Воскрешающий крест. Часть 7

      начало:  1 -  http://www.proza.ru/2013/02/03/1909
               2 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/168
               3 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/173
               4 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/186
               5 -  http://www.proza.ru/2013/02/06/202
               6 -  http://www.proza.ru/2013/02/07/66
               


                Крестная смерть.

                «В мире будете иметь скорбь;
                но мужайтесь:
                Я победил мир»
                (Ин. 16 с 33).

     Протоиерей Александр Шмеман в своих лекциях точно подметил,
что основным парадоксом христианской веры является соединение печали
и радости, креста и воскресения. Вспомним слова Господа: «Истинно,
 истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется;
 вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет… В мире будете
иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир»
(Ин. 16: 20, 33).

      Вечером в Великий Четверг в церкви читается «Двенадцать Евангелий»,
 то есть 12 отрывков из 4-х Евангелий о страданиях и крестной смерти Христа.
Чин этого чтения очень древний. « Кроме Евангельских чтений вся служба
поется в знак великого духовного торжества, так как, видя безмерное
уничижение Спасителя, церковь вместе с тем зрит и Его славу. Скорбью
и напоминанием проникнуты слова 12-го антифона: «Народ Мой, что сделал
Я тебе и чем досадил? Слепцов твоих Я сделал зрячими, прокаженных
очистил, мужа, лежавшего на одре, восставил.
      Народ Мой, что сделал Я тебе и чем ты отплатил Мне: за манну 
– желчью, за воду – уксусом, и вместо любви ты пригвоздил Меня ко кресту».
С особой силой звучат слова последнего антифона: «Сегодня висит на древе
Повесивший землю на водах, терновый венец надевает на Себя Царь Ангелов,
в ложную багряницу одевается облаками Одевающий небо; получает пощечину
в Иордане Освободивший Адама; гвоздями пригвождается Жених Церкви;
копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим Христе…». 
Затем следует исповедание веры перед Крестом Господним, который
Церковь называет «древом жизни, древом райским».
 (43 с 21,22).

     «Было около шестого часа дня; в шестом часу сделалась тьма по всей
земле и продолжалась от шестого часа до девятого; и померкло солнце».
(49 с 418) (Ср. Мф. 27:45-47; Мк. 15:33-35; Лк. 23:44-45).

     Великая Пятница была всегда днем самого строгого поста и печали.
В Святой и Великий Пяток читаются Царские часы. Еще с апостольских времен
в 3-й, 6-й и 9-й часы христиане собирались на молитву. С наступлением дня
они обращались к Богу, поя псалмы. В шестом часу они вспоминали о
Распятии Спасителя, девятый час посвящали воспоминанию о Его крестной
смерти. Служба каждого часа состоит из 3-х псалмов, тропарей и нескольких
молитв. К Царским часам прибавляется еще чтение Евангелия и пророчеств.

     Св. Фиофилакт Болгарский говорит, что человек создан был в шестой
день, а вкусил от древа в шестой час, то Господь, врачуя падение Адама,
пригвождается к дереву в шестой день и в шестой час. Еще он замечает,
что во время распятия Христа был четырнадцатый день луны, потому что
тогда совершалась Пасха. А затмения обычно бывают при рождении луны,
следовательно, тьма была неестественная и не только в одной стране,
а по всей земле. (50-1 с 243) Каждый из евангелистов по-своему описывает
это трагическое событие, но все они признают добровольный характер этого
события: «Я полагаю душу Мою, чтобы снова принять ее. Никто не брал
ее от Меня, но Я полагаю ее Сам» (Ин. 10:17-18).
   
      В Великую Пятницу, после часов, в знак печали, Литургия не
служится, а совершается торжественная вечерня. Начало вечерни приурочивается
ко времени между 6-м и 9-м часом (то есть, по-нашему между 12-ю и 3-мя часами).
Первые же песнопения переносят нас к великим и страшным мгновениям, протекавшим
у Голгофы.

     В девятом часу возопил Господь громким голосом: «Или, Или! лама савахфани?
 то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46) 
Уксусом поили Его для того, чтобы Он скорее умер, - прежде, нежели придет
Илия спасти Его. (50-1 с 244). Когда вкусил Господь уксуса, сказал: совершилось!
 Эти слова относятся ко всему земному служению Христа. Наконец Господь Иисус,
 возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сказав
сие, преклонил главу и испустил дух. (49 с 418-419).
   
