детские рассказы
ДЕТСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Крым 2013 год.
Внукам моим и правнукам, посвящается.
Мир природы таит много загадок и неожиданностей. И когда попадаешь в этот мир, открываются всё новые и новые страницы.
В далеком детстве у нас в селе существовала легенда о лесном озере. Мы, мальчишки, мечтали разгадать эту тайну, и вот однажды отправились к озеру.
И сразу подарок – встреча с хозяином тайги – могучим лосем.
Зверь стоял передними ногами в реке и пил воду. Огромные рога угрожающе качались в такт глоткам. Вдруг он резко поднял голову и посмотрел в нашу сторону. С его толстых губ стекала вода и звонкими крупными каплями шлепалась обратно в реку . На спине зверя передернулась шкура. Он огромным прыжком перемахнул речку. Треск мелких сосен сопровождал его стремительный бег.
Мы остались стоять с открытыми ртами. Я чувствовал, как на моей голове от испуга то ли волосы шевелились, то ли мурашки бегали под кожей.
В российских лесах много различного зверя, но бескрайние просторы тайги и редкие деревеньки создали такой уютный край для всего живого, что все мирно существуют. В годы второй мировой войны и в последующие, когда снабжение продуктами питания было нарушено, тайга кормила народ с весны до глубокой осени. Только в холодные декабрьские ночи, когда температура опускается до минус пятидесяти градусов, волки стаями подходят к дворам деревень и воют своим противным голосом. Летом они часто попадаются сборщикам ягод, на лесных тропинках, но все мирно расходятся по своим делам.
Лоси могут встретиться только весной, когда им трудно ходить по замерзшему насту. Снег днем подтает, а ночью замерзнет и, как пилой, режет звериные ноги.
Лось очень чуткий зверь. Подпустил нас так близко потому, что мы, уставшие от хождения по лесу, тихо шли, утопая в глубоком мхе, и ждали, когда же появится река, вытекающая из лесного озера.
По рассказам старого охотника, далеко в лесу есть озеро, с небольшим островом. На острове когда-то старатели искали золото. Мы, это три друга, начитавшись книжек про пиратов, про путешественников, решили сами проверить чудное озеро.
Долгое время расспрашивали соседа - охотника , как найти озеро, в каком оно направлении и как долго идти. По нашим расчетам путешествие продлится три дня. Запаслись хлебом, солью. Каждый прихватил снасти для ловли рыбы. Удилище решили сделать из молодых побегов ивы или черемухи при подходе к озеру.
Отец и мать даже не стали интересоваться, куда это мы собираемся. Как и у всех мальчишек послевоенного времени, уходящих в лес, у каждого за поясом был удобный топор. У меня и у Николая Хорошева - по самодельному арбалету. Петр имел ружьё 16 калибра и запас патронов на крупную дичь и зверя.
После встречи с лосем шли оглядываясь, настороженно. А время уже катилось к вечеру. На наше счастье, между деревьев действительно появилось черная гладь озера.
Берега заросли травой и мхом так сильно, что мы не решились подойти близко. Нарубили сухих деревьев и разожгли костер. Перекусили, распределились, кто когда дежурит и следит, чтобы костер горел до утра.
В отблеске пламени костра выступали деревья, а между ними пугающая своей непроглядностью темнота. Костер горел так весело, а вокруг было так тепло, что мы дружно заснули.
Свежесть утра и громкое стрекотание сороки над нашими головами разбудили сонную компанию.
Дежурный спал крепким сном, по его курносому носу ползали муравьи, но и они не в силах были прервать приятные сновидения. Только руки и ноги подергивались во сне, как будто он куда-то спешил.
Костер догорел и чадил легким дымком. Над озером стелился легкий туман. Вдали виднелся крохотный островок, заросший осокой, редкими деревьями и кустами ивы. Берега озера, заросшие травой, скорее напоминали болото. Подойти к чистой воде стоило немалых усилий. Пришлось срубить длинный сухой валежник и сделать что-то наподобие настила. Когда настил был готов, дружно взялись за удочки с желанием поймать рыбу. Голод давал о себе знать, Ловили на ранее приготовленных дождевых червей, на хлебный мякиш , смоченный в растительном масле, на мух и просто на красную тряпочку.
