Черемисы. Казань. Губерния. 1860

МАТЕРИАЛЫ
для
ГЕОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ
РОССИИ,
СОБРАННЫЕ ОФИЦЕРАМИ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА.

КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ.
Составил М. Лаптев.

САНКТПЕТЕРБУРГ.
ПЕЧАТАНО В ВОИНСКОЙ ТИПОГРАФИИ.
1861
ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ:
с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров.
С.-Петербург. 28 Ноября 1860 г.
Ценсор В. Бекетов.

Этнографические замечания о народонаселении
заметки о быте, нравах и обычаях жителей.

ЧЕРЕМИСЫ.
Черемисы — одни из самых древних обитателей здешнего края: о них упоминает, еще Нестор и указывает место их жительства.
Надо полагать, что народ этот обитал от Оки на восток до пределов Вятки и Перми, а к югу до нынешней Симбирской и Пензенской губерний.
О поселениях их с достоверностью можно только сказать, что Черемисы как народ полудикий, жили дробно, разбросанно, так же как и поныне они селятся - небольшими деревушками; в последней четверти XII столетия, летописи наши упоминают об одном черемисском городе Кокшарове.
Город этот был завоеван новгородскими выходцами и на его месте впоследствии основан нынешний Котельнич.
Хотя Новгородцы и утвердились в нынешней Вятской губернии, однако долго еще они должны были бороться с тамошними туземцами, между которыми сильнейшими были Черемисы; они во все продолжение самостоятельного существования Хлынова (Вятка) неоднократно заставляли жителей этого города выдерживать сильные нападения.
Память этих битв долго хранилась там, в торжественных церковных обрядах.
Подчиненные со времени основания Казани Татарам, Черемисы вместе с ними были деятельными и опасными противниками Русских.

Летописцы наши, рассказывая походы на Казань и область Вятскую, всегда выставляют Черемис на первом клане.
По покорению Вятки Иоанном III, необходимость общей защиты заставила Черемис еще теснее соединиться с Татарами.
Особенно войнолюбивы были луговые Черемисы: живя в дремучих лесах, они занимались исключительно звериною и рыбною ловлями, и жили «аки дикия», прибавляет летописец.
Летописи наши смешивают не только Чуваш и Черемис, но иногда называют тех и других Татарами: так в грамоте 1669 года, данной на владенье разными угодьями Кинярской волости, Чуваши Козьмодемьянского и Чебоксарского уездов названы горными служилыми Татарами (1).
В Ядринском уезде в настоящее время нет ни одной души Черемис, между тем как в старинных актах говорится о бывших здесь Черемисах.
Тут, впрочем, может быть и не замена имени одного народа другим, а и то, что Черемисы оставили места эти и бежали в луговую сторону, когда появились здесь Русские. На это обстоятельство указывает отчасти прозвище, которое дают низовые Чуваши верховым, называя верховых — черемисским отродьем.

Черемисы живут в Царевококшайском, Козьмодемьянском, Чебоксарском, Казанском и Мамадышском уездах.
По месту жительства их делят на луговых и горных.
Горные Черемисы по наружности из всех здешних инородцев самые красивые.
Они ловки, проворны, имеют правильные лица, и во всех других отношениях более развиты, чем их собратья — луговые.
Живут гораздо опрятнее не только луговых Черемис, но и Чуваш, хотя по достаткам они чуть ли не беднее последних.
Внешние постановления и обряды российской церкви, горные Черемисы усвоили себе как нельзя лучше.
Приверженность их к обрядной части религии, быть может, выше чем у Русских.
Луговые Черемисы или лесные, как их иногда называют, резко отличаются от своих соплеменников, живущих на правой стороне Волги.
Горные Черемисы почти исключительно занимаются земледелием; луговые же, живя среди лесов, на земле тощей, распаханной из-под хвойного леса, не получают достаточного вознаграждения за свой тяжкий труд.
Оттого важнейшее их занятия охота, пчеловодство и лесные промыслы.
Черемисин, отправляющийся на охоту, оставляет свой дом обыкновенно на несколько недель, и с ножом или топором и ружьем идет в глушь леса на сотню верст.
Кусок хлеба и трубка единственный его запас в этом походе.
Подобные отлучки, осуждающие на уединение и лишения всякого рода, отразились и на характере этого народа.
Черемисин непонятлив, груб и угрюм; холод и сырость пристрастили его к вину и огню.
Где бы ни остановился Черемисин, он сейчас же разводит огонь, летом от комаров, зимой от стужи, и затем уныло садится пред комельком со своей трубочкой.
Для попойки Черемисин бросит всякую работу, как ни была бы она нужна; раз добравшись до вина или пива, он не оставить его до тех пор, пока не будет и капельки. У пьяного вино не доброе; он буянит и неистовствует.

