не под часами, томятся в ожидании друг друга влюбленные? Олег не составил исключения. И у него билось сердце.
Валечка - миленькая девушка - среди прочих достоинств отличалась тем, что приходила на свидания без опозданий, доказывая тем самым, насколько выше  стоит всех женских предрассудков.
Стрелка часов прыгнула, указав восемнадцать часов по московскому времени, когда Олег увидел Валечку. Никто из них не решался говорить о браке. Они взяли билеты в кино. Фильм оказался веселым и поучительным. В финале чиновника- коррупционера понизили в должности, уста положительных героев – бедных, но честных людей слились в жизнеутверждающем поцелуе, в котором проницательный зритель мог угадать в ближайшем будущем элемент демографического бума. После сеанса Олег спросил Валечку, понравилась ли ей картина. Валечке она понравилась. Затем Валечка задала аналогичный вопрос Олегу и получила тот же ответ.
Начал накрапывать дождь. Молодые люди не воспользовались поводом поговорить о погоде, поскольку Валечкин дом находился поблизости с кинотеатром, а дождь усилился. На лестнице никого не было. Маленькая электрическая лампочка рассеивала тусклый свет. Пахло сыростью, мало способствующей объяснению в вечной любви. Но Олег, обняв Валечку, все-таки задал ей сакраментальный вопрос, какое историческое решение она приняла.
-Ты согласна выйти за меня замуж?
-Да. Но прежде ты должен все основательно взвесить.
-Я взвесил.
-Чувственность и чувство - разные вещи.
- Знаю.
-Готов идти со мной рука об руку всю жизнь?
-Да.
-Я старше тебя.
-Что из того?
-Уже была замужем.
-Прежняя твоя жизнь меня не касается.
- Я - ленивая. Со мной тебе будет нелегко.
-Против лени найдем противоядие. И я - не ангел, большим трудолюбием не отличаюсь.
-После родов наверняка потолстею, ты разлюбишь меня, перестанешь желать.
-Никогда не перестану, так сильно люблю тебя.
-А если я похудею?
-Ты сама-то любишь меня?
-Люблю, конечно, что за разговор. Но ты должен знать все мои недостатки, прежде чем мы отправимся в загс. Например, у меня скверный характер.
-Если ты…
-Подумай о нашем будущем. Я не хочу остаться матерью-одиночкой, чтобы моему ребенку грозила безотцовщина.
- Ты просто не любишь меня.
-Люблю, но…
-Скажи еще, что не учишься в институте, мало читаешь, много ешь, плохо спишь, храпишь во сне.
-Не учусь, но никогда не храпела - не нужно приписывать мне то, чего нет. Если ты уже сейчас…
Олег нетерпеливо махнул рукой и оставил Валечку одну. Валечка несколько минут стояла молча. Затем ей стало невыносимо жалко себя, она горько заплакала.
-А говорил, что любит. Верь после всего этого мужикам…
На улице по-прежнему, не переставая, лил дождь…

3


-Нет, я не могу безразлично взирать на то, как моя лучшая подруга больше месяца, кроме работы, никуда не выходит. Так жить нельзя! И из-за чего? Разошлась с парнем, как в море корабли. Подумаешь, невидаль какая? Плюнь, Валька! Посмотри на себя в зеркало, где твой обормот Олег найдет такую красавицу?
- Я вовсе не из-за него такая. Просто, плохое настроение. У тебя оно тоже бывает не самым хорошим. Иди, Симочка, одна. Мне одной хочется сегодня побыть.
-Вчера хотела побыть, позавчера… Так дело не пойдет, Валя. Мы идем в кино. Не одни. Нас пригласили. Помнишь Юрку Семенова? Такой чудаковатый. Танцевали с ним лет пять назад. Представляешь, у него уже плешь. Зато его товарищ – пальчики оближешь! Они вместе живут в одной комнате общежития. Быстро одеваемся и уходим! Они не станут нас долго ждать. Некогда лясы точить.
-Спасибо, Симочка, за заботу обо мне. Но, я, правда, хочу побыть одна. Почитаю, да и ко сну что-то клонит.
-Я обещала, не подводи меня. Не ставь меня в глупое положение. Нам ехать до них минут двадцать. Совсем забыла, старая дура, сказать тебе: кинотеатр рядом с их общагой.
-Хорошо, Симочка. Я мигом…

- Познакомься с моими друзьями… Валя, Олег, Юра. Извините ребята, Юре нужно готовиться к экзаменам, мы пойдем…
-А тебе не нужно, Олег?
-Успею.
-Мир? Согласен все забыть?
-Я очень хотел тебя видеть. Извини за спектакль.
-Какой ты хороший, Олежка! И Симочка, и этот товарищ твой. Я, свинья, даже не ответила ему. Он что-то сказал перед тем, как уйти.
-Я его впервые увидел. Что он сказал? Кажется, до скорого. На этой неделе, только не спорь, подаем документы. Нет, завтра. Поженимся, сдам экзамены, летом поедем в деревню к моей маме – она тебе понравится.
-Ты меня любишь? Скажи: « Люблю! Сильно люблю!»
-Люблю сильнее жизни.
-Чьей – моей или своей?
-Конечно, своей!
-Милый, я так тебе благодарна. Нет никого счастливее меня сейчас на целом свете…
Будущее им, обоим, виделось ярким и солнечным.

