Выход
Небольшая комната в квартире-«хрущевке». Невысокий потолок, большое окно, дверь со стеклом, отделяющая от смежной второй комнаты. Еще темно. Белый свет от уличного фонаря яркой полосой ложится на край разложенного дивана, на спущенный к полу уголок пестрого одеяла, и на щеку спящей на животе немолодой женщины. Это ИННА. Тихо. Слышно движение секундной стрелки настенных часов. За стеклянной дверью тоже спят. Едва можно различить под полосками света от того же фонаря две кровати. На крышке пианино спит кошка. Вдруг она открывает свой светящийся глаз и встает на все четыре лапы, взъерошив шерсть на спине, и тянется к тому, кто ее видит, то есть, к нам, к камере. Взгляд камеры спокойно, без спешки обращается к окну, к полоске яркого света, и теряется где-то там, в синеющем зимнем рассвете. Присутствие камеры в этой комнате и вылет в свет фонаря похожи на воображаемое посещение своих родных людей умершим человеком.
В комнате раздается телефонный звонок. Один, два, три…Звонок нерезкий, поэтому Инна просыпается только на четвертый гудок. Телефонная трубка лежит рядом, на второй пустой подушке. Инна, не включая свет, отвечает.
ИННА
Алло!..
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС (МАША)
(за кадром)
Мам, это я.
ИННА
Что случилось, Маш?
МАША
(за кадром)
У меня, кажется, началось.
ИНТ. КВАРТИРА ИННЫ УТРО
ИННА
Как - началось?
Инна вскочила в темноте с кровати, ищет выключатель на стене.
МАША
(за кадром)
Очень мутит и крутит сильно, я еле шести часов дождалась, чтоб тебя ночью не будить.
ИННА
А Игорь что?
Инна включает свет и оказывается в длинной ситцевой ночной рубашке, подбегает к окну.
МАША
(за кадром,плачет)
Он уехал вчера в Москву, мы думали же двадцать пятого…
ИННА быстро идет в ванную, закрывает за собой дверь.
ИННА
Так, жди, я сейчас приеду. Засекай время и собирайся, поняла?
МАША
(за кадром)
Мама, я боюсь.
ИННА
(ИЗ-ЗА ДВЕРИ)
ТАК, МАША! НИЧЕГО СТРАШНОГО. ДЫШИ СПОКОЙНО И ЖДИ МЕНЯ. У ТЕБЯ ВСЕ СОБРАНО?
МАША
Ну, мам, я же не знала,.. я же двадцать пятого…А-ааааа!
ИННА
(выходя из ванной в халате, причесываясь)
Так, дыши глубоко! Слышишь меня? Если что, вызывай скорую. Если через каждые десять минут будет, вызывай, поняла? Я как раз приеду!
МАША
Нет, я без тебя не буду!
ИННА
(поддерживая трубку плечом у уха, перед зеркалом в прихожей пытается быстро накрасить ресницы)
Машуля, ты в постели без меня была?
МАША
Мам, ну опять?!
ИННА
Как, прошло?
МАША
(громко дышит)
ИННА
Ну что там?
МАША
(после паузы)
Прошло.
ИННА секунду смотрит в зеркало, тяжело выдыхает. Потом идет к холодильнику на кухню, достает из него пузырек с валерьянкой, капает в чашку с водой, выпивает залпом.
ИННА
Ну вот, еще короткие. Как следующая пойдет, позвони мне на мобильный, засечем время. Все, через полчаса буду. У тебя ключ вставлен? Вытащи.
МАША
(трагическим голосом)
Подожди, мам. А вдруг я умру?! Я читала..
ИННА
(перебив Машу)
Надо меньше читать. Ключ вытащи, не забудь.
ИННА захлопывает входную дверь. Кошка влетает на кухню, прыгает на стол и трется вокруг чашки.
НАТ. УЛИЦА ОКОЛО ДОМА ИННЫ УТРО ЗИМА
ИННА, одетая в зимнее пальто с меховым воротником, идет по заснеженной улице мимо того самого фонаря. На улице никого нет, еще слишком рано. И холодно.