В домашней жизни Черемисы также неопрятны и скупы, как Чуваши; в последнем они, кажется, ушли далее Чуваш. Сходство их с последними этим не ограничивается; они так же кротки и боязливы пред начальством, как и Чуваши. Исправно платят подати. Вследствие скупости, как горные, так и луговые Черемисы, прячут деньги: тайком от домашних зарывает их Черемисин-хозяин в землю.

В одежде Черемис по местностям есть незначительные оттенки.
Крещеные носят кафтаны из белого крестьянского сукна, обшитые иногда толстым синим шнурком; летом же надевают род балахона из посконного холста с множеством по подолу и по концам рукавов обкладок из кумача; на ременном поясе с боку висят ножны для ножа; тут же вкладывается огниво и посредством железной дужки прицепляется топор. Исподнее платье тоже белое; рубашки вышиты шерстями [шерстью] или цветными нитками. Женщины носят такой же почти костюм, за исключением пояса, а головы, вместо шапок, окутывают белым холстом, который наматывается на какую-то подставку вроде лопаты с выдающимися рогами или углами; этот головной убор иногда унизывается монетами. Девушки же надевают простые белые косынки; в косы вплетают снурки [шнурки], бисер, деньги; на шее тоже носят монеты и бисер; в ушах — проволочные серьги, по нескольку пар и очень длинные, а на груди из сыромятной кожи четырёхугольник, унизанный монетами. На руках кольца и медные браслеты. На ногах все носят толстейшие черные онучи и, наконец, лапти.

Пища.
Едят Черемисы дурную пищу, большею частью салму, яшку, кислое молоко, некоторые овощи, редьку и лук. Хлеб летом обыкновенно пекут в золе. В праздники едят мясо, ватрушки и т. п. Постов луговые Черемисы не соблюдают; празднуют пятницу и только немногие —  воскресенье. Более сытную пищу составляет лошадиное мясо, мясо оленей, белок, зайцев, разных птиц, в том числе сорок и галок. Квасу почти не делают, а если и есть у некоторых, то кислый и жидкий; за то их пиво и мореный мёд очень хмельны и имеют даже одуряющие свойства. Избы Черемис строятся вятскими кукарами и построены плохо; окошки малые, потолки выстланы кругляками. Пол обыкновенно бывает выстлан не пилеными досками, а тесаными, которые при этом не плотно пригнаны и, в заключение всего, пол не имеет нижнего наката.

Свадьбы Черемис по церемониалу имеют много схожего с чувашскими; разница высказывается в мелких подробностях, которые существуют даже и по местностям. За невесту платится калым от 1 р. —  60 руб. Жениться стараются лишь только минут законные лета и отбудут рекрутство. Самая свадьба, т. е. её церемониал, также преимущественно заключается в угощении (2), с той разницей, что горные больше едят, а луговые больше пьют; сверх того, в собирании денег то с жениха, то с невесты, то с родителей под разными предлогами и даже для доказательства любви. Самый обряд у некрещеных заключается в молитве присутствующих, в перемене головного убора невесты, которая для свадьбы, разумеется, разодета во все лучшее. Этот парадный костюм очень схож с чувашским. Достаточный жених также одеть франтом, и чаще в русском костюме — плисовых штанах и красной рубахе.

Кроме пятницы, праздники их следующие:
"Шорон иол" — на святках. По вечерам в это время выходят на двор и хватают впотьмах за ноги овец для узнавания будущего: когда попадется голая, следовательно, будет несчастье, и наоборот.
"Сюарня" — масленица.
"Кон-кече" [Кон-кеге?] — на страстной неделе в среду. В этот день не кормят скот, чтобы он летом не ломал лес, взаймы ничего не дают; на следующий день, т. е. в четверг, бывают большие поминки усопших (сюрт-кече); в семик то же самое.
"Ага-парэм" — (на Пасхе) молятся об урожае хлеба.
"Кишаль" — празднество по окончании жатвы.

Обряд погребения заключается преимущественно в молитвах; умершего кладут на лубок по татарскому обычаю, дают ему денег на тот свет на всякий случай, зажигают при этом много восковых свеч и зарезывают [режут] курицу.
Когда тело зароют, то возвращаются домой и едят курицу.
Поминки по усопшим сходны с чувашскими.
...................
1. Некоторые из селений Ядринского уезда носят чисто татарские названия: Татаркасы, Таторян, Калмык-касы, Пашкуры. Между тем нет прямых исторических сведений о том, были ли в этих местах Татары.
2. Подробное описание свадеб горных Черемис смотри в Губ. Вед. 1854 года №№ 36 и 37-й.


Рецензии