На книжных полях - акуниана

Хотел даже написать об Акунине-Чхартишвили небольшое эссе, но потом подумал, что и без того уделяю этому автору слишком много времени. От первоначальных восторгов мало что осталось. Сейчас скорее отторжение. Но из «болотных» авторов, пожалуй, продолжаю открывать только этого. Почему? Просто удобно, искать не надо книгу для отдыха. Некий уровень приемлемого качества все же обеспечивается. О понижении оценок можно видеть в отзывах по сериям.

 

ЧЕРНАЯ СЕРИЯ (ЭРАСТ ФАНДОРИН)

Любовник смерти
 

Открыл «Любовника Смерти» случайно, приятель дал почитать, когда ничего стоящего не было. (Хорошо, что с Б.А. стал знакомиться именно с этого романа – одного из сильнейших в цикле о Фандорине – роман-двойник «Любовница смерти», например, мало удался). Я терпеть не мог детективов, не прочел до того ни одного (кроме разве что «преступления и наказания»). Про Акунина слышал; когда бывал в «Москве», подозрительно косился на книжки в черных обложках. А тат вдруг такое интересное, сюжет закручен, язык прекрасный, давно так не смеялся над прочитанным. Был июль-август, отпуск, время для чтения. Автора, который мне пришелся по душе, начинаю, по своему обыкновению «вычитывать» - все доступное: про Э.Фандорина, «Алтын-толобас», «Пелагия» тоже пошла, смотрел про автора в сети… Все-таки Б.Акунин – это важное явление в процессе некоего культурного оживления, наметившегося в конце 1990-х- начале 2000-х годов. До того, несколько лет был почти полный культурный провал; после шокотерапии перебивался фэнтэзи. И это – после «гласности» с ее журнальным бумом!

 Чхартишвили смог кое-какие литературные традиции сохранить и приспособить к новым временам. Была же, была в России надежда на модернизацию, вот Фандорин – сыщик-интеллектуал. Увы, такие «новые люди» в России были и остаются «белыми воронами». Как и сам автор, японист из редакции «Иностранки». Конечно, он очень популярен, работает в «легком» жанре, постоянно экспериментирует с содержанием и формой, выпускает новые романы и серии – не дает издателям и читателям о себе забыть. Таким и должен, в принципе, быть автор нормальных бестселлеров. Но Донцова популярнее, а кроме нее – такая армия макулатурщиков! Сейчас гуманитарная сфера в рФ угнетена с новой силой. Процесс россиянского одичания будет только прогрессировать. Да и БАкунин начал выдыхаться. Тиражи и гонорары растут, а стило изнашивается. «Роман-кино» про ловлю шпионов первой мировой – это уже почти комикс…

 Но не будем же жестокими и ненасытными. Таких, как создатель Фандорина – мало! И он доставил мне не один приятный день. Да и популярность Японии в РФ с чем и кем связаны? Акунин – раз. Мураками – два! Для меня этот японец – открытие и увлечение следующего года. 2003-й прошел у меня как читателя под знаком «Хроник Заводной птицы», «Страны чудес…», «Норвежского леса». А начиналось всё с «Охоты на овец» и «Дэнса». Книжная летопись жизни продолжалась: от Акунина к Мураками.
 
 
Весь мир театр

...И люди в нем актеры.

После покупки книги первым делом посмотрел на тираж. "Полмиллиона-лимона" - обалдеть!
 Советский тираж в постсоветских обстоятельствах.
 Подозреваю, что это связано не столько с достоинствами "Театра" (это еще проверим!), сколько с отсутствием внятной альтернативы.
 Вот близятся каникулы, Интеллигентной, полуинтеллигентной и так далее публике хочется почитать что-то развлекательное. но не мусорное. Что же выбрать - не покупать же книжки лауреатов онанистских россиянских литпремий - не отплюёшься!
 А здесь раскрученный бренд "Эраст Фандорин", знакомая уже миллионам "черная" серия издательства захарова. К тому же читатель весьма соскучился по книгам этой серии; квесты и фильмы были не очень удачными экспериментами.
 А пожилой Эраст борозды не испортит. Предвкушаю удовольствие, не опасаясь за низкое качество...