НАТ. УЛИЦА ОКОЛО МЕТРО УТРО ЗИМА
И только у метро отдельно идущие то здесь, то там люди, сливаются в негустой поток, который принимают распахивающиеся с неожиданной силой тяжелые двери. ИННА подходит к такой двери вслед за мужчиной в спецовке. Тот не придержал дверь за собой, а ИННА, которая в этот момент пытается набрать номер на своем телефоне, налетает прямо на нее. Дверь ударяет ИННУ по руке и, выбив телефон, он отлетает вниз на слякотную решетку пола. ИННА ахает, не замечая боли, наклоняется к телефону, поднимает его, выпрямляется, проходит внутрь, придерживая дверь за собой, чтобы она не ударила кого-нибудь, идущего позади.
ИНТ. МЕТРО УТРО ЗИМА
ИННА проходит через турникет, мимолетно поймав кивок дежурной, сидящей в стеклянной кабинке. Ответив быстрой улыбкой, Инна скорее становится на эскалатор и поправляет рукой свой вязаный берет. Одновременно проверяет, не сломался ли телефон. Вдруг звонок из мокрого еще аппарата.
ИННА
Ну как ты?
МАША
Все также. Ты где еще?
ИННА
Спустилась на Удельную. Была схватка еще?
МАША
Нет. Только мне чего-то страшно.
ИННА
Машуля, полежи и успокойся. Ты видишь, интервал большой. Я приеду сейчас, посмотрим. Игорю не звони пока.
МАША
Я уже звонила, он еще только к Москве подъезжал.
ИННА уже идет по платформе, на которой стоят много мужчин, явно заводских рабочих, и женщин, спешащих на фабрики. На часах 06.30.
ИННА
Ну зачем ты его дергаешь, Маш. Я же здесь, все нормально будет.
МАША
Он обратно развернулся, мам. Будет, сказал, часов в двенадцать.
ИННА кричит на фоне подъезжающего поезда, во всю длину раскрашенного яркими розовыми рекламными картинками
ИННА
Зачем ты его напугала?!! Как он будет ехать?!!! Дуреха…
ИНТ. МЕТРО ВАГОН УТРО
ИННУ заносит толпой в вагон. Она пытается протиснуться, где посвободней, чтобы избавиться от назойливого близкого соседства с чужими ей мужчинами. Даже в свои пятьдесят с небольшим, ИННА очень привлекательна, хотя в данную минуту она стесняется своего чуть помятого вида, плохо накрашенных глаз. Она хочет спрятаться от всех на эти пятнадцать минут, чтобы быстрее пережить свое волнение за дочь.
ИНТ. МЕТРО ВАГОН УТРО
Протиснувшись к сиденьям, она оказывается нос к носу с ТАТЬЯНОЙ, ее давней знакомой, с которой они видятся время от времени и друг друга недолюбливают. ТАТЬЯНА – все такая же яркая женщина, правда, располневшая, но вся блестит, даже этим ранним утром. Она сидит в полусне. Поезд вдруг резко тормозит посреди туннеля. ИННА чуть не падает на ТАТЬЯНУ. Та просыпается и узнает ИННУ.
ТАТЬЯНА
О! Кого я вижу!
ИННА
(чуть наигранно)
Таня, Господи! Вот не ожидала!
ТАТЬЯНА
А вот так бывает!
(заметно, что Татьяна немножко навеселе, и поэтому говорит громко и якобы остроумно)
Вот спишь тут, и вдруг кто-то обязательно застукает!
ИННА
Да, Тань, я думала, ты в метро и не ездишь.
Ты все там же?
ТАТЬЯНА
Там-там… А ты куда?
ИННА
Да вот, спешу. Маша моя рожает.
ТАТЬЯНА
Да ты что! Во девка дает! И чего ты? В роддом едешь?
ИННА
Да нет, она еще дома.
ИННА смотрит на часы.
ТАТЬЯНА
Слушай, чем дольше дома, тем лучше! Сейчас в этих роддомах что только не творится!
И ребенка могут забрать, а тебе сказать, что умер. А его продают.
ИННА
Ну что ты!
(морщится от ужаса)
ТАТЬЯНА
Да, сколько случаев уже было!
Поезд между тем так и стоит в тоннеле, не подавая признаков жизни. Люди начинают немного волноваться.
ТАТЬЯНА
А чтой-то мы стоим?
ИННА
(рада сменить тему)
Светофор красный, сейчас поедем.
