Собиновский

Собиновский фестиваль в Саратове - целое событие. Редкий меломан отказывает себе в удовольствии сходить хотя бы на одно выступление в театр оперы и балета. Волей случая попадаю туда и я.
Пробные аккорды в оркестровой яме, и на сцену выплывает этакая «Монсерат Кабалье» русского разлива, с гордым крупным носом и иссиня-черными гладко зачесанными волосами. Сразу вспомнилось из классики: «…и запищит она, Бог мой, приди ко мне в чертог златой». Но нет.  Запела сильно, страстно, нежно, красиво, показала весь широкий диапазон голоса. Эффектно. Затем, на разогрев - немного зарубежной экзотики.
И пошло-поехало… Вокалисты сменяли один другого. Живой голос, живой звук, неплохая аккустика. Все бы ничего, но под это унылое песнопение я начала было засыпать, несмотря на то, что изначально настрой был слушать. Название песен к этому весьма располагало: «Прощай, радость», «Пляски мертвецов»… Намечалась перспективная работа для ритуальных служб. Однако, вокальная классика, с этим не поспоришь. Но, чуть расслабившись, слышу металлический голос конферансье из-за кулис, объявляющего следующий номер: «Прощай радость». Зал взвыл: «Как опять?!» Знакомые фразы романса: «…пойдем и ляжем на песок…». Что следовало за «песком» зал знал наверняка. Дежавю, ведь это уже было. Выхожу из дремы, начинаю хмыкать. Серьезный настрой вдруг сменяется куражом. То ли солисты не договорились, то ли жюри поставило определенные условия для участников. Вокалист уныло тянет свою бодягу, закатывая периодически глаза, не хочется обижать поющего, но «не верю», как говорил отец русского театра Станиславский.
Далее выходит упитанный певец из Якутии, предельно серьезный, понимающий всю значимость момента, упакованный в смокинг, показывающим тем самым как далеко дошла цивилизация. Почему-то, серьезно погрозил кулаком кому-то  стоявшему за кулисами. Спев одну вещь, он, деловито копируя жест женщины, поправляющий лямки бюстгальтера под кофточкой, ныряет руками под пиджак и энергично действует ими в районе плеча. Приведя, наконец, в порядок свой гарнитур, поет вторую песню, после чего чинно, по-купечески поясно кланяется и с достоинством ретируется. Забавный.
Голос диктофона опять вещает: «Прощай, радость». Зал хихикает. Одним словом, троекратное прощание с радостью и прочими житейскими утехами почти лишает последней надежды с ними когда-нибудь, вновь встретиться. Начинаю веселиться, мой настрой поддерживает сладкоголосая башкирка из Уфы. Поет, действительно, хорошо, звонко, радостно, с удовольствием. Невольно представляешь ее среди гор, весной, с маками в ярко-зеленой траве, ослепительно молодую счастливую. Голос дивный.
       Девушку сменяет элегантный столичный денди с загадочным многообещающим лицом и пышным хвостом на голове,  перетянутым резинкой. Но главное даже не голос, а какие-то дико блестящие туфли, просто, люрекс в чистом виде, от которого невозможно оторвать взгляд, как от магического кристалла. Не понять, что более блестящее: пение или обувь.
     «Пляски мертвецов» повторялись трижды, зал гудел. А молодые дарования продолжали раскрывать свои таланты и небезуспешно. Авторитетное жюри благосклонно внимало. При наиболее высоких нотах многие среди них просыпались, остальные мэтры тушили минералкой внутренний пожар, но это как раз неудивительно,  в Поволжье стояла стойкая жара.
Зал, тем временем, уже вволю отсмеялся. Но, как показала жизнь - рано. Закулисный голос снова информировал: «Рахманинов. «Не пой, красавица, при мне». День сурка просто отдыхает. Тотальное  дежавю. Зрители сгибались уже пополам от хохота. А на задних шторах в глубине сцены с портрета, сложив руки крест-накрест, терпеливо взирал на все это действо, улыбаясь, или даже ухмыляясь, державного вида Собинов. Одна из исполнительниц пыталась сложить руки также как он, и ей это удалось, в какой – то момент их позы совпали. Вот где волшебство! Вот оно, настоящее искусство! 
Наконец отгремели фанфары, отмечены лучшие вокалисты, завтра снова конкурс. Я шла по тенистой зеленой аллее к маршрутке, обычно, после театра бывали другие ощущения, но этот раз у меня в голове крутилось глумливое: «Не, пей, красавица при мне». Прохожие с удивлением смотрели на мою улыбающуюся физиономию, им не понять, они ведь не были сегодня на Собиновском фестивале…
   


Рецензии