Приятель предположил, что раз роман о театре и дело происходит в 1911 году, то новая книга Акунина будет посвящена расследованию убийства российского премьера П.Столыпина еврейским террористом Богровым. Так вроде и начиналось, но скоро выяснилось, что то, что касается нового детектива Акунина – это «ложный след». Империя уже прогнила с ног до головы, и Эраста Фандорина не привлекли к политическому расследованию, которое могло бы выявить многие неприятные для «верхов» и чудовищные для страны (как с и сейчас!) факты. (Заметим, что последовательное предательство царем Николашкой всех, кто его поддерживал – от «Черной сотни» до Петра Аркадьевича - привело его самого с семьей в подвал ипатьевского дома). Так что, отстранив Фандорина от следствия, его создатель не сильно погрешил против исторической правды. Но, в силу общей нашей «деполитизации», Чхартишвили от политического детектива быстренько сворачивает на «гламур» и посвящает книгу расследованию театральных страстей и убийств, преступной театральной клаки, перспективам кинобизнеса и т.д., а также вспыхнувшей у разменявшего шестой десяток Эраста Фандорина, юношеской страсти к модной актрисе, терроризируемой бывшим кавказским мужем - диким маньяком, убивающим всех, кто подозревается в любовных связях с примой. Но это тоже ложный след.

 Маса крестился (!) и по-прежнему мил и забавен, но японская экзотика уже поднадоела (хотя пьесу про гейш, сочиненную главным героем в порыве страсти, я бы посоветовал прочесть после того, как она была закончена, то есть не в конце романа, в приложении, а после первой части – сам так и сделал).
 Опять автор вкладывает некоторые любимые идеи в уста Фандорина, ( по определению любовницы: в «проповеди»). Ну, про уважение врагов – это, кажется, самурайское (С.134), для экзотики, хотя по житейски и верно. Но про «классического интеллигента» - это, похоже, авторское, наболевшее: «Интеллигенция – сословие мыслящее, в этом его мощь. Если оно проиграет, то из-за того, что плохо воспользовалось своим главным оружием, интеллектом» (135). Да беда в том, что оружия этого у нашей интеллигенции мало. Глупа-с.  Впрочем, Акунин все это пописывает иронично, вслед за разглагольствованиями Эраста, следует секс, а потом пассия неожиданно убегает от супер-сыщика. Вообще, новый акунинский роман написан с едкой иронией, за которой чувствуется печаль. Но в этом «новом детективе» чувствуется Акунин прежний, не разменивавшийся на глуповатый «квест» и очередную «фильму» про шпионов.

 Немного смазана концовка. Хэппи энд, конечно, приятен, но что будет делать автор дальше с любовью главного героя; и кто же, наконец, произведет Эрасту наследника; не может же он оставаться бездетным, ведь в «приключениях магистра» его потомок действует вовсю, а гибель своего японского сына сыщик обеспечил в «Алмазной колеснице». (Этот роман мог бы служить достойным завершением всей серии, сюжет был «закольцован», но писатель увлекся ответвлениями и продолжениями в виде «нефритовых чёток и «Театра»)
 Наверно, что Акунин использовал и свой опыт наблюдения за актерами. В РАМТЕ идет его пьесы. я даже видел одну - версию про волшебный веер с Э.Ф. и Масой. Слава богу, скандалы в театре ограничивыаются изменой мужа примы (знаменитой по телесериалу) с костюмершей, в "Театре" же сплошные трупы - жуть, но театральная, с характерной сумасшедшинкой.
 Повествование очень увлекательное…
 Но акунинские герои - это все-таки куклы.
 Театр кукол Б.Акунина.
 Он довольно занятен, но герои в нем не живые, а картонные, деревянные, бумажные – или из чего их там еще изготавливают, хотя сделанные порой с большим мастерством. Обширные литературные познания позволяют создателю этих кукол имитировать что угодно и осуществлять самые различные литературные манифестации - от романтических до сатирических. Может быть, отсутствует «реализм» - тот что был у И.Тургенева или Л.толстого, но современные модные авторы не могут сравниться даже с В.Распутиным и В.Беловым, а могут лишь третировать истинных художников, сами, кривляясь в бесконечных постмодернистских симуляциях.