Рыба не заставила нас долго ждать. Шла на любую приманку. На наше удивление окунь был необычайно черного цвета. Вода по какой-то причине имела черный цвет. Ноги, опущенные в воду, не просматривались. Хотя мы и храбрились, но у каждого это обстоятельство вызвало чувство страха. Я прыгнул в воду и попробовал достать дно озера, но подо мной была черная густая вода. Попробовал ногой достать дно, но под нашим настилом пугающая пустота. Всякое желание плыть к островку пропало.
За нашими спинами послышался звук упавшего котелка. Когда обернулись, мы увидели двух медвежат. Они весьма уверенно копошились в наших вещах, оставленных у остывшего костра, а потом свалились в трясину, из которой еле вылезли и взялись снова за вещмешки. К нашему страху от вида черной воды, добавился ужас встречи со зверем. Мы совсем забыли, что в лесу они хозяева, а мы их гости. Надежда наша, ружье, мирно висело в сторонке на сломанном сучке березы.
Пока совещались, что делать, из леса вышла мамаша медвежат, большая, лохматая, с маленькими глазенками, не говорящими ни о чем хорошем. Движением головы она отбросила медвежат от вещей. Те покатились в сторону, явно недовольные поведением матери. Медведица двинулась в нашу сторону, но, провалившись в заросший травой берег, с ревом выбралась обратно. Отряхиваясь, она спокойно наблюдала как мы готовились отразить атаку медведей.
Ножами, что были у каждого, спешно делали пики из удилищ.
Наша возня заинтересовала одного медвежонка. Он решил приблизиться к нам по жердочкам нами же сделанным накануне. Я случайно забросил на него удочку, которая весьма крепко зацепилась косолапому за ухо. Он зарычал и, барахтаясь свалился в трясину. Компания уже готова была рассмеяться, но решительные действия матери не оставили нам времени на веселье. Она резко рванула малыша за шиворот и отбросила на берег.
Я остался с порванной леской и испорченным удилищем в руках. Медведям явно не понравился болотистый берег и наше решительное сопротивление . Медведица разорвала вещмешки и направилась в сторону леса.
Мы с облегчением вздохнули и первое, что сделали, бросились к топорам, арбалетам и ружью мирно висевшему на сучке березы.
Петр перезарядил патроны с дроби на жакан. Приготовились воевать с хозяевами тайги. Но те ушли по своим делам, сопровождаемые стрекотанием сороки.
После всего случившегося у нас пропало желание искать золото на острове, удить окуней, купаться в черной воде.
Было одно желание, как можно быстрее дойти до родного дома, где нас ждут наши родители. Обратный путь оказался не менее трудным, нас подгонял страх от встречи с лесной братией и голод.
Волнение последних суток и испорченная медведями еда в рюкзаках, заставили думать о пополнении запасов пищи. По дороге домой каждый прихватывал то гриб, то ягоды. Сделали небольшой привал. На выструганных веточках как на шампурах насадили грибы и чудом оставшегося окуня. Соль медведи оставили нетронутой. Очевидно они не умели отвинчивать военную масленку в которой когда-то хранилась смазка для автомата ППШ, а у нас отличная баночка в которую не попадала вода во время дождя или при переправе через глубокую реку хорошо служила нам уже много лет. Обед оказался настолько мизерным, что пришлось думать о новых запасах. Испортили леску сделанную из конского волоса и приспособили её под петли для ловли рябчиков.
Это старинный метод ловли. Он основан на том, что птица очень любит бегать по наклоненным березкам. Ставится
петелька из конского волоса так, чтобы она висела на уровне головы рябчика. Остальное дело времени. Птица настолько любопытна, что обязательно её найдет. Для того чтобы стайка птиц быстрее нашла место нашей охоты, надо манком из коры березы свистеть тии-ти-ти.
В течении часа мы уже имели двух птиц. Следующий этап заключался в поиске глины. Это просто для деревенских ребят, да и места уже были знакомые. Рядом река, наш любимый обрыв с ласточкиными гнездами. Не доходя до гнездовья ласточек, нашли глину. Быстро организовали костер из сломанного валежника, обмазали птиц глиной, под угли зарыли глиняный шар с рябчиком. Полчаса ожидания и с чувством, с толком, с расстановкой вкушали царский обед.