     «Христос умер; и смертью Своей Он сошел в те глубины ада, где не
было ни света, ни радости, ни надежды. Он стал Человеком и как человек
умер – но не Своей, а нашей смертью. Грех убивает, безбожие, потеря Бога
убивает. Христос был Сам Богом Живым. Он не мог умереть естественной нам
смертью; но Он нас возлюбил, возлюбил так, что стал с нами един, и все,
вся трагедия, весь ужас человеческого бытия легли на Него, включая эту
страшную потерю Бога, от которой мы все увядаем и умираем. Не сказал ли
Он страшного слова на кресте, последнего слова: Боже Мой, Боже Мой, зачем
ты меня оставил? Он приобщился нашей богооставленности и, потеряв Бога,
как мы, умер.
     Но сошел Он во ад в славе, в славе Своего Божества. Широко
раскрылся ад, чтобы, наконец, пленить, победить, удержать Того, кто
на земле рушил его царство. Ад, как говорит Иоанн Златоустый, приразился
телу и был поражен Божеством; мрак засиял Божественным присутствием; смерть,
которая там царила, побеждена; жизнь жительствует… А смерть на земле теперь
для нас не страшна; она – сон, она – успение, она – ожидание и нашего
воскресения из мертвых» - говорит Митрополит Антоний Сурожский. (36 с 271).
(Варианты 44 с 341)

     Впрочем, многим остается непонятным, почему (как им кажется),
Иисус впадает в отчаяние, произнося такие слова: «Боже Мой! Боже Мой!
Зачем оставил Ты Меня?» (Мк. 15:34; Мф. 28:46). Жизнь Свою Он отдавал
за нас, и слова Его звучали для нас. Не случайно этот возглас Христа так
похож на начало 21(22) псалма пророка Давида. Вполне допустимо предположить,
что Господь произнес не только первые строки из этого псалма, ведь Он был
воспитан в благочестивом иудейском семействе, и для Него было привычно
цитировать псалмы, которые составляли основную часть иудейского молитвослова.
Достаточно вспомнить содержание этого псалма, который является молитвой
праведного страдальца и станет ясно, почему Господь произнес эти слова.
     Да, начало этого псалма – вопль человеческого отчаяния: «Боже мой!
Боже мой! (внемли мне) для чего Ты оставил меня?... Все, видящие меня,
ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа;
пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден ему»… окружили меня раскрыли
на меня пасть свою, как лев, алчущий добычи и рыкающий». (Пс. 21/22:8).
Но затем следует знаменательное пророчество – пронзенные руки и ноги,
разделенные ризы, за одежду брошенный жребий. А конец псалма торжественно
воспевает праведник, как благовестие Воскресения и спасительное
всемогущество Бога: «ибо Он не презрел и не пренебрег скорби
страждущего, не скрыл от лица Своего, но услышал его, когда сей
воззвал к Нему… преклонятся перед Ним все нисходящие в персть и
не могущие сохранить жизни своей… Потомство (мое) будет служить Ему,
и будет называться Господином вовек…» ( Пс. 21/22:25,30,31).
Таким образом, слова Иисуса, по замечанию Джона Майера: «обнаруживают
как Его реальное страдание, так и сыновнее доверие к Отцу».
(Цит по кн. 27с 61).

     Сотник, то есть начальник над сотней воинов, стоявший напротив
Его, увидев, что Он умер так величественно, удивился и исповедал Его
Сыном Божиим.

     Иудеи умерщвляют – язычник исповедует, - замечает св. Феофилакт
(50-1 с 364). Смерть Христа не была поражением, напротив, она есть
победа в истории нашего спасения, и символом этой победы является Крест.
Иисус принял распятие, чтобы своей смертью сделать бессильным, имевшего
силу и могущество смерти, то есть диавола. (Евр. 2:14).
   
     Далее евангелисты пишут, что в момент смерти Христа «завеса храма разорвалась
сверху донизу надвое» (Мф. 27:51; Мк. 15:38).