 Да-да, конечно, весь мир – театр, а литература – это художественный образы. Но за рампой могут быть марионетки, а могут и живые люди. Недаром, сам Чхартишвили однажды признавался, что ему не даются любовные сцены – с помощью кукол можно лишь изображать любовь, сами куклы не любят, а вот люди-актеры» - это иногда умеют. Реалистическая проза – это высшее литературное достижение и наиболее труднодостижимый литературный результат, итог невероятного труда и редкого таланта. Конечно, акунинские романчики не сравнить с основным потоком нынешнего масскульта, – они гораздо лучше той мертвечины «про жизнь», что скармливает россиянам телевизор, или пэкетбуков издательства «мягкое место», но литературы, художественно правдиво и талантливо отражающей сегодняшней день в России так и не появилось пока. Насколько это трудно и редко показывает опыт «Бориса Акунина», которому, несмотря на все его блестящие имитации, к настоящей литературе подлинного художественного реализма приблизиться так и не удалось.   


Чёрный город

В общем, неплохая беллетристика. Сойдет скоротать выходной, если нечего больше делать. Но что раздражает у «акунина» все больше, так это идеологические вставки и рефрены. Таково у него постоянное повторение клевет на дореволюционную Россию и ее государя. Даже те, кто не был поклонником монархии, потом честно отметили, что, слухи в основном, были злокозненно распространяемыми. Все давно известно и опубликовано, но бесенок, автор «черной серии» никак не уймется в повторении клеветы. Голем «фандорин» бегает и всех спасает-побеждает, а вокруг него сплошь русские тупицы-держиморды, которых и убивать пачками не жалко. Ну, для плюрализма выводится еще подлый разбойник (благородных не бывает).

 Умершего человека можно (?) конечно, упрекать в том, что был порой ленив и невежлив, но это ли стало причиной летального исхода при разгуле смертельной эпидемии. В чем можно было бы упрекнуть Империю, так это в невнимательности и в несоблюдении гигиены. Руководство Империи до последнего пыталось относиться по-человечески к тем, кто людьми, по сути, НЕ являлся. Надо же было давить вшей, разносивших красную чуму, без всякой жалости. Это хуже чем преступление, это – ошибка. То же относится и к многим нынешним   дружкам и идеологоверцам автора книжонки про разбойников из черного города.
 

ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАГИСТРА

Ф.М.

Занятно, но, конечно, картон (герои из него).
 После «Ф.М.» совершенно понятно, что «Преступление и наказание» - это не детектив, и ничего подобного сейчас не напишут.
 Если Достоевский – писатель, то Акунин – литератор, можно сказать и по-другому. Но, в любом случае, у них, при сходстве профессий совершенно разные занятия. Эта разница в отличие романов про Раскольникова и про Фандорина. Другой пример, кто не поймет сущностное несходство, допустим, «Золотого храма» и «Алмазной колесницы».

 Впрочем, развлекся. Шарады меня не интересовали, но с текстом ДОС тоевского автор поработал неплохо, да и отсылки к современным реалиям («Ухо Москвы» и т.д.) грустно позабавили. А как избавиться от злых людей? Всех убить, или, лучше, чтобы они сами друг друга поубивали. Другого выхода наш либеральный автор предложить не может. Да и нет его: все эти сивухи и оборотни будут терзать окружающих, пока их не убьют.
 Однако романы «Злого человека» у меня закончились, все вроде перечитал. Помню, после Преступления и наказания» стал читать всего Достоевского, а с ФМ закончил с Акуниным (какой регресс!). Но что поделать: какое время – такие песни.


Сокол и Ласточка

Этот романчик Чхартишвили довольно мил, ничего не скажешь. Грузин пишет на хорошем русском, в отличие от множества русскоязычных авторов, предпочитающих языковые извращения в духе «албанского наречия». Очень остроумен ход с мудрым попугаем, от лица которого ведется рассказ в части о «Ласточке». Автор - молодец, все время ищет и придумывает что-то новое. Но идеологический крах Бориса Акунина удручающ.
Что остается его героям (и поклонникам) – «гламурный либерализец», но даже и он лишен намека на стабильность. Вроде «нормальная альтернатива» вытеснена из злой русской жизни. И в эрасто- андоринском прошлом она не состоялась, и потомку не везет. Впрочем, а какова же эта нормальная альтернатива? Британский пример с лицемерными и взбалмошными аристократическими паразитами вдохновляет? А московская жизнь , где крутится Алтын? Увы-увы, нет того острова воплощенной Утопии, есть только игра в «остров сокровищ» для взрослых. Читается медленно, не идет, хотя вроде должно захватывать. Все-таки когда последней надеждой обеспечить себе сносное существование остается (для современного человека!) поиск кладов – это грустно.
 Впрочем, каждый зарабатывает, как может. Издательство, где официально вышел роман «Сокол и ласточка» несуразно задирает цену (грабеж?). Но свой экземпляр я купил, не посмотрев, на феодосийской улице, в незалежной Украине. Издание в черной серии, мягкий «Захаров», хотя в этой серии выходил цикл об Эрасте Фандорине, а не о Магистре. (Вот пример книжного пиратства). Урвать денег – вот и вся идеология.
 Что остается? Может, «только детские книги читать»? Вот «Детская книга» про Ластика-Эрастика понравилась мне куда больше.