Смотрит на часы в мобильнике.
Прошло уже пять минут, как поезд остановился. ИННА закусывает губы в волнении, оглядывается по сторонам. Она уверена, что вот-вот поезд тронется и нагонит упущенное время.
ТАТЬЯНА, напрягшись, как и другие люди, возмущается. Что это такое, и почему так. По поводу этой остановки ИННА как раз не волнуется, ее волнует только то, что вот уже пять минут лишних прошло, и она опаздывает.
ИНТ. ВАГОН МЕТРО УТРО
В вагоне начинается некое бурление. Машинист молчит.ИННА опять говорит про светофор. Все, кто спал, уже проснулись, и по-разному реагируют на слова друг друга. Кто уставился в газету, и унимает тревожные мысли, читая одну и ту же строчку. Кто обмахивается той же газетой, и расстегивает ворот рубахи. Так как все в зимней одежде, то теснота становится все чувствительней.
Вдруг гаснут все лампочки. Внезапно начинается паника.
ТАТЬЯНА
Инна, что это? Боже мой, взорвемся же!
ИННА
(сильно разволновавшись)
Успокойся, все успокойтесь!
ТАТЬЯНА
Ну, я попала! Знала, что нельзя в этом поганом метро ездить! Люди!
ИННА
Да перестань ты, Таня!
Не паникуй! Ничего мы не взорвемся!
В полной темноте ТАТЬЯНА кричит ИННЕ, не теракт ли это? Женщины, находящиеся в этом вагоне, взывают к мужчинам, мол, разберитесь, вот там кнопка связи с машинистом.
ИННА
Товарищи! Успокойтесь!
Ничего страшного!
Поезд обесточился. Значит, есть причины.
Никакого взрыва нет! Вы же видите, нет взрыва!
ЖЕНСКИЙ ГОЛОС
Воздуха нет!
ИННА
Мужчины, ну что вы, поддержите женщин.
Только без паники!
Воздуха хватит!
Здесь вентиляция!
Сейчас нам объявят, надолго ли это.
МУЖСКИЕ ГОЛОСА
Счас объявят! Может там пожар, так угорим здесь все!
ИННА
Запаха дыма нет!
Успокойтесь!
МУЖСКОЙ ГОЛОС
Кнопка не отвечает, может, он там помер уже!
ЖЕНСКИЕ ГОЛОСА
Сети нет!
Господи, мне плохо!
ТАТЬЯНА
(тихо)
Это теракт. Я так и знала, что влипну.
ИННА вспоминает про телефон. Нажимает на кнопки. Экранчик оранжевым светом слабо освещает ее лицо, наклоненное над ТАТЬЯНОЙ. ТА в полуобмороке. ИННА ладонью шлепает ее по щекам, дует ей в лицо. Свет экранчика гаснет. Потом включается снова. Вагон наполняется тусклым светом от других включенных телефонных аппаратов.
ИНТ. ВАГОН МЕТРО ТЕМНО.
Откуда-то издалека (может, из кабины машиниста или из динамиков в тоннеле) послышались дальние звуки переговоров диспетчеров, из которых ясно, что случилось какое-то ЧП.
ИННА
Слышите? Сейчас все будет ясно. Тихо!
Но ИННУ мало кто слышит. Людям тесно и душно. Почти ничего нельзя разглядеть. Какой-то мужчина пытается открыть окна и даже двери. Стучит локтем по толстому стеклу. Потом ногой. Слышно, как разбивают стекло.
ИННА
Да что же это такое! Нельзя! Стоп! Не вылезайте!
ГОЛОСА
Нужно самим спасаться, кричать надо.
Э-э-эй!!!! Вагон соседний кричит!
Действительно, из соседнего вагона, также погруженного в темноту, слышны были стуки и крики о помощи.
ИННА
(срывая голос, очень громко, продираясь на звук выбитого стекла)
Не спускайтесь! Это смертельно опасно! Там девятьсот вольт!
Вдруг слышатся крики из тоннеля. Издалека, из головы поезда, в кричат мегафон.
ГОЛОС ИЗ МЕГАФОНА
Внимание! Просьба ко всем не покидать вагоны до прибытия специалистов!
Не спускайтесь самостоятельно до начала эвакуации! Будьте осторожны!