     В иудейском храме завеса отделяла Святое Святых от Скинии
собрания и символизировала собой разделение между человеком и Богом.

     Скиния собрания, Скиния откровения - Под Скиниею разумеется место
общественного богослужения Иудеев, походный храм, построенный по образцу,
показанному Богом Моисею на горе Синай. Скиния состояла из трех частей –
двора, Скинии и Святое Святых. Она простиралась на 100 локтей в длину и
на 50 в ширину. Вход в нее был один, с восточной стороны. Против входа
находился алтарь или жертвенник всесожжений, на котором хранился неугасаемый
огонь, за ним стояла медная умывальница, в которой первосвященники
умывали руки и ноги перед началом служения. Внутри двора находилась сама Скиния.
     Восточное отделение ее называлось Святилищем. Здесь находились:
светильник, в семи лампадах которого непрерывно горел елей; стол или
трапеза с 12-ью Хлебами Предложения, и жертвенник или алтарь кадильный
 для курения фимиама. Все было сделано из благородных пород дерева,
украшено золотом искусной работы. Третья, внутренняя часть называлась
Святое Святых, отделявшееся от святилища внутреннею завесой с искусно
вытканными на ней херувимами. Здесь находился Ковчег Завета, сделанный
 из дерева ситтим или акации и покрытый изнутри и снаружи, золотом.
     Над Ковчегом находился покров из чистого золота, называвшийся очистилищем,
по обеим сторонам которого стояли вылитые из чистого золота Херувимы.
В ковчеге находились Скрижали закона, который получил Моисей на горе Синай, 
на них Богом были начертаны десять заповедей (Исх. 34:4 слл); золотой сосуд
или «стамна», с манной и жезл Аарона «прозябший». (Исх. 31:2 слл; 40:20 слл.)
(54-2 с 2071)

     Теперь весь народ, новый Израиль, введен в святилище «посредством
Крови  Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он открыл нам через
завесу, то-есть плоть Свою…» (Евр. 10:19-20). И еще, в другом послании
апостол Павел говорит: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда
далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший
из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду
Плотию Своею…» (Еф. 2:14-15).
 
     Как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в
субботу, - ибо та суббота была день великий, просили Пилата, чтобы перебить
у них голени и снять их. (49 с 420)

    Перебитие голеней применялось только над рабами. Этим приемом
достигалась скорейшая смерть от удушья, так как для того, чтобы
вздохнуть, распятым приходилось, опираясь на ноги, приподнимать все
свое тело.

     Солдаты перебили голени у распятых вместе с Иисусом, которые
были еще живы, и не перебили у Иисуса как уже умершего. (Ин. 19:32-33).
Один из воинов, для того чтобы удостовериться, что Иисус умер, копьем
пронзает Ему бок, «…и вышла тотчас кровь и вода» (Ин. 19:34).
Это явление кажется неожиданным. В Евангелии апостол Иоанн делает
ударение на своем свидетельстве. «И видевший засвидетельствовал,
и истинно свидетельство его, он знает, что говорит истину, дабы вы поверили»
(Ин. 19:35).

      «По мнению медиков, речь идет о жидкости из околосердечной сумки.
Копье, как показывает Туринская плащаница, пронзило грудь с правой стороны,
дошло до околосердечной сумки и сердца – это был профессиональный удар солдата,
который целится в незащищенную щитом сторону тела и бьет таким образом,
чтобы сразу достать до сердца. Из уже мертвого тела кровь истекать не будет.
То, что кровь и вода излились, означает, что сердечная кровь еще раньше, еще
до последней раны перемешалась с жидкостью околосердечной сумки. Сердце
не выдержало мук. Христос умер от разрыва сердца раньше». (52 с 311)