 Ранее: "Цены на новые книги Акунина растут, качество их падает. Дело, наверно, не только в том. что "карандаш" писателя затупился (что немудрено при такой литературной интенсивности), но и, стоит извиниться здесь за это выражение, "социальном контексте. На рубеже десятилетий живы были еще либеральные надежды - вот если бы побольше таких типов, как Эраст Фандорин, вот если бы не несчастливое стечение обстоятельств для России ... а потом как пошли закручивать гайки "суверенной демократуры". Такое впечатление, что идейный стержень у Чхартишвили несколько надломился. Писатель все больше уходит в чистую развлекательность. А что еще остается кроме поиска сокровищ? 
 
 


ПЕЛАГИЯ

Из серии больше всего понравился «Черный монах».
В первой книге – авторская утопия, в третьей – мечта?

СМЕРТЬ НА БРУДЕРШАФТ

Летающий слон

Б.Акунин (или его «негры») пишет все хуже – это вроде бы общеизвестный факт. (За что все-таки «автор выражает благодарность Михаилу Черейскому» За какую «помощь в работе»?). Ну да ладно. Выбор темы уж очень удачен. Так мало книг о Великой войне! Русские писатели написать успели мало, а советским было не с руки. Революция заслонила, смыла кровью ту войну. Но ведь и до нее лилось кровушки много и «Летающий слон» воевал. Написано довольно шаблонно, но все равно любопытно.

Германские ли шпионы притормозили выпуск огромных самолетов Сикорского или же главное – это потрясающая дурость элиты Российской империи – кто сейчас разберет. Но не знали ведь люди в 1915 году, что с исторической Россией через пару лет будет покончено. Армия отражала германское наступление в Польше – катастрофа, конечно, но не драпали как в 41-м! Кстати на фронте летало как минимум два «Муромца» - ИМ Киевский и ИМ3, а не один, как утверждает автор в «Летающем слоне». Бомбили они немецкие переправы, но остановить наступления тевтонов, конечно, не смогли. (Если верить книге "Авиация Великой войны" Рохмистрова - на данном сайте отсутствует. Она о том, как связаны техника и Природа человека. Не успели придумать самолеты, как, всего через несколько лет, стали использовать «ерапланы»-«етажерки» для убийства. А какой «прогресс» был достигнут всего за четыре года Великой (первой мирововой) войны. О последующем уже и говорить нечего).

 Эх, как жаль ту Россию! Хотя бы поэтому серии «Смерть на брудершафт» будет неплохой спрос. Написано на «низком уровне»; автор все больше тяготеет к комиксу (вот вам и «роман-фильма»). Но ведь и культурная деградация идет гигантскими шагами. Бакунин может старых читателей потерять, но заменят ли их новые, и будет ли эта замена «равноценной». Но будем же справедливы к писателю. Он все время стремится придумать что-то новое, хотя и не всегда удачно. К тому же мы к нему привыкли, и то, что лет семь назад воспринималось на «ура» сейчас уже банально. Все равно – читать можно!   
 
 
 
 


Странный человек

Акунин своей "фильмой" продолжает линию детско-юношеской приключенческой литературы (пусть и "кроме детей до 16 лет")ю
 Простенько, но читабельно.  Особливо с устатку
 

"Мария, Мария…"
 Борис Акунин

Из откровений ЧГШ:
 - Уважаемый Григорий Шалвович! Хотелось бы услышать Ваш профессиональный прогноз о ближайших и отдаленных перспективах жанра исторического романа в России.
 - Ой, откуда ж мне знать? Полагаю, нас накроет липкая волна патриотической прозы — будем сами себя убеждать, какие мы великие и самобытные. Меня, кстати сказать, сильно раздражает, когда в моих исторических романах усматривают романтизацию нашей истории в духе «России, которую мы потеряли». Эти люди принимает мою ностальгию по великой литературе за ностальгию по великой державе.