ИНТ. ВАГОН МЕТРО ТЕМНО
МУЖСКИЕ ГОЛОСА
Может, это ФСБ так шутит?
Или?
Я ждать не собираюсь!
И несколько мужчин полезли к разбитому окну.
ЖЕНСКИЕ КРИКИ
Не лезь!
Остановите их!
Так как все это происходит почти в темноте, можно только догадываться, кто и в каком состоянии находится. Паника возникает за секунду.
ИННА
Так, стоп! Пропустите меня! Иначе вы трупы.
Вы уверены, что отключен контактный рельс?
Вы уверены???!
Светите мне, я покажу!
МУЖСКИЕ ГОЛОСА
Откуда такая умная?
ИННА
(не обращая внимания)
Не лезьте.
ТАТЬЯНА
(чуть придя в себя)
Инна, я с тобой.
ИННА протискивается между людьми, забирается на сиденье, сметает сумкой мелкие осколки от стекла, и перелезает через большое окно. В пальто это совсем непросто. Поэтому она его снимает. Свесившись наружу, она спрыгивает. Это невысоко. Взяв в руку телефон, смотрит себе под ноги.
ИННА
Вот по этой полосе надо идти. Ни вправо, ни влево.
Держитесь за вот эти поручни. Ну, кто там хотел?
ОНА показывает тем, кто высовывается из окна, протянутые вдоль стены толстые кабели.
Никто не лезет вслед за ИННОЙ.
ГОЛОС ИЗ ТОННЕЛЯ
Внимание! Можно начать эвакуацию согласно инструкции! Контактный рельс выключен!
Внимание! Будьте осторожны! Не создавайте толпы! Разделитесь на группы!
ИНТ. ТОННЕЛЬ МЕТРО
ТАТЬЯНА не спускает с ИННЫ глаз, потому что стремится вырваться из этого плена на воздух как можно быстрее. Так же как и другие. ИННА делит людей на группы, и помогает им спрыгивать на поребрик рядом с рельсами.
ИНТ. ТОННЕЛЬ МЕТРО
ИННА идет первой по изогнутой стене, держась руками за толстые кабели. Проходя мимо других вагонов, кричит, чтобы люди ждали помощи, что все хорошо, не волнуйтесь.
Когда издалека замаячил яркий свет, ей стало ясно, что обесточен был только тоннель. Это значит, что кто-то упал под поезд или что-то случилось именно на рельсах. Впереди она еще ничего не видит, но постепенно приближается к станции.
ИНТ. ВЫХОД ИЗ ТОННЕЛЯ МЕТРО
ИННА, уже подходя к выходу из тоннеля, видит, что там, впереди на путях сгрудились люди,а на платформе – врачи скорой, носилки. К ней тоже бросились на помощь.
ИННА
У меня все в порядке.
Там люди идут за мной.
ИННА поднялась по потайной лесенке на платформу, и как во сне прошла мимо того места, где до сих пор лежал бросившийся вниз человек.
ИНТ. ПЛАТФОРМА МЕТРО УТРО
На платформе суетились врачи с носилками, спасатели устремлялись в тоннель за оставшимися пассажирами. ТАТЬЯНА упала на скамью, к ней подбежали санитары из скорой.
ИНТ. ЭСКАЛАТОР МЕТРО УТРО
ИННА же видела это уже, поднимаясь по эскалатору, спиной наверх. Пальто было испачкано черным мазутом, берет потерян, сумка крепко прижата локтем. ИННА так и сжимала в правой руке свой телефон. Опустив на него глаза, она очнулась. Нажала испачканными в чем-то черном пальцами несколько кнопок. Слушает.
МАША
Мам! Ну вот! Ты куда пропала?
ИННА молчит
МАША
Где ты???
До тебя не дозвониться!!!
ИННА успокаивает дыхание
МАША
Ты слышишь? Я родила уже, мам!
(опять плачет)
Мам!
ИНТ. ВЕСТИБЮЛЬ МЕТРО УТРО
Яркий свет из огромных окон встретил ступающую со ступеньки эскалатора ИННУ.
Она кивает головой и вдруг говорит тихо абсолютно сорванным голосом
ИННА
Вот ты и самостоятельная стала.
И добавила уже себе – «как папа хотел», почувствовав вдруг вековую усталость.
Свидетельство о публикации №213020700131