     На иконе Дионисия «Распятие» (1500 г. ГТГ 29554) можно увидеть две
летящие фигуры по обе стороны креста. Одна из них, подлетающая ко кресту
и держащая чашу, символизирует Новозаветную Церковь, а другая, удаляющаяся, -
 Ветхозаветную. Новое приходит на смену старому. «Но конец Ветхого Завета
не предполагает осуждение его. Конец есть исполнение и в исполнении –
преодоление», - говорит епископ Кассиан. (33 с 343). «Ныне прославился
Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем» (Ин. 13:31)  - вспоминаем мы
слова Христа на прощальной беседе, а на русской иконе «Распятие», на
верхней перекладине подписываются слова: «Царь славы».
     Торжество Богочеловека над смертью началось в тот момент, когда
враги Христа считали, что победили Его и память о Нем очень скоро сотрется
 с лица земли. Христианская церковь символически определяет, что Его
смерть является источником жизни для многих, что крещение и Евхаристия
коренятся в смерти и воскресении Христа. «Нельзя забывать, - пишет еп.
Кассиан - что со страстями оба таинства тесно связаны. Крещение есть
крещение в смерть Христову. Евхаристическое приобщение Тела и Крови
Христа Спасителя тоже предполагает Его смерть. Надо помнить, что учение
Иисуса, как оно дано в Четвертом Евангелии, связывает оба таинства с
действием Духа» - (35 с 335).
     Владимир Лосский говорил: «Он исполняет то призвание человека,
которому изменил Адам: жить только с Богом и Богом питать вселенную…
Мы крещаемся в смерть Христову, погружаемся в воду, чтобы с Ним совоскреснуть.
И для души, омытой слезами, как крещальными водами, и объятой огнем Духа
Святого, Воскресение – это не только чаяние, но уже и присутствующая реальность».
(39 с 333).       

     Землетрясение, как знак откровения Божьего, подчеркивает важность
этих событий. Евангелист Матфей описывает прямо невероятные события:
«…и земля потряслась, и камни расселись, и гробницы открылись; и
многие тела усопших святых восстали; и, выйдя из гробниц по восстании
Его, вошли они в святой город и явились многим» (Мф. 27:51-53).

     В. Кесич замечает, что эти слова могут быть истолкованы как
драматическое описание схождения Христа во ад и в подтверждение
приводит цитату из послания апостола Петра. Он говорит, что Христос
нисходит в шеол в Своей славе, и даже мертвым было возвещено Евангелие.
(Ср. 1 Пет. 4:6). Сам же Господь предсказывая Свое сошествие во ад,
сравнивал его с трехдневным пребыванием пророка Ионы во чреве огромной
рыбы (по славянскому переводу – кита): «…как Иона был во чреве кита три
дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи»
(Мф. 12:40).

     Анализируя место книги  Ионы в Ветхозаветных пророчествах отец Александр
Сорокин пишет: «что Бог прославляется не через своего посланника, а несмотря на
полный отказ этого посланника. Упрямый Иона, недовольный милостью Бога к
язычникам, но радующийся в тени растения, а затем желающий смерти себе,
когда растение засохло, не в состоянии препятствовать божественным спасительным
планам. Бог осуществляет их несмотря ни на что». (41 с 398)

     Описанием погребения Христа в Евангелиях подчеркивается реальность Его смерти,
а так же отражаются похоронные традиции в иудейском обществе того времени.

     О плате на сияющем лице Моисея (см. Исх. 34 635)


    В Православной Церкви Великая Пятница – день скорби, день благоговейного
молчания.  Но уже с вечера Великой Пятницы начинается благословенная Суббота.
«Ужасошася лицы ангельстии, зрящее Седящаго в недрех Отчих, како во гроб
полагается яко мертв Бессмертный…»: возвещает Церковь в Великую Субботу. (28 с 159).

    За много лет до этих событий пророк Давид от имени Мессии говорил:
«Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление…»
(Пс. 15:10). Псалмопевец не раз подтверждал победу Спасителя над смертью и
адом и торжественно восклицал: «Яко сокруши врата медная и вереи железныя
сломи» (Пс. 106:16). Так же и праведному Иову, жившему, по всей видимости,
 еще до Моисея, Господь задает вопрос: «Отворялись ли для тебя врата смерти,
и видел ли ты врата тени смертной?» (Иов 38:17,21). Пророк Осия от имени
Бога так же предсказывал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их.
 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (Ос. 13:14). Толкуя 19-й стих
67-го псалма, апостол Павел писал: «восшел»  что означает, как не то, что Он
и нисходил прежде в преисподние места земли? Низшедший, Он же и есть восшедший
превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4:9-10).

     продолжение:8 -  http://www.proza.ru/2013/02/07/144


Рецензии