Правда все время было ощущение, что на нас кто-то разглядывает со стороны. Хотелось вздремнуть после вкусного обеда, но решили идти до ласточкиного гнездовья, любимого места всех мальчишек и девчонок поселка. Особенно привлекало это место большим количеством земляных орехов, чистыми пляжами, спокойной и чистой водой. Рядом большой красивый сосновый бор, где растут белые грибы и вкусная брусника. А на другом берегу реки, заросли черемухи. Ее было так много, что ребятишки всего села ежегодно в дни созревания ягод ходили с черными ртами, а родители ягоды и сушили и варили варенье.
Природа создала все для здорового образа жизни человека, в том числе и земляные орехи, о существовании которых многие ни когда не слышали.
Вкус такой, как у грецких орехов, но по размеру они явно уступают. Тяни себе длинный – предлинный корень и через каждые десять сантиметров собирай орешек размером с хорошую вишню. Место, которое было богато орехами - это берег излучины реки, ежегодно подмываемый быстрым весенним половодьем. Летом отвесный обрыв высотой с пятиэтажный дом и узеньким глинистым карнизом в средине обрыва - любимое место гнездовья стрижей. Множество гнезд в виде полуметровых нор ежегодно по весне заселялось стремительными красавцами. Интересно наблюдать за полетом стрижа. В это время сожалеешь о том, что человек не имеет возможности парить и летать.
Над всем птичьим городищем нависла поваленная, горизонтально реке старая ель, еле-еле державшаяся короткими корнями за осыпающуюся почву.
Птичий гвалт, вкусные орехи, что еще нужно веселой ребятне.
Кто-то предлагает идею поймать стрижа в гнезде. Я, конечно, впереди всех ползу по карнизу все выше и выше. Посмотрел вниз, с десятиметровой высоты и только тогда появилась зрелая мысль: а зачем мне это надо? Но до гнезда уже рукой подать. И вот тянусь к гнезду. В рукаве что-то ползет и нестерпимо кусает, и только когда из распахнутой рубашки показались злые осы, первое, что пришло в голову это броситься с кручи в воду.
А злые кусаки , набросились на моих друзей и устроили им танец румба. Все попрыгали в воду в надежде на спасение. Но оказалось, что для осиной стаи вода не преграда.
Пришлось срочно плыть на другой берег и отсиживаться в густой осоке. С распухшими носами, злые на меня, друзья успокоились, подставив свои животы ласковому солнышку.
На другом берегу появился еще один любознательный субъект. Он подошел к еле державшейся ёлке, забрался на неё, заглядывая вниз на снующих стрижей .
Оказывается все время нашего путешествия по лесу, медвежата шли за нами и ни разу не выдали свое присутствие.
Мальчишки замерли в предвкушении каких-то событий. Медвежонок вместо того, чтобы смирно сидеть на дереве, вздумал трясти его, заглядывая в гнезда. Корни елки вырвались из осыпающейся земли, и медведь кубарем полетел в воду.
Его падение было не столь удачным. В реке оказался булыжник, который прервал медвежье любопытство.
Он еле вылез на осыпающийся берег, но, атакованный осами, отмахиваясь, бросился в реку, направляясь в нашу сторону.
Вся любопытная братия, не сговариваясь, бросилась бежать в сторону села. Бежали, не оглядываясь на любимую речную кручу с вкусными орехами и злыми осами.
Пару километров до села, Я не бегал так быстро, даже будучи бравым сержантом в Советской Армии.
Решили до конца лета свою судьбу не испытывать. По грибы и ягоды ходили большой компанией и обязательно в присутствии взрослых.
Незаметно для всех прошло лето. Прозвенел школьный звонок. Прибавилось проблем с уроками, но воскресенье отдаем то охоте, то рыбалке с факелами по тонкому льду.
Есть такая старинная добыча рыбы. Делается деревянная колотушка (по форме кувалды), факел, санки и легкий топорик. Как только стемнеет, идем на замерзшую реку. В свете факела, через тонкий, чистый лед хорошо видно спящую рыбу. Нашел по крупнее щуку и хрясь по льду колотушкой, оглушенная рыба к верху брюхом поднимается к поверхности. Остается только быстро сделать лунку топориком и на салазках быстро, чтобы не замочить ноги вытащить добычу.
Правда в такой рыбалке много работы и мало удовлетворения.
Другое дело тайга, она красива в любое время года.
Свидетельство о публикации №213020701707