 Да, уж к «липкой волне патриотической прозы» нашего писаку не отнесешь. Да и литературной составляющей проблемы – очередная «фильма» написана даже хуже предыдущих. Ну, и «ностальгии по великой державе» тоже нет, конечно. Взорвали дураков (страну как тот линкор) и ладно.
 Ну, не нравится человеку Россия – что прошлая, что нынешняя. И бабушке его, революционерке, большевичке тоже не нравилась. И после переворота – тоже нехорошо. Это ничуть не лучше супершпиона-диверсанта Теофельса. Совершили теракт – и успокоились – до нового задания, до гадости очередной «фильмы»…

 Чужой. Но хорошо маскируется, как Теофельс. А мы прочухаемся, когда будет поздно, как те севастопольцы после взрыва русского линкора. Стратегическое поражение.   
 
Ничего святого
 Борис Акунин

Ну, ничего себе повестушка. Ловко он заплел с царским поездом. Немного напоминаем прежнего Акунина. Но Акунин не был бы Чхартишвили (или наоборот?) без своей исторической социологизации и морализации. Они в том, что дескать в империи Романовых все прогнило, а потом рухнуло закономерно, несмотря на усилия отдельных умных, храбрых и честных людей. Ну, да, болезней у России было хоть обновляй, а еще на ослабленный организм кинулся интернационал» (модель показана на примере диверсионной группы, которая охотится за царем).
 Какая же однако альтернатива у нашего автора. Несмотря на декларируемую нелюбовь грузинского писателя к альтернативной истории попробуем ее реконструировать.
 Из откровений ЧГШ:
 «С какой стати, например, я должен осуждать Марию Гайдар, которая в качестве одного из заволжских вице-губернаторов пытается цивилизовать там систему медицинского и социального обеспечения?»
 Так, с госуправлением понятно, что за кадры нужны. Бизнес – это, конечно, МБХ, посаженный хозяин «Юкоса», самый успешный вор лихого десятилетия, в поддержку которого кавалер японских орденов написал столько прочувствованных строк. Но нужна еще «крыша». Прикрывать своих мог бы, к примеру, прокурор Бердичевский из бело-черно-красной серии про монахиню-детектива. Пейзан как-нибудь нарисовали бы, чтобы были работящи и политкорректны. Вот была бы жизнь!..

 От такой жизни загнулась бы реальная Россия гораздо быстрее, чем от «царских сатрапов», «придворной камарильи» и даже нынешней «партии жуликов и воров». Возможности случайно подышать эти бы нам не оставили. Перекрыли бы все возможности для свободного проявления наших желаний, чтоб уж без глупости-с.   
 
Батальон ангелов

Гнусный конец.
 Биберастический леллетрист вконец разочаровывает. Его тексты еще годятся, чтобы скоротать вечерок, но прежних восторгов уже не вызовут. Во-первых, «аффтор совершенно исписался, местами еще мелькает прежний «акунин», но в целом плохо. Во-вторых, обозначил себя. Перечитайте биографию: «переехали в Москву», поступил в Институт стран Азии и Африки». Что, наш парень мог свободно переехать в столицу и поступить в один из самых блатных вузов для детенышей номенклатуры. Смешно, когда наследничек революционеров-интернационалистов всячески поносит «товарищей», плохих революционеров. Но в постсоветскую эпоху «революционеры» – другие. Такие как Ходор. Но ходора наш евргрузин защищает. Ворон ворону глаз не выклюет. Вина будет на тех, кого они клюют. Мучительно погибших или погибающих.   
 


ЖАНРЫ

Детская книга

Только детские книги писать...
 
 

Фантастика

Такое грандиозное событие как крах социализма в СССР, как ни странно, пока не слишком часто вдохновляет фантастов на создание версий альтернативной истории, например, о том, как мировой разум или сверхчеловеки приходят на помощь ГКЧП (здесь, наверно, стоит больше читать Сергея Кургиняна - это тоже своего рода фантастика от политологии).
 

ЕЩЁ

Любовь к истории

Наш герой (то есть автор) продает теперь содержание своего блога (в "Москве" - 320 рэ).
 Впрочем, родственный персонаж из известного анекдота ухитрился продать содержание помойного ведра. (Это когда Сара послала Абрама выносить мусор, а его долго не было…)
 



Аристономия
 
Ну, это вообще несерьезно! Лучше бы про Фандорина очередную книжку навалял...
 


Но не уверен, буду ли я её читать…


Рецензии