 4

-Снова в деревне. Последний раз мы были здесь три года назад. Три года вместе, три года я люблю тебя, как прежде.
- А ты, Олег, по-прежнему все тот же теленок. Думала, выхожу замуж за мужчину. Всерьез чего-то боялась, старая дура. Тебе не надоело каждый день болтать про любовь? Наш Сашка, как попка повторяет: «Я люблю маму. Я люблю папу. Папа любит маму. Мама любит папу». Ребенок ничего другого в свои два года не усвоил.
-Что тут плохого, скажи?
-Любит, не любит. Дурень, сколько раз на дню можно повторять одно и то же. Натворил дел и серьезнее, не знаю, как теперь выпутываться!
-Что случилось, Валечка?!
-Я опять по твоей милости беременна. Мечтал о дочери? Будет дочь. Сияешь, как медный самовар. Так и знала. Все - мне назло. Утратила бдительность, так ты сразу…
-Что ты такое говоришь, Валечка?! Не стыдно? Конечно, я рад. Что плохого, если у Сашки будет младшая сестренка? Когда детей двое, ни один не станет эгоистом. Интереснее расти вместе.
-Ты меня спросил? Куда нам сейчас второй ребенок?! Ты только-только окончил институт, не встал еще на ноги. Юра с Симочкой живут в свое удовольствие, никаких детей не заводят. Много я счастья видела с Сашкой? Пожить для себя года не смогли. Ты для того на мне женился, чтобы я, как кошка, рожала каждый год? Разве так мужья жен любят? Нет, дорогой, на этот раз не будет по-твоему. Довольно мне одного Сашки. Перебьешься, перетопчешься. Я тебе не ломовая лошадь, чтобы все время тащить семейный воз. Не поздно принять кое-какие меры. Раз уж ты такой простофиля,  я в следующий раз лучше побеспокоюсь о технике своей безопасности…

 5

Олег находился в состоянии необъявленной войны с самим собой. Не зная поражений и радостей. Без врагов и друзей. Ничего кроме работы и семьи – жены и сына.
Продление рода, столь удачно им осуществленное, на первый взгляд, напоминало теперь, скорее, о долге, чем обо всем остальном. Правда, он привык расплачиваться. Собой…
Он сидел на стуле и бессмысленно смотрел в себя. Ничего там не обнаружив, уставился в окно и стал считать рассыпанные на улице крошки людей. Сын бегал во дворе с мальчишками.
Валечка вымоталась на работе и легла отдохнуть. Она мелодично похрапывала во сне: легкий свист сменился одинаковыми по длительности, хоть замеряй секундомером, паузами. Олег тоже устал на службе, но жалел времени на сон.
Валечка достаточно любила мужа, чтобы позволить ему забыть о ней.
-Ты - сявка, - зевнула она, вырвавшись из объятий Морфея и увидев мужа, сидящего без дела. Олег не расслышал, погруженный в свои никакие мысли.
Валечка рассердилась, и остатки ее сна, как рукой сняло.
-Я к кому обращаюсь? К шкафу?
-Ты проснулась?
-Поговори с женой, - почти кокетливо сказала Валечка и потянулась.
Счастливый, вне себя от радости, Олег обернулся к жене. И увидел ее спину. Валечка уже забыла о нем, у нее зачесалось плечо.
- О чем? – спросил Олег машинально.
-Неужели со мной не о чем поговорить? – обиделась Валечка, продолжая яростно чесать левой рукой правое плечо.
Почувствовав свою вину, Олег попытался найти нужные слова, но они никак не находились. Чувство вины оттого еще больше усилилось. Но самая вина им не осознавалась.
-Может быть, позвать Сашку? Он еще не делал уроков, а уже поздно.
Его слова повисли в воздухе.
-Ты ничтожество, - тихо сказала Валечка.
-Я слышу, и мне все равно, - подумал Олег и ничего не ответил.
-Мерзкое, слабое, безвольное!
-Слышал это тысячу раз, хотя так зло впервые. Она срывается. Тон ее голоса изменился. Явно чем-то недовольна. Не я ли причина?- подумал Олег.
Слова из него не вытянешь! – выкрикнула в сердцах Валечка.
-Корень слова – тян. Тянем – потянем, вытащить не можем. Однако я увлекся. Она сердится на меня за что-то, сама ведь не скажет. Нужно разобраться.
Валечка встала рядом с Олегом и посмотрела в окно.
-Что ты там увидел, дурень? – ее слова звучали почти ласково, но на этот раз он не дал себя обмануть. Она сказала не так давно: «Ты никогда не станешь человеком!». Сказала как бы невзначай, необидно, почти любя. И просто. 
-Мы живем с тобой, как чужие. С некоторых пор постоянно молчишь. Раньше тебя не остановить, так задыхался от любви. Что изменилось? Уже не любишь? Старая стала? Другая появилась? Немой, что ли?! Хочу говорить с тобой. Понимаешь?
-Понимаю, - произнес Олег про себя одно слово и услышал его сказанным вслух.
-Слава богу! Значит, понимаешь, что так больше продолжаться не может? Мы должны что-то придумать. Нужно найти выход, верно?
-Верно! – чуть было не воскликнул Олег, чувствуя, как к нему возвращается нечто, утраченное, казалось, навсегда.
-Что же ты молчишь? Скажи: « Верно!», и я отстану от тебя. – Валечкин голос прозвучал зло и сухо. Олег вспомнил первые дни их любви. «Ты меня любишь? Скажи: « Люблю! Сильно люблю!».
-Упорно не желаешь со мной разговаривать. Пожалеешь, да поздно будет. Запомнишь сегодняшний день на всю оставшуюся жизнь. Вздумал играть со мной в кошки-мышки?! Смотри дальше в свое окно. Только позови сына. Меня не будите. Вы все мне смертельно надоели. Лягу спать. Глаза б мои тебя никогда не видели…
Через несколько минут Олег вновь услышал прерывистый храп жены. Паузы стали реже, свист сильнее. Валечка спала и растворяла во сне усталость и недовольство жизнью.
Олег позвал сына, дождался его, оделся и вышел из дома, в котором имел семью…


Рецензии